Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 29 декабря 2003 г. N 04-05-06/53 О порядке налогообложения имущества религиозных организаций

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


Вопрос: Русская Православная Церковь на протяжении веков всегда служила своему народу и способствовала созиданию Государства Российского. И в настоящее время, когда минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Церковь постигла година тяжких испытаний, Церковь вновь возрождает свое социальное служение на благо нашего Отечества.

Однако, к сожалению, приходится констатировать, что за последние годы Государственной Думой был принят ряд законов, в том числе и по налогообложению, применение которых прямо или косвенно подрывает экономические возможности Церкви действенно служить обществу. Сегодня наши монастыри и приходы, находясь, по сути, на грани выживания и восстанавливая из руин порушенные храмы, должны при этом постоянно доказывать, что денежные средства, поступившие в качестве пожертвований, не являются их доходом (прибылью), а их имущество используется не для извлечения прибыли, а для достижения общественно полезных целей.

Суть проблемы в данном случае, по-видимому, заключается в том, что некоторые государственные деятели не желают понять, что Церковь и иные религиозные организации являются некоммерческими и бесприбыльными. Это нам приходилось доказывать и когда принималась глава Налогового кодекса о налоге на прибыль, и во многих других случаях. Такое положение повторяется и сейчас в связи с принятием Государственной Думой 17 октября сего года 30 главы "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса.

Согласно этому проекту закона налогом облагается имущество нерелигиозного назначения. В такой ситуации Церкви придется свернуть многие свои общественно значимые программы, поскольку здания и имущество богаделен, детских лагерей отдыха, приютов, яслей, домов для паломников, социальных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, и тому подобного, по замыслу законодателя, должны будут облагаться налогом.

Кроме того, в связи с таким подходом к налогообложению и сама религиозная деятельность наших монастырей, духовных школ, епархий и приходов будет поставлена под удар. Ведь все их имущество и технические средства, непосредственно не связанные с ведением религиозной деятельности, но необходимые им для ее нормального осуществления, будут подлежать налогообложению.

В связи с изложенным убедительно просим Вас, Владимир Владимирович, принять личное участие в решении данного важного для Церкви вопроса и сохранить действующее ныне освобождение от налогообложения имущества религиозных организаций.


Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше обращение к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации и, в связи с высказанной в нем обеспокоенностью порядком налогообложения имущества религиозных организаций, вступающим в действие с 01.01.2004 г., сообщает следующее.

Порядок налогообложения имущества организаций, включая и религиозные организации, с 01.01.2004 г. будет определяться Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ, статья 1 которого дополняет часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) главой 30 "Налог на имущество организаций".

При принятии указанного Федерального закона учитывалось, что налог на имущество организаций является региональным налогом, формирующим, в значительной степени, доходы региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляется.

В связи с этим, а также учитывая, что одним из направлений проводимой налоговой политики является сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения и обеспечение равных условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков, перечень налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, был ограничен и распространяется лишь на крайне узкий круг имущества организаций, имеющего общегосударственное (стратегическое и социальное) значение.

Принимая во внимание значимость затронутого Вами вопроса, для религиозных организаций (признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях") было, по существу, сделано исключение.

В отличие от подавляющего большинства налогоплательщиков, религиозные организации согласно статье 381 Кодекса освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности, то есть деятельности, являющейся для религиозных организаций основной.

К имуществу, освобождаемому от налогообложения, в частности относятся культовые здания и сооружения (церкви, колокольни, часовни, молельные дома и другие объекты), иные объекты, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, специально предназначенные для богослужений и религиозных обрядов, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), основание и содержание которых осуществляется религиозными организациями, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.

При этом следует учитывать, что данная льгота, в отличие от некоторых других льгот, предусмотренных по данному налогу, не является временной, поскольку срок ее применения федеральным законом не ограничен.

Кроме того, в рамках положений статьи 381 Кодекса предусмотрена льгота для организаций - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяет, в частности, освободить религиозные организации от уплаты данного налога за объекты профессионального религиозного образования, а также иные объекты, относимые к указанной сфере.

Одновременно обращаем Ваше внимание на то, что нормы главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса не исключают возможности предоставления налогоплательщикам льгот по уплате налога на имущество организаций, в том числе применяемых в настоящее время, равно как и иных льгот по уплате данного налога. Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Учитывая изложенное, решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, помимо льгот, предусмотренных главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, могут приниматься законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации самостоятельно.


Заместитель руководителя
Департамента
А.И.Салина

Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал