Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Письмо Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава РФ от 23 августа 2001 г. N 291-22/101 "О локальных этических комитетах"

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


Департамент государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники направляет Вам для рассмотрения проект Положения, регламентирующего деятельность локальных этических комитетов при проведении клинических исследований лекарственных средств.

Основной задачей, возложенной на локальные этические комитеты, является защита прав, достоинства, интересов и здоровья участников клинических исследований лекарственных средств.

Проект Положения предусматривает, что локальные этические комитеты в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" от 22.06.98 г. N 86-ФЗ будут работать в тесном взаимодействии с Комитетом по этике при федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, создавая общими усилиями необходимые условия для безопасного и эффективного проведения клинических исследований лекарственных средств в учреждениях здравоохранения.

Ваши предложения и замечания по результатам рассмотрения проекта Положения просьба направить в наш адрес до 25 сентября 2001 года.


Приложение: Проект Положения, регламентирующего деятельность локальных этических комитетов при проведении клинических исследований лекарственных средств на 13 листах, в 1 экз.


Заместитель руководителя
Департамента
Д.В.Рейхарт


Приложение к письму Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава РФ от 23 августа 2001 г. N 291-22/101


Проект

Положение, регламентирующее деятельность Локальных этических комитетов при проведении клинических исследований лекарственных средств


1. Общие положения


Одной из основных задач, возложенной на Комитеты по этике разного уровня, является защита прав, достоинства, интересов и здоровья участников клинических исследований лекарственных средств.

Для успешной реализации этой функции Комитеты по этике разного уровня, с одной стороны, должны тесно взаимодействовать, с другой, отличаться по своим функциональным обязанностям, правам, статусу, полномочиям. Разделение обязанностей позволяет исключить дублирование функций и учесть специфику работы конкретных исследовательских клинических центров.

1.1. Комитет по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств осуществляет этическую экспертизу документов планируемого клинического исследования лекарственных средств (фаза I-IV), проводит выборочный контроль за соблюдением этико-правовых норм в ходе клинического исследования, обеспечивает гармонизацию, координацию и регулирование деятельности Комитетов по этике различного уровня.

1.2. Локальные этические комитеты (далее ЛЭК) создаются и функционируют при лечебных, научно-исследовательских и учебных медицинских учреждениях и призваны обеспечить соблюдение этических норм и интересов участников клинических исследований лекарственных средств (далее клинические исследования ЛС), проводимых на базе подведомственного лечебного учреждения.

1.3. В своей деятельности ЛЭК руководствуются основными принципами проведения клинических исследований и действующими законодательными и нормативными актами РФ:

- Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации "Рекомендации для врачей, занимающихся биомедицинскими исследованиями с участием людей";

- Федеральным законом "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", 1993 г.;

- Федеральным законом "О лекарственных средствах" (22.06.98);

- Стандартом отрасли ОСТ 42-511-99 "Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации (29.12.98 г.);

- Положением о Локальных этических комитетах;

- Нормативными документами вышестоящих организаций.


2. Статус и функциональные обязанности


Локальные этические комитеты лечебных, научно-исследовательских и учебных медицинских учреждений осуществляют свою деятельность как многодисциплинарные, независимые от заказчика и исследователя органы и функционируют в тесном взаимодействии с Комитетом по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.

2.1. Функциональные обязанности ЛЭК на этапе подготовки документов и получения разрешения на проведение клинических испытаний ЛС (I-IV фазы) ограничиваются возможностью оказания консультативно-методической помощи в подготовке Протокола клинического исследования ЛС.

Этическая экспертиза документов планируемого клинического исследования ЛС с правом принятия решения об одобрении/неодобрении материалов исследования возложена на Комитет по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.

2.2. При планировании научно-исследовательских клинических работ с использованием зарегистрированных ЛС, выполняемых сотрудниками учреждения, этическую оценку разработанных материалов осуществляет ЛЭК с правом вынесения решения об одобрении/неодобрении научных работ. В дальнейшем он осуществляет этическое сопровождение на всем протяжении проведения научного исследования.

2.3. На этапе проведения клинических исследований ЛС ЛЭК осуществляет постоянное динамическое наблюдение за ходом клинического исследования ЛС, проводимого на базе лечебного учреждения, обеспечивая соблюдение интересов и прав участников исследования и медицинского персонала.

Комитет по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств проводит выборочную плановую и внеплановую проверки соблюдения этических норм при проведении клинического исследования ЛС.

2.4. Основные функциональные обязанности ЛЭК на этапе проведения клинического исследования ЛС

ЛЭК должен:

2.4.1. письменно оповещать Комитет по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств о начале и окончании клинического исследования ЛС;

2.4.2. проверять наличие разрешения Минздрава РФ на проведение клинического исследования ЛС и заключения Комитета по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств об одобрении материалов исследования;

2.4.3. в случае начала исследования без одобрения его Комитетом по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств информировать об этом разрешительные органы и Комитет по этике контролировать своевременность представления исследователю и его сотрудникам документов клинического исследования ЛС для ознакомления;

2.4.4. контролировать соблюдение этических принципов при наборе пациентов, способствовать исключению элементов принуждения, обеспечивать справедливое распределение выгод и дополнительных нагрузок, получаемых от исследования,

2.4.5. оказывать консультативную помощь всем участникам клинического исследования,

2.4.6. следить за своевременным получением информированного согласия у участников исследования до их включения в испытание;

2.4.7. уделять особое внимание при получении информированного согласия у уязвимой группы пациентов;

2.4.8. обеспечивать соблюдение этических и правовых норм при участии в исследовании пациентов в коматозном или бессознательном состоянии;

2.4.9. контролировать точность соблюдения утвержденного Протокола исследования, использование его последней версии;

2.4.10. следить за своевременным предоставлением участникам исследования всей дополнительно поступающей информации об исследуемом препарате;

2.4.11. способствовать своевременному представлению в Комитет по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств; заявителю, а при необходимости, в разрешительные инстанции документов с описанием отклонения от Протокола, которое было допущено без разрешения Комитета по этике для устранения непосредственной опасности, угрожающей испытуемым;

2.4.12. осуществлять контроль за своевременным выявлением и регистрацией побочных реакций, за оперативным оформлением отчетных документов и своевременным информированием о нежелательных эффектах официальных инстанций (спонсора, заказчика, разрешительных органов, Комитета по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств);

2.4.13. контролировать причины преждевременного вывода испытуемых из исследования по медицинским показаниям;

2.4.14. принимать участие в определении необходимости раскрытия кода в интересах участника исследования по медицинским показаниям;

2.4.15. принимать участие в определении условий досрочного прекращения клинического исследования при получении в ходе проверок информации о нарушении Протокола исследования или возникновении серьезных побочных реакций, способных нанести ущерб здоровью/жизни участников исследования;

2.4.16. в случае отказа испытуемого от участия в клиническом исследовании контролировать, не ущемляются ли его права на другие виды лечения;

2.4.17. контролировать наличие и правильность оформления необходимой документации;

2.4.18. обеспечивать оперативность решения возникающих в ходе исследования проблем для предотвращения негативных последствий исследования;

2.4.19. в случае подтверждения в ходе мониторинга клинического исследования неоднократных или грубых нарушений этических норм выходить с ходатайством перед руководством о вынесении дисциплинарного взыскания или отстранения от исследования сотрудника, допустившего нарушение, или направлять свое заключение в Комитет по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и разрешительные органы с предложением приостановить действие Лицензии данного исследовательского центра на право проведения клинического исследования;

2.4.20. представлять отчет о результатах проверки соблюдения этико-правовых норм в ходе клинического исследования ЛС по каждому испытанию руководителю учреждения, в Комитет по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и другие официальные органы. Отчет должен содержать сведения по нижеперечисленным пунктам и указание о мероприятиях по устранению негативных последствий проведения клинических исследований ЛС:

- информацию о начале исследования, о количестве участвующих в исследовании испытуемых,

- об отклонениях от Протокола или изменениях Протокола, в том числе и с целью устранения непосредственной опасности, угрожающей испытуемым,

- о появлении новых данных, свидетельствующих об увеличении степени риска для испытуемых и/или существенно влияющих на проведение клинического испытания в целом,

- обо всех побочных эффектах исследуемого препарата,

- о всех серьезных неудачах и непредвиденных обстоятельствах проведения клинических испытаний, преждевременном прекращении исследования, а также о решениях, вынесенных другими Комитетами по этике,

- в случае досрочной приостановки или прекращения исследования, о причинах приостановки или прекращения работы с предоставлением краткого изложения полученных результатов;

- другие сведения, касающиеся данных о соблюдении этико-правовых норм в ходе проведения клинических исследований ЛС.

2.5. На этапе завершения клинического исследования ЛЭК обеспечивает:

- соблюдение страховых обязательств при возникновения ущерба здоровью участника исследования от испытываемого препарата;

- гарантии соблюдения конфиденциальности по отношению к участнику исследования и разработчику при использовании результатов исследования.


3. Полномочия локальных этических комитетов


Локальные этические комитеты обладают полномочиями:

3.1. Осуществлять плановый контроль за соблюдением этических и правовых норм при проведении клинических исследований;

3.2. Проводить экспресс-оценку хода клинических исследований в случае непредвиденных обстоятельств, развития неблагоприятных последствий и сообщать о результатах проверки в официальные инстанции,

3.3. В исключительных случаях принимать решение о временном прекращении исследования или выходить с ходатайством о прекращении исследования в разрешительные органы и Комитет по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, когда дальнейшее продолжение исследования может привести к нанесению ущерба здоровью/жизни участникам исследования

3.4. Выходить с ходатайством/предложением в вышестоящие официальные инстанции о внесении изменений в ход клинических исследований ЛС в связи с особенностями местных условий;

3.5. Выносить рекомендации с одобрением или отказом в проведении научных-исследовательских работ с использованием зарегистрированных лекарственных средств, проводимых на базе лечебного учреждения.


4. Формирование локальных этических комитетов и их состав


4.1. ЛЭК создаются при лечебных, научно-исследовательских и учебных медицинских учреждениях.

4.2. При учреждении ЛЭК организация-учредитель руководствуется действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и сложившейся системой общественных ценностей.

4.3. ЛЭК должен обладать достаточной компетентностью, необходимым суммарным опытом и квалификацией в вопросах биомедицинской этики и проведения качественных клинических исследований.

4.4. Состав ЛЭК формируется на многодисциплинарной основе с представительством различных слоев общества для снижения административной и экономической зависимости от руководства учреждения. При этом учитываются такие факторы, как профессиональная подготовка кандидатов в члены Комитета (ученые, медицинские работники), сбалансированное представительство по полу и включение представителей от общественности.

4.5. ЛЭК имеет право привлекать независимых экспертов для проведения консультаций по конкретным вопросам. При необходимости они могут принимать участие в экспертизе и обсуждении проектов научных работ, проводимых сотрудниками учреждения (однако они не принимают участия в голосовании при принятии решения).

4.6. Численность ЛЭК - 5-10 человек. В крупных научных медицинских центрах и лечебных учреждениях количество членов ЛЭК может быть увеличено в зависимости от объема и сложности решаемых задач или могут быть созданы подкомиссии.

4.7. Продолжительность членства в ЛЭК - 3 года. Этот срок может быть продлен на следующий 3-летний период в случае, если член ЛЭК продолжает соответствовать всем необходимым квалификационным требованиям. Повторное назначение члена ЛЭК должно быть документально отражено в решении заседания ЛЭК.

4.8. В случае, если член ЛЭК в силу объективных или других причин не может активно участвовать в работе ЛЭК, он может быть выведен из состава ЛЭК по собственному желанию согласно поданному заявлению и осуществляется процедура ротации.

4.9. В случае, если деятельность какого-либо члена Комитета не способствует эффективному выполнению функций, он может быть исключен из состава ЛЭК в соответствии с решением Комитета, оформленным в установленном порядке.

4.10. Председателем ЛЭК может быть сотрудник учреждения, имеющий высшее медицинское образование, разбирающийся в этических проблемах, вопросах прав человека и законодательных и нормативных актах, касающихся участия человека в биомедицинских исследованиях. Председателем ЛЭК не может быть руководитель учреждения или его заместитель.

4.11. Председатель ЛЭК и его заместитель избираются на заседании ЛЭК сроком на 3 года с возможностью перевыборов на последующие 3 года, что документально отражается в решении заседания Комитета.

4.12. Председатель ЛЭК является официальным представителем Комитета в его контактах с заказчиками (спонсорами), заявителями, исследователями, разрешительными инстанциями. Он гарантирует соответствие деятельности ЛЭК его уставным нормам, стандартным процедурам и законодательным и нормативным актам, ведет заседание ЛЭК и отвечает за правильное ведение и хранение документации.

4.13. В структуру ЛЭК входит ответственный секретарь ЛЭК.

4.14. Члены ЛЭК должны пройти курс обучения по этико-правовым нормам и проведению качественных клинических исследований лекарственных средств и постоянно повышать свою квалификацию.

Все члены ЛЭК и технический персонал должны соблюдать конфиденциальность в вопросах, связанных с клиническими исследованиями лекарственных средств.


5. Регламент деятельности локальных комитетов по этике


5.1. Деятельность ЛЭК регламентируется Стандартными процедурами и настоящим Положением.

5.2. ЛЭК разрабатывает собственные Стандартные процедуры и план работы в соответствии с настоящими требованиями.

5.3. Стандартные процедуры и план работы утверждаются на заседании ЛЭК. Они должны включать график регулярных плановых заседаний и организуемых дополнительных заседаний, назначаемых председателем ЛЭК в связи с производственной необходимостью.

5.4. Заседания ЛЭК проводятся в соответствии с утвержденным графиком или назначаются председателем Комитета по мере необходимости, но не реже 1-2 раз в месяц.

5.5. Секретариат Комитета по этике оповещает о дате и времени проведения заседания и его повестке не позднее, чем за 1 неделю.

5.6. Заседание считается действительным при наличии кворума, определяемого как не менее 50% от списочного состава. Однако с целью предотвращения административной и экономической зависимости ЛЭК от руководства исследовательского центра или медицинского учреждения на заседании всегда должен присутствовать эксперт, не работающий в данном учреждении. Отсутствие его на заседании равнозначно отсутствию кворума и, таким образом, делает заседание неправомочным.

5.7. На заседание могут приглашаться представители организации-заявителя, спонсора и исследователи для получения необходимой для принятия решения информации.

5.8. Комитет по этике может приглашать в каждом конкретном случае научных консультантов, специалистов по конкретным заболеваниям, экспертов по этике и юриспруденции, представителей общественности и др.

5.9. Привлекаемые независимые консультанты могут принимать участие в заседаниях Комитета в личном качестве или путем оглашения их заключения при условии заключения с ними соглашения о сохранении конфиденциальности. Однако они не имеют права принимать участие в голосовании.

5.10. Член ЛЭК не имеет права принимать участие в заседании Комитета, если он имеет какое-либо отношение к клиническому исследованию. Исключение составляют те случаи, когда по требованию ЛЭК такой член Комитета может предоставить интересующую Комитет информацию об исследовании (в этом случае он не принимает участия в голосовании).

5.11. Члены ЛЭК должны заранее (за 6-7 дней до начала заседания) внимательно изучить и проанализировать планируемые к рассмотрению документы, чтобы обоснованно высказать свою точку зрения.

5.12. На заседаниях ЛЭК рассматриваются следующие материалы:

- проекты планируемых научно-исследовательских работ с использованием зарегистрированных лекарственных препаратов и документов к ним, представленных на этическую экспертизу для получения одобрения материалов;

- заключения по результатам проверки соблюдения этико-правовых норм в процессе проведения клинического исследования лекарственного средства путем анализа первичной документации на месте, заслушивания доклада главного исследователя или рассмотрения отчета по материалам исследования;

Проверки в ходе клинического исследования лекарственного средства осуществляются через интервалы времени, пропорциональные уровню риска для участников исследования, но не реже одного раза за исследование.

- ходатайства/предложения ЛЭК, направляемые в официальные органы и Комитет по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;

- другие материалы, связанные с этическими аспектами проведения клинических и научных исследований.

5.13. Порядок проведения этической экспертизы материалов планируемых научных исследований с использованием зарегистрированных ЛС:

- на рассмотрение представляются проект Программы научно-исследовательской работы с обзором литературы, Информация для пациента с формой информированного согласия, Индивидуальная регистрационная карта пациента, CV исполнителей;

- материалы докладываются на заседании ЛЭК экспертом, который оформляет экспертное заключение, четко обосновывая и формулируя результаты экспертного анализа рассмотренных документов;

- обсуждение материалов проходит в открытой форме с участием авторов;

- после обсуждения членами Комитета, формулируется окончательное согласованное решение;

- повторное рассмотрение документов на заседании ЛЭК осуществляется после устранения заявителем отмеченных членами Комитета замечаний или представления дополнительной информации или документации;

- если решение ЛЭК принято не единогласно, особое мнение меньшинства членов Комитета записывается в Протоколе заседания и доводится при необходимости до сведения исследователя вместе с решением, принятым большинством голосов.

5.16. Все заседания ЛЭК протоколируются.


7. Ведение и хранение документации


7.1. ЛЭК ведет и хранит документацию (стандартные процедуры, списки членов с указанием рода деятельности и места работы, представленные в ЛЭК документы, протоколы заседаний, отчеты о результатах проверок соблюдения этических норм в ходе исследования, корреспонденцию и другие необходимые документы) не менее трех лет после завершения исследования и может предоставлять ее по требованию для контрольной проверки официальным разрешительным органам и Комитету по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.

7.2. Вся документация хранится в помещении, недоступном для посторонних.

7.3. Оформленный Протокол заседания ЛЭК включает следующие разделы:

- повестку дня,

- список присутствующих членов Комитета,

- место и дата проведения заседания,

- краткое изложение обсуждавшихся вопросов,

- принятые решения,

- распределение голосов при принятии решения,

- мнение отдельных членов Комитета, если решение было принято не единогласно,

- подпись председателя ЛЭК.


8. Процедура обжалования решения (апелляция)


Если организация-заявитель или исследователь не согласны с решением ЛЭК, они могут потребовать:

- повторного рассмотрения документов с приглашением их на заседание ЛЭК для аргументированного объяснения своей позиции,

- привлечения к рассмотрению вопроса Комитета по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал