Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2005 г. N 03-1903 "О проведении государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений в 2005/06 учебном году"

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


В рамках федерального эксперимента по введению профильного обучения на третьей ступени общего образования, который проходил в десяти субъектах Российской Федерации в 2003/04 и 2004/05 учебных годах, была апробирована и в целом одобрена новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку. В связи с этим Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России, учитывая запросы, поступающие из субъектов Российской Федерации, о возможности перехода на новую систему проведения государственной (итоговой) аттестации, предлагает следующее.

С целью дальнейшего совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений, а также с учетом предложений, поступивших из регионов, руководителям органов управления образованием и общеобразовательных учреждений рекомендуется начать постепенный переход к использованию в образовательной практике новой формы проведения письменного экзамена по русскому языку в IX классах, начиная с текущего учебного года (2005-2006).

Основной целью новой системы государственной (итоговой) аттестации является введение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных классов на старшей ступени общего образования.

В связи с тем что новая форма экзамена позволяет оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией, новые экзаменационные материалы по русскому языку могут использоваться во всех IX классах общеобразовательных учреждений, включая классы с углубленным изучением русского языка.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей, которые последовательно выполняются выпускниками:

1 часть - подробное изложение текста;

2 часть - чтение и анализ печатного текста, сопоставление его содержания с текстом изложения, выполнение тестов;

3 часть - написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся независимо от выбранного профиля.

Содержание экзаменационной работы позволяет оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо (что предусматривается в настоящее время), но и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения ее перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.

В текущем учебном году в первой части экзаменационной работы будут использованы тексты из традиционного "Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, IX класс" (авторы-составители Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова). Задания для второй и третьей частей экзаменационной работы будут закрытыми. В дальнейшем тексты для проведения первой части экзамена будут полностью обновлены, оставаясь при этом открытыми.

Содержание экзаменационных работ по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений разрабатывается в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.1998 N 1236), а также с учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089).

Технология проведения экзамена предполагает наличие у каждого учащегося индивидуального бланка с текстом экзаменационной работы, при этом ответы на задания фиксируются обучающимися непосредственно на бланке.

Обращаем внимание на то, что материалы по новой системе государственной (итоговой) аттестации, варианты работ, технология проведения письменного экзамена по русскому языку, а также критерии, по которым должны оцениваться работы выпускников IX классов, размещены на официальном сайте Минобрнауки России http:/www.mon.gov.ru и будут опубликованы в журнале "Вестник образования" (сайт журнала www.vestnik.edu.ru).

С целью обеспечения подготовки к экзамену по русскому языку будет издано методическое пособие "Сборник для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе", в котором будут представлены варианты экзаменационных работ, включающих тексты для изложений, тексты для чтения, тестовые задания и темы сочинений на основе услышанного и прочитанного текстов. В ближайшей перспективе планируется издание нового сборника, в который войдут тексты для изложения (первая часть экзаменационной работы), а также рекомендации по технологии составления работ для письменного экзамена по русскому языку.

Экзаменационные материалы в текущем учебном году разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

В связи с этим Минобрнауки России просит рассмотреть вопрос об участии субъекта Российской Федерации в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по новой форме организации итогового контроля по русскому языку в 2005/06 учебном году.

При принятии соответствующего решения необходимо подтвердить участие субъекта (в целом по региону, муниципальным образованиям или отдельным общеобразовательным учреждениям) в проведении новой системы государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений и направить заявки в Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России. В заявке необходимо указать схему участия субъекта Российской Федерации в государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по русскому языку в новой форме согласно приложению.

Обеспечение выпускников текстами экзаменационных работ для проведения письменного экзамена по русскому языку может осуществляться следующими способами:

- получение органом управления образованием субъекта Российской Федерации экзаменационных материалов на CD-диске;

- оформление заказа на полный тираж экзаменационных работ (по числу обучающихся) с последующим вывозом его в регионы.

Тиражирование экзаменационных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации по новой форме осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации.

Заявки необходимо представить в Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России в срок до 30 ноября 2005 года (ул. Тверская, д. 11, г. Москва, 125993).

Контактные телефоны для справок:

8 (095) 229-1766, 8 (095) 229-1700, отдел нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров общего образования.


Заместитель директора Департамента
Ф.Ф. Дудырев


Приложение

 
    Заявка на участие субъекта Российской Федерации в государственной
    (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных
               учреждений по русскому языку в новой форме
 
     1. Субъект Российской Федерации ____________________________________
     2. Способ получения текстов экзаменационных работ:
     электронная версия; тираж (подчеркнуть).
     Для  обеспечения  выпускников  текстами  экзаменационных    работ на
письменном экзамене по русскому языку предлагаются следующие способы:
     - заказ в Минобрнауки России на тиражирование экзаменационных  работ
(по числу учащихся) с последующим вывозом его в регион;
     - самостоятельное тиражирование текстов экзаменационных  работ  (для
каждого выпускника), полученных в электронной версии.
 
        Заявка об участии в письменном экзамене по русскому языку
 
----------T------------------T---------------------T--------------------¬
¦Название ¦    Количество    ¦Количество IX классов¦ Число учащихся IX  ¦
¦ региона ¦общеобразователь- ¦ общеобразовательных ¦      классов       ¦
¦  (или   ¦ ных учреждений в ¦     учреждений      ¦                    ¦
¦муниципа-¦     регионе      ¦                     ¦                    ¦
¦ литета) +------T-----------+--------T------------+------T-------------+
¦         ¦всего ¦участвующих¦ всего  ¦участвующих ¦всего ¦участвующих в¦
¦         ¦      ¦в экзамене ¦        ¦ в экзамене ¦      ¦  экзамене   ¦
+---------+------+-----------+--------+------------+------+-------------+
¦         ¦      ¦           ¦        ¦            ¦      ¦             ¦
+---------+------+-----------+--------+------------+------+-------------+
¦         ¦      ¦           ¦        ¦            ¦      ¦             ¦
L---------+------+-----------+--------+------------+------+--------------
 

Спецификация экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2005 год
(утв. Руководителем Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ 22 марта 2005 г.)


1. Назначение экзаменационной работы - оценить подготовку выпускников IX классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19.05.1998 N 1236).

2. Обязательный минимум содержания образования: новое содержание образования. Русский (родной) язык. Общеобразовательный уровень. - М.: Просвещение, 2001.

3. Примерные программы основного общего образования. - М.: Дрофа, 1999.

3. Общая характеристика содержания экзаменационной работы.

Содержание экзаменационной работы соответствует Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку. Вместе с тем при разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции новых образовательных стандартов*(1), связанные с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку.

4. Общая характеристика структуры экзаменационной работы.

Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся.

Часть 1 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (изложение), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.

Часть 2 содержит задания с выбором ответа, проверяющие умения извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, определять средства ее языкового выражения, а также принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи, что готовит учащихся к выполнению задания с развернутым ответом части 3.

Часть 3 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Первая часть - подробное изложение текста*(2). Вторая часть работы - анализ печатного текста и сопоставление его с текстом изложения, выполнение тестовых заданий. Третья часть экзаменационной работы - написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.

5. Процедура проведения экзаменационной работы.

Сначала ученики прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста ученики подробно его пересказывают. Затем знакомятся с текстом для анализа, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Учащимся предлагается извлечь информацию из прослушанного и прочитанного текстов, сопоставив ее. После самостоятельного прочтения предложенного текста учащиеся выполняют 4 тестовые задания. Затем ученики приступают к написанию небольшого по объему сочинения на основе извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов информации.

6. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы.

 
------T----------T------T----------T-----------------------T------------¬
¦  N  ¦  Части   ¦Число ¦Максималь-¦ Процент максимального ¦Тип заданий ¦
¦ п/п ¦  работы  ¦зада- ¦   ный    ¦  первичного балла за  ¦            ¦
¦     ¦          ¦ ний  ¦первичный ¦задания данной части от¦            ¦
¦     ¦          ¦      ¦  балл    ¦     максимального     ¦            ¦
¦     ¦          ¦      ¦          ¦первичного балла за всю¦            ¦
¦     ¦          ¦      ¦          ¦  работу, равного 32   ¦            ¦
¦     ¦          ¦      ¦          ¦        баллам         ¦            ¦
+-----+----------+------+----------+-----------------------+------------+
¦  1  ¦Часть 1   ¦  1   ¦     8    ¦         25%           ¦Задание    с¦
¦     ¦          ¦      ¦          ¦                       ¦развернутым ¦
¦     ¦          ¦      ¦          ¦                       ¦ответом     ¦
+-----+----------+------+----------+-----------------------+------------+
¦  2  ¦Часть 2   ¦  4   ¦     4    ¦         12,5%         ¦Задания    с¦
¦     ¦          ¦      ¦          ¦                       ¦выбором     ¦
¦     ¦          ¦      ¦          ¦                       ¦ответа      ¦
+-----+----------+------+----------+-----------------------+------------+
¦  3  ¦Часть 3   ¦  1   ¦    11    ¦         34,5%         ¦Задание    с¦
¦     ¦          ¦      ¦          ¦                       ¦развернутым ¦
¦     ¦          ¦      ¦          ¦                       ¦ответом     ¦
+-----+----------+------+----------+-----------------------+------------+
¦  4  ¦Практичес-¦      ¦     9    ¦         28%           ¦            ¦
¦     ¦кая       ¦      ¦          ¦                       ¦            ¦
¦     ¦грамот-   ¦      ¦          ¦                       ¦            ¦
¦     ¦ность  (по¦      ¦          ¦                       ¦            ¦
¦     ¦всей      ¦      ¦          ¦                       ¦            ¦
¦     ¦работе)   ¦      ¦          ¦                       ¦            ¦
+-----+----------+------+----------+-----------------------+------------+
¦     ¦Итого     ¦  6   ¦    32    ¦       (100%)          ¦            ¦
L-----+----------+------+----------+-----------------------+-------------
 

7. Блоки содержания и основные умения, подлежащие проверке в экзаменационной работе.

В дальнейшем при переходе к новой системе итоговой аттестации варианты экзаменационной работы в совокупности должны покрывать весь объем содержания обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе. С целью эксперимента в текущем году подлежат проверке элементы следующих блоков Обязательного минимума содержания образования:

- речь: аудирование;

- речь: чтение;

- речь: письмо;

- речь: текст;

- развитие речи: изложение;

- развитие речи: сочинение;

- нормативность речи;

- языковые и речевые средства выразительности;

- лексика и фразеология;

- морфемика и словообразование;

- морфология;

- синтаксис;

- орфография;

- пунктуация.

Экзаменационная работа по русскому языку позволяет выявить сформированность ряда коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования в старшей школе на базовом или профильном уровнях, а также в системе профтехобразования, а именно:

- извлекать информацию при чтении и/или аудировании; адекватно понимать и интепретировать текст, аргументируя собственную точку зрения;

- определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текстов, его принадлежность к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи;

- создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;

- интерпретировать информацию, извлеченную из текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданными темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические);

- работать со справочной лингвистической литературой (словарями различных типов, справочниками и т.п.).

Ряд заданий позволяет также определить сформированность лингвистических умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Система оценивания экзаменационной работы в целом, а также отдельных ее заданий представлена в демонстрационной версии.

9. Рекомендуемое время выполнения работы.

 
------T----------------------T------------------------------T-----------¬
¦  N  ¦Действия организатора ¦      Действия учащихся       ¦Рекомендуе-¦
¦ п/п ¦                      ¦                              ¦ мое время ¦
+-----+----------------------+------------------------------+-----------+
¦     ¦                   1 часть работы                    ¦   80 мин. ¦
+-----+----------------------T------------------------------+-----------+
¦  1  ¦Первое чтение текста  ¦Слушание текста               ¦    5 мин. ¦
+-----+----------------------+------------------------------+-----------+
¦     ¦                      ¦Осмысление       прослушанного¦    5 мин. ¦
¦     ¦                      ¦текста                        ¦           ¦
+-----+----------------------+------------------------------+-----------+
¦  2  ¦Второе чтение текста  ¦Слушание текста               ¦    5 мин. ¦
+-----+----------------------+------------------------------+-----------+
¦     ¦                      ¦Написание подробного изложения¦   65 мин. ¦
¦     ¦                      ¦прочитанного текста           ¦           ¦
+-----+----------------------+------------------------------+-----------+
¦     ¦                   2 часть работы                    ¦   40 мин. ¦
+-----+----------------------T------------------------------+-----------+
¦  3  ¦                      ¦Чтение   текста   и    решение¦           ¦
¦     ¦                      ¦тестовых заданий              ¦           ¦
+-----+----------------------+------------------------------+-----------+
¦     ¦                   3 часть работы                    ¦           ¦
+-----+----------------------T------------------------------+-----------+
¦  4  ¦                      ¦Написание сочинения           ¦  120 мин. ¦
L-----+----------------------+------------------------------+------------
 

10. Специфика проверки экзаменационной работы.

Для регионов, в которых используется технология КРОК, тестовые задания экзаменационной работы (часть 2) автоматически обрабатываются после сканирования и не требуют для их оценки привлечения лиц со специальным образованием по русскому языку. В остальных регионах тестовые задания обрабатываются специалистами по русскому языку вручную.

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку (части 1 и 3), после чего сканируются.

11. Условия проведения экзамена и проверки экзаменационных работ.

Организатором в аудитории во время проведения экзаменационной работы по русскому языку должен быть учитель-словесник, не работающий в данном классе.

На экзамене учащимся разрешается пользоваться лингвистическими словарями.

Задания с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку.

12. Рекомендации по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать: учебники, имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации:

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002-2004;

2) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2002-2004;

3) Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебники для 8 и 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002, 2004;

4) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004; Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004;

5) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык 5-9 классы/Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2003.


Руководитель
Рособрнадзора
В.А. Болотов

 
------------------------------

*(1) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ от 05.03.2004 N 1089).

*(2) Тексты для подробных изложений отобраны из учебного пособия "Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс" (авт. - сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. - М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал