Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2003 год (утв. МЧС РФ, январь 2003 г.)

По состоянию на 25 сентября 2006 года


В целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) к действиям по предназначению предлагаю:

I. Главной задачей на 2003 год считать:

В области гражданской обороны - обеспечение готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению возложенных задач при угрозе и возникновения войн (вооруженных конфликтов) в условиях применения всех видов современных средств поражения.

В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - реализацию мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования, инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, подготовку населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.

В области пожарной безопасности - реализацию мероприятий, направленных на повышение защищенности личности, общества и государства от пожаров.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций, учреждений и предприятий, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям):

Обеспечить дальнейшую реализацию положений Федеральных законов ГО гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности", а также других нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.

Обеспечить, в части касающейся, реализацию Федеральных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1098, и "Ядерная и радиационная безопасность России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 149.

В целях выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 1376-р обеспечить выполнение комплекса мер в области пожарной безопасности.

Продолжить разработку и реализацию целевых программ в области пожарной безопасности, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации.

Продолжить совершенствование деятельности функциональных подсистем РСЧС и повысить эффективность их взаимодействия с территориальными подсистемами РСЧС.

Организовать работу по взаимодействию аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти и совершенствованию порядка их привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Продолжить работу по совершенствованию системы страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обеспечить надежную работу региональных и ведомственных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе повышения уровня их нормативно-методического и технического обеспечения. При этом особое внимание обратить на заблаговременное представление систематизированной информации о возможности возникновения, степени опасности и возможной динамике развития чрезвычайных ситуаций в целях принятия адекватных и своевременных мер по их предупреждению, локализации и ликвидации.

Обеспечить широкое внедрение автоматизации процессов предупреждения чрезвычайных ситуаций, включая создание автоматизированных систем в рамках объединенной системы оперативного диспетчерского управления.

Повысить личную ответственность руководителей всех уровней за организацию прогнозирования чрезвычайных ситуаций и планирования действий органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечить выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 и от 15 апреля 2002 г. N 240.

Обеспечить готовность пунктов управления, их узлов связи к действиям по предназначению, в первую очередь - их подвижной (мобильной) составляющей. Продолжить работу по совершенствованию оснащенности пунктов управления и узлов связи современными техническими средствами.

Активизировать работу по реконструкции (созданию) территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения, особенно в сельской местности, и поддержанию их в готовности к применению.

Организовать работу по реконструкции (созданию) автоматизированных систем централизованного оповещения гражданской обороны с учетом включения в состав территориальных систем оповещения органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы. Обеспечить готовность к задействованию технических средств оповещения населения и руководящего состава гражданской обороны и РСЧС.

В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения" активизировать работу по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.

Наращивать усилия по поддержанию в постоянной готовности сил и средств гражданской обороны и РСЧС, созданию и оснащению территориальных аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны.

Разработать комплекс мер по укреплению пожарной безопасности, в том числе по созданию пожарной охраны на подведомственных объектах, повышению эффективности ее деятельности, а также упорядочению ведомственной нормативной базы по обеспечению пожарной безопасности.

Организовать заключение договоров с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на создание территориальных подразделений ГПС МЧС России в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 103.

Откорректировать перечни предприятий, на которых в обязательном порядке должна создаваться пожарная охрана за счет средств собственников. Принять меры по созданию подразделений ГПС, способных выполнять функции аварийно-спасательных служб.

Принять меры к приведению численности подразделений ведомственной пожарной охраны в соответствие со штатной положенностью (НПБ 201-96) и обеспечению (укомплектованию) их недостающей пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, связи и другим имуществом, необходимым для выполнения задач по предназначению.

Продолжить целенаправленную деятельность по подготовке органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС в вопросах организации планирования и практического выполнения комплекса мероприятий по инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению в мирное и военное время, а также по повышению готовности подчиненных органов управления и аварийно-спасательных формирований к выполнению задач по ликвидации последствий террористических актов.

Продолжить работу по оборудованию и восстановлению учебных городков гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также по строительству огневых полос психологической подготовки пожарных и спасателей.

Обеспечить выполнение требований Федерального закона "О пожарной безопасности" в части обучения населения мерам пожарной безопасности руководителями предприятий (организаций) всех форм собственности.

Обеспечить рассмотрение на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям не реже одного раза в год вопросов состояния и совершенствования работы в области пожарной безопасности, обучения различных групп населения действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Активизировать деятельность по взаимодействию с другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций. Поднять уровень организации управления в кризисных ситуациях подчиненными органами управления, силами и средствами. Принять меры к обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов.

Продолжить планомерное развитие базовых подразделений технической службы ГПС с учетом дополнительно возложенных на них задач по централизованному материально-техническому обеспечению органов управления и подразделений ГПС МЧС России.

Добиться востребованности прогностической информации при принятии хозяйственно-экономических и политико-социальных решений руководителями всех уровней с учетом проблем в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Не допускать сокращения существующего фонда убежищ и укрытий, принять меры к освежению средств индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки.

Продолжить совершенствование приемов и способов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Вести активную работу по поиску путей возможного сокращения сроков проведения эвакомероприятий.

Продолжить работу по вопросам социально-экономической, правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и осуществлять постоянный контроль за выполнением мероприятий в этой области.

Совершенствовать процедуру декларирования безопасности промышленных объектов и гидротехнических сооружений.

Продолжить работу по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Активизировать работу по вопросам создания, накопления, использования по назначению и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предусмотреть отдельными строками в бюджетах субъектов Российской Федерации и в бюджетах муниципальных образований и организаций расходы на мероприятия гражданской обороны, защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарную безопасность, а также расходы на подготовку различных категорий населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе на обеспечение деятельности учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны.

Организовать тесное взаимодействие со средствами массовой информации, оперативно, достоверно и своевременно информировать граждан о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, о приемах и способах защиты от них.

На основе настоящих Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - организационно-методические указания):

руководителям федеральных органов исполнительной власти организовать разработку соответствующих распорядительных документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2003 год;

руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организовать разработку и ввести в установленном порядке в действие соответствующие организационно-методические указания и планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2003 год;

провести не менее двух комплексных проверок городов, районов (иных административно-территориальных образований в составе городов) по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться Организационными указаниями по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы.

Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений по делам ГОЧС г.Москвы и Калининградской области

Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр), начальникам главных управлений по делам ГОЧС (далее - ГУ ГОЧС) г.Москвы и Калининградской области обеспечить боевую и мобилизационную готовность управления регионального центра, ГУ ГОЧС г.Москвы и Калининградской области, подчиненных соединений и воинских частей войск гражданской обороны, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы управления по делам ГОЧС).

Основные усилия сосредоточить на подготовке органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС к выполнению задач по предназначению. Принять меры к повышению готовности пунктов управления и совершенствованию их технического оснащения.

Продолжить совершенствование систем связи и оповещения, обеспечить их постоянную готовность к функционированию в мирное и военное время.

Обеспечить готовность узлов и подразделений связи региональных центров, органов управления по делам ГОЧС и ГПС МЧС России к выполнению задач по предназначению.

Активизировать работу по выполнению органами управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации планов мероприятий по реконструкции территориальных автоматизированных систем оповещения.

Обеспечить методическое руководство разработкой учебных программ подготовки личного состава подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также контроль качества проводимых мероприятий.

Продолжить подготовку специалистов засекреченной телефонной и телеграфной связи узлов связи пунктов управления региональных центров, органов управления по делам ГОЧС и подразделений связи соединений и воинских частей войск гражданской обороны.

В каждом периоде обучения спланировать и провести комплексную тренировку системы связи регионального центра с привлечением стационарных и подвижных узлов связи, подразделений связи соединений и воинских частей войск гражданской обороны и территориальных органов управления ГПС МЧС России региона.

Продолжить работу по сокращению сроков реагирования на чрезвычайные ситуации.

Добиваться плановой, согласованной с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, работы органов управления по делам ГОЧС и ГПС МЧС России по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также пожарной безопасности.

Продолжить работу по поддержанию в готовности существующих защитных сооружений гражданской обороны. Не допускать случаев необоснованного и преждевременного их списания.


Продолжить работу по поддержанию на требуемом уровне запасов средств радиационной и химической защиты и контроля, мобилизационного резерва, не допускать случаев утраты (порчи) имущества гражданской обороны.

Усилить контроль в территориальных подсистемах РСЧС и их звеньях за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, обратив особое внимание на реализацию превентивных мер при угрозе паводков, лесных пожаров, селей, землетрясений, возможных террористических актов и дефицита энергоносителей в осенне-зимний период, а также за своевременным представлением данных в реестр подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.

Завершить в 2003 году работу по созданию в составе пунктов управления региональных центров региональных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Повысить эффективность системы сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях на основе внедрения современных информационных технологий.

Принять меры по развитию системы страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обеспечить методическое сопровождение и координацию разработки региональных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законов, регулирующих вопросы пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, целевых программ в области пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, а также планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти организациями, осуществляющими операции с нефтью.

Осуществлять по согласованию и при координации МЧС России мероприятия по региональному международному сотрудничеству с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями и органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями в рамках реализации международных договоров Российской Федерации и международных договоров субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Активизировать работу по вопросам создания, накопления, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориальном и местном уровнях.

Обеспечить выполнение мероприятий по накоплению, освежению и подготовке к использованию по назначению резервов министра и МЧС России.

Внедрить в региональных центрах программные средства по оперативному учету наличия и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечить представление в установленные сроки достоверной информации в МЧС России.

Обеспечить эффективное выполнение проводимых в системе МЧС России мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну. Усилить контроль выполнения требований нормативных правовых актов по защите государственных секретов. Принять все меры к предотвращению утраты документов и утечки секретной информации.

В условиях автоматизации процессов управления повысить результативность мероприятий по выявлению и закрытию возможных каналов утечки секретных сведений и обеспечению безопасности информации, обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники. Во всех соединениях и воинских частях войск гражданской обороны, организациях МЧС России, имеющих право работы со сведениями, составляющими государственную тайну, организовать аттестацию объектов информатизации, оборудованных в соответствии с требованиями СТР-97.

Информационный обмен со средствами массовой информации организовать в соответствии с законами Российской Федерации "О государственной тайне" и "О средствах массовой информации", а также Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в МЧС России, введенным в действие приказом МЧС России от 5.08.96 N 21с.

При проведении совместных мероприятий с представителями иностранных государств в рамках международного сотрудничества строго руководствоваться Инструкцией по организации режимных мероприятий МЧС России при осуществлении международных связей, введенной в действие приказом МЧС России от 5.09.97 N 24с.

Продолжить целенаправленную работу по организации госнадзорной деятельности в регионе, проведению целевых проверок выполнения требований нормативных правовых документов, регламентирующих подготовку и ведение гражданской обороны, а также деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Усилить контроль за ходом декларирования безопасности промышленных объектов и гидротехнических сооружений, подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, а также соблюдением установленного порядка выдачи заключений о готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Совершенствовать учебно-материальную базу для проведения занятий в войсках гражданской обороны, с подразделениями ГПС МЧС России, с поисково-спасательными формированиями, гражданскими организациями гражданской обороны и для обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. В конце каждого периода обучения проводить смотры-конкурсы на лучшую учебно-материальную базу, итоги которых обобщать и отражать в приказах по итогам учебного года. При этом учитывать периодичность проведения смотров-конкурсов учебно-материальной базы ГПС МЧС России: не реже одного раза в три года.

Оказывать методическую помощь и координировать деятельность молодежных общественных объединений, ведущих работу по подготовке спасателей.

Вести постоянную работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также руководителями предприятий, организаций, учреждений, по созданию условий для подготовки и деятельности спасателей-общественников.

Продолжить работу по совершенствованию деятельности по профилактике пожаров, пропаганде, обучению населения мерам пожарной безопасности.

Организовать работу территориальных органов управления ГПС МЧС России по усилению контроля за соблюдением законности при осуществлении надзорных функций, производстве дел об административных правонарушениях, проведении дознаний по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности.

Провести работу по исключению из оценки деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору количественных показателей осуществления административной практики.

Продолжить целенаправленную деятельность по реализации концепций развития производства пожарных автомобилей в Российской Федерации, развития системы связи, развития газодымозащитной службы ГПС МЧС России, утвержденных начальником ГУ ГПС соответственно 16.06.99, 10.12.99 и 30.03.99.

Продолжить работу по укреплению и совершенствованию материально-технической базы подразделений технической службы ГПС МЧС России, принять меры по обеспечению личного состава ГПС МЧС России специальной защитной одеждой и снаряжением.

Активизировать деятельность по противопожарной пропаганде, связям с общественностью и взаимодействию со средствами массовой информации.

Активизировать работу по взаимодействию с общественными организациями Всероссийского добровольного пожарного общества по вопросам обеспечения пожарной безопасности, предупреждения пожаров и противопожарной пропаганде среди населения.

Принять безотлагательные меры по патриотическому воспитанию молодежи путем проведения разъяснительной работы по пропаганде героики профессии пожарного и спасателя среди школьников, членов дружин юных пожарных и юных спасателей, учащихся кадетских классов пожарной направленности и т.д.

При планировании мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера учитывать возможности общественных спасательных формирований.

На основе настоящих организационно-методических указаний:

разработать и ввести в действие в установленном порядке соответствующие организационно-методические указания;

разработать проекты планов основных мероприятий на 2003 год и представить в МЧС России в установленном порядке для утверждения;

не допускать отмены (переносов сроков проведения) мероприятий, предусмотренных планами основных мероприятий регионального центра, ГУ ГОЧС г.Москвы и Калининградской области. Изменения в планы вносить при обоснованной необходимости с разрешения министра (первого заместителя министра).

Начальникам образовательных учреждений (факультетов) по подготовке слушателей (курсантов)

Основной задачей учебного процесса считать формирование у слушателей, курсантов и студентов глубоких и твердых знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, приобретение (совершенствование) ими практических навыков в вопросах управления воинскими подразделениями войск гражданской обороны и органами управления по делам ГОЧС, органами управления и подразделениями ГПС МЧС России.

Особое внимание уделить:

качественному выполнению учебных планов и программ с учетом требований Государственных образовательных стандартов по установленным специальностям;

использованию в учебном процессе образцов современной пожарной, аварийно-спасательной техники и средств спасения;

формированию у слушателей и курсантов высоких морально-психологических качеств, профессионализма и творческого мышления при решении задач пожарной безопасности, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

изучению исторического опыта деятельности противопожарной службы в обеспечении в России пожарной безопасности.

Основными направлениями совершенствования и повышения качества учебного процесса считать:

дальнейшее повышение профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава;

внедрение в учебный процесс современных обучающих программ;

развитие у обучаемых творческого мышления и самостоятельности;

выявление наиболее одаренных и талантливых слушателей, курсантов и студентов, использование их интеллектуального и творческого потенциала для решения научных задач в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

повышение роли самостоятельной работы слушателей, курсантов и студентов и их обучения по индивидуальным планам.

Руководителям кадровых органов

В целях проведения единой кадровой политики в войсках гражданской обороны и Государственной противопожарной службе МЧС России руководствоваться Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" и Концепцией кадровой политики МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 20.02.01 N 77.

Обеспечить качественный подбор и расстановку военнослужащих войск гражданской обороны и лиц начальствующего состава ГПС МЧС России в соответствии с уровнем их образования, опытом работы и результатами служебной деятельности.

Работу с кадровым резервом проводить на основе индивидуального отбора и комплексной оценки специалистов, прошедших специальную подготовку, обладающих необходимыми профессиональными и деловыми качествами.

Принять меры для своевременного повышения квалификации и переподготовки кандидатов для выдвижения на вышестоящие воинские должности (штатные должности).

Принять меры по сохранению кадров военнослужащих войск гражданской обороны и лиц начальствующего состава ГПС МЧС России при проведении организационно-штатных мероприятий. Постоянно оказывать им конкретную помощь на местах в служебном становлении и материально-бытовом обеспечении.

В работе с кадрами учитывать мнение общественности и постоянно действующих комиссий.

Исключить случаи необоснованного досрочного увольнения офицеров, прапорщиков и сотрудников ГПС МЧС России с военной службы (службы), особенно молодых офицеров, лиц начальствующего состава ГПС МЧС России.

Активизировать работу по подбору и определению на военную службу (службу) по контракту офицеров запаса на первичные офицерские должности.

Повысить качество отбора кандидатов для поступления в образовательные учреждения профессионального образования.

Привести учет кадров в строгое соответствие с положениями Концепции кадровой политики МЧС России.

Обеспечить укомплектованность органов управления по делам ГОЧС, органов управления и подразделений ГПС МЧС России, войск гражданской обороны офицерами, прапорщиками (мичманами), лицами рядового и начальствующего состава на уровне, обеспечивающем гарантированное выполнение задач по предназначению.


II. По оперативной подготовке

1. Особенности проведения мероприятий оперативной подготовки

В оперативной подготовке основные усилия сосредоточить на подготовке органов управления к действиям по предназначению. Основной формой обучения считать командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

Основными мероприятиями оперативной подготовки в 2003 году считать: штабную тренировку Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с проведением командно-штабного учения в Приволжском и Уральском регионах по теме: "Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов управления сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Саратовской области и организация защиты населения и территорий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с катастрофическим затоплением" и командно-штабное учение в Южном регионе по теме: "Приведение Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в высшие степени боевой готовности и выполнение мероприятий при переводе гражданской обороны Волгоградской области с мирного на военное время".

При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки в 2003 году руководствоваться Наставлением по оперативной подготовке в Вооруженных Силах (изд. 2001 г.) и Методическими рекомендациями по подготовке и проведению командно-штабных учений в системе МЧС России (изд. 2002 г.).

Кроме того, при планировании мероприятий по подготовке органов управления учитывать требования "Порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738, а также "Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2002 г. N 841.

Главными целями проводимых мероприятий определить: совершенствование практических навыков должностных лиц в принятии решений и планировании действий сил и средств, достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при решении задач мирного и военного времени; проверку реальности планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других планирующих документов.

На всех мероприятиях оперативной подготовки представлять обучаемым разумную самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с обязательным использованием автоматизированных систем управления, ПЭВМ, моделей и методик решения оперативных задач.

Периодичность и продолжительность основных мероприятий оперативной подготовки в органах управления планировать исходя из следующих рекомендаций:

в федеральных органах исполнительной власти:

не менее одной командно-штабной (штабной) тренировки в год продолжительностью до одних суток:

с ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям;

по гражданской обороне;

в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

не менее одного командно-штабного и одного штабного учения в год с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными подсистемами РСЧС продолжительностью до трех суток;

не менее одной командно-штабной (штабной) тренировки в год продолжительностью до двух суток с привлечением органов управления по делам ГОЧС при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, укомплектованных военнослужащими войск гражданской обороны;

не менее двух тренировок (проверок) в год сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов;

ежегодный сбор продолжительностью до трех суток по подведению итогов деятельности в текущем году и постановке задач на следующий год;

в субъектах Российской Федерации:

не менее одной командно-штабной (штабной) тренировки в год продолжительностью до двух суток с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органами управления по делам ГОЧС;

одно-два командно-штабных учения в год продолжительностью до двух суток с городом или районом (иными административно-территориальными единицами в составе городов) с отработкой вопросов мирного и военного времени;

одно командно-штабное учение или одну командно-штабную (штабную) тренировку в год на предприятии, в учреждении или в организации продолжительностью до одних суток;

одно тактико-специальное учение в три года продолжительностью до восьми часов с гражданскими организациями гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций, а с гражданскими организациями гражданской обороны повышенной готовности - один раз в год;

не менее двух специальных учений со службами гражданской обороны продолжительностью до двух суток;

не менее двух тренировок (проверок) в год сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов;

ежегодный учебно-методический сбор продолжительностью до двух суток.

При планировании учений и тренировок предусматривать отработку вопросов приведения органов управления в различные степени готовности, перевода гражданской обороны на работу в условиях военного времени, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вопросов ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей регионов.

Командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки проводить, как правило, под руководством старших начальников.

При планировании командно-штабных учений практиковать постановку исследовательских целей.

При подготовке и проведении учений (тренировок) принимать меры по сохранению в тайне от обучаемых замысла учения, строгому соблюдению режима секретности.

Опыт работы лучших руководителей (начальников) по вопросам организации и проведения мероприятий оперативной подготовки обобщать и доводить до подчиненных органов управления на ежегодных сборах.

Сроки и порядок проведения оперативных (командирских) сборов начальникам региональных центров определить самостоятельно.

Начальникам образовательных учреждений (факультетов) по подготовке слушателей (курсантов) периодичность и продолжительность проведения командно-штабных учений (военных игр, тренировок) с руководящим и профессорско-преподавательским составом определить своими решениями.

Начальникам региональных центров:

отчетные документы представлять в МЧС России в установленном порядке;

установить для подчиненных органов управления порядок представления на утверждение документов оперативной подготовки, а также порядок отчетности об их проведении.


2. Организация профессиональной подготовки

Профессиональную подготовку офицеров и гражданского персонала органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и органов управления ГПС МЧС России направить на повышение уровня профессионального мастерства, совершенствование знаний и навыков обучаемых в выполнении своих функциональных обязанностей в мирное и военное время.

Профессиональную подготовку организовать в соответствии с Программой профессиональной подготовки офицеров и гражданского персонала органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной первым заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 4 декабря 1997 г.

Профессиональную подготовку офицеров и гражданского персонала центрального аппарата МЧС России организовывать и проводить под руководством начальников (руководителей) соответствующих структурных подразделений.

Профессиональную подготовку офицеров и гражданского персонала управлений региональных центров организовывать и проводить по планам начальников региональных центров. Темы занятий начальникам региональных центров определять в зависимости от особенностей региона.

При планировании общественно-государственной подготовки руководствоваться указаниями вышестоящих органов управления по делам ГОЧС.

Начало учебного года для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления по делам ГОЧС определить с 3 января 2003 г.


III. По подготовке ГПС МЧС России

В оперативной подготовке основные усилия сосредоточить на подготовке органов управления к действиям по предназначению. Главными целями проводимых мероприятий считать: совершенствование практических навыков должностных лиц в принятии решений по планированию и привлечению сил и средств к выполнению задач по предназначению достижение слаженности в работе органов управления и подразделений, проверка реальности существующих планов привлечения сил и средств, в том числе и на межрегиональном уровне, а также документов предварительного планирования боевых действий подразделений при ликвидации пожаров.

Подготовку личного состава подразделений осуществлять на соответствующих уровнях в органах управления, подразделениях.

С учетом расширения функций, возложенных на ГПС МЧС России, обучение кандидатов, впервые принимаемых на службу (перед допуском их к самостоятельному исполнению служебных обязанностей), осуществлять по Примерной программе специального первоначального обучения, утвержденной заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 31 мая 2002 г.

Порядок организации и проведения занятий по боевой подготовке устанавливать приказом начальника подразделения ГПС МЧС России. В приказе анализировать и утверждать результаты обучения личного состава за истекший год, отражать план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения, тематический план занятий и план боевой подготовки, определять периоды обучения, ответственных лиц за организацию учебного процесса.

Боевую подготовку проводить по караулам (дежурным сменам) в период боевого дежурства.

Начало учебного года определить 15 января, окончание - 15 декабря.

Документами планирования боевой подготовки считать:

а) в органах управления:

план боевой подготовки на год;

план-график проведения учебных сборов;

график совместных занятий личного состава подразделений, опорных пунктов пожаротушения, региональных специализированных отрядов, специализированных пожарных частей по обучению приемам работы со специальной пожарной техникой.

б) в подразделениях:

план боевой подготовки на год;

годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения;

тематический план занятий на год;

расписание занятий.

Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах проводить в условиях, максимально приближенных к реальным.

Для личного состава подразделений, имеющих на вооружении средства защиты органов дыхания, проводить тренировки в непригодной для дыхания среде и на свежем воздухе в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе, введенным в действие приказом МВД России от 30.04.96 N 234.

Боевую подготовку личного состава региональных специализированных отрядов и специализированных пожарных частей по тушению крупных пожаров, пожарных кораблей, подразделений, обеспечивающих службу вахтовым методом и охрану АЭС, организовать и проводить в порядке, определенном Программой подготовки личного состава подразделений ГПС.

При разработке документов по планированию боевой подготовки в органах управления и подразделениях ГПС МЧС России учитывать возложенные на них функции, цели и задачи, а также требования нормативных правовых актов.

Обучение личного состава подразделений территориального гарнизона пожарной охраны приемам работы со специальной пожарной техникой, находящейся на вооружении опорного пункта пожаротушения и регионального специализированного отряда ГПС, осуществлять в порядке, определенном территориальным органом управления ГПС МЧС России.

К участию в пожарно-тактических учениях привлекать подразделения так, чтобы все караулы (дежурные смены) участвовали в них равное количество раз, а начальники каждого подразделения выступали в роли руководителя тушения пожара.

Тренировочные пожарно-тактические учения проводить:

начальнику органа управления ГПС МЧС России и его заместителям, в функции которых входит организация службы и подготовки, начальнику центра управления силами ГПС, начальнику службы пожаротушения - не реже одного раза в год;

каждой дежурной смене службы пожаротушения - не менее одного раза в год;

начальнику местного гарнизона пожарной охраны, начальнику отряда ГПС - не менее двух раз в год;

другим лицам - в порядке, определяемом начальником территориального гарнизона пожарной охраны.

Показные пожарно-тактические учения проводить в территориальном гарнизоне пожарной охраны не менее двух раз в год.

Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить в гарнизонах пожарной охраны не менее одного раза в год при подведении итогов по боевой подготовке.

Пожарно-тактические учения с развертыванием сил и средств региональных специализированных отрядов ГПС и опорных пунктов пожаротушения проводить не реже одного раза в год в порядке, определяемом начальником территориального органа управления ГПС МЧС России.

Количество тренировочных занятий по решению пожарно-тактических задач определять с расчетом, чтобы каждый начальник отряда ГПС и начальник пожарной части выступили в роли руководителя тушения пожара не менее двух раз.

Контрольно-проверочные занятия по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом начальником органа управления ГПС МЧС России, но не менее двух раз в год для каждого караула (дежурной смены), а также при инспектировании гарнизонов пожарной охраны, органов управления и подразделений ГПС.

Руководителям подразделений при проведении практических занятий с выездом на объекты обеспечить отработку и корректировку соответствующих планов и карточек тушения пожаров, в том числе и в части проверки исправности состояния противопожарного водоснабжения.

Повышение квалификации личного состава подразделений организовывать начальникам органа управления, подразделения в целях повышения технического уровня и углубления имеющихся знаний. Конкретные сроки повышения квалификации и переподготовки, а также содержание обучения для каждой категории личного состава определять учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми органом управления в порядке, установленном ГУ ГПС МЧС России.


VII. По подготовке поисково-спасательных формирований МЧС России

Основной задачей поисково-спасательных формирований МЧС России (далее - ПСФ) считать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Подготовка руководящего состава ПСФ

Подготовку руководящего состава поисково-спасательных служб и отрядов направить на выработку организаторских и методических навыков по проведению комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.

Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках и реальных чрезвычайных ситуациях.

Повышение квалификации начальников ПСФ и их заместителей осуществлять на курсах повышения квалификации в Академии гражданской защиты МЧС России и в ходе проведения сборов по планам МЧС России, региональных центров. В результате обучения они должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство силами и средствами, прогнозировать и оценивать обстановку, масштабы бедствия в зонах чрезвычайных ситуаций, организовывать принятие экстренных мер по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие ПСФ с привлекаемыми силами РСЧС.

Профессиональная подготовка спасателей

Профессиональную подготовку спасателей организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России (изд. 1999 г.) по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации поисково-спасательных формирований по дежурным сменам в период дежурства. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2-го класса, а также преподавателей (специалистов) образовательных учреждений и других организаций соответствующего профиля на договорной основе.

Учебная нагрузка должна составлять 3 - 4 учебных часа в течение одного дежурства и не менее 24 учебных часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут.

При проведении занятий основное внимание обратить на получение твердых практических навыков и умений по предметам обучения с обязательным соблюдением правил безопасности, особенно в сложных и особо опасных условиях.

Обучение спасателей на повышение квалификации проводить в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или иных учебных заведениях на договорной основе, а также на базе Российского центра подготовки спасателей 179-го спасательного центра МЧС России (далее - Российский центр подготовки спасателей).

Спасателей и специалистов поисково-спасательных формирований, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов (водолазов, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.), направлять для обучения на договорной основе в соответствующие образовательные учреждения, имеющие лицензии.

Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, осуществлять в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России (изд. 1999 г.) на базе образовательных учреждений и в составе поисково-спасательных формирований.

Практические занятия по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить 1 раз в полгода в период учебных сборов.

На учениях и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций отрабатывать вопросы взаимодействия с войсками гражданской обороны и аварийно-спасательными формированиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Противопожарная подготовка. Проводить учебные пожарные тренировки не реже 1 раза в полгода с привлечением сил и средств согласно плану противопожарной защиты.

Медицинская подготовка. Планировать систематическую, не реже 1 раза в месяц, отработку практических навыков в оказании первой медицинской помощи в ситуациях, характерных для проводимых поисково-спасательных работ, на тренировках, учениях, а также в учреждениях службы медицины катастроф, на станциях скорой медицинской помощи по согласованию с территориальными органами здравоохранения.

Психологическая подготовка. Психологическую подготовку спасателей направить на формирование качеств, позволяющих успешно переносить высокие моральные, психологические и физические нагрузки при проведении поисково-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Десантная подготовка. Подготовку спасателей к десантированию в труднодоступные районы осуществлять на учебных сборах регионального уровня. Основным методом обучения считать практические занятия с отработкой нормативов по выполнению беспарашютного десантирования (для формирований спасателей, имеющих соответствующее снаряжение и допуск для проведения десантирования).

При проведении занятий по беспарашютной десантной подготовке основное внимание сосредоточить на изучении тактико-технических характеристик спусковых устройств роликовых (СУ-Р) и системы беспарашютного десантирования (СБД-10), правил спуска, погрузки (разгрузки) техники, оборудования и имущества на вертолетах Ми-8, Ми-26 и самолете Ил-76, порядка эвакуации пострадавших с помощью штатного оборудования вертолетов, изучении международных сигналов авиационного спасения и требований безопасности, выработке у спасателей навыков практического десантирования. Практические занятия с применением устройств СУ-Р и системы СБД-10 планировать не менее 3 раз в период обучения.

Воздушно-десантную подготовку проводить в формированиях, имеющих в штате должностных лиц, ответственных за соблюдение требований безопасности при выполнении парашютных прыжков, соответствующее снаряжение и допуск для организации прыжков с парашютом.

Основное внимание уделять выработке у спасателей твердых практических навыков в десантировании с парашютом в любое время года, на различную местность, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, приеме на земле десантируемых грузов.

Горная подготовка. Основные усилия в подготовке спасателей направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистской техники и снаряжения, спускам в пещеры (спелеоподготовка) в любое время года.

Практические занятия по горной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программы отрабатывать на местах в соответствии со спецификой и особенностями рельефа местности.

Практические занятия по водной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программы отрабатывать на местах с учетом имеющихся возможностей, технической оснащенности и особенностей местных акваторий.

В ходе занятий дать спасателям необходимый уровень знаний по правилам поведения на воде, эксплуатации водных судов, организации безопасности плавания, особенностям спасения и оказания медицинской помощи людям, пострадавшим на воде.

Особое внимание уделить обучению правилам безопасности поведения на воде, особенно при сплавах по рекам с различными элементами трудности.

Водолазная подготовка. Первоначальное обучение и повышение квалификации проводить в условиях специализированных центров (организаций) на договорной основе и в Российском центре подготовки спасателей в соответствии с руководящими документами по водолазной подготовке и Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах.

Региональные учебно-методические сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить не реже 1 раза в год со сдачей зачетов по техминимуму для подтверждения квалификации водолаза.

Учебно-тренировочные сборы водолазов-спасателей ПСФ с организацией тренировочных погружений и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в полгода.

В технической подготовке основные усилия направить на отработку навыков правильной эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования, средств связи, умение оперативно устранять возможные неисправности, освоение новых видов аварийно-спасательного оборудования.

Особое внимание обратить на соблюдение установленных мер безопасности при работе с конкретными видами оборудования, не допускать эксплуатации не освидетельствованных органами гостехэлектронадзора тех видов инструмента и оборудования, для которых оно установлено нормативными актами по охране труда.

Подготовку к работе с аварийно химически опасными веществами осуществлять на базе учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий.

Практическую работу с аварийно химически опасными веществами осуществлять при наличии соответствующей технической оснащенности спасателей после аттестации и получения допуска на данный вид работ.

Кинологическую подготовку проводить по двум направлениям: поисковой и минно-розыскной службы. Основное внимание обратить на отработку действий расчета кинологической службы (в составе кинолога и специально обученной собаки) по поиску и обнаружению пострадавших и взрывоопасных предметов. Подготовку кинологов осуществлять в 46-м кинологическом центре 179-го спасательного центра, а также на местах с учетом наличия кадров специалистов-кинологов и собак поисковой и минно-розыскной службы.

Для отработки методики подготовки служебных собак и сертификации расчетов поисковой кинологической службы организовывать проведение учебно-методических сборов регионального уровня (не реже 1 раз в год). Для проведения сертификации расчетов минно-розыскной службы 1 раз в год проводить сборы на базе 179-го спасательного центра.

Занятия по физической подготовке проводить два раза в неделю по два учебных часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения. Контрольные проверки планировать и проводить один раз в месяц.

По окончании учебного периода у спасателей принимать зачеты, а также нормативы по физической подготовке с обязательным выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации.

Время, отводимое на зачеты и экзамены, в расчет часов учебных программ не включать. В период экзаменов рекомендуется проводить заседания аттестационных комиссий.

Перерывы в процессе обучения использовать для подготовки, развития и совершенствования учебно-материальной базы, проведения необходимых работ по обустройству спортивных городков и спортивно-массовых мероприятий.

Особенности подготовки Центрального аэромобильного спасательного отряда

Подготовку личного состава отряда организовать в соответствии с Планом проведения подготовки спасателей и сотрудников Центрального аэромобильного спасательного отряда на 2003 год.

Обучение по специальным видам подготовки осуществлять в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России (изд. 1999 г.) в составе дежурных смен в период дежурства.

Основное внимание уделить подготовке к действиям в условиях химических аварий с использованием современных авиационных технологий, а также к проведению водолазных работ.

Особое внимание обратить на подготовку и отработку действий кинологических расчетов по поиску и обнаружению пострадавших и взрывоопасных предметов.

Продолжить совершенствовать навыки личного состава аэромобильного госпиталя по подготовке госпиталя к работе в зоне чрезвычайной ситуации и его свертыванию по окончании работ.

Не реже 2 раз в год проводить комплексные учения с отработкой практических действий в различных чрезвычайных ситуациях и получения навыков выживания в экстремальных условиях природной среды.

Руководство подготовкой ПСФ

Начальникам региональных центров, главных управлений по делам ГОЧС г.Москвы и Калининградской области при подготовке ПСФ:

основные усилия направить на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;

организовать изучение и внедрение передового опыта лучших ПСФ по организации подготовки спасателей;

обеспечить постоянный контроль за состоянием подготовки спасателей в ПСФ и оказание действенной помощи начальникам ПСФ в ее организации;

проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже 1 раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов учений и соревнований.

Начальникам ПСФ планирование учебного процесса на 2003 год завершить к 18 декабря 2002 г. Утвержденные в региональных центрах, главных управлениях по делам ГОЧС г.Москвы и Калининградской области планы подготовки поисково-спасательных формирований представить в Департамент войск гражданской обороны и спасательных формирований к 25 декабря 2002 г.

Начало учебного года для поисково-спасательных формирований МЧС России определить с 3 января 2003 г.


VIII. По подготовке аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны

Продолжить работу по созданию и оснащению служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 620 и от 18 ноября 1999 г. N 1266, а также Методическими указаниями МЧС России по созданию гражданских организаций гражданской обороны от 3 апреля 2000 г. N 33-860-14.

Подготовку аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны проводить в соответствии с Федеральными законами "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности", постановлениями Правительства Российской Федерации "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" от 24 июля 1995 г. N 738, "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" от 2 ноября 2000 г. N 841, требованиями Организационных указаний по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы и программами обучения.

Основой подготовки аварийно-спасательных формирований считать практические занятия. При подготовке аварийно-спасательных формирований и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, руководствоваться специальными программами и программами подготовки, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей. При этом особое внимание обратить на специальную и морально-психологическую подготовку личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях, приобретение и совершенствование навыков действий по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий, а также на соблюдение правил безопасности и умение правильно и в установленные нормативы оказывать в порядке само- и взаимопомощи первую медицинскую помощь. Смотр их готовности к выполнению возложенных задач проводить в ходе учений, тренировок и всех видов соревнований.

Ведомственным, региональным и территориальным аттестационным комиссиям повысить требования к проверке знаний должностными лицами аварийно-спасательных формирований и спасателями правил, норм и инструкций по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, к их практическим навыкам, физическим и морально-волевым качествам по соответствующей квалификации. Выработать единые подходы к порядку подготовки аварийно-спасательных формирований.

Подготовку руководителей гражданских организаций гражданской обороны осуществлять в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны, обратив особое внимание на выработку умений и навыков по поддержанию в готовности подчиненных гражданских организаций гражданской обороны к действиям по предназначению, организации выполнения задач и управлению ими в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Личный состав гражданских организаций гражданской обороны готовить непосредственно по месту работы в соответствии с требованиями Примерной программы обучения личного состава гражданских организаций гражданской обороны, утвержденной министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 июля 2001 г., а также в ходе учений и тренировок по гражданской обороне. При подготовке основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемов и способов действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Совершенствовать систему взаимодействия аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны, служб гражданской обороны с войсками гражданской обороны и поисково-спасательными формированиями МЧС России.

Федеральным органам исполнительной власти, региональным центрам уточнить данные о силах и средствах постоянной готовности РСЧС по состоянию на 1 января 2003 г., а также в соответствии с Табелем срочных донесений МЧС России и Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенными в действие директивой МЧС России от 3 апреля 2000 г. N 33-860-14, уточнить наличие, состав, укомплектованность и оснащенность гражданских организаций гражданской обороны по состоянию на 1 января 2003 г. Уточненные данные представить в МЧС России до 1 февраля 2003 г.


IX. По подготовке Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России

Главной задачей по подготовке Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (далее - ФГУАП МЧС России) считать поддержание высокого уровня готовности предприятия к авиационному обеспечению экстренного реагирования сил МЧС России на возникающие чрезвычайные ситуации на территории Российской Федерации и за рубежом.

Готовность дежурных сил и средств по авиационному обеспечению реагирования на чрезвычайные ситуации

Основные усилия сосредоточить на совершенствовании планирования, организации обеспечения, порядка и способов приведения дежурных сил и средств в готовность к авиационному обеспечению экстренного реагирования сил МЧС России на возникающие чрезвычайные ситуации.

Установить следующие режимы производственной деятельности:

режим "Повседневной деятельности";

режим "Повышенной готовности";

режим "Чрезвычайной ситуации".

Дежурство сил и средств по обеспечению экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации организовать в соответствии с требованиями приказов МЧС России от 18.12.97 N 745 и от 21.01.98 N 28.

Тренировки готовности дежурных сил и средств проводить ежемесячно.

Проверку готовности дежурных сил и средств руководящим составом ФГУАП МЧС России осуществлять ежемесячно, Управления авиации - ежеквартально.

Совершенствование специальной подготовки руководящего состава планировать и проводить в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11 путем направления на курсы повышения квалификации руководящего состава гражданской авиации.

В режиме "Повседневной деятельности" обеспечить исправность авиационной техники не менее 75% от списочной численности, находящейся в эксплуатации.

Летная и специальная подготовка

Основные усилия сосредоточить на совершенствовании организации летной работы, повышении уровня воздушной выучки, подготовке экипажей к освоению новых авиационных и спасательных технологий с применением различных систем и дополнительного оборудования для выполнения поиска, разведки, пожаротушения, десантирования спасателей и грузов.

Летную подготовку экипажей организовывать и проводить в соответствии с требованиями документов, регламентирующих организацию летной работы и обеспечение безопасности полетов: Наставления по производству полетов в гражданской авиации (НПП ГА-85), Руководства по организации летной работы в гражданской авиации (РОЛР ГА-87), Программ подготовки летного состава гражданской авиации (ППЛС ГА-92), Руководства по производству полетов в ФГУАП МЧС России и настоящих Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подготовку летного состава к выполнению полетов и эксплуатации авиационной техники в весенне-летний и осенне-зимний периоды заканчивать проведением летно-технических конференций.

Поддержание высокого уровня летной натренированности экипажей обеспечить выполнением обязательных норм налета и количества полетов в соответствии с требованиями документов, регламентирующих летную работу, и распоряжения Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 1 ноября 1995 г. N ДВ-13/и.

Обеспечить подготовку 100% летных экипажей воздушных судов к специальным авиационным работам на пожаротушение на Ил-76 с ВАП-2, Ми-26 с ВСУ-15, Ми-8 и Ка-32 с ВСУ-5.

Тренировки и практические занятия по поисковой и аварийно-спасательной подготовке проводить с учетом Рекомендаций Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации от 4 июля 2001 г. N 123/15/393 по планированию поисково-спасательного обеспечения полетов авиации и космических объектов в 2002 году.

Продолжить подготовку Экипажей к десантированию штатных грузов с самолета Ил-76 с применением малых парашютно-грузовых систем ПГС-500, ПГС-1000Р и ПССП, а также к десантированию грузов с применением больших парашютно-грузовых систем П-7.

Готовить экипажи самолетов и вертолетов к ведению визуального и радиотехнического поиска объектов, терпящих бедствие на суше и водных акваториях, наведению поисково-спасательных команд на объекты поиска: днем - в простых и сложных метеоусловиях, ночью - в простых метеоусловиях.

Организовать переучивание назначенных экипажей ФГУАП МЧС России: на самолет Бе-200 на - базе ТАНТК имени Г.М.Бериева г.Таганрог, на вертолет Ка-226 - на базе ОАО "Камов".

Продолжить совершенствование выучки летных экипажей для выполнения полетов по международным воздушным линиям и авиационного обеспечения спасательных работ.

На подготовку вторых пилотов в качестве командиров воздушных судов и переучивание других членов летных экипажей планировать не менее 10% летного времени от общего налета экипажей.

Тренажерную подготовку проводить в период наземной, предварительной и предполетной подготовок в соответствии с требованиями приказа Министерства гражданской авиации СССР от 29 января 1987 г. N 25 на тренажерах по типам воздушных судов (далее - ВС) по программам ежеквартальной тренировки на комплексных тренажерных системах (далее - КТС). При отсутствии КТС по типу ВС тренажерную подготовку осуществлять проведением тренажа в кабине воздушного судна по утвержденным карточкам.

Подготовку авиационных специалистов и повышение их классной квалификации проводить в соответствии с требованиями Положения о классификации специалистов гражданской авиации от 19 декабря 1988 г. N 44М и указания ФАС России от 25 апреля 1996 г. N Д13-58Н.

Повышение квалификации летного и инженерно-технического состава осуществлять в соответствии с требованиями Руководства по организации летной работы в гражданской авиации путем направления летного состава на курсы подготовки и повышения квалификации (далее - КПК) в учебно-тренировочные центры гражданской авиации (далее - УТЦ ГА), а также целевыми занятиями под руководством руководящего состава Управления авиации, ФГУАП МЧС России, преподавателей и специалистов Государственной службы гражданской авиации (далее - ГС ГА) Минтранса России.

Специальную подготовку и повышение квалификации руководящего состава планировать и проводить в соответствии с требованиями приказа Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 с направлением на курсы специальной подготовки и КПК при Академии гражданской авиации, УТЦ ГС ГА Минтранса России.

Работу по обеспечению безопасности полетов, учету, анализу и разработке мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ ГА-98), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609, РОЛР ГА-87 и Руководства по производству полетов ФГУАП МЧС России.

Особое внимание обратить на изучение требований документов по безопасности полетов, доведение оперативной информации, анализ выполнения полетных заданий по материалам дешифрирования средств объективного контроля, установленных на воздушных судах.

Инженерно-авиационное, аэродромно-техническое и материальное обеспечение

Основные усилия сосредоточить на совершенствовании структуры и способов инженерно-авиационного, аэродромно-технического и материального обеспечения.

Подготовку инженерно-технического персонала (далее - ИТП) авиационно-технической базы (АТБ) проводить в соответствии с требованиями Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации (НТЭРАТ ГА-93), уделяя особое внимание совершенствованию практических навыков в техническом обслуживании и эксплуатации воздушных судов, поиску и устранению неисправностей и повышению надежности авиационной техники.

Продолжить работу над повышением качества инженерного анализа отказов и неисправностей авиатехники, разработкой и осуществлением профилактических мероприятий по их устранению.

Организовать переучивание, стажировку и допуск инженерно-технического персонала АТБ к техническому обслуживанию самолета Бе-200 и вертолета Ка-226.

Подачу авиатехники в ремонт и на периодические формы обслуживания проводить в соответствии с утвержденными планами. Простой воздушных судов при выполнении оперативных и периодических форм технического обслуживания не должен превышать сроков, установленных указанием МЧС России от 26.01.96 N 34/3-08.

Размещение авиатехники на аэродромах основного и временного базирования, противопожарную защиту и охрану воздушных судов и производственных помещений производить согласно требованиям НТЭРАТ ГА-93.

Подготовку инженерно-технического персонала АТБ к техническому обслуживанию и эксплуатации воздушных судов в осенне-зимний и весенне-летний периоды выполнения полетов заканчивать проведением летно-технических конференций.

В планах перевода воздушных судов к сезонному обслуживанию предусмотреть не менее 2 целевых "дней метрологии".

Обеспечение ФГУАП МЧС России материально-техническими средствами осуществлять в соответствии с требованиями Положения о порядке организации работы по материально-техническому обеспечению системы МЧС России вооружением, военной техникой, военно-техническим имуществом и общепромышленной продукцией, утвержденного приказом МЧС России от 4 июня 1997 г. N 315, и другими распорядительными документами.

Техническое обслуживание и регламентные работы на специальном оборудовании средств аэродромно-технического обеспечения проводить в соответствии с требованиями технической документации.

Обеспечить коэффициент технической готовности автомобильной и специальной техники не ниже 0,84.

Задачи аэродромно-технического и материального обеспечения решать в комплексе с проведением мероприятий по обеспечению безопасности полетов, исключив инциденты и недостатки в их обеспечении.


X. Настоящие организационно-методические указания довести до органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также организаций МЧС России, в части касающейся.


Министр
С.К.Шойгу


< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки