< < Вернуться архив, обновление
Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Приказ Минкультуры РФ от 29 декабря 2003 г. N 1775 "Об Учетно-поисковом регистре культурных ценностей" (отменен)
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
В целях совершенствования информационного обеспечения деятельности Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных управлений по сохранению культурных ценностей по предотвращению незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности, поиску похищенных и (или) незаконно вывезенных культурных ценностей, а также принятию предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации мер по восстановлению законных прав собственников культурных ценностей при их незаконном вывозе, ввозе и передаче права собственности на них в соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.1997 N 679 ("Собрание законодательства Российской Федерации", 16.07.1997 ст.2762) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и ведения Учетно-поискового регистра культурных ценностей.
2. Установить, что:
формирование и ведение Учетно-поискового регистра культурных ценностей осуществляет Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации при программно-техническом обеспечении Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации;
территориальные управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей участвуют в формировании и использовании Учетно-поискового регистра культурных ценностей.
3. Департаменту по сохранению культурных ценностей (А.И.Вилков) предусмотреть в пределах установленной численности образование специализированной группы по формированию и ведению Учетно-поискового регистра культурных ценностей и утвердить положение о ней.
4. Музеям, библиотекам, учреждениям изобразительного искусства, научным учреждениям и реставрационным организациям федерального ведения Министерства культуры Российской Федерации, осуществляющим в установленном порядке хранение культурных ценностей Музейного фонда Российской Федерации или библиотечных фондов Российской Федерации:
представлять информацию о похищенных предметах для внесения этой информации в Учетно-поисковый регистр культурных ценностей в целях организации поиска и идентификации указанных предметов;
осуществлять проверку по Учетно-поисковому регистру культурных ценностей всех приобретаемых для Музейного фонда Российской Федерации или библиотечных фондов Российской Федерации культурных ценностей;
ежеквартально, начиная с 1 января 2004 года, в целях проверки по Учетно-поисковому регистру культурных ценностей представлять в Департамент по сохранению культурных ценностей или соответствующее территориальное управление Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей копии экспертных заключений и изображения художественных ценностей, экспертиза которых проводилась в этих организациях, за исключением предметов, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации или библиотечных фондов Российской Федерации.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации распространить действие настоящего приказа на подведомственные им музеи, библиотеки и иные учреждения культуры.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации П.В.Хорошилова.
Министр
М.Е.Швыдкой
Порядок
формирования и ведения Учетно-поискового регистра культурных ценностей
(утв. приказом Минкультуры РФ от 19 декабря 2003 г. N 1775)
1. Учетно-поисковый регистр культурных ценностей (далее - Регистр) является корпоративной распределенной информационно-поисковой системой учета и документирования сведений о культурных ценностях.
Регистр формируется в целях информационного обеспечения деятельности Службы по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации по предотвращению незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности, поиску похищенных и (или) незаконно вывезенных культурных ценностей.
Формирование и ведение Регистра осуществляет Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации (далее - Департамент) при программно-техническом обеспечении Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации (далее - ГИВЦ).
Территориальные управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей (далее - территориальные управления) участвуют в формировании и использовании учетно-поискового регистра культурных ценностей.
2. Учету и документированию в Регистре подлежат:
- культурные ценности, заявленные к вывозу с территории Российской Федерации и отнесенные к категории культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации (за исключением культурных ценностей, постоянно хранящихся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации) в случае, если результаты экспертизы дают основание для внесения их в государственные охранные списки или реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также культурные ценности, ввозимые на территорию Российской Федерации и поставленные на учет в порядке специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей;
- культурные ценности, находящиеся в официальном розыске или подлежащие розыску как похищенные и (или) незаконно вывезенные с территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности, происхождения, места похищения, а также культурные ценности иностранных государств или граждан, находящиеся в международном розыске;
- культурные ценности, задержанные таможенными или правоохранительными органами и переданные на временное хранение в Департамент или территориальные управления для их экспертизы и публикации с целью уточнения права собственности на них.
3. Информационные ресурсы Регистра формируются и состоят из документированных материалов о культурных ценностях, представляемых для учета и регистрации, а также информации, содержащейся в электронных базах данных.
4. Собственником Регистра является Министерство культуры Российской Федерации.
Электронные базы Регистра подлежат резервному (страховому) копированию.
Использование и распоряжение информационными ресурсами Регистра осуществляется Департаментом.
Доступ к информационным ресурсам Регистра осуществляется с использованием локальной сети Министерства культуры Российской Федерации и через глобальные информационные сети в объемах и порядке, определенных Департаментом, с использованием технических средств ГИВЦ.
Поддержка технических средств, обеспечивающих функционирование Регистра, осуществляется ГИВЦ по согласованию с Департаментом.
5. Методологическое обеспечение и анализ информационных массивов Регистра осуществляет Департамент.
6. В целях организации систематизированного учета и документирования культурных ценностей с различной учетной классификацией в Регистре предусматриваются следующие электронные реестры:
- Реестр культурных ценностей, не подлежащих вывозу с территории Российской Федерации (Реестр N 1);
- Реестр культурных ценностей, похищенных или утерянных на территории Российской Федерации, в том числе незаконно вывезенных с территории Российской Федерации (Реестр N 2);
- Реестр культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны на территории Российской Федерации (Реестр N 3);
- Реестр культурных ценностей иностранных граждан и государств, находящихся в международном розыске (Реестр N 4);
- Реестр культурных ценностей, ввозимых на территорию Российской Федерации и поставленных на учет в порядке специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей (Реестр N 5).
- Реестр культурных ценностей, задержанных таможенными или правоохранительными органами (Реестр N 6).
7. Учет и документирование в Регистре осуществляется в два этапа.
На первом этапе постановки на учет производится классификация культурной ценности, определение реестра и оформление соответствующих документов первичного учета, включающих подробное описание предложенных к постановке на учет культурных ценностей.
На основании документов первичного учета принимается соответствующее решение о регистрации в Регистре, а основные сведения о культурной ценности вносятся в базы данных первичного учета.
Первичный учет культурных ценностей осуществляется как в Департаменте, так и в территориальных управлениях.
На втором этапе производится регистрация и документирование культурных ценностей в центральной базе данных Регистра (далее - ЦБД), а также принимается решение о включении сведений о культурной ценности в единую информационную систему.
Регистрация и документирование культурных ценностей в ЦБД находятся в ведении Департамента.
8. Регистрация и документирование культурных ценностей в ЦБД может производиться, минуя этап первичного учета, если:
- культурные ценности, состоящие на государственном учете, подлежат регистрации в Реестре N 2;
культурные ценности, являющиеся государственной собственностью Российской Федерации, подлежат регистрации в Реестре N 3;
- культурные ценности, принадлежащие иностранному государству или гражданину, подлежат регистрации в Реестре N 4.
9. Постановка культурных ценностей на учет в Регистре производится распоряжением руководителей Департамента или территориальных управлений на основании соответствующего экспертного заключения, официальной информации или заявления собственника культурных ценностей.
10. Постановка культурных ценностей на учет в Регистре, как правило, осуществляется при наличии их изображения и описания. При отсутствии изобразительных материалов культурные ценности ставятся на учет только при наличии подробного описания, позволяющего осуществлять их идентификацию и поиск.
В указанных случаях Департамент или территориальные управления может запрашивать у собственников дополнительные сведения, необходимые для регистрации и документирования культурных ценностей, либо осуществляют ее экспертизу и описание самостоятельно. В этих целях допускается использование косвенных источников: официальных документов, опубликованных каталогов, научных публикаций и других печатных изданий, если в них содержатся недостающие или новые сведения о данной культурной ценности.
11. В случае получения противоречивых данных при документировании в ЦБД указываются все эти данные. Удаление из документа отдельных сведений допускается только в случае получения взамен им новых сведений, достоверность которых подтверждается актом повторного визуального описания, дополнительным экспертным заключением или авторитетным источником.
12. В целях уточнения конкретных сведений о культурных ценностях, зарегистрированных в ЦБД, может быть направлено требование об их дополнительной экспертизе или запрос новых материалов, а в исключительных случаях, запрос, содержащий требование о предъявлении предмета или документа для контрольной проверки данных описания, полученных из первоначального источника.
13. При документировании в ЦБД обязательно делается ссылка на все использованные источники, с которыми связывается ответственность за достоверность информации, содержащейся в базе данных.
14. Документы и материалы, послужившие источником данных, включаются в архив и хранятся, в том числе в электронной форме, в комплексе с ЦБД.
15. Сведения о культурных ценностях, представляемых при постановке на первичный учет, и сведения, которые необходимы для регистрации и документирования в ЦБД определяются руководителем Департамента или территориального управления.
16. Снятие культурных ценностей с учета в Регистре производится специальной отметкой в ЦБД на основании соответствующего распоряжения руководителя Департамента.
Снятие культурных ценностей с учета не влечет за собой удаление информации о культурных ценностях из электронных баз данных.
17. В электронных базах данных формируются основные информационные ресурсы Регистра, которые образуют централизованную автоматизированную учетно-поисковую систему, призванную обеспечивать:
- формирование, пополнение, хранение и документирование информации, содержащей основные сведения обо всех культурных ценностях, регистрируемых в реестрах Регистра;
- предоставление оперативного доступа к информационным ресурсам Регистра различным пользователям в установленных режимах доступа для их использования в деятельности по сохранению культурных ценностей;
- ведение информационно-поисковых работ, связанных с выполнением функций по предупреждению незаконного оборота и поиску культурных ценностей.
18. В электронные базы данных не могут вноситься сведения, которые в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" отнесены к категории ограниченного доступа.
19. В состав автоматизированной учетно-поисковой системы Регистра включаются следующие электронные базы данных:
- базы данных первичного учета культурных ценностей, формирующиеся во всех территориальных управлениях как локальные базы данных;
- центральная база данных, формирующаяся в Департаменте.
20. Программное обеспечение Регистра и ЦБД должны обеспечивать:
- централизацию и долговременное хранение всей информации, формирующейся в информационной системе;
- преобразование, актуализацию и представление сведений о культурных ценностях в объемах и формах, достаточных для их идентификации в информационной системе;
- поиск и идентификацию культурных ценностей в информационной системе по стандартным признакам или сведениям;
- каталогизацию культурных ценностей, включенных в информационную систему, по различным критериям;
- выдачу информации в установленных объемах и форматах.
21. ЦБД является главным источником для публикации и распространения информации по глобальным сетям, а также для создания различных документов, предусмотренных в настоящем Порядке.
22. По ЦБД в обязательном и первоочередном порядке проверяются культурные ценности, независимо от формы собственности на них, если они:
- заявлены к вывозу, в том числе временному вывозу, с территории Российской Федерации (кроме предметов государственной части Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации или библиотечных фондов Российской Федерации);
- заявлены к ввозу на территорию Российской Федерации в порядке специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей;
- предложены для приобретения для Музейного фонда Российской Федерации и библиотечных фондов Российской Федерации;
- предложены к включению в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
23. По ЦБД также осуществляется проверка культурных ценностей, предлагаемых для продажи на публичных торгах или аукционах, в том числе международных, если для их проверки имеются достаточные основания.
24. Порядок и условия, а также документальное оформление результатов проверок культурных ценностей по ЦБД, в том числе проводимых по заявлениям собственников, заинтересованных в нахождении похищенных или утерянных культурных ценностей, регулируются руководителем Департамента.
25. Информационные ресурсы Регистра используются в целях подготовки документов, предложений или рекомендаций:
- о внесении культурных ценностей, не подлежащих к вывозу из Российской Федерации, в охранные списки и реестры движимых предметов, охраняемых государством, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- о включении культурных ценностей в состав Музейного фонда Российской Федерации или библиотечных фондов Российской Федерации;
- о внесении культурных ценностей в автоматизированные информационно-поисковые базы данных Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- о внесении культурных ценностей в международные базы данных по каналам Национального бюро Интерпола в Российской Федерации, ЮНЕСКО и других международных организаций;
- о снятии с публичных торгов культурных ценностей, похищенных и (или) незаконно вывезенных из Российской Федерации.
26. Основными пользователями автоматизированной информационной системы Регистра и входящих в нее баз данных являются сотрудники Департамента и территориальных управлений, выполняющие свои функции в соответствии с должностными инструкциями.
27. Информация, содержащаяся в базах данных, используется только в целях, отвечающих основному назначению Регистра, и может предоставляться:
- таможенным и правоохранительным органам, осуществляющим в установленном порядке контроль за перемещением культурных ценностей через границу Российской Федерации и борьбу с незаконным оборотом культурных ценностей;
- музеям, библиотекам, учреждениям изобразительного искусства, научным учреждениям и реставрационным организациям федерального ведения Министерства культуры Российской Федерации, осуществляющим в установленном порядке хранение культурных ценностей Музейного фонда Российской Федерации или библиотечных фондов Российской Федерации, и другим государственным и муниципальным музеям, библиотекам и учреждениям культуры, на которые распространено действие настоящего Порядка органами исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации;
- иным юридическим или физическим лицам, в том числе иностранным, на основании их официальных обращений, направленных на предупреждение незаконной передачи права собственности на культурные ценности.
28. Информация, содержащаяся в базах данных, может передаваться в средства массовой информации для широкого оповещения о похищенных и (или) незаконно вывезенных культурных ценностях, а также в целях установления прав собственности на них.
Публикация данных о культурных ценностях, внесенных в Реестр N 1, может осуществляться только с согласия и на условиях собственников этих ценностей.
При публикации информации, содержащей сведения, полученные из косвенных источников (публикаций, архивных документов, научных исследований и т.п.), ссылка на эти источники обязательна.
29. Неофициальная передача информации, содержащейся в базах данных, а также копий баз данных Регистра сторонним лицам, равно как и иное распоряжение информационными ресурсами с нарушением настоящего Порядка, не допускается.
30. Общий контроль за соблюдением настоящего Порядка осуществляет руководитель Департамента.
< < Вернуться архив, обновление