Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Решение Коллегии Минздрава РФ от 23 октября 2001 г. "О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения без ограничения возраста" (протокол N 17)

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


Заслушав и обсудив доклад о состоянии реабилитации детей-инвалидов коллегия отмечает, что в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний.

Общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 17 лет за последние пять лет выросла практически по всем классам и группам заболеваний, увеличиваясь в среднем на 4 - 5% ежегодно, преимущественно за счет хронических болезней.

Рост заболеваемости среди детей обуславливает нарастание инвалидизации детского населения. В 2000 году распространенность детской инвалидности составила 205,6 на 10 тыс. детей в возрасте до 15 лет включительно лет (1996 год - 150,6). Так, если в 1996 году на 70 детей в возрасте до 15 лет включительно приходился 1 ребенок-инвалид, то в 2000 году такой ребенок приходится на 55 здоровых детей. Контингент детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно постоянно возрастает, и только за последние 3 года увеличился на 16,3% (89960 чел.).

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации на 1 января 2001 года зарегистрировано 552 122 детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно.

Наиболее значимыми причинами повышения уровня общей детской инвалидности за последние годы являются недостаточный уровень ранней диагностики хронических заболеваний, а также расширение медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом.

Среди причин инвалидности с детства первое место занимают заболевания нервной системы (21,7%, 39,9 случаев на 10 тыс. детей), второе место принадлежит психическим расстройствам (18,6%, - 32,6 случаев на 10 тыс. детей). На третьем месте - врожденные аномалии (18,6% - 31,9 случаев на 10 тыс. детей). На долю этих причин приходится более 50% случаев инвалидности.

Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными - 25,0% (1996 год - 23,8%) и умственными - 20,4% (1996 год - 21,1%) нарушениями.

Решению вопросов, связанных с детской инвалидностью Министерством здравоохранения Российской Федерации уделяется постоянное внимание. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., что определило новые подходы к пониманию проблем детской инвалидности.

В соответствии с нормами Конвенции о правах ребенка 17.06.2000 г. принят Федеральный закон Российской Федерации N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", повысивший возраст детей для признания их инвалидами с 16 до 18 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 909 была утверждена программа "Дети России", в состав которой была включена программа "Дети-инвалиды". Аналогичные программы были приняты в 72 регионах России.

В регионах создана медико-генетическая служба, налажено проведение пренатальной диагностики, неонатального скрининга Минздрав России сосредоточил свои усилия на перинатальных аспектах профилактики инвалидности и развитии сети центров планирования семьи и репродукции. В настоящее время их создано в России более 400. Расширяется использование ультразвуковой диагностики беременных женщин.

За счет средств программы "Дети-инвалиды" созданы и оснащены современным функционально-диагностическим и реабилитационным оборудованием такие федеральные реабилитационные учреждения для детей-инвалидов как Реабилитационный центр "Детство" Минздрава России, специализированный дом ребенка с центром реабилитации (г. Апатиты Мурманской области) и другие.

Во многих регионах (Воронежская, Орловская, Челябинская, Калининградская, Кировская области, Республика Татарстан) успешно применяются традиционные технологии реабилитации и восстановительного лечения детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями, включающие коррекцию сенсорных нарушений, и многие другие.

По оперативным данным в системе здравоохранения Российской Федерации действует более 200 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения, кабинеты и т.д. В 254 домах ребенка детям с аномалиями в развитии оказывается комплексная реабилитационная помощь.

Однако увеличение количества детей-инвалидов обуславливает рост потребности в оказании реабилитационной помощи, которую существующая сеть медицинских учреждений не может обеспечить в полном объеме.

Несмотря на растущее число реабилитационных клиник, образовательных учреждений коррекционного типа, санаториев, дневных стационаров и т.д., а также различных благотворительных организаций, проблемы детской инвалидности в нашей стране не теряют своей остроты.

Основными факторами, определяющими недостаточную эффективность комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации ребенка-инвалида, являются отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации и низкий уровень методического обеспечения реабилитационного процесса. Кроме того, медицинскими работниками недооцениваются социально-психологические аспекты реабилитации, а работниками социальной сферы - необходимость и значимость медицинского этапа реабилитации. Недостаточно развита преемственность в деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности, курирующих вопросы, связанные с инвалидностью.

В настоящее время назрела острая необходимость разработки стандартов реабилитационной помощи детям, включающих в себя среднюю продолжительность лечения, психолого-педагогическую коррекцию, приоритетные методики и многое другое.

Существенным препятствием для развития реабилитационной помощи является недостаточное материально-техническое оснащение современным реабилитационным оборудованием детских реабилитационных учреждений. Также нуждается в развитии и совершенствовании существующая информационно-методическая база реабилитации. Многое из имеющегося оборудования не отвечает современным требованиям и не позволяет учесть комплексный характер реабилитации. Оснащение реабилитационных центров не носит системного характера, а использование дорогостоящего оборудования не имеет достаточно обоснованной методической базы.

Как показывает анализ материалов, в ряде территорий Российской Федерации реабилитационная помощь в домах ребенка оказывается в недостаточном объеме и ограничивается лишь проведением физиотерапевтических процедур и медикаментозной терапии.

Пристального внимания требует работа с детьми-инвалидами, проживающими в семьях. С этой целью необходимо обучение родителей навыкам и приемам реабилитации во время пребывания в реабилитационном учреждении, т.е.необходим перенос центра тяжести на реабилитационную работу в семью, что соответствует современным мировым тенденциям.

Перспективной организационной формой реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям являются стационарозамещающие технологии, которым до настоящего времени не уделялось достаточного внимания. Так, число коек в дневных стационарах всех типов, включая стационары на дому, составляет всего лишь 2% (1997 г. - 1,5%) к общему числу детских коек.

Несмотря на наличие многочисленных медицинских учреждений, занимающихся "медицинской" реабилитацией, между ними нет методологического единства, системного подхода по иерархическому принципу, отсутствуют унифицированные программы реабилитации и система оценки эффективности реабилитационных мероприятий.

Наряду с представленными, требуют решения медицинские и медико-социальные проблемы оказания комплексной реабилитационной помощи лицам, являющимся инвалидами с детства от рождения. Система оказания помощи этой категории больных должна базироваться на тех же принципах, что и для детей-инвалидов.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости совершенствования комплекса мер по организации непрерывного процесса реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов и инвалидов от рождения в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

Коллегия решает:

1. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению:

В срок до 31 декабря 2001 года подготовить проект приказа Минздрава России "О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения".

2. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Реабилитационному центру "Детство" Минздрава России:

2.1. В срок до 1 марта 2002 года доработать Концепцию организации непрерывного процесса реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства в системе здравоохранения Российской Федерации (далее Концепция) и утвердить план ее поэтапной реализации.

2.2. В срок до 31 декабря 2001 года представить перечень мероприятий, необходимых для осуществления преемственности в процессе комплексной реабилитации инвалидов с детства от рождения без ограничения возраста.

2.3. В срок до 1 ноября 2002 года совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации подготовить письмо органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации о формировании единых методических рекомендаций по разработке индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства от рождения.

3. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики:

3.1. В срок до 30 апреля 2002 года подготовить пакет документов по введению специальности "Детская реабилитология" в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей и представить их на рассмотрение Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации.

3.2. В срок до 1 февраля 2002 года разработать программу повышения квалификации специалистов домов ребенка по современным технологиям реабилитационной помощи.

3.3. В срок до 1 марта 2002 года подготовить дополнения в учебные программы медицинских вузов по вопросам, связанным с реабилитацией инвалидов.

4. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Управлению медицинских проблем материнства и детства:

4.1. В I кв. 2002 года совместно с Российской Федерации разработать проекты приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития "Об утверждении формы направления детей в возрасте до 18 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы" и "Об утверждении формы направления инвалидов с детства от рождения на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы"

4.2. В I кв. 2002 г. представить на утверждение состав Экспертного Совета Министерства здравоохранения Российской Федерации по медико-социальной детей- инвалидов и инвалидов с детства от рождения.

4.3. В срок до 31 декабря 2001 года пересмотреть первичную учетно-отчетную документацию деятельности лечебно-профилактических учреждений и ввести в нее данные о детях-инвалидах и инвалидах с детства от рождения.

5. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах:

5.1. В срок до 1 июня 2002 года представить предложения по созданию организационно-методических межрегиональных центров по реабилитации инвалидов (в том числе, детей-инвалидов и инвалидов с детства от рождения).

6. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Правовому управлению: В срок до 1 марта 2002 года представить в Правительство Российской Федерации пакет документов по разработке федеральных законов, касающихся жизнедеятельности инвалидов с детства от рождения и гарантиях со стороны государства этой категории инвалидов и их семьям.

7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

7.1. Рекомендовать в срок до 1 мая 2002 года проанализировать состояние организации лечебно-диагностической и реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения, заслушать информацию на коллегиях

7.2. В срок до 1 мая 2002 года организовать обучающие семинары по современным технологиям реабилитации в педиатрии и общелечебной сети.

8. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В.Шарапову.


Председательствующий на коллегии
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
А.И.Вялков


Секретарь коллегии
И.В.Плешков


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал