Письмо Минобразования РФ от 31 июля 2002 г. N 271/23-16 "О направлении пакета документов "Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации"
По состоянию на 25 сентября 2006 года
В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 29.01.2002 N 2/2 "О ходе всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду" (п.5.1) направляю для использования в работе пакет документов "Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации", включающий: "Рекомендации по организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях" (приложение 1), методическое пособие "Содержание и формы работы с неорганизованными детьми в дошкольных образовательных учреждениях" (приложение 2).
Заместитель министра
Е.Е.Чепурных
Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях российской федерации
(пакет документов и материалов, подготовленных в ходе всероссийского эксперимента "Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях")
Приложение 1
Рекомендации Минобразования РФ
по организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях
Разработаны авторским коллективом под руководством канд. психол. наук О.Л.Князевой в ходе всероссийского эксперимента "Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях" (в рамках программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования").
Данные рекомендации подготовлены в рамках программы всероссийского эксперимента (1999-2002 гг.) по развитию новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
К началу эксперимента в регионах Российской Федерации ситуация, связанная с развитием новых форм дошкольного образования, была неоднозначной. Так, в отдельных территориях уже имелся опыт организации групп кратковременного пребывания воспитанников, и местная администрация такое направление их деятельности всецело поддерживала, в других - дошкольные работники только начинали обсуждение этой новой проблемы, которая и для местных властей была представлена впервые. Необходимо отметить, что существенные различия наблюдались не только между регионами - субъектами Федерации, но и внутри одного и того же региона.
Однако уже в начале эксперимента в целом ряде районов и городов оперативно начали создаваться творческие группы из работников нескольких детских садов, которые объединили усилия для совместной разработки новых документов (положения о группах кратковременного пребывания, дополнений к уставу дошкольного образовательного учреждения, родительского договора и др.). Таким образом, во многих регионах развернулась серьезная подготовительная и содержательная работа.
Одной из основных задач I этапа эксперимента (1999-2000 гг.) являлось проектирование социально-педагогических условий создания новых моделей организации деятельности дошкольных образовательных учреждений в инфраструктуре района (города, микрорайона). С этой целью более чем в 10 российских регионах были проведены проектные семинары. Это Ленинградская, Самарская, Нижегородская, Челябинская, Свердловская (г.Новоуральск), Новгородская, Московская (г.Королев) и другие области, а также ряд округов г.Москвы. По итогам экспериментальной работы в 2000-2001 гг. Минобразованием России было подготовлено и издано три сборника статей и нормативных документов, отражающих и федеральные подходы, и региональный опыт в развитии новых форм дошкольного образования.
В сборниках содержится много полезной конкретной информации об организационных подходах к созданию новых моделей дошкольного образования, о взаимодействии органов управления образованием с заинтересованными ведомствами и организациями в решении этого вопроса. Особую ценность материалов составляют их вариативность и региональное своеобразие, стремление работников управления образованием и специалистов дошкольных образовательных учреждений адекватно действовать в конкретных условиях, отвечая социальному заказу населения.
Наработанные локальные документы направлены на сохранение сети дошкольных учреждений, ее обновление и развитие, а также на социальную защиту детей дошкольного возраста и их родителей. Особой ценностью материалов, представленных в сборниках, является то, что они проверены на практике.
Кроме того, в рамках всероссийского эксперимента были установлены две характерные тенденции:
1) повышенный спрос на организацию групп для детей раннего возраста (до 3 лет);
2) новые способы привлечения родителей к услугам дошкольного образовательного учреждения.
Повышенный спрос на организацию групп для детей раннего возраста связан прежде всего с повышением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства. Кроме того, наступил перелом в демографической ситуации - постепенно увеличивается уровень рождаемости детей.
Новые организационные аспекты привлечения родителей к сотрудничеству с дошкольными образовательными учреждениями состоят в следующем. На первом этапе главным является оказание семьям консультативной помощи в области обучения и воспитания детей. Обычно эти услуги предоставляются родителям консультативно-диагностическим центром (пунктом), который является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, или самостоятельной структурой, но связанной с детским садом содержательным сотрудничеством.
Постепенно родители начинают проявлять заинтересованность в деятельности самого дошкольного образовательного учреждения и приводят детей на несколько часов в день. В конечном итоге профессиональная работа с семьями и их детьми, внимание к ним специалистов детского сада приводят к положительным результатам: родители, которые считали, что детский сад их ребенку не нужен, не только оформляют его пребывание в течение полного дня, но и зачастую оплачивают дополнительные услуги.
Конечно, при увеличении контингента детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение на постоянной основе, нет экономии бюджетных средств. Но если местный бюджет позволяет охватить этих детей услугами дошкольного образования, тогда мы имеем дело с позитивными результатами.
В связи со сложностями в финансировании очень важен следующий вывод, который сделан в ходе эксперимента: группы кратковременного пребывания являются доступными даже в самых скромных экономических условиях. В настоящее время для их финансирования используются разные источники. Один вариант - когда дошкольные образовательные учреждения открывают такие группы на основе экономии денежных средств из своего фонда заработной платы. Другой вариант состоит в привлечении средств родителей. При этом существует практика выделения дополнительных услуг, за которые родители платят. Например, основная образовательная программа группы кратковременного пребывания рассчитана на посещение ребенком детского сада три дня в неделю, а он ходит в группу каждый день. При этом два оставшихся дня обеспечиваются привлекательными для родителей дополнительными услугами. Этот вариант не исключает обучения ребенка в группе кратковременного пребывания на бесплатной основе. И, наконец, возможен вариант, когда органы управления образованием полностью берут на себя финансовое обеспечение и выделяют соответствующие средства на содержание детей. Четвертый вариант представляет собой комбинирование трех предыдущих.
До начала эксперимента прогнозировались возможные осложнения, связанные с взаимодействием дошкольного учреждения с другими ведомствами, например с санитарно-эпидемиологической службой. Однако данные вопросы на местах практические работники решают достаточно успешно. Прием детей в группы кратковременного пребывания практикуется с оформлением медицинских карт в обычном порядке, и если группа размещается на первом этаже с отдельным входом, то со стороны СЭС никаких трудностей не возникает.
Следует затронуть еще один важный аспект экономических проблем, который заключается в определении норм финансирования, - расчет стоимости содержания детей при организации новых моделей их обучения и воспитания в условиях кратковременного пребывания в детском саду.
Организация групп кратковременного пребывания предполагает наличие анализа материально-технических и кадровых условий дошкольного образовательного учреждения; программно-методического содержания педагогического процесса; финансово-экономических возможностей и образовательных запросов родителей.
Эксперимент показал, что в дошкольном образовательном учреждении группы кратковременного пребывания могут быть организованы при выполнении трех взаимосвязанных условий:
- построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов;
- организации педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;
- координации взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.
По результатам социально-педагогического исследования были выделены следующие модели кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении:
- кратковременное пребывание детей 3-7 лет в закрепленной группе детского сада (например, только на время занятий);
- кратковременное пребывание детей 3-7 лет в специально выделенном групповом помещении (это может быть 3-4-сменный режим работы группы);
- адаптационные группы кратковременного пребывания детей ясельного возраста, которые затем будут посещать данное дошкольное образовательное учреждение (это могут быть и прогулочные группы);
- семейные группы кратковременного пребывания (для детей 1-3 лет и их родителей) в специально организованных семейных комнатах;
- группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей 2-7 лет специалистами и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения в кабинетах (это могут быть и коррекционные группы кратковременного пребывания);
- патронажные услуги для детей-инвалидов, которые оказываются на дому, в сочетании с кратковременным пребыванием детей в детском саду;
- группы кратковременного пребывания детей 5-7 лет по подготовке их к школе в вечернее время;
- группы выходного дня.
Данная классификация, возможно, со временем будет уточнена и дополнена по мере дальнейшего развития новых форм дошкольного образования.
Примерная классификация моделей групп кратковременного пребывания
-------T-------------------T------------------T----------------T---------------T------------------¬ ¦N п/п ¦ Приоритетное ¦ Услуги ¦ Возраст детей ¦ Условия ¦ Время посещения ¦ ¦ ¦ направление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------+------------------+----------------+---------------+------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +------+-------------------+------------------+----------------+---------------+------------------+ ¦1. ¦*Обучение на¦Обучение, ¦3-7 лет ¦Интеграция в¦Время занятий в¦ ¦ ¦занятиях, возможно¦воспитание ¦ ¦постоянную ¦ДОУ ¦ ¦ ¦участие в прогулке ¦ ¦ ¦группу ДОУ ¦ ¦ +------+-------------------+------------------+----------------+---------------+------------------+ ¦2. ¦*Обучение на¦Обучение, ¦3-7 лет ¦Специально ¦Два-три часа в¦ ¦ ¦занятиях, возможно¦воспитание ¦ ¦выделенное ¦день, от 2 до 5¦ ¦ ¦участие в прогулке ¦ ¦ ¦групповое ¦раз в неделю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помещение ¦ ¦ +------+-------------------+------------------+----------------+---------------+------------------+ ¦3. ¦Адаптационные ¦Адаптация к¦Младенческий, ¦В свободном¦Совместное (или¦ ¦ ¦группы, дети¦условиям ДОУ,¦ранний ¦помещении или¦раздельное) ¦ ¦ ¦впоследствии ¦консультации для¦ ¦на прогулке ¦пребывание детей и¦ ¦ ¦переходят в¦молодых матерей ¦ ¦ ¦родителей в¦ ¦ ¦постоянный ¦ ¦ ¦ ¦удобное (или¦ ¦ ¦контингент ¦ ¦ ¦ ¦фиксированное) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦время ¦ +------+-------------------+------------------+----------------+---------------+------------------+ ¦4. ¦Семейные группы ¦Совместное ¦От 1 года до 3¦В специально¦Совместное ¦ ¦ ¦ ¦обучение детей и¦лет ¦организованных ¦пребывание детей и¦ ¦ ¦ ¦родителей, ¦ ¦семейных ¦родителей в¦ ¦ ¦ ¦консультации для¦ ¦комнатах ¦удобное (или¦ ¦ ¦ ¦родителей ¦ ¦ ¦фиксированное) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦время ¦ +------+-------------------+------------------+----------------+---------------+------------------+ ¦5. ¦Для детей-инвалидов¦Патронажные услуги¦Младенческий, ¦Интеграция в¦Время занятий в¦ ¦ ¦ ¦в сочетании с¦ранний, ¦постоянную ¦ДОУ, специальное¦ ¦ ¦ ¦кратковременным ¦дошкольный ¦группу ДОУ,¦время посещений на¦ ¦ ¦ ¦пребыванием детей¦ ¦патронаж на¦дому ¦ ¦ ¦ ¦в детском саду,¦ ¦дому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обучение, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воспитание ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------+------------------+----------------+---------------+------------------+ ¦6. ¦*Подготовка к школе¦Обучение, ¦5-7 лет ¦Интеграция в¦Вечернее время ¦ ¦ ¦ ¦воспитание ¦ ¦постоянную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦группу или¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автономно ¦ ¦ +------+-------------------+------------------+----------------+---------------+------------------+ ¦7. ¦Группы выходного¦Обучение, ¦Любой возраст ¦В помещении и¦Выходные дни ¦ ¦ ¦дня ¦воспитание, уход,¦ ¦на участке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦присмотр ¦ ¦ ¦ ¦ L------+-------------------+------------------+----------------+---------------+-------------------
Обратим внимание на перечень моделей групп кратковременного пребывания, представленный в табличной форме. По направлению своей деятельности они неоднородны. Среди них выделяются адаптационные, группы выходного дня, семейные, для детей-инвалидов. Организация таких групп необходима и будет востребована населением. Однако, за исключением групп для детей-инвалидов (их финансирование должно осуществляться из средств органов социальной защиты), такие группы нужно организовывать на платной основе и рассматривать, скорее, как дополнительные услуги.
Что касается моделей групп, которые отмечены в таблице звездочками, то их можно определить как базовые модели групп кратковременного пребывания. Финансирование этих групп может осуществляться на основе экономии денежных средств из фонда заработной платы самого дошкольного образовательного учреждения; путем привлечения средств родителей; из средств местных органов управления образованием, а также путем комбинации вышеобозначенных источников. Содержание образования в базовых моделях групп кратковременного пребывания должно соответствовать государственному стандарту дошкольного образования.
На основе своей практики работы и кадровых возможностей коллектив дошкольного образовательного учреждения может сделать собственный выбор модели (моделей) группы кратковременного пребывания. При этом целесообразно придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Изучить образовательные запросы родителей с целью выбора такой модели (или моделей) групп кратковременного пребывания, которая будет востребована населением.
2. Установить возможные источники финансирования (органы управления образованием, родительская плата, собственные ресурсы).
3. Определить, в каком помещении будет организован педагогический процесс, т.е. определить, где будет располагаться группа кратковременного пребывания детей (в действующей возрастной группе, в каком-либо кабинете или в свободном помещении).
4. Продумать и обеспечить материально-техническое оснащение педагогического процесса (в соответствии с возрастным контингентом, содержанием образовательной программы и т.д.).
5. Разработать режим работы группы (групп) кратковременного пребывания, т.е. решить вопрос о том, когда будет работать та или иная группа (ежедневно или несколько раз в неделю, в дневное или вечернее время, сколько часов в день).
6. Осуществить кадровое обеспечение работы группы кратковременного пребывания, т.е. принять решение о том, кто будет работать с детьми (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и т.д.) и на каких условиях (введение дополнительных ставок или др.).
7. Разработать функциональные обязанности и графики работы педагогов, которые будут работать в группе кратковременного пребывания детей.
8. Определить содержание педагогического процесса в группе кратковременного пребывания детей, разработать сетку занятий, продумать методы работы, в том числе в нерегламентированной деятельности и в домашних условиях (программно-методическое обеспечение), т.е. принять решение, чему и как будут обучаться дошкольники в данной группе.
9. Отобрать диагностические методики (методы наблюдений), позволяющие отслеживать эффективность педагогического процесса, его качество, соответствие государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
10. Продумать и организовать разнообразные формы работы с семьей.
В том случае, если группа кратковременного пребывания детей организована только на сэкономленные средства из собственного фонда заработной платы, необходимо перевести коллектив на почасовую оплату труда и гибкий график работы, провести расчеты рабочего времени.
Для того чтобы обеспечить работу групп кратковременного пребывания детей на основе экономии денежных средств из своего фонда заработной платы, нужны новые, современные, экономически эффективные механизмы управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения. Такие механизмы позволяют использовать внутренние скрытые резервы детского сада: организационно-методические, кадровые, финансовые.
Вопрос, где будет располагаться группа, зависит от конкретных условий дошкольного образовательного учреждения. Лучше всего, если для этих целей есть возможность выделить какое-либо групповое помещение или кабинет. Однако есть примеры, когда хорошо зарекомендовавшие себя в глазах родителей детские сады организуют группы кратковременного пребывания не на своей территории, а в специально арендуемых с этой целью помещениях.
Немаловажным фактором являются и условия (состояние помещения, его оборудование, материально-техническое оснащение), в которых будут проходить воспитательно-образовательный процесс, коррекционная работа. Нередко только от этого зависит, согласятся ли родители приводить в такую группу своего ребенка.
Для того чтобы определить, когда дети будут посещать группу кратковременного пребывания, следует установить время пребывания (в какое время дня, какое количество часов), а также кратность - сколько раз в неделю. Решение этого вопроса также во многом зависит от результатов социально-психологического исследования. Надо заранее иметь в виду, что некоторые родители захотят, чтобы для детей было организовано питание.
В группах кратковременного пребывания должны работать прежде всего сотрудники самого дошкольного образовательного учреждения. Однако это не исключает и привлечения других специалистов, которые не находятся в его штате (прежде всего психологи и медицинские работники). Решение этого вопроса зависит не только и не столько от модели организации группы кратковременного пребывания, сколько от источника финансирования и выбранного содержания работы, т.е. от того, зачем, чему и как будут обучаться дети.
Чтобы обеспечить работу групп кратковременного пребывания детей на основе экономии денежных средств из собственного фонда заработной платы, руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо выделить дополнительные ставки из своего штатного расписания для работы педагогов в таких группах. Это становится возможным, если весь коллектив переведен на гибкий график работы и почасовую оплату труда.
При частичном или полном переходе дошкольных образовательных учреждений на пятидневную рабочую неделю рабочий день воспитателя увеличился (по нормативам воспитатель должен выработать 36 часов в неделю). При пятидневной рабочей неделе рабочий день воспитателя составляет 7 часов 12 минут. Если взять за основу семичасовой рабочий день, то оставшееся время по усмотрению руководителя может быть использовано по-разному (в сторону увеличения рабочего дня, суммирования времени в конце недели или месяца и др.).
Например, если дошкольное учреждение работает с 7 до 19 часов, то первая смена воспитателей должна начинаться в 7.00 и заканчиваться в 14.30 (7 часов + 0,5 часа на обед), а вторая смена - соответственно в 11.30 и заканчиваться в 19.00 (7 часов + 0,5 часа на обед). Однако такой "стык" смен с 11.30 до 14.30 (3 часа!) практически не нужен ни в одной возрастной группе.
1. Так, в младших группах детского сада значительно удобнее, если вторая смена воспитателей начинается раньше, чтобы самые ответственные режимные моменты (подгрупповые занятия, выход на прогулку, обед и т.д.) можно было осуществлять дифференцированно сразу двум педагогам. Первая же смена в таких группах вполне может заканчиваться раньше, поскольку по режиму дня в 12 часов дети уже ложатся спать, а во время сна два воспитателя не нужны. Таким образом, один воспитатель в младших группах может работать с 7.00 до 12.30 (5 часов + 0,5 часа на обед), а другой - с 9.30 до 19.00 (9 часов + 0,5 часа на обед), т.е., меняясь сменами, вырабатывать положенные 7 часов за два дня.
Кроме того, тщательный анализ использования рабочего времени в течение дня показал, что с 7 до 8 и с 18 до 19 часов в группах бывает небольшое количество детей (особенно с 7.00 до 7.30 и с 18.30 до 19.00). По наблюдениям, и в детских садах, работающих в других временных интервалах, в первые и последние полчаса работы в группах детей очень немного. Поэтому в двух группах, которые находятся рядом (если нет карантина!), в рассматриваемом варианте - с 7.00 до 7.30 детей может принимать воспитатель одной группы, а с 18.30 до 19.00 передавать родителям - также один педагог, но из другой группы. Поэтому первая смена в младших группах может начинаться в 7.30, а вторая - соответственно в 9.00.
Кочасонечно, экономия рабочего времени в этом случае небольшая, но зато создаются более комфортные условия для детей, появляется возможность осуществления индивидуального подхода, профилактики заболеваемости. Кроме того, можно более четко организовать утреннее подгрупповое занятие, выход на прогулку.
2. В средних группах детского сада уже не так важно, чтобы в утренние часы с детьми находились оба воспитателя. Однако очень хорошо, если у них есть возможность совместно проводить подгрупповые занятия, организовывать прогулку, обед. Поэтому первый воспитатель может работать с 7.00 до 13.00 (5,5 часа + 0,5 часа на обед), а второй - с 11.00 до 19.00 (7,5 часа + 0,5 часа на обед). Таким образом, создается экономия рабочих часов по одному часу в день с группы. Если же первая смена начинается в 7.30, а вторая заканчивается в 18.30 (кооперируются воспитатели соседних групп), то экономия может быть больше, до двух часов в день, т.е. в неделю это может составить от 5 до 10 часов, а в месяц - от 20 до 40 часов сэкономленного рабочего времени.
3. В старших и подготовительных группах в "стыке" смен воспитателей вообще нет необходимости (особенно при введении специалистов). Поэтому первая смена может начинаться в 7.00 и заканчиваться в 13.30 (6 часов +0,5 часа на обед), а вторая смена - в 12.30 и заканчиваться в 19.00 (6 часов + 0,5 часа на обед). Благодаря этому создается ежедневная экономия - 2 часа с группы. Если первая смена начинается в 7.30, а вторая заканчивается в 18.30, то экономия составляет 3 часа с группы в день, т.е. от 10 до 15 часов в неделю и от 40 до 60 часов в месяц.
4. В двух смежных старших или подготовительных группах может быть и такой график работы воспитателей:
-----------T-----------------------------T------------------------------¬ ¦ Смены ¦ Первая группа ¦ Вторая группа ¦ +----------+-----------------------------+------------------------------+ ¦1-я ¦7.00-13.30 (6 часов + 0,5 ¦7.30-13.30 (5,5 часа + 0,5 ¦ ¦ ¦часа на обед) ¦часа на обед) ¦ +----------+-----------------------------+------------------------------+ ¦2-я ¦12.30-18.30 (5,5 часа + 0,5 ¦12.30-19.00 (6 часов + 0,5 ¦ ¦ ¦часа на обед) ¦часа на обед) ¦ +----------+-----------------------------+------------------------------+ ¦Итого ¦11,5 часа ¦11,5 часа ¦ L----------+-----------------------------+-------------------------------
Таким образом, в данном случае ежедневная экономия часов с одной группы составляет 2,5 часа, с двух групп - 5 часов в день, т.е. 25 часов в неделю и 100 (!) часов в месяц.
Следует отметить, что, для того чтобы рассчитать экономию часов без ущерба для педагогического процесса, на каждую возрастную группу должен составляться свой график работы персонала, в соответствии с конкретной воспитательно-образовательной работой в течение дня и недели. Поэтому в некоторые дни 2-я смена воспитателей может начинаться раньше, а в другие - позже.
Кроме того, может возникнуть ситуация, когда какой-либо воспитатель, который не вырабатывает ставку при "гибком" графике в своей группе, не согласен на такой режим работы. В этом случае недельную недоработку (например, 6 часов) он может использовать или для организации студийной работы, или для подмены воспитателя в группе кратковременного пребывания детей. Однако для этого также требуется специальный график работы. Например, один воспитатель работает основным педагогом на группе кратковременного пребывания детей, а подменяют его другие педагоги, которые не вырабатывают ставку на своей группе, и т.д. (коллектив каждого дошкольного образовательного учреждения может продумать для себя наиболее подходящий вариант).
Безусловно, для того чтобы иметь двух и более воспитателей (или специалистов), работающих в группах кратковременного пребывания детей, нужна большая экономия. Поэтому можно предложить отдельные варианты работы постоянно действующих групп с неполным составом обслуживающего персонала, однако это ни в коем случае не должно сказаться на качестве обучения, ухода и присмотра за детьми. Выбирая тот или иной вариант, надо глубоко продумать распределение обязанностей персонала и возможность подключения к отдельным режимным моментам воспитателей-специалистов, медиков и других работников детского сада.
5. Работа по принципу "челнока", когда в двух смежных группах работают три воспитателя (причем в каждой группе есть основной воспитатель, а третий работает "челноком" на двух группах).
-------T--------------------------------T-------------------------------¬ ¦ ¦ Первая группа ¦ Вторая группа ¦ ¦ +---------------T----------------+---------------T---------------+ ¦ ¦ Время ¦ Воспитатель ¦ Время ¦ Воспитатель ¦ +------+---------------+----------------+---------------+---------------+ ¦1-й ¦7.00-18.00 ¦1-й воспитатель ¦8.00-11.30 ¦2-й воспитатель¦ ¦день ¦(1,5 ставки +¦(основной) ¦(3,5 часа) ¦(основной) ¦ ¦ ¦0,5 часа на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обед) ¦ ¦11.30-19.00 ¦3-й воспитатель¦ ¦ ¦ ¦ ¦(7 часов + 0,5¦("челнок") ¦ ¦ ¦ ¦ ¦часа на обед) ¦ ¦ +------+---------------+----------------+---------------+---------------+ ¦2-й ¦8.00-15.30 ¦3-й воспитатель ¦7.00-18.00 ¦2-й воспитатель¦ ¦день ¦(7 часов + 0,5¦("челнок") ¦(1,5 ставки +¦ ¦ ¦ ¦часа на обед) ¦ ¦0,5 часа на¦ ¦ ¦ ¦15.30-19.00 ¦1-й воспитатель ¦обед) ¦ ¦ ¦ ¦(3,5 часа) ¦ ¦ ¦ ¦ L------+---------------+----------------+---------------+----------------
В данном случае с двух групп экономится полная ставка воспитателя.
6. Работа в группе двух помощников воспитателя и одного воспитателя, который занят (по желанию!) с 7.30 до 18.30 (1,5 ставки + 0,5 часа на обед). Помощники воспитателя при 8-часовом рабочем дне работают посменно:
1-я смена - с 7.00 до 13.30 (6 часов + 0,5 часа на обед),
2-я смена - с 8.30 до 19.00 (10 часов + 0,5 часа на обед).
В данном случае ежедневно экономится 0,5 ставки воспитателя. Причем если детей с 7.00 до 7.30 принимает, а с 18.30 до 19.00 передает родителям воспитатель соседней группы, то этот вариант возможен и при работе с одним помощником воспитателя.
7. А теперь покажем, как один из воспитателей может работать не только в своей (старшей или подготовительной) группе, но и в группе кратковременного пребывания детей.
------T-------------------------------T---------------------------------¬ ¦Смены¦ Первая группа ¦ Вторая группа ¦ +-----+-------------------------------+---------------------------------+ ¦1-й ¦1-й воспитатель 7.00-14.30 (7¦2-й воспитатель 13.30-19.00 (5¦ ¦день ¦часов + 0,5 часа на обед) ¦часов + 0,5 часа на обед) ¦ +-----+-------------------------------+---------------------------------+ ¦2-й ¦11.30-19.00 (7 часов + 0,5 часа¦7.00-12.30 (5 часов + 0,5 часа на¦ ¦день ¦на обед) ¦обед) ¦ +-----+-------------------------------+---------------------------------+ ¦Итого¦14 часов ¦10 часов ¦ L-----+-------------------------------+----------------------------------
В данном случае экономия с группы за два дня составляет 4 часа, а за неделю - 10 часов. Поэтому второй воспитатель может два раза в неделю работать в группах кратковременного пребывания детей после первой смены. Режим работы в данном случае будет такой:
7.00-12.30 (в своей группе),
12.30-17.30 (в группе кратковременного пребывания детей).
8. Целую ставку воспитателя можно сэкономить на классе шестилеток. В данном случае с 7.00 до 8.00 детей принимает любой специалист, которому это вменяется в обязанности. Далее работают учитель и помощник воспитателя, а с 11.30 до 19.00 - воспитатель группы (ежедневно по 7 часов + 0,5 часа на обед).
После того как продумана организация работы всех групп и экономия часов сведена воедино, педсовет дошкольного образовательного учреждения решает, какие воспитатели и специалисты нужны на это сэкономленное время в первую очередь и как они будут работать во взаимодействии с детьми и другими педагогами. Таким образом, в штатном расписании выделяются те блоки и те работники, которые будут участвовать в обеспечении работы групп кратковременного пребывания детей.
Необходимо подчеркнуть, что при такой организации работы не только воспитатели в обычных группах, но и воспитатели групп кратковременного пребывания детей, а также воспитатели-специалисты должны работать по гибкому графику с почасовой оплатой труда (чтобы весь коллектив находился в единых условиях). Например, если по графику работы занятия у специалиста или работа группы кратковременного пребывания детей запланированы в утренние часы, то педагоги могут работать только утром 4-5 часов. Если же работа с детьми предусмотрена и в вечернее время, то воспитатель или специалист может быть занят и целый день (или только вечером). Таким образом, все педагоги могут за месяц или не вырабатывать ставку, или, наоборот, иметь переработку часов (что обязательно должно быть отмечено в приказе по организации работы в конкретном образовательном учреждении). Кроме того, следует подчеркнуть, что специалист работает на ставку только в том случае, если проводит подгрупповые занятия в восьми группах (включая группы кратковременного пребывания детей) и студийные занятия в вечернее время (4 раза в неделю).
В эксперименте отработано несколько конкретных моделей групп кратковременного пребывания детей:
Модель 1 - кратковременное пребывание детей в специально оборудованном помещении (групповом, кабинете). Это может быть группа со свободным режимом пребывания, т.е. родители приводят детей в удобное для них время - на 2-3 часа в течение 10-часового интервала, например с 8.00 до 18.00 или с 9 до 19 часов. В такой группе воспитательно-образовательная работа с детьми проводится индивидуально, поэтому привлечение специалистов не всегда целесообразно. В группе необходим воспитатель на 1,5 ставки. Причем это может быть один основной воспитатель, который работаете 8.00 до 15.30, а с 15.30 его подменяют другие педагоги, не вырабатывающие ставку на своей группе.
В приведенном варианте, даже если дети не питаются, необходим еще на одну ставку помощник воспитателя. Кроме уборки помещения, когда воспитатель занимается с кем-то индивидуально, он осуществляет присмотр за остальными детьми.
После всех расчетов по штатному расписанию и определения функциональных обязанностей персонала по дошкольному образовательному учреждению можно издать распоряжения (приложения 1, 2).
Другим вариантом модели 1 может быть организация двух- или трехсменной работы групп, когда дети приходят в детский сад к определенному времени, но на короткий срок (например, с 8.00 до 11.00, с 11.00 до 14.00, с 15.00 до 18.00).
При таком варианте работа проводится с подгруппой детей и, кроме воспитателей, к педагогическому процессу могут привлекаться музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре (и плаванию, если в детском саду имеется бассейн), специалист по изодеятельности и т.д. В этом случае расчет штатных единиц проводится в зависимости от количества подгрупп ("смен"). Например, если подгруппы две, то для данного варианта необходимы 0,5 ставки (0,25 х 2 подгруппы) музыкального руководителя и 0,25 ставки (0,125 х 2) любого другого специалиста (инструктора по физкультуре, воспитателя по изодеятельности и т.д.). В помощнике воспитателя здесь нет необходимости, а провести уборку в группе может любой другой работник (на 0,25 ставки уборщика).
Модель 2 - организация кратковременного пребывания детей в закрепленной группе детского сада. Эта модель не требует специально выделенного помещения и закрепленных за группой кратковременного пребывания воспитателей. Если такая группа представляет собой 5-10 детей разного возраста, то координатором в данном случае может выступить воспитатель-методист, который в утренние часы (совпадающие с утренними занятиями) распределяет детей по постоянно работающим возрастным группам и впоследствии осуществляет контроль за оптимальным развитием каждого ребенка.
Если набирается группа детей 5-7 лет, которых родители могут приводить только во второй половине дня, то обучение и воспитание могут быть организованы на базе той возрастной группы, в которой к этому времени остается наименьшее количество ребят. Возможно и объединение детей из двух возрастных групп в одну, тогда в освободившемся помещении начнет работу вечерняя группа кратковременного пребывания либо дети из группы кратковременного пребывания могут распределяться по подгруппам в двух групповых помещениях. Организация работы по данной модели требует большой четкости, но при этом нет необходимости в большой экономии часов, так как воспитатели могут проводить занятия практически в свое рабочее время (если они работают во вторую смену) или перерабатывать максимум 1-2 часа.
Модель 3 - организация групп выходного дня. Организация кратковременного пребывания детей в выходной день не представляет особых трудностей. Такая группа может оказаться востребованной и родителями тех детей, которые ходят в детский сад на постоянной основе. Однако необходимо, чтобы сотрудники дошкольного образовательного учреждения были заинтересованы трудиться в свой выходной день. Поэтому важно предусмотреть дополнительное, помимо оплаты рабочих часов, материальное стимулирование.
Модель 4 - адаптационные группы кратковременного пребывания детей. Организация таких групп требует специально оборудованного помещения. Помимо этого желательно, чтобы с ней работали педагоги, которые в дальнейшем, скорее всего, будут воспитывать и обучать этих детей в обычной группе. Практика показала, что до 85% детей после посещения подобных групп переходят в постоянно действующие группы детского сада. Поэтому, например, когда воспитатель работает в обычной группе во вторую смену, он начинает работу в адаптационной с 8.30, а затем переходит на свое основное место. На следующий день таким же образом работает второй воспитатель. В результате подработка каждого составит 0,25 ставки.
Модель 5 - организация семейных групп кратковременного пребывания детей. Работу семейных групп кратковременного пребывания детей лучше всего организовать в специально оборудованных семейных комнатах. Важно, чтобы каждый мог здесь найти себе занятие. Поэтому нужно предусмотреть необходимые материалы, игрушки и пособия не только для детей, их старших братьев и сестер, но и для родителей. Также важна организация совместной деятельности детей и взрослых, в результате чего возникает особый микроклимат, способствующий более быстрой адаптации маленького ребенка к условиям дошкольного учреждения, а воспитатель воспринимается детьми, скорее, как член семьи, а не как чужой взрослый.
Повсеместное, широкое распространение семейных групп позволит решить трудную для многих детей проблему привыкания к детскому саду, особенно острую для "особенных" детей (избалованных, застенчивых и т.д.). Причем важно, чтобы в такой группе работали один или максимум два педагога, так как в данном случае нежелательна частая смена лиц и педагогических подходов. Поэтому для работы с группой целесообразно выделить 1,5 ставки воспитателя и одну ставку помощника воспитателя.
Модель 6 - организация групп кратковременного пребывания детей по обслуживанию их специалистами и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.
Эти группы не требуют специального помещения и выделения отдельных штатных единиц, поскольку детей обслуживают специалисты дошкольного образовательного учреждения в свое рабочее время. Родители из предложенных вариантов выбирают определенные виды занятий и процедур для детей. Далее на каждого конкретного ребенка составляется свой режим посещения дошкольного образовательного учреждения.
Например, родители решили, что их пятилетний ребенок будет посещать занятия по грамоте, математике, получать какие-либо физиопроцедуры и массаж. В соответствии с этим для него составляется индивидуальный режим пребывания, по которому он посещает детский сад в те дни и в то время, когда в старшей группе (ребенок закрепляется за данной группой) по режиму дня проводятся занятия по грамоте и математике. В эти же дни (до занятий или после них) предусматривается время для проведения выбранных процедур. Режим посещения регулирует воспитатель-методист или медсестра.
Модель 7 - организация патронажных услуг для детей-инвалидов, которые оказываются на дому, в сочетании с кратковременным пребыванием в дошкольном образовательном учреждении.
В данном случае особенно необходимы индивидуальный режим работы с каждым ребенком и индивидуальная программа его развития (выбор занятий и процедур, которые оказываются ребенку дома и в детском саду). Если имеется запрос родителей на какие-либо занятия и процедуры, которые педагог не может оказать в домашних условиях (музыкальные занятия, физиопроцедуры и т.д.), то для ребенка составляется режим посещения этих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении в те часы, когда данное занятие проходит в группе, соответствующей его возрасту (или индивидуальному развитию). Для этой модели необходимо выделение одной ставки воспитателя, которого можно условно назвать "социальным педагогом". За это время он может индивидуально (на дому и в детском саду) обслуживать пятерых детей по три раза в неделю.
Например:
----------------T---------------T----------------T---------------T----------------T---------------¬ ¦ ¦ Понедельник ¦ Вторник ¦ Среда ¦ Четверг ¦ Пятница ¦ +---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+---------------+ ¦1-й ребенок ¦ 8.30-10.30 ¦ 11.00-13.00 ¦ ¦ 13.30-15.30 ¦ ¦ +---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+---------------+ ¦2-й ребенок ¦ 11.00-13.00 ¦ ¦ 13.00-15.30 ¦ 8.30-10.30 ¦ ¦ +---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+---------------+ ¦3-й ребенок ¦ 13.30-15.30 ¦ ¦ 8.30-10.30 ¦ ¦ 11.00-13.00 ¦ +---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+---------------+ ¦4-й ребенок ¦ ¦ 13.30-15.30 ¦ 11.00-13.00 ¦ ¦ 8.30-10.30 ¦ +---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+---------------+ ¦5-й ребенок ¦ ¦ 8.30-10.30 ¦ ¦ 11.00-13.00 ¦ 13.30-15.30 ¦ L---------------+---------------+----------------+---------------+----------------+----------------
Модель 8 - группы кратковременного пребывания, ориентированные на подготовку к школе детей в возрасте 5-7 лет.
Работа с детьми может быть организована во второй половине дня и предполагает два варианта использования кадров. В первом варианте 2-3 раза в неделю с детьми работает постоянно закрепленный воспитатель на 6 часов (3 часа х 2 раза) или на 9 часов (3 часа х 3 раза). Причем это может быть или постоянная подработка воспитателю (за счет общей экономии часов по детскому саду), или выработка за счет данной группы полной ставки (если воспитатель на своей группе ставку не вырабатывает). Это не исключает возможность подключения специалистов, если в этом есть необходимость или запрос родителей. В этом случае группа может разделиться на две подгруппы (с одной будет заниматься воспитатель, а с другой - специалист, после чего подгруппы меняются местами). Причем расчет штатов будет напрямую зависеть от того, насколько занят тот или иной специалист.
Во втором варианте с данной группой кратковременного пребывания детей работают одновременно два воспитателя по тому же принципу оплаты и организации педагогического процесса (подгруппами). Причем за каждым воспитателем закрепляется своя подгруппа или они работают по разным видам деятельности (как специалисты). Помощник воспитателя и в первом, и во втором варианте нужен только для уборки помещения.
Следует подчеркнуть, что, поскольку работа проводится в вечернее время, для занятий с детьми подгруппами лучше использовать разные помещения.
В каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении расчет штатных единиц будет разным, однако важно, что для этого можно найти резервы. Причем совсем не обязательно, чтобы все дети обучались в группах кратковременного пребывания бесплатно. Каждый конкретный вариант позволит определить стоимость пребывания ребенка и утвердить оплату (для малообеспеченных семей желательно сделать исключение). Причем если работа в группах кратковременного пребывания детей организована на основе экономии денежных средств из своего фонда заработной платы, то родительская оплата содержания ребенка может использоваться на премию обслуживающему персоналу или на развитие материальной базы дошкольного образовательного учреждения.
Следует еще раз подчеркнуть, что при выборе той или иной модели очень важно учитывать пожелания родителей. От того, насколько образовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы в любом детском саду, а качество педагогической работы, в свою очередь, является лучшей рекламой его деятельности.
В условиях групп кратковременного пребывания сотрудничество с семьей становится решающим фактором, так как полноценное образование ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с ним дома, используя при этом рекомендации профессиональных педагогов. Практический опыт показал, насколько важно обучение родителей приемам развивающего обучения. С этой целью в режиме дня работы группы кратковременного пребывания отводится время для консультирования родителей (в какие дидактические игры поиграть с ребенком в домашних условиях), и воспитатель демонстрирует образцы развивающего взаимодействия, объясняя значение той или иной игры или игрового упражнения.
Вместе с тем развивающий характер образования в дошкольном учреждении, эффективность индивидуального подхода значительно совершенствуются на основе систематического обсуждения с родителями успехов и проблем их ребенка. Результаты педагогической диагностики являются фундаментом всей последующей консультативной и методической помощи, при этом особую ценность имеет совместное (педагоги + родители) наблюдение за ребенком, заполнение индивидуальных карт, обсуждение планов дальнейшего индивидуального развития.
Организуя сотрудничество с семьей, особое внимание следует уделять постоянному совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов в работе с детьми и их родителями, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге развития каждого ребенка, учете и использовании его особенностей, индивидуализации воспитательных воздействий.
Организация совместной работы с семьей воспитанников групп кратковременного пребывания должна строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи развития ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;
- систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов, способностей и возможностей;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями, наработанными практиками, система работы с семьей в группах кратковременного пребывания детей должна обязательно включать:
- ознакомление родителей с результатами диагностики (наблюдений) за развитием ребенка;
- участие в составлении индивидуальных программ (планов) развития;
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- ознакомление родителей с содержанием работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
- обучение родителей конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности.
Для этих целей при организации групп кратковременного пребывания детей может использоваться:
- информация в родительских уголках, папках-передвижках, в библиотеке;
- консультации;
- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физо, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
- "открытые дни" для родителей с просмотром видеосъемок, разнообразными занятиями с детьми и нерегламентированной деятельностью;
- совместные досуги и праздники и т.д.
Также надо отметить следующую, очень перспективную, форму работы с семьей.
Это семейные клубы по интересам (в вечернее время, например, с 17.30 до 19.00).
Занятия в семейных клубах способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Здесь создается особый микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами, обеспечивается взаимосвязь всех составляющих разностороннего развития - физического, психического и социального.
Однако вне зависимости от формы работы главной задачей является формирование коллектива родителей-единомышленников. При этом очень важным является уровень доверия родителей педагогу, который непосредственно зависит от его профессионализма и общей личностной культуры.
Приложение 1
Распоряжение N ...
от...
"О переводе коллектива на почасовую оплату труда"
В соответствии с режимом дня, сеткой фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми разного возраста, в целях обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку перевести коллектив ДОУ N.... на гибкий график работы и почасовую оплату труда. Зав. ДОУ N ... Согласовано: Профгрупорг ДОУ N ... Ознакомлены: -----T--------------------T-------------T-----------T-------------------¬ ¦ N ¦ Ф.И.О. ¦ Должность ¦ Роспись ¦ Дата ознакомления ¦ ¦п/п ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------+-------------+-----------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------+-------------+-----------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----+--------------------+-------------+-----------+--------------------
Приложение 2
Распоряжение N...
от...
"О режиме работы ДОУ N...
в 2001/2002 учебном году"
В соответствии с распоряжением N ... от... о почасовой оплате труда ДОУ N ... и сеткой фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми (в режиме дня) утвердить на 2001/2002 учебный год следующий график работы сотрудников: (Далее подробно расписывается график работы каждого сотрудника на неделю) Зав. ДОУ N... Согласовано: Профгрупорг ДОУ N... Ознакомлены и согласны: ------T-------------------T-------------T-----------T-------------------¬ ¦ N ¦ Ф.И.О. ¦ Должность ¦ Роспись ¦ Дата ознакомления ¦ ¦ п/п ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------+-------------+-----------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------+-------------+-----------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+-------------------+-------------+-----------+--------------------