Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Платежный баланс Российской Федерации за 2000 год (извлечение)
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
I. Платежный баланс за 2000 год
Счет текущих операций
Активное сальдо по счету текущих операций составило 46,3 млрд. долларов США и почти в два раза превысило уровень предыдущего года, достигнув абсолютного максимума с 1992 года.
Основная причина этого роста - беспрецедентно высокий профицит торгового баланса, составивший 60,7 млрд. долларов. В 1999 году его величина равнялась 36,1 млрд. долларов.
Во взаимоотношениях со странами дальнего зарубежья баланс текущих операций сложился в размере 45,8 млрд. долларов (в 1999 году - 23,5 млрд. долларов), со странами СНГ - 0,5 млрд. долларов (1,2 млрд. долларов).
Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежных балансах России за 1995 - 2000 гг.
Внешнеторговый оборот превысил 150 млрд. долларов и вырос на 31 процент. Стоимость экспорта увеличилась на 40%, импорта - на 13 процентов.
Решающее влияние оказали благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и поддерживаемая Банком России курсовая динамика, стимулировавшие развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
Практически это означало, что в условиях высокого уровня контрактных цен на основные экспортные товары российские предприятия-поставщики увеличивали физические объемы продаж за рубеж, а расширение внутреннего спроса на импорт, стимулируемое ростом доходов экономики и снижением относительных цен на зарубежную продукцию вследствие уменьшения контрактных импортных цен и укрепления реального курса рубля, сопровождалось заметными структурными изменениями в пользу товаров с относительно низкой долей добавленной стоимости. В результате условия торговли, характеризуемые соотношением динамики экспортных и импортных цен, значительно улучшились, а физические объемы экспортно-импортных операций возросли.
Изменение экспорта и импорта товаров в 2000 году по сравнению с 1999 годом
(млрд. долларов США)
--------------------T------------------T--------------------------------¬ ¦ ¦ Прирост (+), ¦ В том числе за счет изменения ¦ ¦ ¦ снижение (-) - ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------T----------------+ ¦ ¦ ¦ физических ¦ цен ¦ ¦ ¦ ¦ объемов ¦ ¦ +-------------------+------------------+---------------+----------------+ ¦Экспорт товаров ¦ +29,9 ¦ +6,9 ¦ +23,0 ¦ +-------------------+------------------+---------------+----------------+ ¦Импорт товаров ¦ +5,3 ¦ +13,2 ¦ -7,8 ¦ +-------------------+------------------+---------------+----------------+ ¦Внешнеторговый ¦ +35,2 ¦ +20,0 ¦ +15,2 ¦ ¦оборот ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+------------------+---------------+----------------+ ¦Сальдо торгового ¦ +24,6 ¦ -6,3 ¦ +30,9 ¦ ¦баланса ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------+------------------+---------------+-----------------
Экспорт товаров составил 105,6 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 90,8 млрд. долларов, в страны СНГ - 14,8 млрд. долларов. Стоимость экспортированных в страны дальнего зарубежья товаров выросла на 43%, в страны СНГ - на 22 процента.
Решающий вклад в увеличение поставок за рубеж внесли основные топливно-энергетические товары, обеспечившие свыше 70% прироста экспорта страны на сумму 21,8 млрд. долларов. При этом почти вся указанная величина получена за счет роста цен на нефть, продукты ее переработки и природный газ. Позитивная ценовая динамика также имела место при экспорте металлов, химических товаров, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности. Вместе с тем рост цен в IV квартале отчетного года по отношению к соответствующему периоду 1999 года в сравнении с аналогичными показателями I полугодия существенно замедлился. Что касается товаров с высокой долей добавленной стоимости - машин, оборудования, продукции легкой промышленности, то их реализация на внешнем рынке в течение всего года осуществлялась по более низким ценам, чем в базовом периоде.
Итогом истекшего года стало дальнейшее наращивание физических объемов поставок продукции на экспорт по всей ее товарной номенклатуре. Этому способствовали как факторы внешнего спроса, обусловленные более высокими, чем в предыдущие годы, темпами роста ВВП стран - торговых партнеров, так и сохранявшаяся на уровне, стимулирующем внешние поставки, эффективность экспорта. Динамика экспорта практически соответствовала росту производства товаров в стране, что позволило зафиксировать долю экспорта по основным видам продукции на неизменном уровне.
Заметно возрос экспорт в страны СНГ, сокращавшийся в предшествующие два года. В физическом объеме его увеличение опережало аналогичный темп поставок в страны дальнего зарубежья, однако рост контрактных цен не был столь стремительным. В итоге доля стран СНГ в объеме экспорта составила 14% против 16% в 1999 году.
Наиболее крупными потребителями российских товаров были Германия (9% экспорта России), Италия (7%), Белоруссия, Китай и Украина (по 5%).
Импортировано товаров на 44,9 млрд. долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - на 31,4 млрд. долларов, из стран СНГ - на 13,4 млрд. долларов. Рост стоимости импорта продукции из дальнего зарубежья составил 8%, из стран СНГ - 29 процентов.
Контрактные цены на товары, поступившие из стран дальнего зарубежья, снизились на 21%, из стран СНГ, напротив, увеличились на 7%. Однако средний уровень импортных цен, как и в предыдущие годы, продолжал снижаться. Дополнительным фактором этого сокращения была девальвация евро относительно доллара США.
Стимулирующая ценовая динамика в совокупности с укреплением реального эффективного курса рубля, составившим в среднем за год 11%, и ростом внутреннего спроса обусловили значительное увеличение физических объемов импорта. Поступление продукции из стран дальнего зарубежья (по кругу учета ГТК России) возросло на 29%, из стран СНГ - на 31 процент.
После резкого сокращения, имевшего место в 1999 году, постепенно восстанавливалась деятельность физических лиц - импортеров, в частности, количество легковых автомобилей, ввезенных ими в отчетном году, выросло в 1,6 раза, однако и эта величина была вдвое меньше, чем в 1998 году.
Масштабное наращивание импорта отмечалось по всему перечню товарной номенклатуры, за исключением продовольственных товаров и сырья для их производства. Снижение импортной зависимости в части продовольствия стало возможным благодаря увеличению объемов собственного производства в сельском хозяйстве (на 5%) и пищевой промышленности (на 7%), активному процессу импортозамещения. В результате доля продовольствия в стоимости импорта уменьшилась почти на 5 процентных пунктов.
Вместе с тем рост импортных поставок в значительной мере обусловливал увеличение производства в стране, поскольку, например, из импортного сырья производится почти три четверти алюминия. Выпуск телевизоров цветного изображения с использованием импортных комплектующих изделий и по лицензиям иностранных фирм вырос в 4,3 раза.
В географическом распределении импорта укреплялась тенденция увеличения доли товаров из стран СНГ. Она составила 30% против 26% в 1999 году.
Наиболее крупными поставщиками импортных товаров были Германия (12%), Белоруссия и Украина (по 11%), США (8%) и Казахстан (6%).
Баланс услуг сведен с отрицательным сальдо - 7,8 млрд. долларов, его абсолютная величина выросла на 79%. Экспорт возрос на 6%, импорт - на 30 процентов.
Определяющими для данной категории международных операций являлись составляющие, учитываемые в платежном балансе по статьям "Транспорт" и "Поездки", на долю которых приходилось свыше двух третей внешнего оборота.
Предоставленные иностранцам услуги, связанные с туризмом, частными и деловыми поездками, оценивались в 3,8 млрд. долларов, что на 3% больше соответствующего показателя предыдущего года. При этом в структуре поездок произошли существенные изменения: уменьшилось количество прибывших с деловыми целями и заметно возросло число краткосрочных визитов в рамках приграничной торговли.
Экспорт услуг транспорта возрос на 8% и был обеспечен увеличением перевозок всеми его видами.
Наиболее высокие темпы роста зафиксированы по экспорту интеллектуальных услуг, в частности, поступления от продаж лицензий и роялти увеличились в 2 раза.
Динамично восстанавливался импорт услуг, в первую очередь за счет операций сектора домашних хозяйств. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 9% в совокупности с укреплением реального обменного курса рубля привел к существенному увеличению расходов, учитываемых в статье "Поездки". По сравнению с предыдущим годом они возросли на 44% и составили 10,2 млрд. долларов, т.е. столько же, сколько было зафиксировано в предкризисном 1997 году.
Импорт транспортных услуг увеличился на 5%, в том числе из стран дальнего зарубежья сохранился на прежнем уровне, а из стран СНГ - возрос на 24 процента.
Участие российских компаний в международных проектах в значительной мере обусловило рост импорта услуг страхования на 58%, а осуществление инвестиционных мероприятий по поддержанию экспортного потенциала - увеличение импорта услуг строительства на 41 процент.
Баланс оплаты труда сформировался с положительным сальдо 0,3 млрд. долларов при 0,2 млрд. долларов в 1999 году. Оплата иностранного наемного труда в целом за год оценивалась в 0,2 млрд. долларов, что на 14% выше уровня предыдущего года. Почти две трети этой суммы приходилось на работников из стран СНГ. Наблюдалось дальнейшее сокращение численности работавших нерезидентов, что отчасти было связано со снижением безработицы в экономике за счет привлечения внутренней рабочей силы. Что касается трудоустроенных в предшествующие годы в России граждан других государств, то в соответствии с методологией составления платежного баланса они рассматриваются уже как резиденты нашей страны.
Доходы россиян, трудоустроенных за рубежом, составили 0,5 млрд. долларов и увеличились за год на 18%, что было обусловлено дальнейшим ростом трудовой эмиграции.
Отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций составило - 6,9 млрд. долларов против - 7,9 млрд. долларов в предыдущем году.
Ожидаемые к получению доходы оценивались в 4,3 млрд. долларов, что на 23% выше уровня 1999 года.
Сумма доходов, подлежащих выплате, составила 11,2 млрд. долларов и снизилась на 2 процента.
Основная нагрузка по текущему обслуживанию долговых обязательств приходилась на сектор государственного управления. При этом размер выплачиваемых доходов по привлеченным портфельным инвестициям уменьшился на 15%, а по обслуживанию кредитов он вырос на 2 процента.
Доходы к выплате банковским сектором сократились на 8%, а по сектору нефинансовых предприятий - возросли на 25 процентов.
По текущим трансфертам зафиксировано положительное сальдо 0,1 млрд. долларов. В 1999 году оно составляло 0,6 млрд. долларов. Происшедшие изменения были связаны со снижением полученной гуманитарной и технической помощи на 0,5 млрд. долларов.
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
Счет операций с капиталом
Сальдо капитальных трансфертов, не предполагающих встречных потоков экономических ценностей между резидентами и нерезидентами, зафиксировано положительным в размере 11,0 млрд. долларов, что стало итогом списания части внешнего государственного долга в результате реструктуризации задолженности бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов.
Что касается баланса трансфертов мигрантов, традиционно составляющих основу счета операций с капиталом платежного баланса России, то его дефицит сократился с - 0,3 млрд. долларов в 1999 году до - 0,1 млрд. долларов. Последнее объясняется резким (на 30%) сокращением количества эмигрантов, связанным с улучшением общеэкономической и политической ситуации в стране.
Как и в 1999 году, основную долю (97%) полученных трансфертов мигрантов составили переводы прибывших из стран СНГ, а среди выплаченных преобладали трансферты российских эмигрантов в страны дальнего зарубежья (66%).
Финансовый счет
Нетто-отток капитала из России по итогам 2000 года вырос: отрицательное сальдо финансового счета в аналитическом представлении составило - 20,9 млрд. долларов (без учета суммы списания долга перед Лондонским клубом кредиторов) против - 15,6 млрд. долларов в 1999 году.
Иностранные обязательства экономики снизились* на 0,5 млрд. долларов (в 1999 году сопоставимый показатель вырос на 1,5 млрд. долларов). Основной формой поступления капитала извне, как и годом ранее, оставались прямые инвестиции нерезидентов, что благоприятно сказывалось на устойчивости платежного баланса. Обязательства, связанные с другими категориями инвестиций, сократились на 14,2 млрд. долларов, что стало результатом крупных внешнедолговых выплат, а также списания части долга Лондонским клубом кредиторов.
Структура иностранных инвестиций* в Российскую Федерацию в 2000 году
(млрд. долларов США)
-------------------T---------T---------T----------T---------T---------T-----------¬ ¦ Вид инвестиций ¦I квартал¦ II ¦ III ¦ IV ¦ 2000 г. ¦Справочно: ¦ ¦ ¦ 2000 г. ¦ квартал ¦ квартал ¦ квартал ¦ ¦ 1999 г. ¦ ¦ ¦ ¦ 2000 г. ¦ 2000 г. ¦ 2000 г. ¦ ¦ ¦ +------------------+---------+---------+----------+---------+---------+-----------+ ¦Прямые ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,7 ¦ 1,0 ¦ 2,7 ¦ 3,3 ¦ +------------------+---------+---------+----------+---------+---------+-----------+ ¦Портфельные ¦ -0,6 ¦ -1,5 ¦ -8,8 ¦ -0,4 ¦ -10,1 ¦ -1,2 ¦ +------------------+---------+---------+----------+---------+---------+-----------+ ¦Прочие ¦ 0,6 ¦ -0,3 ¦ -2,9 ¦ -0,3 ¦ -4,1 ¦ -0,6 ¦ +------------------+---------+---------+----------+---------+---------+-----------+ ¦Всего ¦ 0,5 ¦ -1,3 ¦ -11,0 ¦ 0,3 ¦ -11,5 ¦ 1,5 ¦ L------------------+---------+---------+----------+---------+---------+------------
______________________________
* Нетто-прирост обязательств перед нерезидентами.
Примечание.
Знак "-" означает снижение иностранных обязательств резидентов.
Иностранные обязательства сектора государственного управления, включающего федеральные и местные органы управления, снизились на 14,7 млрд. долларов, а без учета списания части долга перед Лондонским клубом кредиторов - на 3,7 млрд. долларов (в 1999 году соответствующий показатель вырос на 0,9 млрд. долларов).
Задолженность по федеральным долговым ценным бумагам уменьшилась на 10,3 млрд. долларов, что главным образом стало следствием реализации соглашения о реструктуризации долга перед Лондонским клубом кредиторов. Были произведены частичное списание задолженности (около 30% долга, 11 млрд. долларов) и обмен ранее обращавшихся обязательств Внешэкономбанка (с учетом накопленных просроченных процентов) на суверенные еврооблигации с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 годах.
Фактические платежи по обязательствам федеральных органов управления в форме ценных бумаг составили, включая проценты, 2,9 млрд. долларов (в том числе 0,9 млрд. долларов - по рублевым ценным бумагам).
Обязательства по еврооблигациям местных органов управления (0,5 млрд. долларов) были урегулированы в срок.
В форме ссуд и займов федеральными органами управления использовано 1,1 млрд. долларов (2,7 млрд. долларов в 1999 году), из них около половины составило связанное финансирование. Основными кредиторами выступили Международный банк реконструкции и развития (0,5 млрд. долларов) и Экспортно-импортный банк Японии (0,2 млрд. долларов).
По привлеченным ссудам и займам фактически выплачено 6,8 млрд. долларов (5,1 млрд. долларов - основной долг и 1,7 млрд. долларов - проценты) из подлежавших по графику 11,2 млрд. долларов (6,5 и 4,6 млрд. долларов соответственно) и 0,3 млрд. долларов - в счет урегулирования просроченной задолженности. Своевременно и в полном объеме осуществлены выплаты по задолженности, накопленной с 1992 года, а по долгу бывшего СССР - лишь частично. Объем перенесенных платежей составил 3,4 млрд. долларов, просроченных - 0,8 млрд. долларов (долг бывшего СССР, не подпадающий под условия соглашения с Парижским клубом кредиторов).
Наибольшие объемы погашения пришлись на кредиты международных финансовых организаций - 4,2 млрд. долларов (3,2 млрд. долларов по основному долгу и 1,0 млрд. долларов процентных платежей).
Движение задолженности России перед МВФ и МБРР в 2000 году
(млрд. долларов США)
----------------------T----------T---------T---------T---------T-----------¬ ¦Механизм кредитования¦Задолжен- ¦Использо-¦Погашено ¦Kурсовая ¦ Задолжен- ¦ ¦ ¦ ность на ¦ вано ¦в отчет- ¦переоцен-¦ ность на ¦ ¦ ¦1.01.2000 ¦в отчет- ¦ ном ¦ ка ¦ 1.01.2001 ¦ ¦ ¦ ¦ ном ¦ периоде ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ периоде ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+----------+---------+---------+---------+-----------+ ¦Kредиты МВФ ¦ 15,2 ¦ 0 ¦ 2,9 ¦ -0,7 ¦ 11,6 ¦ +---------------------+----------+---------+---------+---------+-----------+ ¦Kредит системной ¦ 2,1 ¦ 0 ¦ 0,5 ¦ -0,1 ¦ 1,5 ¦ ¦трансформации, 1993 -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1994 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+----------+---------+---------+---------+-----------+ ¦Резервный кредит, ¦ 2,5 ¦ 0 ¦ 2,3 ¦ -0,1 ¦ 0,1 ¦ ¦1995 - 1996 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+----------+---------+---------+---------+-----------+ ¦Расширенное ¦ 7,0 ¦ 0 ¦ 0,1 ¦ -0,4 ¦ 6,5 ¦ ¦кредитование, 1996 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1998 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+----------+---------+---------+---------+-----------+ ¦Kомпенсационное и ¦ 3,0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ -0,2 ¦ 2,8 ¦ ¦чрезвычайное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансирование*, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1998 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+----------+---------+---------+---------+-----------+ ¦Резервный кредит, ¦ 0,6 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0,6 ¦ ¦1999 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+----------+---------+---------+---------+-----------+ ¦Kредиты МБРР ¦ 6,7 ¦ 0,5 ¦ 0,3 ¦ -0,1 ¦ 6,8 ¦ L---------------------+----------+---------+---------+---------+------------
______________________________
* Задолженность Банка России.
Зафиксировано сокращение просроченной задолженности на 1,6 млрд. долларов (в 1999 году, напротив, наблюдался прирост данного показателя на 1,8 млрд. долларов).
Реальная нагрузка на экономику и бюджет по обслуживанию государственного внешнего долга заметно снизилась: коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение объема фактических долговых платежей к экспорту товаров и услуг) уменьшился с 11,7% в 1999 году до 9,5%, а соотношение фактических платежей по внешнему долгу и доходов консолидированного бюджета сократилось соответственно с 20% до 14,8 процента.
После длительного периода оттока иностранного капитала из банковского сектора, явившегося одним из следствий финансового кризиса 1998 года, во II полугодии 2000 года было зафиксировано увеличение внешних обязательств банков на 1,6 млрд. долларов, чему способствовал начавшийся процесс реструктуризации задолженности перед нерезидентами ряда крупнейших российских кредитных организаций, а также своевременное выполнение текущих долговых обязательств.
По состоянию на 1 января 2001 года иностранные пассивы банковской системы** оценивались в 10,2 млрд. долларов (в том числе краткосрочные - в 7,4 млрд. долларов, или 72%).
Имело место относительное сокращение иностранных инвестиций в сектор нефинансовых предприятий: прирост внешних обязательств составил 1,7 млрд. долларов, заметно уступая показателю 1999 года (2,4 млрд. долларов).
Нетто-приток прямых иностранных вложений сократился на 12% и составил 2,5 млрд. долларов, что является самым низким за последние пять лет показателем. При этом валовой приток инвестиций сохранился на уровне предыдущего года (4,3 млрд. долларов), а изъятие средств инвесторами выросло до 1,8 млрд. долларов. Наиболее значимыми были вложения резидентов США и Нидерландов. Основными объектами инвестиций стали предприятия трубопроводного транспорта, пищевой и топливной промышленности, а также торговли.
Схожая ситуация наблюдалась и в кредитных отношениях: объем вновь привлеченных ссуд и займов был равен показателю 1999 года (около 2,1 млрд. долларов), а выплаты по долговым обязательствам в этой форме выросли с 2,5 до 3,0 млрд. долларов.
Зарегистрированный прирост иностранных активов резидентов (без официальных валютных резервов) составил 20,4 млрд. долларов, что выше уровня прошлого года на 3,3 млрд. долларов.
Структура вывоза капитала не претерпела существенных изменений: почти половина вложений за границу приходилась на инвестиции нефинансовых предприятий, связанные с внешнеторговыми операциями.
Структура инвестиций* резидентов Российской Федерации в иностранные активы (кроме резервных активов) в 2000 году
(млрд. долларов США)
-------------------T---------T---------T----------T---------T-------T---------¬ ¦ Вид инвестиций ¦I квартал¦ II ¦ III ¦ IV ¦2000 г.¦Справочно¦ ¦ ¦ 2000 г. ¦ квартал ¦ квартал ¦ квартал ¦ ¦: 1999 г.¦ ¦ ¦ ¦ 2000 г. ¦ 2000 г. ¦ 2000 г. ¦ ¦ ¦ +------------------+---------+---------+----------+---------+-------+---------+ ¦Прямые ¦ 0,5 ¦ 0,4 ¦ 0,8 ¦ 1,3 ¦ 3,0 ¦ 2,0 ¦ +------------------+---------+---------+----------+---------+-------+---------+ ¦Портфельные ¦ -0,0 ¦ -0,0 ¦ 0,3 ¦ 0,1 ¦ 0,4 ¦ -0,3 ¦ +------------------+---------+---------+----------+---------+-------+---------+ ¦Прочие ¦ 6,6 ¦ 2,0 ¦ 2,7 ¦ 5,7 ¦ 17,0 ¦ 15,4 ¦ +------------------+---------+---------+----------+---------+-------+---------+ ¦Всего ¦ 7,1 ¦ 2,4 ¦ 3,8 ¦ 7,1 ¦ 20,4 ¦ 17,1 ¦ L------------------+---------+---------+----------+---------+-------+----------
______________________________
* Нетто-прирост иностранных активов резидентов.
Примечание.
Знак "-" означает снижение иностранных активов резидентов.
Прирост иностранных активов сектора государственного управления (1,6 млрд. долларов) представлял собой, как и в 1999 году, накопление требований по невыплаченным процентам, главным образом по кредитам, предоставленным иностранным правительствам бывшим СССР. Из подлежащих получению по графику 8,3 млрд. долларов (сумма основного долга и процентов) нерезидентами фактически было перечислено 0,5 млрд. долларов и, кроме того, 0,2 млрд. долларов - в погашение просроченной задолженности.
В условиях увеличения валютных доходов резидентов продолжился рост иностранных активов банковского сектора, составивший 3,5 млрд. долларов*** и превысивший соответствующий показатель 1999 года (3,4 млрд. долларов).
Накопление требований к нерезидентам происходило главным образом в форме роста остатков на текущих счетах, в депозитах до востребования и в краткосрочных депозитах (доля краткосрочных финансовых инструментов в банковских активах по сравнению с началом отчетного года выросла с 79% до 82 процентов).
По состоянию на 1 января 2001 года иностранные активы банковского сектора оценивались в 19,0 млрд. долларов (в том числе краткосрочные в 15,5 млрд. долларов). Около 82% активов размещено в долларовых финансовых инструментах, 7% - в евро и валютах стран, входящих в Европейский валютный союз, и порядка 4% - в российских рублях.
Показатель чистой международной инвестиционной позиции банковского сектора (разница между иностранными активами и пассивами) увеличился с 7,1 до 8,8 млрд. долларов.
Инвестиции нефинансовых предприятий и домашних хозяйств в иностранные активы увеличились в отчетном году с 12,4 до 15,3 млрд. долларов, в том числе торговые кредиты зарубежным контрагентам составили 4,2 млрд. долларов.
Хотя размер непоступления экспортной выручки, а также товаров в счет погашения импортных авансов (показатель, ассоциируемый с нелегальным вывозом капитала) в абсолютном выражении сохранился на уровне 1999 года (около 5 млрд. долларов), в процентах к внешнеторговому обороту он сократился с 4,4% до 3,5 процента.
По сравнению с предкризисным периодом степень влияния операций резидентов с наличной иностранной валютой на платежный баланс России существенно снизилась, тем не менее этот показатель остается важным индикатором инвестиционных предпочтений населения.
По оценке Банка России, в отчетном периоде произошел прирост накоплений наличной СКВ в небанковском секторе, оцениваемый в 0,3 млрд. долларов (в предыдущем году они снизились на 1 млрд. долларов). Некоторая активизация спроса на наличную валюту была вызвана ростом реальных располагаемых доходов населения. Однако, учитывая, что относительный показатель доли покупки иностранной валюты в структуре использования денежных доходов по сравнению с 1999 годом снизился с 8,1 до 6,7 процента, можно говорить о падении привлекательности СКВ в банкнотах в качестве инструмента вложений.
Исключительный размер активного сальдо по текущим внешнеэкономическим операциям обеспечил в 2000 году устойчивое превышение предложения над спросом на иностранную валюту на внутреннем рынке. Банк России в рамках проводившейся валютной и курсовой политики осуществлял интервенции, аккумулируя этот избыток в официальных резервах.
В результате операций, отражаемых в платежном балансе, резервные активы Российской Федерации увеличились на 16 млрд. долларов.
По состоянию на конец отчетного года золотовалютные резервы страны составили 28 млрд. долларов (рост с начала года - в 2,2 раза). Их было достаточно для финансирования всех платежей по внешнему долгу страны, приходящихся на 2001 год, а коэффициент покрытия международными резервами широкой денежной базы вырос с 0,8 до 1,1.
II. Внешний долг России в 2000 году
Внешний долг резидентов сократился за 2000 год со 180,0 до 162,8 млрд. долларов. В результате фактических операций с долговыми инструментами (новое привлечение, фактическое погашение основного долга, операции вторичного рынка, изменение задолженности по невыплаченным процентам) снижение составило 3 млрд. долларов, вследствие списания части долга Лондонскому клубу кредиторов - 11 млрд. долларов; прочих изменений, связанных большей частью с валютной переоценкой, - 3,2 млрд. долларов.
Ключевой составляющей внешнего долга России (79%) по-прежнему являются обязательства сектора государственного управления, оцениваемые в 129 млрд. долларов, в том числе задолженность Правительства Российской Федерации - 127,8 млрд. долларов, органов местного управления - 1,2 млрд. долларов.
В структуре иностранных обязательств Правительства большую долю (53%) составляет задолженность, принятая Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР. На 1 января 2001 года она состояла из долга Парижскому клубу кредиторов (40,2 млрд. долларов, или 59% долга бывшего СССР), бывшим социалистическим странам (14,3 млрд. долларов, или 21%), задолженности по ОВГВЗ (1,2 млрд. долларов, или 2%), а также прочей задолженности (12 млрд. долларов, или 18%), включающей преимущественно долги странам - не членам Парижского клуба.
Структура внешнего долга, принятого на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР (по состоянию на 1 января 2001 г.)
-----------------T-----------------T------------------T-----------------¬ ¦ Долг перед ¦ Задолженность ¦ ОВГВЗ ¦ Прочая ¦ ¦Парижским клубом¦ перед бывшими ¦ ¦ задолженность ¦ ¦ кредиторов ¦социалистическими¦ ¦ ¦ ¦ ¦ странами ¦ ¦ ¦ +----------------+-----------------+------------------+-----------------+ ¦ 59% ¦ 21% ¦ 2% ¦ 18% ¦ L----------------+-----------------+------------------+------------------
Задолженность перед Лондонским клубом кредиторов, переоформленная в результате реструктуризации 2000 года в суверенные еврооблигации, учитывается в составе нового российского долга. На конец отчетного периода эти обязательства оценивались в 20,5 млрд. долларов (34,2% нового российского официального долга).
Помимо этого для России как самостоятельного заемщика важными источниками внешних ресурсов являлись кредиты международных финансовых организаций, прежде всего МВФ и МБРР (на 1 января 2001 года - 15,8 млрд. долларов, или 26,4% нового российского официального долга), кредиты иностранных государств (8,6 млрд. долларов, или 14,4% долга), валютные ценные бумаги, кроме выпущенных для реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов (10,1 млрд. долларов, или 16,9% долга), ГКО - ОФЗ (1,6 млрд. долларов, или 2,7%), а также прочая задолженность, большую часть которой составляют обязательства по клиринговым расчетам (3,2 млрд. долларов, или 5,4%).
Структура нового федерального государственного внешнего долга России (по состоянию на 1 января 2001 г.)
------------------T-------------T---------T------------T------T---------¬ ¦ Еврооблигации, ¦ Прочие ¦ Кредиты ¦ Кредиты ¦ГКО - ¦ Прочая ¦ ¦ выпущенные для ¦ валютные ¦ МВФ и ¦иностранных ¦ ОФЗ ¦задолжен-¦ ¦реструктуризации ¦ценные бумаги¦ МБРР ¦ государств ¦ ¦ ность ¦ ¦ задолженности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦перед Лондонским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦клубом кредиторов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+-------------+---------+------------+------+---------+ ¦ 34,2% ¦ 16,9% ¦ 26,4% ¦ 14,4% ¦ 2,7% ¦ 5,4% ¦ L-----------------+-------------+---------+------------+------+----------
Внешний долг местных органов управления оформлен в еврооблигации (0,6 млрд. долларов) и кредиты (0,6 млрд. долларов).
Задолженность Банка России перед МВФ оценивалась на 1 января 2001 года в 2,8 млрд. долларов. Ее снижение в течение года на 0,2 млрд. долларов полностью связано с переоценкой курса СДР к доллару США.
Внешний долг банковской системы вырос за год на 1,1 млрд. долларов и на 1 января текущего года составил 9,3 млрд. долларов.
Валютная структура иностранной задолженности банков характеризовалась преобладанием обязательств, номинированных в долларах США (71%). Обязательства, выраженные в российских рублях, составили 20% общей суммы долга, выраженные в евро и валютах стран, входящих в Европейский валютный союз, - 7 процентов.
Иностранные долговые обязательства нефинансовых предприятий выросли за год на 0,6 млрд. долларов и составили на конец отчетного периода 21,7 млрд. долларов США. При этом рост внешних обязательств данного сектора связан с привлечением кредитов предприятиями-резидентами от их прямых иностранных инвесторов.
По состоянию на конец 2000 года совокупная внешняя задолженность резидентов России была сопоставима с 66% валового внутреннего продукта страны (долг сектора государственного управления - 52% от ВВП).
Заместитель председателя
Банка России
О.В.Можайсков
______________________________
* Без учета частичного списания обязательств по долгу перед Лондонским клубом кредиторов.
** Без учета кредита МВФ, учитываемого в обязательствах Банка России.
*** Без учета резервных активов Банка России.
Приложение 1
Платежный баланс Российской Федерации за 2000 год (аналитическое представление)
(млн. долларов США)
----------------------------------------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------T------------¬ ¦ ¦ I квартал ¦II квартал ¦III квартал¦IV квартал ¦ 2000 г. ¦ Справочно: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1999 г. ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦Счет текущих операций ¦ 11 926¦ 10 943¦ 10 546¦ 12 927¦ 46 342¦ 24 647¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Торговый баланс ¦ 14 384¦ 14 630¦ 15 601¦ 16 089¦ 60 703¦ 36 129¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Экспорт ¦ 24 364¦ 25 009¦ 26 728¦ 29 464¦ 105 565¦ 75 666¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ сырая нефть ¦ 5 865¦ 5 991¦ 6 738¦ 6 678¦ 25 272¦ 14 158¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ нефтепродукты ¦ 2 444¦ 2 779¦ 3 146¦ 2 550¦ 10 919¦ 5 448¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ природный газ ¦ 4 706¦ 3 555¦ 3 482¦ 4 902¦ 16 644¦ 11 352¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ прочие ¦ 11 349¦ 12 685¦ 13 362¦ 15 335¦ 52 730¦ 44 708¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Импорт ¦ -9 980¦ -10 379¦ -11 127¦ -13 375¦ -44 862¦ -39 537¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Баланс услуг ¦ -1 572¦ -2 086¦ -2 228¦ -1 914¦ -7 800¦ -4 368¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Экспорт ¦ 1 809¦ 2 348¦ 2 925¦ 2 550¦ 9 632¦ 9 067¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ транспортные услуги ¦ 679¦ 861¦ 866¦ 856¦ 3 261¦ 3 006¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ поездки ¦ 657¦ 965¦ 1 390¦ 828¦ 3 839¦ 3 723¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ прочие услуги ¦ 473¦ 523¦ 669¦ 867¦ 2 532¦ 2 338¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Импорт ¦ -3 381¦ -4 434¦ -5 153¦ -4 464¦ -17 432¦ -13 435¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ транспортные услуги ¦ -480¦ -587¦ -627¦ -635¦ -2 330¦ -2 221¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ поездки ¦ -1 754¦ -2 712¦ -3 377¦ -2 382¦ -10 224¦ -7 097¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ прочие услуги ¦ -1 146¦ -1 135¦ -1 149¦ -1 448¦ -4 878¦ -4 117¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Баланс оплаты труда ¦ 55¦ 59¦ 69¦ 85¦ 268¦ 221¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Баланс инвестиционных доходов ¦ -1 004¦ -1 756¦ -2 861¦ -1 298¦ -6 919¦ -7 937¦ ¦ (проценты, дивиденды) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Доходы к получению ¦ 2 407¦ 602¦ 584¦ 659¦ 4 253¦ 3 456¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Доходы к выплате ¦ -3 411¦ -2 358¦ -3 445¦ -1 957¦ -11 172¦ -11 393¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Федеральные органы управления ¦ -749¦ -1 484¦ -2 732¦ -1 170¦ -6 134¦ -6 419¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Доходы к получению ¦ 1 949¦ 115¦ 128¦ 90¦ 2 281¦ 2 525¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Доходы к выплате ¦ -2 697¦ -1 599¦ -2 860¦ -1 259¦ -8 415¦ -8 944¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Местные органы управления (доходы¦ -63¦ -50¦ -44¦ -43¦ -199¦ -226¦ ¦ к выплате) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Центральный банк (проценты к ¦ -39¦ -34¦ -38¦ -39¦ -150¦ -173¦ ¦ выплате по кредитам МВФ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Банки ¦ 183¦ 326¦ 330¦ 403¦ 1 242¦ 306¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Доходы к получению ¦ 307¦ 425¦ 422¦ 548¦ 1 702¦ 805¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Доходы к выплате ¦ -124¦ -99¦ -92¦ -145¦ -460¦ -498¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Нефинансовые предприятия ¦ -336¦ -514¦ -379¦ -449¦ -1 678¦ -1 426¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Доходы к получению ¦ 152¦ 62¦ 34¦ 22¦ 270¦ 126¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Доходы к выплате ¦ -488¦ -576¦ -413¦ -470¦ -1 948¦ -1 552¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Баланс текущих трансфертов ¦ 63¦ 95¦ -33¦ -35¦ 90¦ 601¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦Счет операций с rапиталом и финансовыми¦ -6 548¦ -3 764¦ -3 799¦ -6 879¦ -20 990¦ -15 953¦ ¦инструментами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Счет операций с капиталом ¦ 22¦ -39¦ 10 976¦ -4¦ 10 955¦ -328¦ ¦ (капитальные трансферты) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Финансовый счет (кроме резервных ¦ -6 570¦ -3 725¦ -14 775¦ -6 875¦ -31 945¦ -15 625¦ ¦ активов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Обязательства ("+" - рост, "-" - ¦ 517¦ -1 352¦ -10 989¦ 287¦ -11 538¦ 1 511¦ ¦ снижение) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Федеральные органы управления ¦ 365¦ -1 072¦ -11 756¦ -1 473¦ -13 937¦ 1 122¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Портфельные инвестиции ¦ 84¦ -1 053¦ -8 662¦ -702¦ -10 334¦ -693¦ ¦ (долговые ценные бумаги) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ выпуск ¦ 107¦ 81¦ 21 237¦ 32¦ 21 457¦ 3 202¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ погашение (график) ¦ -491¦ -1 902¦ -30 039¦ -490¦ -32 921¦ -7 198¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ корпусов ¦ -70¦ -360¦ -29 770¦ -94¦ -30 294¦ -3 210¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ купонов ¦ -421¦ -1 542¦ -269¦ -396¦ -2 627¦ -3 988¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ реинвестирование доходов ¦ 1 030¦ 1 019¦ 943¦ 764¦ 3 757¦ 4 367¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ вторичный рынок ¦ -563¦ -251¦ -804¦ -1 008¦ -2 626¦ -1 063¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Ссуды и займы ¦ -22¦ -1 116¦ -4¦ -862¦ -2 004¦ -4¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ использование ¦ 481¦ 161¦ 398¦ 103¦ 1 144¦ 2 734¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ погашение (график) ¦ -1 994¦ -1 428¦ -2 012¦ -1 095¦ -6 528¦ -7 339¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ реструктуризация ¦ 1 490¦ 150¦ 1 610¦ 130¦ 3 380¦ 4 600¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Просроченная задолженность ¦ 274¦ 1 096¦ -3 096¦ 89¦ -1 638¦ 1 832¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ накопление ¦ 333¦ 1 175¦ 251¦ 141¦ 1 900¦ 6 330¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ погашение/реструктуризация ¦ -59¦ -79¦ -3 347¦ -53¦ -3 538¦ -4 498¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прочие обязательства ¦ 30¦ 1¦ 6¦ 3¦ 39¦ -13¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Местные органы управления ¦ -124¦ -289¦ -91¦ -280¦ -784¦ -247¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Центральный банк (в части ¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ -917¦ ¦ операций с кредитами МВФ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Банки ¦ 58¦ -138¦ 559¦ 1 039¦ 1 517¦ -879¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прямые инвестиции ¦ 40¦ 44¦ 51¦ 95¦ 229¦ 495¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Ссуды и депозиты ¦ -77¦ -290¦ 140¦ 593¦ 366¦ -1 406¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прочие обязательства ¦ 96¦ 108¦ 367¦ 352¦ 923¦ 33¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Нефинансовые предприятия ¦ 218¦ 147¦ 300¦ 1 001¦ 1 665¦ 2 432¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прямые инвестиции ¦ 496¦ 415¦ 610¦ 954¦ 2 475¦ 2 814¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Портфельные инвестиции ¦ 469¦ -171¦ -136¦ -79¦ 83¦ -225¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Ссуды и займы ¦ -747¦ -97¦ -175¦ 126¦ -893¦ -448¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прочие обязательства ¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 291¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Активы, кроме резервных ("+" - ¦ -7 087¦ -2 373¦ -3 785¦ -7 162¦ -20 407¦ -17 136¦ ¦ снижение, "-" - рост) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Федеральные органы управления ¦ -1 670¦ 249¦ -82¦ -91¦ -1 594¦ -1 347¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Ссуды и займы ¦ 1 851¦ 944¦ 958¦ 2 052¦ 5 806¦ 4 576¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Просроченная задолженность ¦ -3 715¦ -668¦ -1 033¦ -2 121¦ -7 537¦ -5 712¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прочие активы ¦ 194¦ -27¦ -8¦ -21¦ 138¦ -211¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Банки ¦ -1 551¦ -559¦ -1 019¦ -351¦ -3 480¦ -3 388¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прямые инвестиции ¦ -1¦ 4¦ -235¦ -108¦ -340¦ -37¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Ссуды и депозиты ¦ -1 867¦ -464¦ -1 167¦ -62¦ -3 559¦ -3 281¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прочие активы ¦ 317¦ -99¦ 382¦ -181¦ 419¦ -71¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Нефинансовые предприятия и ¦ -3 865¦ -2 063¦ -2 684¦ -6 720¦ -15 333¦ -12 401¦ ¦ домашние хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прямые и портфельные инвестиции¦ -541¦ -376¦ -1 127¦ -1 189¦ -3 233¦ -1 927¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Наличная иностранная валюта ¦ -112¦ 463¦ 314¦ -1 001¦ -337¦ 1 031¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Торговые кредиты и авансы ¦ -736¦ -184¦ -847¦ -2 413¦ -4 180¦ -5 550¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Задолженность по товарным ¦ -596¦ -276¦ 666¦ -328¦ -534¦ -305¦ ¦ поставкам на основании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ межправительственных соглашений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Непоступившая экспортная ¦ -1 598¦ -1 266¦ -1 513¦ -915¦ -5 293¦ -5 051¦ ¦ выручка и своевременно не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ погашенные импортные авансы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦ Прочие активы ¦ -283¦ -424¦ -177¦ -874¦ -1 758¦ -600¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦Чистые ошибки и пропуски ¦ -2 276¦ -959¦ -2 768¦ -3 339¦ -9 342¦ -6 916¦ +---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------+ ¦Изменение валютных резервов ¦ -3 102¦ -6 219¦ -3 979¦ -2 710¦ -16 010¦ -1 778¦ ¦("+" - снижение, "-" - рост) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-------------