Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Решение коллегии Минобразования РФ от 13 декабря 2000 г. N 20 "О проведении эксперимента по единому государственному экзамену"

Архив тесты документа с изменениями и дополнениями на 25 сентября 2006 года


Заслушав и обсудив сообщение заместителя начальника Управления развития образования Шаулина В.Н., коллегия отмечает, что проведена определенная работа по подготовке эксперимента по единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ).

Подходы к организации и содержанию эксперимента по ведению ЕГЭ обсуждены в ряде субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне. В обсуждении принимали участие различные заинтересованные стороны: общественность, родители выпускников школ, представители школ и вузов, работники органов управления образованием разных уровней, администрации субъектов Российской Федерации.

В настоящее время 12 регионов (7 республик и 5 областей) заявили о своем желании участвовать в эксперименте.

Предварительная работа по определению порядка проведения эксперимента по ЕГЭ позволила выработать следующие подходы к его организации в субъектах Российской Федерации, участвующих в эксперименте:

государственная итоговая аттестация выпускников аккредитованных общеобразовательных учреждений проводится в форме единого государственного экзамена;

выпускники XI(XII) классов общеобразовательных учреждений сдают 2 обязательных экзамена - по математике и русскому языку - и не менее 3 экзаменов по выбору выпускника из следующих предметов: литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки;

формы, сроки и продолжительность проведения экзаменов устанавливает Минобразование России;

содержание экзаменов определяется на основе примерных программ по общеобразовательным предметам и оценивается по единым контрольно-измерительным материалам, утвержденным Минобразованием России;

оценивается единый государственный экзамен по 100-балльной шкале; для использования результатов ЕГЭ при выставлении оценок в аттестат о среднем (полном) общем образовании используется соответствующая шкала перевода, устанавливаемая Минобразованием России;

победители и призеры всероссийских и международных олимпиад автоматически получают высший балл по соответствующему предмету;

выпускники получают 2 документа: аттестат о среднем (полном) общем образовании и сертификат с результатами сдачи единого государственного экзамена по 100-балльной шкале;


вузы субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, проводят прием на основании результатов ЕГЭ, представленных в сертификате, уровень требований конкурсного отбора устанавливается вузом на основании данных сертификата;

для лиц, по объективным причинам не сдавших ЕГЭ, вступительные испытания и государственная (итоговая) аттестация организуется и проводится теми же комиссиями субъектов Российской Федерации в форме и по материалам ЕГЭ;

к участию в эксперименте допускаются субъекты Российской Федерации, которые при соблюдении приведенных выше условий берут на себя расходы по организационно-техническому обеспечению процедуры проведения единого государственного экзамена на своей территории;

Минобразование России организует и финансирует научно-методическое обеспечение эксперимента, включая подготовку контрольно-измерительных материалов и подготовку специалистов, ведущих работу по организации и проведению эксперимента по ЕГЭ.

В соответствии с вышеизложенным коллегия решила:

1. Принять к сведению информацию Управления развития образования о ходе подготовки к проведению эксперимента по единому государственному экзамену (ЕГЭ).

2. Принять за основу "Предложения по порядку проведения единого государственного экзамена на период эксперимента" (приложение 1).

3. В основном одобрить "Рекомендации по организации первого этапа федерального эксперимента по проведению единого государственного экзамена" (приложение 2).

4. В срок до 10.01.2001 подготовить проект документа, регламентирующего порядок проведения эксперимента по ЕГЭ, на основании материалов, одобренных коллегией Минобразования России.

4.1. Департаменту образовательных программ и стандартов общего образования (М.Р.Леонтьевой) совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д.Волоховой) и Управлением развития образования (П.Е.Кондрашовым) - в части, касающейся государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

4.2. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребневу) совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д.Волоховой) и Управлением развития образования (П.Е.Кондрашовым) - в части, касающейся порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации.

5. Управлению развития образования (П.Е.Кондрашову) совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д.Волоховой) подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации "О проведении в 2001-2003 годах эксперимента по введению единого государственного экзамена" в срок до 15.01.2001.

6. Совету по организации подготовки и проведения эксперимента по ЕГЭ рассмотреть в январе 2001 г. проекты документов, регулирующих порядок проведения ЕГЭ.

7. Просить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2-недельный срок представить для рассмотрения на Совете по ЕГЭ планы мероприятий, связанных с проведением эксперимента по ЕГЭ, подготовленные в соответствии с рекомендациями и согласованные с советами ректоров высших учебных заведений.

8. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации совместно с советами ректоров высших учебных заведений, участвующих в эксперименте, установить единый перечень вступительных испытаний в высшие учебные заведения по направлениям подготовки и специальностям.

9. Рекомендовать ректорам аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территориях, не участвующих в эксперименте, рассмотреть на ученых советах возможность использования результатов ЕГЭ (сертификатов) при проведении приема в высшие учебные заведения.

10. Управлению развития образования (П.Е.Кондрашову) в двухнедельный срок подготовить приказ по реализации решения коллегии.


Председатель коллегии
В.М.Филиппов


Приложение 1 к решению коллегии Минобразования РФ от 13 декабря 2000 г. N 20


Предложения
по порядку проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ)
на период эксперимента


1. Общие положения


1.1. В целях отработки процедуры и содержания ЕГЭ на период эксперимента в ряде субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается постановлением Правительства Российской Федерации (далее - "пилотные" субъекты Российской Федерации), устанавливается особый порядок государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений и приема в учреждения высшего профессионального образования.

1.2. В эксперименте участвуют все аккредитованные общеобразовательные учреждения (далее - общеобразовательные учреждения), независимо от их организационно-правовой формы, и все государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - вузы), расположенные на территории "пилотных" субъектов Российской Федерации.

1.3. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемое Министерством образования Российской Федерации, и Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утверждаемый Министерством образования Российской Федерации на территории "пилотных" субъектов Российской Федерации, не применяются, за исключением случаев, предусмотренных Положением о порядке проведения ЕГЭ в период эксперимента.

1.4. Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) является видом государственной (итоговой) аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, результаты которой признаются всеми государственными высшими учебными заведениями субъектов Российской Федерации - участников эксперимента в качестве результатов вступительных испытаний.

1.5. ЕГЭ для выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории "пилотных" субъектов Российской Федерации, независимо от формы получения образования после освоения ими общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, является обязательным.

1.6. Формы, сроки и продолжительность проведения экзаменов по всем предметам в рамках ЕГЭ определяет Министерство образования Российской Федерации.

Проведение ЕГЭ обеспечивается государственным органом управления образованием субъекта Российской федерации в июне текущего года.

1.7. Вступительные экзамены в вузы, расположенные на территории "пилотных" субъектов Российской Федерации, по всем специальностям и направлениям подготовки не проводятся (за исключением специальностей и направлений подготовки в области физической культуры, искусства). Вузы, осуществляющие подготовку по специальностям и направлениям в области физической культуры и искусства, имеют право провести вступительные (творческие) испытания. Сроки и программа вступительных (творческих) испытаний определяются вузами в соответствии с Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.


2. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации в виде единого государственного экзамена и выдачи документов об уровне общего образования


2.1. Выпускники XI(XII) класса общеобразовательного учреждения сдают 2 обязательных экзамена по математике и русскому языку и не менее 3 экзаменов по выбору из следующих предметов: литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.

2.2. Содержание экзаменов определяется на основе примерных программ, разработанных Министерством образования Российской Федерации. Вопросы, выходящие за рамки указанных программ, включать в программу экзаменов запрещается.

2.3. Для приема ЕГЭ в "пилотных" регионах субъектов Российской Федерации государственным органом управления образования создается государственная экзаменационная комиссия (далее - ГЭК), в состав которой входят представители органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, высших учебных заведений, администрации субъекта Российской Федерации, педагогической, научной и иной общественности.

Полномочия и функции ГЭК определяются отдельным положением, утверждаемым Минобразованием России.

2.4. Министерство образования Российской Федерации обеспечивает ГЭК контрольными измерительными материалами, включающими задания разного уровня сложности (далее - КИМы).

2.5. Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются в баллах (по стобалльной шкале) и в отметках (по пятибалльной системе). Шкала перевода баллов в отметки устанавливается Министерством образования Российской Федерации.

