Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Письмо МНС РФ от 31 мая 1999 г. N 10-4-3/139 О разъяснении отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


Управление по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки рассмотрело письмо Государственной налоговой инспекции по городу Санкт-Петербургу от 25.12.98 N 17-05/16228 о разъяснении отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.

1. Кодексом не установлено время исполнения требования об уплате налога в случае, если между сроком исполнения требования и последним сроком уплаты налога окажется менее 10 дней. При таких обстоятельствах время и срок исполнения требования налоговый орган определяет самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что в случае возникновения судебного спора суд, арбитражный суд в соответствии с процессуальным законодательством при отсутствии норм права, регулирующих спорное отношение, применяет нормы права, регулирующие сходные отношения. Аналогия со сроком предъявления требования о погашении недоимки, который предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 некорректна, поскольку указанное требование направляется при отсутствии средств на банковских счетах должника, на которые выставлены инкассовые поручения, и при необходимости предъявляется налогоплательщику одновременно с постановлением об обращении взыскания на имущество, тогда как требование об уплате налога вручается до направления в банк инкассовых поручений.

2. В соответствии со статьями 21, 32, 69 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение требования об уплате налога, а налоговый орган обязан направить такое требование при наличии неисполненной обязанности по уплате налога. Пунктом 3 статьи 46 Кодекса установлено, что решение о взыскании принимается не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Согласно пункта 2 статьи 46 Кодекса формой решения налогового органа о взыскании является инкассовое поручение (распоряжение). Поэтому направление требования перед выставлением инкассового поручения обязательно.

3. Арест, налагаемый при исполнении постановления налогового органа, вынесенного в порядке статьи 47 Кодекса, является составной частью мер обращения взыскания на имущество, которые осуществляются судебными приставами-исполнителями в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а органами налоговой полиции - указами Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 и 29.05.98 N 604. Статья 47 Кодекса определяет особенности применения законодательства, регулирующего вопросы обращения взыскания на имущество, и в частности устанавливает очередность обращения взыскания. Содержание мер принудительного исполнения, которые включают арест (опись), изъятие и принудительную реализацию имущества определены законодательством об исполнительном производстве.


4. До 1 января 2000 года исполнение постановлений налоговых органов о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика могут осуществлять федеральные органы налоговой полиции в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 и 29.05.98 N 604, если иное не установлено указанным Кодексом.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что Кодекс, федеральные законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" не содержат запрет на исполнение решений налоговых органов судебными приставами-исполнителями раньше 1 января 2000 года. Поэтому в тех регионах и населенных пунктах, где такие службы сформированы до 1 января 2000 года и имеют соответствующие возможности, постановления налоговых органов могут направляться для исполнения судебным приставам-исполнителям до указанного срока.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса принудительное взыскание налога у организаций производится в порядке, установленном статьями 46, 47, 48 Кодекса. Взыскание производится за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках либо за счет иного имущества, включая наличные денежные средства (первая и вторая очередь взыскания), органом, уполномоченным исполнять решения налоговых органов. В соответствии с Кодексом изъятие наличных денежных средств у организаций с последующим зачислением в бюджет не признается мерой, равнозначной бесспорному взысканию, и поэтому не может производиться налоговым органом в порядке, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199.

6. Противоречий между пунктом 4 статьи 48 и пунктами 4, 6 статьи 77 Кодекса нет. Суд общей юрисдикции и арбитражный суд принимают решения об аресте имущества ответчика как меры обеспечения иска в соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством. Налоговый орган с санкции прокурора выносит постановление об аресте имущества налогоплательщика на основании статьи 77 Кодекса в обеспечение исполнения обязанности по уплате налога. При обращении в суд с иском к налогоплательщику налоговый орган может заявить ходатайство об аресте того имущества налогоплательщика, которое не подверглось аресту в порядке статьи 77 Кодекса и о принятии иных мер обеспечения иска в соответствии с процессуальным законодательством. Согласно пункта 13 статьи 77 Кодекса суд может отменить постановление налогового органа об аресте.

Заместитель начальника Управления по работе
с крупными налогоплательщиками, реструктуризации

задолженности и принудительному взысканию
недоимки
Л.И.Смирнова


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал