Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Письмо Госналогслужбы РФ от 20 января 1998 г. N СШ-6-05/41 О результатах проверок коммерческих банков (филиалов) по вопросам соблюдения налогового законодательства, проведенных налоговыми органами в соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков Госналогслужбы РФ на 1997 год

По состоянию на 25 сентября 2006 года


Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в работе обзорное письмо о результатах проверок коммерческих банков (филиалов) по вопросам соблюдения налогового законодательства, проведенных налоговыми органами в соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков Государственной налоговой службы Российской Федерации на 1997 год.

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Приложение: на 6 листах.


Государственный советник
налоговой службы I ранга
С.С.Штарев


Обзорное письмо
о результатах проверок коммерческих банков (филиалов), проведенных
государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской
Федерации в 1997 году


В соответствии с Национальным планом проверок налогоплательщиков Государственной налоговой службы Российской Федерации на 1997 год были организованы проверки соблюдения банками и другими кредитными учреждениями налогового законодательства (пункты 12 и 18) и одновременно, в соответствии с Межведомственным планом первоочередных мероприятий по пополнению доходной части федерального бюджета, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации (N ВЧ-П24-07983 от 15.03.97), налоговыми органами проводились проверки коммерческих банков и иных кредитных учреждений по вопросам обеспечения ими своевременного перечисления в бюджеты налоговых платежей, поступивших от налогоплательщиков.

По данным налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации проверено 2103 коммерческих банка, в том числе филиалы, что составляет 25% от числа зарегистрированных банков-налогоплательщиков. В ряде регионов, таких как республики Башкирия, Алтай и Чувашия, Алтайский край, Амурская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская области, проверено от 59,2% до 100,0% банков-налогоплательщиков. В результате проведенных проверок у 1391 коммерческого банка (филиала), или 66,1% от числа проверенных, за 1996 год выявлены различные нарушения налогового законодательства, при этом общая сумма налогооблагаемой прибыли была занижена на 105721,7 млн. рублей.

По данным налоговых органов на 01.11.97 общая сумма платежей, дополнительно начисленных в бюджет в ходе проверок составляет 244883,1 млн. рублей, в том числе сумма финансовых санкций - 172892,2 млн. рублей. Наибольшие доначисления произведены в Республике Саха - 19811,0 млн. рублей (8,1%), Краснодарском крае - 13747,3 млн. рублей (5,6%), Калининградской области - 17333,8 млн. рублей (7,1%), Мурманской области - 11160,5 (4,6%), Нижегородской области - 17791,7 млн. рублей (7,3%), Оренбургской области - 10891,0 млн. рублей (4,5%), Самарской области - 17121,0 млн. рублей (7,0%).

На 01.11.97 в 27 регионах (30% от их общего числа) доначисленные суммы, включая штрафные санкции, взысканы полностью. К таким регионам относятся Алтайский и Приморский края, Владимирская, Ленинградская, Новгородская, Орловская, Томская области.

Материалы проверок показывают, что нарушения налогового законодательства происходят, в основном, за счет неправильного определения или занижения доходов, участвующих при определении налогооблагаемой базы (23,3%), несоблюдение действующего порядка отнесения затрат при исчислении налога на прибыль (66,8%), а также неправильное применение льгот (9,9%).

Наиболее часто встречающиеся нарушения по занижению налогооблагаемой базы связаны с не включением в состав доходов банка сумм компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банков, в том случае, когда уровень процентных ставок по таким ссудам ниже, чем обычно применяется для сторонних клиентов, сумм резерва на возможные потери по ссудам - в случае возврата ссуд, (ранее этот резерв был отнесен в уменьшение налогооблагаемой прибыли).

Также практикуется занижение доходов банка в результате первоочередного погашения основной суммы ссудной задолженности, а не процентов по ней, в случае, если такая очередность не предусмотрена кредитным договором.

Так, филиалами одного из коммерческих банков в Республике Башкирия не были включены в налогооблагаемую базу суммы восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, ранее отнесенные на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в размере 298,2 млн. рублей.