2.6. Выпускник имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой, проверенной в рамках ЕГЭ, и в случае несогласия с выставленной отметкой подать в письменной форме апелляцию в территориальную конфликтную комиссию, создаваемую государственным органом управления образованием "пилотного" субъекта Российской Федерации из представителей органов управления образованием и образовательных учреждений общего среднего и высшего профессионального образования. Рассмотрение апелляций проводится в период до 25 июня текущего года.

Сроки и порядок ознакомления с проведенной экзаменационной работой, а также сроки и порядок работы конфликтной комиссии, ее состав и полномочия устанавливаются государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), учителей и директоров общеобразовательных учреждений не позднее, чем за 2 недели до начала проведения ЕГЭ.

2.7. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего свидетельство о государственной аккредитации, сдавшим ЕГЭ, выдаются документы государственного образца: аттестат о среднем (полном) общем образовании (далее - аттестат) и сертификат-вкладыш к аттестату (далее - сертификат).

2.8. Аттестат выдается выпускникам теми общеобразовательными учреждениями, в которых они обучались на момент сдачи ЕГЭ. Сертификат выдается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

2.9. В аттестат в качестве итоговой отметки по предметам, экзамены по которым сдавались в рамках ЕГЭ, проставляется:

- более высокая отметка - при разнице годовой отметки и оценки по ЕГЭ в один балл;

- отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и оценки по ЕГЭ, если разница между последними составляет более чем один балл.

2.10. В сертификате проставляются баллы, набранные выпускником по каждому предмету, сданному в рамках ЕГЭ. Срок действия сертификата 1 год.

2.11. Победителям международных и всероссийских олимпиад по отдельным предметам в аттестат и сертификат без сдачи экзамена проставляется высшая отметка и наиболее высокий балл по соответствующим предметам.

2.12. Награждение выпускников золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении" и похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов" осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.

2.13. Обучающимся XI(XII) классов, не допущенным к государственной (итоговой) аттестации, выдается справка об обучении в общеобразовательном учреждении установленного образца. В справке указываются экзаменационные и итоговые отметки (в том числе неудовлетворительные) по всем предметам, изучавшимся в X, ХI(ХII) классах.


3. Порядок приема в высшие учебные заведения


3.1. Для приема документов от поступающих создается приемная комиссия вуза, состав, полномочия и порядок работы которой определяются вузом.

3.2. До начала приема документов, но не позднее, чем 1 апреля, приемная комиссия вуза определяет и объявляет:

- перечень направлений подготовки и специальностей, на которые вуз объявляет прием документов в соответствии с лицензией;

- перечень вступительных испытаний, с указанием профильных (приоритетных), на каждые направления подготовки и специальности (не более 4-х), с учетом условий пункта 2.1.;

- правила приема в вуз;

- порядок зачисления в вуз.

3.3. Прием документов от поступающих на очную форму обучения заканчивается не ранее 15 июля.

На специальности и направления, по которым ведется подготовка в области искусства, а также на очно-заочную (вечернюю), заочную формы обучения и экстернат прием производится в сроки, определяемые вузом.

3.4. Поступающие сдают (отсылают) документы (заявление о приеме, копии документов, удостоверяющих личность, гражданство, копии аттестата и сертификата, необходимое количество фотографий) в один или несколько вузов.

3.5. Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации.

3.6. Зачисление в вузы проводится по результатам конкурса документов поступающих. В качестве результатов вступительных испытаний вуз засчитывает баллы, набранные поступающими при сдаче ЕГЭ и проставленные в сертификате по предметам, входящим в перечень вступительных испытаний, объявленных вузом на данное направление подготовки или специальности.

3.7. Для лиц, не сдавших ЕГЭ (поступающие выпускники прошлых лет, выпускники образовательных учреждений из субъектов, не участвующих в эксперименте по ЕГЭ, выпускники образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, лица, не сдавшие ЕГЭ по состоянию здоровья, иностранные граждане и др.) либо сдававших в рамках ЕГЭ экзамены по непрофильным для данного направления подготовки или специальности предметам, теми же комиссиями субъектов Российской Федерации организуются и проводятся вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ.

3.8. Организация общего конкурса должна обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению основных образовательных программ соответствующей ступени, если иное условие не оговорено законодательством Российской Федерации.

3.9. Уровень требований конкурсного отбора вуз определяет самостоятельно, при этом минимальное количество баллов по предметам, дающее право на участие в конкурсе, определяется Министерством образования Российской Федерации.

3.10. Правом первоочередного зачисления пользуются выпускники, сдававшие ЕГЭ и получившие золотую или серебряную медали, а также победители международных и всероссийских Олимпиад по предметам, профильным для данного направления подготовки или специальности.

Вне конкурса принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством, имеющие по предметам, профильным для выбранного направления подготовки или специальности, не менее установленного Министерством образования Российской Федерации минимального количества баллов.

Оставшиеся места распределяются с учетом достижений поступающих по профильным экзаменам и требований целевого приема.

3.11. Зачисление осуществляется в период с 1 по 20 августа поэтапно: оно включает в себя принятие решения о результатах конкурса, оповещение поступающих, прошедших конкурс, и поступающих, включенных в список резерва, сбор подтверждений поступающих, прошедших конкурс, рассмотрение апелляций и издание приказа о зачислении. При возникновении недобора в случае отказа (неподтверждения) ряда поступающих, прошедших конкурс, обучаться в данном вузе, набор осуществляется за счет поступающих, включенных в список резерва.


Приложение 2 к решению коллегии Минобразования РФ от 13 декабря 2000 г. N 20


Рекомендации
по организации первого этапа федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ)


1. Общие положения


1.1. Федеральный эксперимент проводится в два этапа. На первом этапе основное внимание уделяется отработке технологии и процедуры проведения ЕГЭ; на втором этапе - с учетом результатов первого этапа и пересмотра содержания общего образования, осуществляется реализация апробированной модели ЕГЭ в полном объеме.

1.2. К участию в эксперименте приглашаются все заинтересованные субъекты Российской Федерации. Отбор субъектов Российской Федерации осуществляется на основе их заявок Минобразованием России. Перечень субъектов Российской Федерации, в которых будет проводиться эксперимент, (далее - "пилотные" субъекты Российской Федерации) утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

1.3. Подготовка и организация ЕГЭ на федеральном уровне осуществляется Минобразованием России, в "пилотных" субъектах Российской Федерации - государственными органами управления образованием и советами ректоров при поддержке администраций субъектов Российской Федерации.

Для обсуждения и выработки согласованных подходов к проведению эксперимента при Минобразовании России и при администрациях "пилотных" субъектов Российской Федерации создаются координационные советы, включающие представителей всех уполномоченных организаций и заинтересованных сторон.

1.4. Эксперимент осуществляется на условиях софинансирования со стороны Минобразования России и "пилотных" субъектов Российской Федерации. Министерство из средств федерального бюджета оплачивает разработку моделей ЕГЭ, схемы эксперимента, методических и контрольных измерительных материалов (далее - КИМы), частично - обучение необходимого персонала (операторов).

1.5. "Пилотные" субъекты Российской Федерации берут на себя расходы по организации эксперимента непосредственно в регионе, в том числе доставку выпускников к местам проведения ЕГЭ.

1.6. ЕГЭ проводится по единым КИМам. Подготовка КИМов осуществляется уполномоченными Минобразованием России организациями по результатам конкурса, проводимого Минобразованием России.

1.7. Подготовка персонала для непосредственного проведения и обработки результатов ЕГЭ организуется в феврале-апреле 2001 г. при поддержке Минобразования России на основании расчета минимально необходимой численности таких работников.

1.8. ЕГЭ проводится в специально отведенных аудиториях в городах либо в районных центрах (для выпускников сельских школ - с организацией централизованной доставки последних).

1.9. Бланки сертификатов, выдаваемых по результатам сдачи ЕГЭ, изготавливаются централизованно Министерством образования Российской Федерации.

1.10. Субъектам Российской Федерации, участвующим в эксперименте, может быть присвоен статус федеральной экспериментальной площадки на основании прохождения соответствующей процедуры в установленном порядке.

1.11. Перечень экзаменов, проводимых по процедуре ЕГЭ, утверждается Минобразованием России.


2. Нормативное правовое обеспечение


2.1. На федеральном уровне готовятся и принимаются:

- постановление Правительства Российской Федерации, в котором объявляются цели, содержание и этапы эксперимента, утверждается перечень "пилотных" субъектов и вузов;

- приказ Министерства образования Российской Федерации об утверждении положения о порядке проведения ЕГЭ на период эксперимента, в котором определяются цели, задачи и содержание, порядок организации и процедура ЕГЭ, полномочия участвующих органов и организаций, права и обязанности сторон, государственные гарантии и механизмы защиты прав выпускников. Указанное Положение регистрируется в Минюсте России;

- приказ Минобразования России об утверждении бланка сертификата ЕГЭ;

- приказы Минобразования России, регулирующие отдельные стороны организации эксперимента;

- решения коллегии Минобразования России о ходе и результатах эксперимента.

2.2. На уровне "пилотных" субъектов Российской Федерации готовятся и принимаются:

- нормативные акты (постановление, приказ, распоряжение) администрации субъекта Российской Федерации, утверждающие решение об участии в федеральном эксперименте по ЕГЭ, состав координационного совета по организации подготовки и проведения эксперимента по ЕГЭ, положение о совете и региональную программу проведения эксперимента;

- приказы и распоряжения государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации, согласованные в обязательном порядке с советом ректоров, по отдельным вопросам организации эксперимента.


3. Организация эксперимента в "пилотных" субъектах Российской Федерации


3.1. Для организации и проведения эксперимента по ЕГЭ в "пилотном" субъекте Российской Федерации создается координационный совет (далее - Совет).

Совет, как правило, должен возглавляться заместителем руководителя субъекта Российской Федерации, курирующим образование. В Совет должны входить представители администрации субъекта Российской Федерации, органов управления образованием, совета ректоров вузов, науки, общественных организаций, педагогической общественности, могут быть включены родители будущих выпускников и другие лица.

Основные функции Совета:

- готовит проекты решений исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, связанным с участием в эксперименте по ЕГЭ школ, вузов и выпускников школ субъекта Российской Федерации;

- готовит проекты региональных нормативных документов;

- создает рабочие группы для решения перечисленных выше вопросов, в том числе по подготовке проектов нормативных документов, разработке региональной программы по организации и проведению эксперимента по ЕГЭ, осуществлению работ по организации и проведению эксперимента по ЕГЭ;

- заслушивает отчеты рабочих групп о ходе и результатах эксперимента.

3.2. В рабочие группы должны входить представители органа управления образованием, вузов, школ, методической службы и другие специалисты, которые ведут подготовительную работу по обеспечению организации и проведения эксперимента по ЕГЭ.

3.3. Региональная программа по организации и проведению эксперимента по ЕГЭ рассматривается на Совете и утверждается на совместном заседании (коллегии) органов управления образованием субъекта Российской Федерации и совета ректоров.

Цель региональной программы - разработка и планирование системы мероприятий по обеспечению проведения эксперимента по ЕГЭ.

3.4. Для реализации указанной цели региональная программа должна предусматривать приведенные ниже основные разделы, в которых указываются наименования мероприятий, ответственных исполнителей, сроки, стоимость работ, источники финансирования.


А. Организационно-технологическое обеспечение:


1. Разработка мероприятий по организации подготовки и проведения ЕГЭ, включая вопросы обеспечения секретности экзаменационных материалов.

2. Создание баз данных:

- по школам;

- по вузам;

- по экспертам, привлекаемым к участию в проведении ЕГЭ.

Региональной программой должно быть запланировано получение следующих данных:

- численность выпускников среднего (полного) общего образования в 2001 году;

- количество мест для приема студентов на 1-й курс и структура их приема по направлениям подготовки и специальностям в 2001/2002 учебном году в вузах субъекта Российской Федерации;

- статистические данные прошлых лет о поступавших в вузы и принятых в вузы, необходимые для установления правил приема;

- другие данные, необходимые для проведения эксперимента по ЕГЭ.

3. Разработка рекомендаций участникам эксперимента (органам управления образованием, вузам, школам, выпускникам и их родителям) по подготовке к проведению или участию в эксперименте по ЕГЭ.


Б. Ресурсное обеспечение:


1. Расчет финансового и технического обеспечения проведения эксперимента по ЕГЭ.

2. Организация работ по финансовому и техническому обеспечению проведения эксперимента по ЕГЭ.

3. Организация контроля расходования средств.


В. Информационное обеспечение:


Организация и проведение комплекса мероприятий, в том числе в средствах массовой информации по доведению до всех участников эксперимента целей, задач, процедур, содержания и других сведений об эксперименте по ЕГЭ.




 
Правовые новости

Российский Правовой Портал