< < Вернуться архив, обновление
Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Письмо Ассоциации Российских Банков от 30 декабря 2002 г. N А-01/5-731 О лицензировании деятельности удостоверяющих центров по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон об ЭЦП) и ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность удостоверяющих центров по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, подтверждению подлинности электронных цифровых подписей подлежит лицензированию. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование указанной деятельности возложено на ФАПСИ.
В настоящее время отсутствует утвержденный ФАПСИ порядок лицензирования деятельности удостоверяющих центров. В связи с этим не до конца понятны процедура лицензирования и требования, предъявляемые ФАПСИ к удостоверяющим центрам.
Из ст.8 Закона об ЭЦП следует, что удостоверяющий центр должен быть 1) юридическим лицом; 2) лицом, обладающим необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей. Кроме того, на основании ст.ст.13 и 14 Положения о Центре правительственной связи, утвержденного Приказом ФАПСИ от 1 октября 2002 г. N 284, указанный центр должен принимать участие в лицензионной деятельности агентства.
К сожалению, действующее законодательство о лицензировании не содержит ответов на многие возникающие в практической деятельности вопросы:
1. Что подразумевается под терминами, употребленными в ст. 8 Закона об ЭЦП, - "материальные" и "финансовые возможности"?
2. Какой уровень указанных материальных и финансовых возможностей является достаточным для получения удостоверяющим центром необходимой лицензии?
3. Какими документами, подтверждающими материальные и финансовые возможности, должно располагать юридическое лицо, претендующее на получение лицензии удостоверяющего центра?
4. Какие требования, кроме статуса юридического лица и наличия необходимых материальных и финансовых возможностей, предъявляются ФАПСИ к удостоверяющим центрам?
5. В какую организацию системы ФАПСИ должны быть направлены документы на получение лицензии?
6. В какой форме подается заявление о предоставлении лицензии? Предъявляет ли ФАПСИ требование о заполнении какого-либо бланка заявления либо заявление может быть составлено в свободной форме и т.п.? В скольких экземплярах подается заявление о выдаче лицензии?
7. В качестве одного из требований ст.9 Закона о лицензировании является наличие обученного персонала. В связи с этим не ясно:
- какие должности должно предусматривать штатное расписание создающего удостоверяющего центра?
- по какой направленности и специальности должны быть обучены специалисты?
- какой уровень образования данных специалистов будет являться достаточным?
- какие документы могут содержать достаточные для лицензирования сведения о квалификации работников создаваемого удостоверяющего центра?
8. Как должны исчисляться максимальный срок для принятия решения о предоставлении лицензии и иные сроки, содержащиеся в Законе о лицензировании (в календарных или рабочих днях)?
9. В случае продления срока действия лицензии:
- необходимо ли предоставление в лицензирующий орган каких-либо документов, кроме заявления о продлении срока действия лицензии?
- в какой срок должно быть подано заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в течение 15 дней до истечения срока действия лицензии, после или в иной срок? Если заявление подается в течение 15 дней после истечения срока действия лицензии, может ли юридическое лицо - удостоверяющий центр быть привлечено к ответственности за осуществление деятельности без лицензии? Возможно ли осуществление удостоверяющим центром своей деятельности в период рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии, в частности в период 10 дней с момента подачи заявления (если срок действия лицензии уже истек) в соответствии со ст.11 Закона о лицензировании?
- когда взимается плата за продление срока действия лицензии: до подачи заявления или позже? Если позже, то в течение какого срока? Возможно ли распространять последствия, предусмотренные п.3 ст.13 Закона о лицензировании, на срок внесения платы за продление истекшего срока действия лицензии?
10. На какие счета должны перечисляться денежные средства за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий удостоверяющим центрам и продлении сроков их действия?
Учитывая огромную заинтересованность коммерческих банков в организации деятельности удостоверяющих центров, будет признательны Вам, уважаемый Владимир Георгиевич, за ответ на поставленные вопросы.
Президент АРБ
Г.А.Тосунян
< < Вернуться архив, обновление