Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Письмо Госналогслужбы РФ от 15 мая 1996 г. N ВЗ-6-08/331 "Об исчислении налогов на имущество физических лиц в 1996 году"

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


Государственной налоговой службой Российской Федерации как в центре, так и на местах принимались необходимые меры по выполнению поставленных перед нею задач по вопросам налогообложения имущества физических лиц, а также по усилению контроля за поступлением платежей в бюджетную систему в 1996 г.

Налоговыми органами Российской Федерации за 1995 г. обеспечено поступление в бюджет налога на имущество физических лиц в сумме 136,7 млрд. рублей (больше, чем в 1994 г., в 4,2 раза). По регионам наибольшие суммы поступлений имели место, например, в Ростовской - 9,6 млрд.руб., Свердловской - 6,1 млрд. руб., Волгоградской - 4,5 млрд. руб. областях, Краснодарском - 7,8 млрд. руб., Красноярском - 5,9 млрд. руб., Алтайском - 4,3 млрд. рублей краях.

По данным налоговых органов, в 1995 г. учтено граждан, имеющих в собственности строения, помещения и сооружения, в количестве 39,6 млн. человек (например, в Ростовской - 1,5 млн. чел., Свердловской - 1,5 млн. чел., Челябинской - 1,3 млн. чел., Волгоградской - 0,9 млн. чел., Нижегородской - 1,1 млн. чел. областях, в городах Москве - 1,6 млн. чел. и Санкт-Петербурге - 1,2 млн, чел.), что в 1,4 раза больше, чем в прошлом году. Всего было учтено 13,1 млн. приватизированных квартир, тогда как на 01.01.94 г. - 10,0 млн. Привлечено к уплате налога 16,3 млн. чел., что больше в 1,1 раза. чем в 1994 г. Остальные: 18,0 млн. чел. освобождены от уплаты налога по льготам и 5,3 млн. чел. - в связи с отсутствием оценки.

На 01.01.95 г. учтено 35,3 млн. строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности граждан, в том числе 13,1 млн. приватизированных квартир, тогда как на 01.01.94 учтено 30,6 млн. строений, помещений и сооружений, в том числе 10,0 млн. приватизированных квартир.

Однако, несмотря на проводимую работу и увеличение поступлений в бюджет по имущественным налогам, вопросы оценки и переоценки имущества остаются в большинстве регионов проблемными.

Налоговые органы на местах сталкиваются с рядом объективных трудностей, препятствующих достижению полного налогообложения всех потенциальных плательщиков за имеющиеся в их собственности объекты недвижимого имущества и обеспечению реальности предъявляемых гражданам сумм налога. К ним относятся несоответствие инвентаризационной и страховой оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам, реальной стоимости этих объектов и отсутствие по некоторым строениям инвентаризационной и страховой оценок из-за большого объема работ и недостаточного количества бюро технической инвентаризации, а также высокой стоимости оплаты работ по оценке строений, помещений и сооружений, ограниченности, а нередко и полного отсутствия финансирования из местных бюджетов. Например, не имеют оценки в целом по Российской Федерации 5,6 млн. строений, в том числе в Республике Башкортостан - 331,1 тыс. строений, Республике Удмуртия - 212, 1 тыс. строений, Республике Татарстан - 195,8 тыс. строений, Московской области - 408,4 тыс. строений, Кировской области - 170,1 тыс. строений,

Серьезной проблемой остается отсутствие регистрации в органах коммунального хозяйства (БТИ) значительного количества выстроенных физическими лицами в порядке нового строительства домов, коттеджей, дач, без которой по гражданскому законодательству физическое лицо не может быть привлечено к налогообложению как собственник этих строений.

Анализ состояния работы и приведенные данные показывают, что госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации необходимо принять меры для усиления работы по выявлению объектов обложения налогом: строения, помещения и сооружения - по регистрации и оценке их коммунальными органами. Изыскивать возможности для преодоления трудностей при проведении сплошной инвентаризации, новые пути их разрешения. Например, госналогинспекции по Республике Чувашия, Волгоградской, Липецкой и Амурской областям совместно с органами исполнительной (законодательной) власти разработали и применили в работе вариант оценки строений, помещений и сооружений путем декларирования гражданами своего имущества, принадлежащего им на праве собственности.

Так, в Волгоградской области в порядке эксперимента разработаны и применяются два варианта оценки. Анализируя сложившуюся ситуацию по проведению инвентаризационной оценки строений, помещений и сооружений, администрация Волгоградской области, по согласованию с госналогинспекцией и другими заинтересованными органами и ведомственными учреждениями и организациями, утвердила "Временную методику и порядок проведения оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности по состоянию на 1 января 1995 г.", где наряду с действующим и общепринятым порядком проведения инвентаризации предусмотрены два принципиально новых варианта оценки непроинвентаризированных объектов.

В связи с тем, что наибольшее количество непроинвентаризированных объектов падает на строения, помещения и сооружения, находящиеся в сельской местности и садоводческих товариществах, оба варианта использованы при оценке имущества граждан, находящегося в садоводческих товариществах.

По первому варианту оценка непроинвентаризированных строений, помещений и сооружений производится экспертными комиссиями, в состав которых входят представители местного БТИ, районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, по архитектуре и градостроительству, налоговой инспекции и сельских администраций. По просьбе собственника строений (налогоплательщика) он также включается в состав комиссии на равных правах. Состав комиссии (не менее четырех человек) утверждается постановлением местной администрации. Оценка строений производится путем визуального осмотра объекта в натуре каждым членом экспертной комиссии, и из этих независимых оценок определяется среднее их значение, которое и используется для исчисления имущественного налога.

По второму варианту описание непроинвентаризированных строений производится самими собственниками строений и заявляется ими в специальной декларации, форма которой разрабатывается налоговыми органами, а сведения, показанные в декларации, используются для определения оценки для целей налогообложения данного имущества. Механизм декларирования представлен в следующем виде: владельцы строений, помещений и сооружений в бланках декларации приводят полный перечень строений, помещений и сооружений, имеющихся на садовом участке, с подробным описанием их технических параметров и других характеристик (вид строения, помещения и сооружения, их размеры по длине, ширине, высоте, этажности, год возведения и т.д.). Заполненные декларации правлениями садоводческих товариществ сдаются в БТИ или в страховые органы, которые на основе указанных в декларациях сведений, применяя действующие ведомственные методики и нормативы оценки строений, без выезда на места рассчитывают инвентаризационную или страховую оценку декларируемых строений, занося эти оценки в учетные регистры и в бланки деклараций, после чего направляют эти декларации и сводные ведомости оценки в местную налоговую инспекцию для исчисления налога на имущество физических лиц. При необходимости производятся контрольные выборочные проверки наличия и характеристики строений по месту их нахождения.

Проделанная работа Государственной налоговой инспекции по Волгоградской области и подведомственных ей инспекций показывает действенность данной формы работы по более полному привлечению к налогообложению граждан, имеющих в собственности строения, помещения и сооружения, и характеризуется следующими данными:

в 1994 г. начислено налога - 161,0 млн. руб.;

в 1995 г. начислено налога - 5080,1 млн. руб.

В целях обобщения работы, проделанной налоговыми органами, разработки предложений по совершенствованию законодательства по налогу на имущество физических лиц, а также методических рекомендаций по порядку их исчисления и уплаты, подготовки доклада по этим вопросам Правительству России Госналогслужба России просит представить к 15 октября 1996 г. информацию, в которой следует отразить:

взаимодействие налоговых органов с органами власти субъектов федерации и местного самоуправления по проведению сплошной инвентаризации строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности граждан;

проводимую налоговыми органами работу по более полному привлечению к налогообложению граждан, имеющих в собственности строения, помещения и сооружения;

проводимую налоговыми органами работу по контролю за полнотой и своевременностью поступлений этих налогов в бюджет, практику применения финансовых санкций и административных штрафов к налогоплательщикам, уклоняющимся от их уплаты.

Кроме того, представить следующие данные:

1. Количество граждан, имеющих в собственности строения, помещения и сооружения, по состоянию на 01.01.95_____________________________________ и на 01.01.96____________________________________________________________

2. Количество граждан, которым исчислен налог на строения, помещения и сооружения на 1995 г.__________________________________________________ и на 1996 г._____________________________________________________________

3. Количество граждан, которым предоставлены льготы по налогу на строения, помещения и сооружения на 1995 г.______________________________ и на 1996 г._____________________________________________________________

4. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности граждан:

                              на 01.01.95                  01.01.96
а) приватизированные квартиры__________________         _________________
б) частные домовладения________________________         _________________
в) торговые, бытовые, коммунальные
   и др. нежилые помещения_____________________         _________________

5. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности граждан и имеющих оценку по состоянию на 01.01.96:

а) произведенную БТИ_____________________________________________________
б) произведенную страховыми органами_____________________________________
в)  произведенную налоговыми органами____________________________________

6. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности граждан и не имеющих оценки по состоянию на 01.01.96____________

в том числе:

а) строения, возведенные в порядке индивидуального строительства_________
б) дачи__________________________________________________________________
в) гаражи________________________________________________________________
г) другие объекты________________________________________________________

7. Сумма оценки строений, помещений и сооружений, по которой исчислен налог (млн. руб.) на 1995 г._________________________________________ и на 1996 г._____________________________________________________________

в том числе:

а) определенной по сведениям БТИ_______________         _________________
б) определенной по сведениям
   страховых органов___________________________         _________________
в) определенной по сведениям
   налоговых органов___________________________         _________________

8. Сумма налога на строения, помещения и сооружения, фактически поступившая за 1995 г. (млн. руб.)__________________________________________

9. Сумма налога на строения, помещения и сооружения, исчисленная на 1996 г. (млн. руб.)______________________________________________________

10. Сумма налога на строения, помещения и сооружения, фактически поступившая на 15.09.96 (млн. руб.)______________________________________

11. Количество граждан, имеющих в собственности транспортные средства по состоянию на 01.01.95______________________________________________ и на 01.01.96____________________________________________________________

в том числе:

а) теплоходы___________________________________         _________________
б) самолеты, вертолеты_________________________         _________________

12. Количество граждан, которым исчислен налог на транспортные средства на 1995 г.______________________________________________________ и на 1996 г._____________________________________________________________

13. Количество граждан, которым предоставлены льготы на 1995 г._____ и на 1996 г._____________________________________________________________

14. Сумма налога на транспортные средства, фактически поступившая за 1995 г. (тыс. руб.) _____________________________________________________ _________________________________________________________________________

15. Сумма налога на транспортные средства, исчисленная на 1996 г. (тыс. руб.)______________________________________________________________ _________________________________________________________________________

16. Сумма налога на транспортные средства, фактически поступившая на 15.09.96 (тыс. руб.)_____________________________________________________ _________________________________________________________________________


Государственный советник
налоговой службы I ранга
В.А. Зверховский

 
 
 

Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал