Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Вернуться архив, обновление

Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (третий уровень высшего профессионального образования) (утв. Госкомвузом РФ 20 февраля 1995 г.)

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


1. Общая характеристика образовательно-профессиональной
программы подготовки преподавателя на базе специальности
(наименование специальности)


1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме - 680 часов. Дополнительная квалификация - "преподаватель".

1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.

Деятельность преподавателя направлена на:

- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым стандартам образования;

- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);

- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;

- анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;

- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;

- воспитание и интеллектуальное развитие личности.

Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:

- учреждения системы народного образования различных форм собственности (лицеи, гимназии, школы, колледжи);

- учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.


2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно
завершивших обучение по программе подготовки специалиста
с дополнительной квалификацией "Преподаватель"


2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя

Преподаватель должен:

- понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

- знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

- понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, а также в школьном учебном плане;

- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.

Преподаватель должен знать:

- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;

- воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

- пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;

- дидактику (предмета);

- содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

- требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся (по предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

- вопросы частных методик школьных курсов (по предмету);

- различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;

- методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

- научные основы школьного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;

- структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.

Преподаватель должен уметь:

- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

- планировать учебные занятия в соответствии со школьным учебным планом и на основе его стратегии;

еспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

- ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;

- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

- анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

- организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

- применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

- использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

- развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель должен иметь представление о:

- связях школьных разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами;

- методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий;

- методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;

- возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;

- принципах построения, обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам

Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также по математическим, общим естественнонаучным и специальным дисциплинам (см.: государственные требования по данным циклам дисциплин для специальностей, обозначенных символом "*" в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования).

Конкретные требования с учетом выполнения вышеперечисленных требований устанавливаются высшим учебным заведением.


3. Обязательный минимум содержания программы
профессиональной подготовки преподавателя

 
--------T----------------------------------------------------T-----------
 Индекс ¦              Наименование дисциплин                ¦Всего часов
        ¦              и их основные разделы                 ¦на освоение
        ¦                                                    ¦учебного
        ¦                                                    ¦материала
--------+----------------------------------------------------+-----------
ОД.00   ¦Общие дисциплины                                    ¦     360
ОД.01   ¦Психология и педагогика:                            ¦     100
        ¦(см.:  обязательный  минимум  содержания цикла Общие¦
        ¦гуманитарные  и  социально-экономические дисциплины,¦
        ¦определяемый государственным стандартом высшего про-¦
        ¦фессионального образования)                         ¦
ОД.02   ¦Дополнительный цикл психолого-педагогических дисцип-¦     180
        ¦лин (конкретный перечень определяется вузом):       ¦
        ¦возникновение и развитие  педагогической  профессии;¦
        ¦своеобразие педагогической деятельности; роль учите-¦
        ¦ля в обществе;  педагогическое призвание, творчество¦
        ¦и новаторство;  мотивы выбора педагогической профес-¦
        ¦сии;  требования к личности учителя; профессиограммы¦
        ¦учителя;   системы  профессиональной  педагогической¦
        ¦подготовки;  самосовершенствование  учителя;  основ-¦
        ¦ные  принципы  возрастной  периодизации психического¦
        ¦развития;  типы ведущей деятельности и психологичес-¦
        ¦кие  особенности  возрастных периодов;  кризисы воз-¦
        ¦растного развития;  условия,  механизмы и закономер-¦
        ¦ности развития и формирования психики в процессе он-¦
        ¦тогенеза; психология обучения и воспитания; обучение¦
        ¦и  развитие;  психологическая  сущность развивающего¦
        ¦обучения; психология инновационного обучения; струк-¦
        ¦тура  учебной  деятельности и проблема ее формирова-¦
        ¦ния;  этапы формирования умственных действий; харак-¦
        ¦теристика  теоретического  и эмпирического мышления;¦
        ¦психология оценки и самооценки;  история отечествен-¦
        ¦ных и зарубежных педагогических учений;  методологи-¦
        ¦ческие и психологические основы процесса воспитания;¦
        ¦проблема взаимоотношений личности и коллектива; пла-¦
        ¦нирование и осуществление воспитательного  процесса;¦
        ¦проблема педагогического мастерства;  педагогическая¦
        ¦культура;  современное педагогическое мышление; пути¦
        ¦формирования педагогического мастерства; техника ре-¦
        ¦чи,  экспрессивные средства учителя; педагогика сот-¦
        ¦рудничества  как  технология  обучения и воспитания;¦
        ¦современные концепции образования и их  отражение  в¦
        ¦нормативных  документах; научная организация педаго-¦
        ¦гического труда;  текущее и перспективное планирова-¦
        ¦ние;  методы психодиагностики, диагностика мотиваци-¦
        ¦онной познавательной, эмоционально-волевой сфер лич-¦
        ¦ности учащихся;  диагностика знаний, умений, навыков¦
        ¦и способностей школьников; диагностика межличностных¦
        ¦отношений и психологического климата; психокоррекци-¦
        ¦онная работа учителя; методы педагогических исследо-¦
        ¦ваний;  системный подход к исследованию педагогичес-¦
        ¦ких явлений и  процессов;  технологические  проблемы¦
        ¦современной дидактики                               ¦
        ¦                                                    ¦
 ОД.03  ¦Новые информационные технологии в учебном процессе: ¦      80
        ¦структура аудио- и видеосредств и методика их приме-¦
        ¦нения;  структура  и архитектура ПЭВМ,  практические¦
        ¦навыки работы с компьютером; принципы построения ав-¦
        ¦томатизированных  обучающих и контролирующих систем;¦
        ¦применение пакетов  прикладных  программ  в  учебном¦
        ¦процессе (по предмету);  текстовые и графические ре-¦
        ¦дакторы,  электронные таблицы; базы данных; информа-¦
        ¦ционные и телекоммуникационные сети                 ¦
        ¦                                                    ¦
 СД.00  ¦Специальные дисциплины                              ¦     320
        ¦                                                    ¦
 СД.01  ¦История и методология (предмета):                   ¦      60
        ¦история возникновения и развития (предмета);  основ-¦
        ¦ные  понятия  и  категории. Методологические аспекты¦
        ¦науки и  ее приложений;  место (предмета)  в системе¦
        ¦научного знания; междисциплинарные связи; роль  наи-¦
        ¦более выдающихся ученых в развитии предмета; возник-¦
        ¦новение новых научных направлений (особенно, в двад-¦
        ¦цатом столетии); современные проблемы и  перспективы¦
        ¦развития (предмета)                                 ¦
        ¦                                                    ¦
 СД.02  ¦Методика преподавания (предмета):                   ¦     100
        ¦основы дидактики (предмета);  содержание и структура¦
        ¦школьных программ и учебников; вопросы частных мето-¦
        ¦дик,  относящихся к основным темам школьного  курса;¦
        ¦различные  подходы к изучению основных тем школьного¦
        ¦курса (предмета); методы организации самостоятельной¦
        ¦работы  и развития творческих способностей учащихся;¦
        ¦таксономия учебных задач; новые технологии обучения;¦
        ¦методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников¦
        ¦и методической литературы (по предмету); организация¦
        ¦учебной деятельности учащихся,  разработка  планов и¦
        ¦конспектов занятий                                  ¦
        ¦                                                    ¦
 СД.03  ¦Научные основы школьного курса (предмета):          ¦      80
        ¦анализ школьного курса  (предмета)  с  точки  зрения¦
        ¦современной науки;  логическая структура (предмета);¦
        ¦приложение общих концепций и выводов науки  к  конк-¦
        ¦ретным задачам преподавания                         ¦
        ¦                                                    ¦
 СД.04  ¦Практикум:                                          ¦      80
        ¦развитие и  закрепление  практических  навыков   (по¦
        ¦предмету)                                           ¦
        ¦                                        Всего часов:¦     680
        ¦                                                    ¦
 П.00   ¦Педагогическая практика                             ¦ 10 недель
        ¦                                                    ¦
 И.00   ¦Итоговая государственная аттестация                 ¦
        ¦                                                    ¦
 И.01   ¦Государственный квалификационный экзамен или  защита¦
        ¦выпускной работы                                    ¦
 

Примечание:

Вуз (факультет) имеет право:

1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом.

2. Вводить в дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин (ОД.02) элективные курсы.

3. Осуществлять преподавание цикла профессионально-педагогических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.


Заместитель председателя Госкомвуза РФ
В.Шадриков


< < Вернуться архив, обновление

Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки