Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Приказ Минздрава РФ от 31 мая 1999 г. N 207 "О кадровой работе отрасли" (утратил силу)

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


В реализации задач, определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации, работа с кадрами является одной из ведущих.

Анализ кадровой работы в отрасли был проведен на совещании с руководителями (специалистами) кадровых служб органов управления здравоохранением Российской Федерации, Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, учреждений и организаций Минздрава России.

Совещание рассмотрело вопросы последипломной подготовки специалистов, аттестации и сертификации. Важное место в проведении совещания занял вопрос номенклатуры врачебных и провизорских специальностей, а также введение новых специальностей.

Значительное место в работе с кадрами на современном этапе определили поднятые проблемы защиты социальных прав работников здравоохранения, вопросы оплаты и охраны труда медицинских работников а также другие вопросы.


Следует отметить возрастающую роль и ответственность работников кадровых служб различного уровня, нарастающую необходимость поиска современных организационных форм работы, универсализации методологии кадровой работы в практике кадрового обеспечения отрасли.

Вместе с тем совещание отметило много негативных тенденций, наблюдаемых в отрасли. Так, при незначительном ежегодном приросте врачебного персонала (до 0,6%) отмечается увеличение его убыли (до 1%). Такая же ситуация отмечается в статистике среднего медицинского персонала.

В этой связи, ежегодно в 3-4 территориях Российской Федерации наблюдается уменьшение врачебного и среднего медицинского персонала на 20-25%. А за последние 10 лет неукомплектованность сельского здравоохранения специалистами снизилась в 1,6 раза; сельских врачебных амбулаторий - в 2,6 раза. Основными причинами ухода дипломированных специалистов из отрасли являются неудовлетворительное социально-бытовое положение медиков (до 50%), неуверенность в "завтрашнем дне" (15%), изменение места жительства (до 20%), по собственному желанию (до 30%), разочарование в приобретенной специальности (до 15%).

Начавшиеся изменения в подготовке специалистов с высшим и средним медицинским образованием (медицинский психолог, социальный работник, медицинская сестра с высшим образованием, клинический провизор) столкнулись с неготовностью практического здравоохранения в приеме на работу специалистов новых базовых специальностей. Так, только до 10% медицинских психологов - выпускников 1997-1998 годов Курского медицинского университета получили работу по специальности, а из 35 выпускников факультета экономики и управления Самарского медицинского университета - более 20 не имели возможности трудоустроиться.

Аттестация врачей (провизоров) и средних медицинских и фармацевтических работников, являющаяся одним из важнейших компонентов процесса непрерывного образования, используется недостаточно. Так, численность аттестованного врачебного и провизорского персонала в Республике Дагестан составляет 13,9% от общего числа врачей и провизоров субъекта Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики - 14,7%, а в Республике Калмыкия - 26,8%. В то же время численность аттестованных врачей и провизоров во Владимирской области и Республике Коми составляет около 55%.


Не во всех аттестационных комиссиях органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации уделяется должное внимание индивидуальной работе со специалистами, объективной оценки их знаний, подготовительной работе по аттестации. Кроме того, как негативная тенденция, отражающая нежелание специалистов проходить аттестацию, - это платная аттестация, проводимая за счет медицинских работников.

Проводимая Минздравом России в соответствии с законодательством Российской Федерации организационно-методическая работа по сертификации медицинских и фармацевтических кадров слабо внедряется в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

За период с 1994 по 1998 годы лишь около 20% врачей и 19% средних медицинских работников получили сертификаты специалистов. Причины неудовлетворительной работы связаны с недостаточной организацией сертификационных комиссий и их подчиненностью аттестационным комиссиям, отсутствием опыта в использовании методических рекомендаций Министерства по вопросам проведения сертификации специалистов и т.д.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой стоящей перед Министерством является создание оптимальной номенклатуры специальностей врачей и провизоров, оказывающей решающее влияние на основы кадровой службы (подготовка, переподготовка, повышение квалификации, аттестация, сертификация), а также непосредственно на уровень организационной и профилактической деятельности всех учреждений здравоохранения. Проведенные в 1998-1999 годах заседания Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации по данному вопросу положительно оценены работниками кадровых служб субъектов Российской Федерации.

Большую актуальность, как показало совещание, приобретает действенное участие кадровых служб в решении вопросов охраны труда работников здравоохранения. Наблюдается высокий уровень производственного травматизма среди медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях на водном транспорте (2,27 на 1000 работающих) и учреждениях Госсанэпиднадзора (2,36).

Особую актуальность и тревогу вызывает наличие безработицы как явной (т.е. зарегистрирована в Центрах занятости населения), так и скрытой. За последние 2,5 года в Центры занятости населения свыше 27 тысяч медицинских работников обратились по вопросу поиска работы, а доля трудоустроенных составила не более 15%.

Проводимая кадровыми службами работа по моральному стимулированию работников отрасли показывает, что значительная часть органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации объективно оценивает труд медицинских работников.

Вместе с тем, многие руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, организаций и учреждений здравоохранения Минздрава России не используют в достаточной мере награды (Почетная грамота Министерства, Совместная Почетная Грамота Минздрава России и ЦК профсоюза работников здравоохранения, отраслевой нагрудный знак "Отличнику здравоохранения").

Отмечен рост образовательного уровня работников кадровых служб. Стабильность кадрового потенциала ряда органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (Брянская область, г.Москва, Ленинградская, Белгородская области) положительно сказывается на всей их деятельности. Более 60% руководителей кадровых служб отрасли имеют высшее и среднее специальное образование. Опыт работы специалистов кадровых служб неуклонно возрастает. Вместе с тем, до сих пор не решены вопросы нормирования труда работников кадровых служб, не определен статус кадровиков, несвоевременно решаются вопросы повышения квалификации и др.

С целью выполнения задач, связанных с кадровым обеспечением здравоохранения Российской Федерации приказываю:

1. Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений (Сергиенко В.И.), Управлению кадровой политики (Дедков Е.Д.) подготовить материалы и представить на коллегию Министерства в ноябре 1999 г. по подготовке и использованию специалистов по вновь введенным специальностям (медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, клинический провизор, социальный работник и др.).

2. Управлению кадровой политики (Дедков Е.Д.) представить в октябре 1999 г. на утверждение Положение о кадровой службе органа управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения.

3. Управлению кадровой политики (Дедков Е.Д.), Российской медицинской академии последипломного образования (Мошетова Л.К.) разработать и представить на утверждение в ноябре 1999 г. Планы подготовки и переподготовки специалистов кадровых служб с высшим и средним специальным образованием с комплексом мер широкой информации руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, учреждений и организаций Минздрава России.

4. Управлению кадровой политики (Дедков Е.Д.):

4.1. Подготовить и издать в июле 1999 г. сборник нормативных документов по вопросу аттестации работников здравоохранения.

4.2. Усилить контроль за исполнением приказа Минздрава России от 20.08.98 г. N 252 "О порядке формирования резерва на замещение должностей руководителей и работы с резервом" и в декабре 1999 г. представить на заседание Совета по кадровой политике при Министре аналитический отчет по данному вопросу.

5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, учреждений и организаций Минздрава России.

5.1. Активизировать работу с высшими и средними медицинскими (фармацевтическими) образовательными учреждениями по целевой подготовке специалистов для субъектов Российской Федерации.

5.2. Обеспечить меры по качественному отбору абитуриентов из числа молодежи с целью заключения контрактов для обучения в высших и средних образовательных учреждениях.

5.3. Разработать План-график подготовки работников (специалистов) кадровых служб.

5.4. Продолжить работу по формированию и обучению резерва на замещение должностей руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и лечебно-профилактических учреждений.

5.5. Организовать работу по заключению коллективных договоров в подведомственных учреждениях и организациях.

5.6. Усилить контроль за состоянием охраны труда и социальной защиты медицинских и фармацевтических работников в подведомственных учреждениях и организациях.

5.7. Обеспечить жесткий контроль за представлением кандидатур медицинских и фармацевтических работников на Государственные награды Российской Федерации.

6.8. Рассмотреть на коллегии органа управления здравоохранением субъектов Российской Федерации вопрос о состоянии кадровой работы.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Г.Г.Онищенко.


Министр
В.И.Стародубов


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал