Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 апреля 1994 г. N 97-I СФ "О парламентских слушаниях "Борьба с преступностью и укрепление правопорядка в Российской Федерации"

По состоянию на 25 сентября 2006 года


Совет Федерации постановляет:

1. Считать оценку, выводы и рекомендации, содержащиеся в заключении по парламентским слушаниям "Борьба с преступностью и укрепление правопорядка в Российской Федерации" (прилагается), официальной позицией Совета Федерации.

2. Направить указанное заключение Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Прокуратуру Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.


Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.Ф.Шумейко


Москва
8 апреля 1994 года
N 97-I СФ


Приложение к постановлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 апреля 1994 г. N 97-I СФ


Заключение
по парламентским слушаниям "Борьба с преступностью
и укрепление правопорядка в Российской Федерации"


В последние годы проблема преступности в Российской Федерации резко обострилась. Масштабы преступности и тенденции к ее росту опасно деформируют ход реформ, угрожают основным устоям российской государственности, конституционной законности, безопасности граждан.

По сравнению с 1998 годом уровень преступности возрос более чем в два раза. В 1993 году было зарегистрировано 2800 тысяч преступлений, в том числе свыше 500 тысяч тяжких. Среди них почти 30 тысяч умышленных убийств, 67 тысяч тяжких телесных повреждений, более 220 тысяч грабежей и разбоев, 22,5 тысячи преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия. В преступную деятельность активно вовлекается молодежь. В 1993 году несовершеннолетними совершено 224 тысячи преступлений. Особую тревогу вызывает рост организованной преступности, которая использует такие методы уголовного террора, как захват заложников, шантаж и другие. Преступные формирования в широких масштабах занимаются рекетом, наркобизнесом, стремятся установить контроль над банками, сферами предпринимательства, распределения материальных ресурсов, сращиваются с коррумпированными элементами в государственном аппарате. Беспрецедентное распространение приобрел незаконный вывоз из страны нефти, сырья и металлов. Все чаще применяются насилие и угрозы в отношении сотрудников милиции, следователей, прокуроров, судей, работников финансовых, налоговых и таможенных служб, потерпевших, свидетелей и граждан, оказывающих помощь правоохранительным органам.

Основные причины разгула преступности кроются в кризисном состоянии и нестабильности общества, в правовом нигилизме, охватившем и властные структуры на всех уровнях, отсутствия системы предупреждения, несовершенстве правовой базы, серьезных просчетах в правоприменительной практике, низкой раскрываемости тяжких преступлений.

В значительной мере утрачен контроль за криминогенной ситуации. Статистические данные о преступности, о сокращении темпов ее роста не отражают истинного положения дел. Высоким остается уровень латентной преступности. многие органы власти и управления в центре и на местах самоустранились от участия в организации борьбы с преступностью, ее предупреждения, занимаются этим от случая к случаю, не контролируют выполнения принимаемых решений.

Органы внутренних дел, прокуратуры, налоговая полиция, таможенные службы не обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания. Имеют место безответственность равнодушное отношение должностных лиц к жертвам преступлений и снисходительность к преступникам. Без должного реагирования остается значительная часть заявлений о преступлениях и других правонарушениях. Широкое распространение получили необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, их приостановление и прекращение.Многие опасные преступления остаются нераскрытыми. В результате подрывается вера граждан в способности власти защитить их.

Положение с преступностью, ее разлагающее влияние на все сферы общественной жизни требуют принятия действенных мер по изменению сложившейся ситуации, постоянного и неослабного внимания к проблеме преступности со стороны всех органов власти и управления, общественности, средств массовой информации.

Неотложной задачей являются обуздание агрессивной, насильственной преступности, кардинальное повышение уровня всей работы по предупреждению и пресечению преступных проявлений, укрепление общественного порядка.

Непременными условиями достижения реальных результатов должны стать укрепление государственности, стремление к стабилизации в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, учет криминогенных факторов при осуществлении реформ. В то же время предпринимаемые меры должны основываться на строгом соблюдении законности и норм международного права.

Особое внимание должно быть сосредоточено на совершенствовании правовой базы, правоприменительной практики, повышении уровня деятельности правоохранительных органов, привлечении к участию в борьбе с преступностью всех здоровых сил общества.

Необходимо извлечь уроки и сделать выводы из просчетов и ошибок в уголовной политике, законотворческой деятельности. Участники парламентских слушаний считают, что процесс принятия законов страдает серьезными издержками, не отвечает потребностям практики. Законопроекты зачастую разрабатываются без участия и учета мнения тех ведомств, которым предстоит применять закон, отсутствует криминологическая экспертиза законопроектов. Законодатели, Аппарат Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации во многих случаях действуют несогласованно, дублируются одни и те же законопроекты. Указы Президента Российской Федерации и нормативные акты Правительства Российской Федерации не всегда соответствуют требованиям законодательства и принципу разделения властей. До сих пор действует немало устаревших правовых норм, а вопросы, крайне необходимые для усиления борьбы с преступностью на ее важнейших направлениях, не получают законодательного разрешения.

Действующий Уголовный кодекс не предусматривает мер уголовно-правового воздействия за целый ряд опасных деяний, получивших широкое распространение. Законодательно не закреплена ответственность за различные виды организованной преступности, терроризм, создание незаконных вооруженных формирований.

Отсутствие правовых норм, предусматривающих ответственность за лжепредпринимательство, лжебанкротство, "отмывание" преступных доходов и другие злоупотребления, создает значительные трудности в противодействии теневой экономике.

Усиление борьбы с коррупцией требует скорейшего законодательного решения вопросов об ответственности за преступления, совершаемые государственными служащими и должностными лицами хозяйствующих субъектов.

Правоохранительные и контролирующие органы ограничены в доступе к необходимым для них документам и материалам.

Не обеспечивается надежная правовая защита потерпевших, свидетелей и граждан, помогающих следствию и суду, а также работников правоохранительных органов от насилия и угроз со стороны преступников.

Отдельные нормы уголовно-исполнительного законодательства не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации, международным актам о правах человека, задачам и целям уголовного наказания.

В тяжелейшем положении, особенно материальном, оказались места лишения свободы. Если незамедлительно не принять необходимые меры, эти учреждения вообще не будут отвечать своему назначению.

Более года ратифицируется подписанная главами государств СНГ Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Из-за медлительности Минюста и МИДа России не решается вопрос о разработке и заключении двухсторонних договоров по этим вопросам с другими государствами. До сих пор Российская Федерация не присоединилась к европейским конвенциям о взаимной правовой помощи, о выдаче преступников, об "отмывании" преступных доходов и ряду других.

Вопросы обеспечения законности, общественного порядка, предупреждения правонарушений, охраны собственности, прав и свобод граждан не находят должного отражения в деятельности Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отсутствие в федеральных и иных органах исполнительной власти централизованной системы сбора и анализа информации о положении дел с преступностью и соблюдении законности не позволяет правильно оценивать обстановку и своевременно принимать необходимые меры. Явно недостаточной является помощь органам местного самоуправления, общественным объединениям. Состояние юридических служб предприятий, учреждений и организаций, ревизионного аппарата и экспертных учреждений не дает возможности своевременно вскрывать факты нарушений законности и злоупотреблений, зачастую сводит на нет все усилия по разоблачению преступников.


< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки