Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Письмо Президента РФ от 30 декабря 1999 г. N Пр-1767 Об отклонении проекта федерального закона "Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности"

По состоянию на 25 сентября 2006 года


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 17 ноября 1999 г., одобренный Советом Федерации 22 декабря 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности" (далее именуется - Федеральный закон) по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

Согласно статье 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" действие данного Федерального закона распространяется на все коммерческие организации, за исключением казенных предприятий. Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации основания признания юридического лица банкротом должны быть едиными для всех коммерческих организаций. Особенности проведения процедур несостоятельности (банкротства) могут в соответствии со статьями 1 и 189 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливаться иными федеральными законами лишь в отношении кредитных организаций, субъектов естественных монополий и организаций - участников финансово-промышленных групп. Вместе с тем Федеральным законом предусматривается изменить установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" единые признаки несостоятельности (банкротства) в отношении организаций оборонной промышленности и ввести иной порядок применения к таким организациям процедур несостоятельности (банкротства). Так, Федеральным законом определяются новые критерии, при наличии которых организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, что не согласуется с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона круг субъектов, на которые распространяется Федеральный закон, определяется подзаконным актом (актом Правительства Российской Федерации). Таким образом, подзаконным актом делается исключение из общего правового режима, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", что недопустимо.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона вводятся дополнительные квалификационные требования к арбитражному управляющему, который должен иметь "опыт работы на руководящих должностях" в соответствующих организациях и "соответствующий документ о праве управления", выданный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование деятельности в соответствующей отрасли промышленности. Из содержания этой нормы Федерального закона неясно, что понимается под термином "руководящая должность", в течение какого срока кандидат в арбитражные управляющие должен занимать эту должность, чтобы соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям, и кто будет определять наличие или отсутствие данного квалификационного признака. Кроме того, непонятно, о каком "соответствующем документе на право управления" идет речь и в каком порядке он должен выдаваться.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом представлять арбитражному суду кандидатуры арбитражного управляющего. Представляется, что данным правом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут обладать только в тех случаях, когда Российская Федерация или субъекты Российской Федерации выступают в качестве кредиторов.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона дело о банкротстве организации-должника возбуждается в том числе при наличии заключения государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Однако Федеральным законом не установлено никаких требований к данному заключению и порядку его выдачи, в связи с чем указанная норма практически нереализуема.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона срок внешнего управления может быть продлен до трех лет по ходатайству соответствующего федерального органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут выступать органы государственной власти в рамках их компетенции, определенной нормативными правовыми актами, закрепляющими статус этих органов. Однако в настоящее время федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит предоставление поручительств по обязательствам организаций, указанных в статье 1 Федерального закона и находящихся в процессе банкротства, не существует.

Федеральным законом также не учитывается, что в состав имущества организаций, указанных в статье 1 Федерального закона, входят объекты, свободный оборот которых не допускается либо ограничен. Дальнейшее использование такого рода имущества Федеральным законом не определяется.

Частью первой статьи 7 Федерального закона предусматривается необходимость согласования плана внешнего управления с отраслевым федеральным органом исполнительной власти и последующее его утверждение собранием кредиторов. Во-первых, неясно, в какие сроки необходимо провести согласование, во-вторых, не определена процедура урегулирования разногласий в случае отказа собрания кредиторов утвердить предложенный план.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона допускается возможность применения арбитражными судами норм Федерального закона при рассмотрении дел о банкротстве, возбужденных до вступления в силу Федерального закона. В случае отсутствия у организации-должника признаков банкротства, установленных Федеральным законом, производство по делу, возбужденному до вступления его в силу, прекращается.

Данной нормой Федерального закона фактически придается обратная сила Федеральному закону, устанавливающему особые признаки банкротства, не существовавшие на момент подачи заявления кредитором, тем самым кредитор лишается права на удовлетворение своих требований к конкретному должнику. Таким образом, указанное положение Федерального закона противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.


Б.Ельцин


< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки