< < Вернуться архив, обновление
Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Письмо МНС РФ от 30 декабря 2002 г. N 15-5-08/180-АТ677 (извлечение) "Разъяснения по вопросам, наиболее часто возникающим в практике применения трудового законодательства и законодательства о государственной службе"
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Департаментом кадровой политики проведены обобщение и анализ поступивших из территориальных налоговых органов по письму МНС России от 17.07.2002 N 15-0-13/241-Щ714 вопросов, возникающих в практике применения ими трудового законодательства и законодательства о государственной службе. Ниже приводятся ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы.
1. Заключение трудового договора
Вопрос. Имеет ли право руководитель налогового органа, расположенного в районах Крайнего Севера, заключить срочный трудовой договор с вновь принимаемым работником на период пребывания постоянного работника в ежегодном оплачиваемом отпуске большой продолжительности (до 120 календарных дней).
Ответ. Статья 59 Трудового кодекса Российской Федерации определяет перечень случаев, когда с работниками могут заключаться срочные трудовые договоры. Одним из них является заключение трудового договора для замены временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы.
Вопрос. Необходимо ли заключать дополнительные соглашения к трудовому договору в случаях: повышения Указом Президента Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации размеров должностных окладов в системе МНС России, изменения в наименовании отдела, без изменения его функций и должностных обязанностей работника.
Ответ. В соответствии со статьей 57 Кодекса место работы (с указанием структурного подразделения) и условия оплаты труда являются существенными условиями трудового договора и могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Вопрос: Необходимо ли перезаключать трудовые договоры с работниками, принятыми на государственную службу до вступления в законную силу Кодекса.
Ответ: В соответствии со ст. 424 Кодекса он применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения Кодекса в действие, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Таким образом, для перезаключения ранее заключенных трудовых договоров правовых оснований не имеется.
Вопрос: Возможна ли трансформация трудового договора, заключенного на неопределенный срок, в срочный трудовой договор, заключенный на время отпуска по уходу за ребенком, при наличии согласия работника или по его инициативе и перевод работника с постоянной на временную работу.
Ответ: По общему правилу работодатель не вправе ограничить определенным сроком те трудовые договоры, которые уже были заключены с работниками ранее и при этом не имели срочного характера. Однако, в соответствии со ст. 59, 72 Кодекса в определенных случаях с работником, согласившимся с переводом на другую постоянную работу срочного характера, может быть заключен срочный трудовой договор.
Вопрос: Допустимо ли, с целью приема на работу на период отпуска по уходу за ребенком работника, отвечающего квалификационным требованиям, изменение штатного расписания и введения нижестоящей должности вместо должности основного работника.
Ответ: Утверждение штатного расписания в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда относится к компетенции руководителя. Однако следует иметь в виду, что ограничение трудового договора определенным сроком должно быть обусловлено одной из причин, перечисленных в ст. 59 Кодекса. В случае введения в штатное расписание новой должности, заключение срочного трудового договора возможно, например, с лицом, обучающимся по дневной форме обучения, или для выполнения работ, связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника. При этом следует учитывать, что досрочный выход постоянного работника из отпуска без сохранения заработной платы не является основанием для расторжения срочного трудового договора, заключенного с указанием точной даты его окончания.
2. Присвоение классных чинов
Вопрос: Возможно ли представление работника, назначенного на высшую должность, к присвоению соответствующего указанной должности классного чина, в том случае, если он состоял в классном чине по ранее занимаемой должности менее установленного срока.
Ответ: Как следует из содержания п. 6 Положения о классных чинах государственных служащих федеральной государственной службы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2001 г. N 876 "Об утверждении Положения о классных чинах государственных служащих федеральной государственной службы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин" (далее - Положение), Министру предоставляется право в порядке поощрения за особые отличия в государственной службе присваивать федеральным государственным служащим налоговых органов классные чины, соответствующие замещаемой должности, до истечения срока пребывания в классном чине по ранее замещаемой должности, но не раньше чем через шесть месяцев пребывания в этой должности.
Вопрос: Можно ли представлять к присвоению классного чина до истечения шести месяцев государственных служащих, имеющих специальные звания, и принятых на работу в налоговые органы Российской Федерации из правоохранительных органов (МВД РФ, налоговая полиция, таможня и др.)
Ответ: Пункт 3 Положения устанавливает, что федеральным государственным служащим, имеющим квалификационные разряды (иные классные чины, дипломатические ранги), впервые принятым на работу в налоговые органы Российской Федерации, классные чины могут присваиваться до истечения шести месяцев. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах" и законом Российской Федерации от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" сотрудникам указанных правоохранительных органов присваиваются специальные звания, наличие которых, с учетом изложенного, не может рассматриваться как основание для досрочного присвоения классного чина.
3. Отпуска
Вопрос. Какую часть ежегодного оплачиваемого отпуска администрация имеет право заменить денежной компенсацией.
Ответ. Согласно статье 120 Трудового кодекса (далее - Кодекс) общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется путем суммирования дополнительного оплачиваемого отпуска с ежегодным основным оплачиваемым отпуском, что полностью согласуется с содержанием пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон).
Таким образом, в соответствии со статьей 126 Кодекса часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
При этом следует иметь в виду, что замена отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя.
Вопрос: Согласно ст. 125 Кодекса допускается отзыв работника из ежегодного оплачиваемого отпуска. Через какой период времени после ухода работника в отпуск может быть оформлен отзыв.
Ответ: Данный вопрос Кодексом не урегулирован, из чего следует, что срок до отзыва работника из отпуска может быть любым, однако следует учитывать, что отзыв возможен только с согласия работника, что прямо предусмотрено ч. 2 ст. 125 Кодекса.
Вопрос. Когда и в каких случаях государственным служащим предоставляется отпуск без сохранения заработной платы сроком до 1 года, предусмотренный п.3 ст.18 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Ответ. Статья 128 Кодекса предусматривает возможность предоставления работнику по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам отпуска без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению с работодателем.
Как вытекает из аналогичного содержания пункта 3 статьи 18 Закона, руководитель государственного органа вправе, но не обязан предоставлять такой отпуск. Таким образом, вопрос о предоставлении отпуска в каждом случае решается по соглашению сторон, так же определяется и продолжительность отпуска в пределах одного года.
Вопрос. С какого дня продлевается работнику очередной отпуск, если в указанный период наступила временная нетрудоспособность и следующий за ее окончанием день является выходным.
Возможно ли перенесение соответствующей части отпуска по заявлению работника на другое время?
Ответ. Учитывая положения статьи 120 Кодекса, устанавливающие исчисление отпуска в календарных днях без учета нерабочих праздничных дней, работнику, находившемуся во время ежегодного оплачиваемого отпуска в состоянии временной нетрудоспособности, ежегодный отпуск должен быть продлен в порядке статьи 124 Кодекса на соответствующее количество календарных дней, начиная со дня, следующего за последним днем отпуска или дня окончания больничного листа. В том случае, если день, с которого продлевается отпуск, приходится на нерабочий праздничный день, то продление отпуска будет начинаться со следующего за ним календарного дня.
По заявлению работника возможно перенесение оставшейся части отпуска на другое время, при этом она должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который отпуск предоставляется.
Вопрос. Как исчисляется продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска по приказу МНС России от 05.03.2002 г. N БГ-3-15/114 "О ежегодных оплачиваемых отпусках работников МНС России" (с изменениями, внесенными приказом МНС России от 05.07.2002 г. N БГ-3-345).
Ответ. Согласно ст. 120 Кодекса с 1 февраля 2002 года ежегодные оплачиваемые отпуска должны предоставляться работникам в календарных днях. Если отпуск, предоставляемый работнику, исчисляется (полностью или частично) в рабочих днях, можно использовать следующую схему. За основу расчета берется рабочий год, который исчисляется со дня поступления работника на работу к конкретному работодателю. От даты начала отпуска отсчитывается определенное количество дней отпуска (например, 30 календарных дней), затем - количество дней дополнительного отпуска в рабочих днях пропорционально отработанному в период до 01.02.2002 г. времени, а затем - пропорциональное отработанному после 01.02.2002 г. количество дней отпуска в календарных днях. После этого общий период отпуска переводится в календарные дни.
Пример. Государственному налоговому инспектору с 01.04.2002 предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы с 01.10.2001 по 30.09.2002 продолжительностью 30 календарных дней, а также дополнительный отпуск за период с 01.10.2001 по 01.02.2002 продолжительностью 3 рабочих дня (10:12х4), за период с 01.02.2002 по 30.09.2002 продолжительностью 6 календарных дней. Общий период отпуска - с 01.04.2002 по 13.05.2002 - 43 календарных дня. В число календарных дней отпуска не включаются нерабочие праздничные дни (1, 2 и 9 мая).
Вопрос: Согласно ст. 127 Кодекса работник вправе использовать отпуск с последующим увольнением. Работник должен написать об этом в одном заявлении или необходимо представить два заявления: об отпуске и об увольнении. Имеет ли право работник в период отпуска отозвать свое заявление об увольнении.
Является ли предоставление отпуска с последующим увольнением обязанностью работодателя.
Ответ: Как следует из содержания ст. 127 Кодекса, предоставление неиспользованных отпусков с последующим увольнением является правом, а не обязанностью работодателя и для реализации указанного права работнику достаточно подать соответствующее заявление о предоставлении отпуска с последующим увольнением. Как следует, из нормы ч. 4 ст. 127 Кодекса возможность отзыва работником указанного заявления в период отпуска не предусмотрена.
Вопрос: Возможно ли в последний день срока предупреждения о предстоящем сокращении предоставить работнику неиспользованный отпуск с последующим увольнением. Если возможно, то с какого момента работник будет получать выходное пособие?
Ответ: Что касается предоставления неиспользованного отпуска при увольнении по сокращению штата, то законом максимальный срок предупреждения не установлен, поэтому предупреждение не теряет своей силы по истечении двухмесячного срока. Более длительный срок предупреждения не ущемляет прав работника, а напротив, дает ему больше времени для поиска новой работы. Из чего следует, что предоставление неиспользованного отпуска возможно. Но поскольку положение ч.3 ст. 81 Кодекса запрещает увольнение работника в период пребывания в отпуске, днем увольнения будет являться день, следующий за последним днем его отпуска, или более поздний. Согласно ст. 140 Кодекса выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя (в том числе выходного пособия), производится в день увольнения работника.
Вопрос. В связи с принятием Кодекса предоставляются ли гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании".
Ответ. Глава 26 Кодекса посвящена регулированию вопросов предоставления гарантий работников, совмещающих работу с обучением в вечерних общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования. В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" обучение в аспирантуре является получением образования послевузовского уровня. Порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях данного уровня, установлены в ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон). В соответствии со ст. 423 Кодекса действующие на территории Российской Федерации законы применяются постольку, поскольку не противоречат Кодексу.
Из изложенного следует, что лица, совмещающие работу с обучением в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на получение дополнительных отпусков, предусмотренных в вышеназванной статье Закона.
4. Вопросы оплаты труда государственного служащего
Вопрос. Вправе ли руководитель налоговой инспекции возлагать на другого государственного служащего без его согласия и без отрыва от его основной работы исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, если это не предусмотрено должностной инструкцией.
Можно ли в этом случае производить работнику доплату за совмещение должностей в соответствии со ст. 151 Кодекса или это противоречит пп. 1 п. 1 ст. 11 Закона. Вправе ли работодатель производить указанную доплату исходя из разницы окладов или в процентах от оклада.
Ответ. Условия трудового договора обязательны для соблюдения сторонами, поэтому работодатель вправе требовать от работника выполнения только того объема обязанностей по конкретной трудовой функции, который был определен при заключении трудового договора. Из этого следует, что возлагать на государственного служащего без отрыва от его основной работы и без его согласия исполнение обязанностей временно отсутствующего работника нельзя, если исполнение указанных обязанностей не оговорено в должностной инструкции или трудовом договоре.
Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью не исключает выполнения государственным служащим дополнительной работы в соответствии с законодательством о труде и о государственной службе, в том числе, наряду с выполнением обязанностей по своей должности исполнения обязанностей временно отсутствующего работника по иной государственной должности, если это соответствует его образованию или профессиональной подготовке.
В этом случае согласно ст. 151 Кодекса работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению с работодателем, при этом ни минимальных, ни максимальных размеров законодательство не устанавливает. Особо отметим, что как следует из содержания ст. 151 Кодекса, установление доплаты штатным заместителям не производится в тех случаях, когда эта обязанность предусмотрена трудовым договором (должностной инструкцией).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 74 Кодекса в случае производственной необходимости для замещения временно отсутствующего работника работодатель вправе перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу на срок не более месяца с оплатой труда не ниже среднего заработка по прежней работе.
Вопрос: Как должна быть рассчитана компенсация при увольнении работнику, заключившему договор на срок до двух месяцев.
Ответ: В соответствии со ст. 291 Кодекса работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация из расчета два рабочих дня за месяц работы. Расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в этом случае производится по правилам, предусмотренным частью 5 статьи 139 Кодекса.
Вопрос. Возможно ли по желанию работника производить выплату заработной платы реже двух раз в месяц.
Ответ. В соответствии со ст. 136 Кодекса заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Таким образом, выплачивать заработную плату реже двух раз в месяц не допускается.
Вопрос. Возможно ли установление государственным служащим, занимающим в налоговых органах должности, в основные служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование, ежемесячной надбавки, предусмотренной Приказом МНС России от 03.04.2002 г. N БГ-3-16/174 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08 мая 2001 N 528" в дополнение к установленной с 30 июня 2002 г Указом Президента Российской Федерации от 25.06.2002 г. N 663 (далее - Указ) надбавке за особые условия государственной службы.
Ответ. Согласно статье 17 Закона денежное содержание государственного служащего включает надбавку за особые условия государственной службы, размер которой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1998 N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" составлял до 20% должностного оклада.
Приказом МНС России от 03.04.2002 N БГ-3-16/174 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 N 528" руководителям территориальных налоговых органов предоставлено право повышать размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы работникам, имеющим высшее юридическое образование, занимающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, в размере до 45% должностного оклада.
Принимая во внимание, что Указом Президента Российской Федерации от 25.06.2002 N 663 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1998 N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" максимальный размер надбавки за особые условия государственной службы увеличен с 20% до 200% должностного оклада в зависимости от группы должностей, что превышает размер надбавки, утвержденный Приказом.
Все вышеназванные нормативные акты регулируют порядок назначения и устанавливают верхний предел одной и той же надбавки - надбавки за особые условия государственной службы.
Выплата государственному служащему двух надбавок за особые условия государственной службы законодательством не предусмотрена.
Вопрос. Имеет ли право руководитель налогового органа рассмотреть вопрос о премировании работника, имеющего дисциплинарное взыскание.
Инструкция о порядке представления работников налоговых органов Государственной налоговой службы Российской Федерации к присвоению классных чинов, утвержденная приказом Госналогслужбы от 25.03.1992 N ИЛ-3-10/164, содержала правило о том, что работники, имеющие дисциплинарные взыскания, к присвоению классного чина не представляются до истечения срока действия или досрочного снятия взыскания. Возможно ли в настоящее время представление к присвоению классного чина работников, имеющих дисциплинарное взыскание.
Ответ. Кодекс не содержит запрета применения мер поощрения в период действия дисциплинарного взыскания, поэтому работодатель может действовать в этих случаях по собственному усмотрению.
Согласно положению пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 06.06.1996 N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" должностные лица и работники федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание, в течение года не подлежат повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина).
5. Порядок и условия прекращения трудового договора с государственным служащим.
Вопрос. Какую статью Кодекса следует указывать в приказах о расторжении трудового договора по инициативе работника: п. 3 ст. 77 Кодекса или статью 80 Кодекса.
Ответ. Расторжение трудового договора по инициативе работника является одним из общих оснований прекращения трудового договора, перечисленных в ст. 77 Кодекса.
В соответствии с п. 2.25 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, записи о причинах увольнения должны производиться в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона. При расторжении трудового договора по инициативе работника по причинам, с которыми связывается предоставление определенных льгот и преимуществ, запись об увольнении вносится в трудовую книжку с указанием этих причин. Статья 80 Кодекса, определяющая порядок увольнения работника по собственному желанию, содержит подобные положения.
Таким образом, оформление расторжения трудового договора по инициативе работника следует производить со ссылкой на статью 80 Кодекса. Вместе с тем, нет оснований полагать, что осуществленное ранее расторжение трудового договора с работником по п. 3 ст. 77 Кодекса при отсутствии причин, с которыми связано предоставление льгот, является незаконным.
Вопрос. Выплачивается ли работнику дополнительная компенсация в размере двухмесячного среднего заработка в случае прекращения по его заявлению трудового договора по п. 1 или 2 ст. 81 Кодекса до истечения двухмесячного срока со дня предупреждения о предстоящем увольнении.
Ответ. Двухмесячный срок, установленный ст. 180 Кодекса, служит для того, чтобы работодатель изыскал возможность трудоустройства работника, а работнику предоставляет время для самостоятельного поиска новой работы. Весь этот период работник должен исполнять свои обязанности, а работодатель выплачивать ему заработную плату в полном объеме. Согласно положениям абзаца 3 статьи 180 Кодекса работодатель вправе с письменного согласия работника уволить его без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.
Вместе с тем, работник вправе попросить работодателя в письменной форме о сокращении срока его предупреждения о предстоящем увольнении по п. 1 или 2 ст. 81 Кодекса и расторжении трудового договора. Однако в этом случае выплата дополнительной компенсации Кодексом не предусмотрена, а само увольнение является правом, а не обязанностью работодателя.
Вопрос. Имеет ли право администрация уволить по истечении срочного трудового договора, заключенного на период отпуска по уходу за ребенком постоянного работника, беременную женщину, при отсутствии вакантных должностей. Имеет ли право работодатель в случае отсутствия вакантных государственных должностей продлить срок трудового договора с упомянутой работницей по должности, не включенной в перечень государственных должностей, до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам.
Ответ. В соответствии со статьей 261 Кодекса работодатель вправе уволить беременную женщину по окончании срочного трудового договора, однако по ее заявлению обязан продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам. В случае нарушения указанного требования законодательства увольнение будет являться незаконным.
В соответствии со ст. 72 Кодекса изменение трудовой функции, то есть работы по должности, предусмотренной заключенным трудовым договором, является переводом на другую работу и допускается только с согласия работника. Таким образом, для оформления перевода сотрудницы на иную должность необходимо ее письменное заявление.
Вопрос: Как должно быть оформлено увольнение работника по п. 5 ст. 77 Кодекса в порядке перевода на работу к другому работодателю. Достаточно ли для этого заявления работника с просьбой об увольнении к конкретному работодателю или необходимо также письмо этого работодателя.
Ответ: Прекращение заключенного трудового договора производится приказом (распоряжением) работодателя на основании соответствующего заявления работника и письма другого работодателя о согласии принять работника на работу в порядке перевода. Это обусловлено положением п. 2.27 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, а также содержанием части 4 ст. 64 Кодекса, определяющей гарантии для работника, уволенного в порядке перевода на другую работу.
6. Порядок и условия установления испытания для государственного служащего
Вопрос. Устанавливается ли испытательный срок работнику, принятому в налоговую инспекцию из другой налоговой инспекции в порядке перевода:
а) на государственную должность прежней группы и специализации;
б) на государственную должность иной группы или иной специализации.
Может ли быть установлен испытательный срок для лиц, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности, а также поступающих на работу по конкурсу на замещение вакантной государственной должности государственной службы.
Ответ. Статья 70 Кодекса определяет случаи, когда испытание при приеме на работу не устанавливается, однако в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными указанным законом. Согласно п. 1 статьи 23 Закона испытание на срок от трех до шести месяцев предусмотрено в качестве обязательного условия как при приеме гражданина впервые на государственную должность государственной службы, в том числе по итогам конкурса, так и при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации.
По мнению Минтруда России, изменение группы должностей не обязательно влечет изменения специализации, поэтому испытание государственным служащим может устанавливаться как при переводе на государственную должность государственной службы иной группы, так и в случае перевода на государственную должность иной специализации.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации необходимо применять положения части 1 статьи 23 Закона и устанавливать государственным служащим испытательный срок как в случае их перевода из другой налоговой инспекции на государственную должность иной группы, так и в случае их перевода на государственную должность иной специализации. При приеме на работу в порядке перевода на государственную должность государственной службы той же группы и той же специализации, испытание не устанавливается.
Вышеуказанная статья Закона устанавливает положение о том, что испытание обязательно устанавливается для лиц, впервые поступающих на государственную должность государственной службы, и не содержит исключений для лиц, закончивших образовательные учреждения среднего и высшего образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности.
7. Порядок и условия наложения дисциплинарного взыскания на государственного служащего
Вопрос. Возможно ли применение дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 14 Закона или Кодекса, к должностным лицам за допущенные нарушения, если на момент обнаружения таких нарушений они занимают другую должность у другого работодателя.
Ответ. Как следует из содержания нормы ч. 1 ст. 14 Закона, дисциплинарное взыскание на государственного служащего может налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы. Из этого следует, что в том случае, когда к моменту обнаружения допущенного работником должностного проступка он находится в трудовых правоотношениях с другим работодателем, применять к нему дисциплинарное взыскание недопустимо.
Вопрос. Возможно ли применение в полном объеме дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 14 Закона с момента введения в действие Кодекса.
Ответ. Согласно п. 3 ст. 4 Закона на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными указанным законом. Аналогичное положение содержится в абзаце 5 ст. 11 Кодекса.
Перечень дисциплинарных взысканий, приведенный в статье 192 Кодекса, не является исчерпывающим, содержит отсылку к иным нормативным актам. Таким образом, дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих, предусмотренные статьей 14 Закона, применяются в полном объеме.
Иные вопросы
Вопрос: Вступивший в действие с 01.02.2002 Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит нормы об ограничении совместной службы родственников. Означает ли это, что положение п. 5 ст. 21 Закона можно не применять.
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными указанным законом. Таким образом, требование п. 5 ст. 21 Закона подлежит неукоснительному исполнению.
В действующем законодательстве отсутствует определение того, что понимается под непосредственным подчинением и подконтрольностью.
По мнению Минтруда России, взаимоотношения (в том числе, связи по должности, подчиненность и подконтрольность) с другими государственными служащими в конкретном подразделении государственного органа могут быть урегулированы в должностной инструкции государственного служащего, утверждение которой относится к компетенции руководителя государственного органа.
< < Вернуться архив, обновление