При проверке банков и их филиалов в Республике Саха (Якутия) выявлено занижение налогооблагаемой прибыли за счет не включения в состав доходов банка компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, когда уровень процентных ставок по таким ссудам ниже, чем уровень процентных ставок для сторонних клиентов на сумму 554,5 млн. рублей.

Обращаем внимание, что согласно пункту 5 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также пункту 2.5 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" по предприятиям, осуществляющим оказание услуг по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичные услуги, сложившаяся на момент их оказания, но не ниже фактической себестоимости. Например, в случае оказания банком бесплатных услуг клиентам по инкассации наличных денежных средств, налоговые органы вправе для целей налогообложения исчислить недополученный доход по рыночной цене, сложившейся на момент оказания услуги.

Значительное число выявленных нарушений налогового законодательства связаны с необоснованным отнесением на затраты при исчислении налога на прибыль, расходов, которые должны осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении коммерческого банка.

К числу наиболее характерных нарушений, выявленных в ходе настоящей проверки, относятся необоснованное списание на расходы, учитываемые при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, расходов капитального характера по сооружению охранно-сторожевой и пожарной сигнализации и коммуникаций средств связи; расходов, по содержанию собственной службы охраны банка, включая затраты на экипировку и приобретение оружия и иных специальных средств защиты; сумм резервов на возможные потери по ссудам; сумм процентов по межбанковским кредитам, уплаченных сверх учетной ставки Банка России; расходов, связанных с организацией филиалов; сумм износа основных фондов банка, не используемых для осуществления банковской деятельности; сумм сверхнормативных командировочных, представительских расходов, расходов на подготовку и переподготовку кадров, на рекламу; убытков, полученных в виде отрицательной разницы от переоценки государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ ПК) в размере, превышающем доходы, полученные в виде положительных разниц от их переоценки.

Так, в ходе проверки коммерческого банка, проведенной госналогинспекцией по Республике Саха (Якутия), было выявлено завышение расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в сумме 1618,7 млн. рублей за счет неправомерного включения в их состав отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, не уменьшающих налогооблагаемую базу.

При проверке банка, находящегося в Волгоградской области, выявлено завышение расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, за счет включения в их состав убытков, полученных в виде отрицательной разницы от переоценки государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ ПК) в размере, превышающем доходы, полученные в виде положительных разниц от их переоценки, в сумме 2590,6 млн. рублей.

В нарушение пункта 26 письма Госналогслужбы России от 23.09.94 N 130, НП-6-01/362 и Минфина России от 21.09.94 N 130 "О порядке применения отдельных пунктов Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490" филиалом одного их крупных коммерческих банков в Ставропольском крае в уменьшение налогооблагаемой прибыли был отнесен убыток от продажи негосударственных ценных бумаг в сумме 345,6 млн. рублей.

Следует также обратить внимание на то, что сумма амортизационных отчислений по капитальным затратам в арендованные банком основные средства (балансовый счет 923) не может быть включена в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы банка для уплаты налога на прибыль, поскольку эти расходы не указаны в разделах II и III Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 16.05.94 N 490 (далее - Положение).

При проверке банков, совершающих сделки по купле продаже иностранной валюты на биржах в г.Москве, в частности, на Московской межбанковской валютной бирже, необходимо иметь в виду, что Законом г.Москвы от 30.03.94 N 4-24 "О сборе со сделок по купле продаже иностранной валюты, совершаемых на биржах в городе Москве" был установлен сбор в размере 0,1 процента от суммы сделок, источником уплаты которого является прибыль, остающаяся в распоряжении банка. Таким образом, согласно пункту 77 Положения банки не имеют права включать этот сбор в состав расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Согласно письму Госналогинспекции по г.Москве от 06.05.94 N 11-13/5087 данный сбор исчислялся и уплачивался по сделкам, совершенным начиная с 27.04.97. и был отменен Законом г.Москвы от 12.03.97 N 4. Первичным документом, где выделена сумма взысканного с банка сбора, является биржевое свидетельство, выдаваемое при совершении сделки.

Необходимо также отметить, что в соответствии с письмом Минфина России от 28.12.95 N 135, Госналогслужбы России от 28.12.95 N НП-6-01/6, Минэкономики России от 29.12.95 N СИ-517 и Банка России от 04.01.96 N 224 для целей налогообложения затраты коммерческих банков и других кредитных организаций, связанные с уплатой процентов по межбанковским кредитам, полученным в иностранной валюте, принимаются в размерах, не превышающих 15 процентов годовых. Все иные расходы по данному виду деятельности учитываются при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль только в случае, если они перечислены в разделах II и III Положения.

Проверки показали, что многие нарушения налогового законодательства обусловлены неправильным применением льготного порядка налогообложения. Сумма занижения налогооблагаемой прибыли проверенных банков по этой причине составила 10420,9 млн. рублей. Так например, коммерческим банком, расположенным в Республике Башкирия, в нарушение пункта 4.5 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" суммировались убытки за несколько лет и полностью погашались за счет прибыли текущего года, что привело к занижению налогооблагаемой прибыли на сумму 273,2 млн. рублей, Госналогинспекцией по Кемеровской области при проверке банка выявлено неправомерное льготирование доходов от положительной переоценки ОФЗ ПК, что привело к занижению налогооблагаемой базы на сумму 1969,0 млн. рублей, тогда как данная льгота предоставлялась только в отношении ГКО. Филиал коммерческого банка, проверенный госналогинспекцией по Новгородской области, необоснованно пользовался в 1996 году льготой в части доходов полученных за оказание посреднических услуг по размещению ГКО, в результате чего занижена прибыль на 16,9 млн. руб.

В соответствии с Межведомственным планом первоочередных мероприятий по увеличению доходной части федерального бюджета, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации B.С.Черномырдиным 15.03.97 N ВЧ-П24-07983, в 1997 году проводились проверки коммерческих банков по вопросу своевременности перечисления в бюджеты всех уровней налоговых платежей. По состоянию на 01.12.97 по данному вопросу проверено 8212 кредитных организаций и их филиалов, зарегистрированных в качестве плательщиков в налоговых органах.

По итогам проведенных проверок установлено 2486553 случая несвоевременного исполнения платежных поручений. Основной причиной несвоевременного исполнения кредитными организациями платежных поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды является отсутствие средств на расчетных счетах налогоплательщиков (91,0% от общей суммы задержанных платежей).

Из общего количества случаев несвоевременного исполнения платежных поручений выявлено 79792 случая несвоевременного их исполнения при наличии средств как на расчетных счетах налогоплательщиков, так и корреспондентских счетах кредитных организаций.

Кроме того, выявлены случаи направления банками средств на ссудные счета, минуя расчетные счета клиентов (как правило, предприятий-недоимщиков), в том числе путем сдачи денежной наличности за реализованную продукцию в кассу банка, а также заключение сделок по переводу долга и др.

Имеющаяся в настоящее время арбитражная практика (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.96 N 1512/96, от 18.03.97 N 6890/95, от 29.07.97 N 2353/97) позволяет в таких случаях применять к банками, допускающим несвоевременное перечисление в бюджет и внебюджетные фонды платежей клиентов, ответственность, установленную статьей 15 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Госналогслужба России письмом от 08.09.97 N СШ-6-05/649 обратила внимание госналогинспекций по субъектам Российской Федерации на необходимость информирования органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации, а также главных территориальных управлений (национальных банков) Центрального банка Российской Федерации о всех выявленных фактах задержек платежей при наличии средств как на расчетных счетах налогоплательщиков, так и корреспондентских счетах кредитных организаций для принятия мер оперативного воздействия в соответствии с действующим законодательством.

По сообщениям госналогинспекций по Алтайскому краю, Амурской, Брянской областей и др. у ряда коммерческих банков (филиалов) при участии налоговых органов были отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности.

В целом материалы проведенных проверок свидетельствуют о большом количестве случаев нарушения коммерческими банками норм налогового законодательства, что требует усиления контроля за их деятельностью со стороны налоговых органов. Вместе с тем, эти материалы указывают на необходимость совершенствования налогового и банковского законодательства.

С этой целью подготовлены законопроекты о внесении изменений в законы Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", а также проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 16.05.94 N 490".


Управление налогообложения
финансово-кредитных институтов


< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки