Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Разъяснения Минобразования РФ от 28 декабря 2000 г. N 22-06-1448 "О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (утратили силу)
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Министерство образования Российской Федерации, проанализировав поступившие предложения органов управления образования различных уровней и заявления педагогических работников и граждан, сообщает.
В процессе аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в связи с вводом нового Положения (далее - Положение), утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322), на местах возникает ряд общих вопросов по его применению. Поэтому просим принять к сведению и использованию в практической деятельности следующие разъяснения.
I. О порядке аттестации
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений отнесено к компетенции Российской Федерации.
В связи с этим не допускается установления другого порядка проведения аттестации федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием и образовательными учреждениями.
В соответствии с п.1.8 Положения все региональные и ведомственные положения об аттестации педагогических и руководящих работников с 1 сентября 2000 г. должны быть признаны утратившими силу.
Формы и процедуры аттестации, применяемые в практике аттестации и не противоречащие Положению, должны быть доведены до региональных ведомственных, местных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений отдельным нормативным правовым актом.
Положение не предусматривает делегирование права проведения аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию аттестационным комиссиям образовательных учреждений за следующим исключением.
В соответствии с п.3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений только федерального подчинения и только непосредственно образовательному учреждению. В указанном случае образовательному учреждению делегируется и право присвоения таким работникам первой квалификационной категории.
Вопросы формирования аттестационной комиссии, регламент ее работы должны определяться в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения, или в порядке, установленном органом самоуправления образовательного учреждения.
II. Об аттестации руководителей на первую категорию
Следует различать два вида аттестации руководителей:
аттестация, которая проводится до (и при) назначении на должность, именно о ней идет речь в п.2.4 Положения;
аттестация, которая проводится в процессе трудовой деятельности (раз в пять лет).
Первая из них проводится учредителем образовательного учреждения и не связана жестко со сроками, регулярностью, процедурами и технологиями второй аттестации. Для ее осуществления учредителю образовательного учреждения целесообразно разработать и принять отдельный нормативный правовой акт о процедуре назначения на должность руководителей образовательных учреждений в соответствии с п.3. ст.35 Закона Российской Федерации "Об образовании".
III. О вариативных формах и процедурах аттестации
Пункт 2.3 Положения предполагает проведение аттестационных (экспертных) процедур на основе действующих тарифно-квалификационных характеристик. При этом экспертная оценка производится по двум основным параметрам - профессиональная компетентность аттестуемого и эффективность его труда.
В то же время необходимо, чтобы предлагаемые на выбор аттестуемому формы и процедуры были:
во-первых, не более сложны, чем в предшествующем Положении,
во-вторых, реально содержали возможность для аттестуемых их широкого выбора (не менее 3 - 4 вариантов).
Традиционная схема прошлых лет предполагала два направления аттестации со следующими наборами форм экспертизы:
профессиональная компетентность аттестуемого - экзамен, собеседование, результаты повышения квалификации, защита рефератов, представление методических разработок аттестуемого;
результаты деятельности аттестуемого - на основе анализа результатов образовательного процесса, проведенных внеклассных (внешкольных) мероприятий, ознакомления с результатами освоения обучающимися образовательных программ (на основании внутришкольного и итогового контроля).
Обращаем внимание на то, что на уровне аттестационной комиссии образовательного учреждения оценка компетентности работника производится на основе анализа документально зафиксированных результатов повышения его квалификации, а также участия в реализации планов работы учреждения (творческие отчеты, выступления на совещаниях, советах и семинарах и т.п.). Рассмотрение авторских разработок аттестуемого производится только на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения.
Оценка эффективности труда аттестуемого производится на основе сравнительного анализа документально зафиксированных результатов внутришкольного контроля, осуществляемого руководством данного учреждения (собеседований, анализа выполнения должностной инструкции, результатов письменного или устного контроля и т.п.).
При аттестации руководителя образовательного учреждения учитывается представление органа самоуправления учреждения на аттестуемого, а именно совета, педагогического совета, попечительского совета и т.д. образовательного учреждения.
Внешняя экспертиза компетентности и эффективности труда педагогических и руководящих работников производится на уровне соответствующей аттестационной комиссии, согласно п.3.1 Положения.
При этом внешняя оценка компетентности работника производится на основе документально зафиксированных результатов его участия в реализации планов работы педагогического сообщества подведомственной территории (мероприятия районного (городского), областного (краевого, республиканского), федерального уровней; публикации, конкурсы профессионального мастерства, работа в профессиональных объединениях и т.п.).
Внешняя оценка эффективности труда работника производится и на основе документально зафиксированных результатов инспектирования (изучение служебной документации) и планового итогового контроля.
Изучение и оценка текущих и промежуточных результатов труда работника производится внешними экспертами на основании приказа по образовательному учреждению, при этом желание работника пригласить дополнительных внешних экспертов для оценки текущих результатов его труда должно быть оформлено личным заявлением.
Педагогические работники имеют право в дополнение к указанному перечню представить в аттестационные комиссии любые документально зафиксированные результаты, подтверждающие его личную компетентность и эффективность его труда (результаты предметных олимпиад, конкурсов, соревнований его обучающихся, выступления, доклады на научно-практических конференциях и др.).
Минобразования России считает, что приведенный перечень вариативных форм и процедур может играть роль минимального набора, предлагаемого аттестуемым педагогам для выбора согласно п.2.3 Положения.
В соответствии с законодательством учитывается регулярность повышения квалификации работника в рамках системы дополнительного профессионального педагогического образования. Решением коллегии Минобразования России в 2000 - 2001 учебном году Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования поручено разработать пакет учебных программ, нацеленных на помощь аттестуемым работникам и экспертам соответствующих аттестационных комиссий.
IV. О полномочиях аттестационных комиссий и правах аттестуемых
Основной целью изменения Положения об аттестации было установление более гуманных, разумных, щадящих педагога правил аттестации. В связи с этим представляется целесообразным реализация двух следующих принципов:
лучше всего знает работу педагога и наиболее объективно может его оценить педагогический коллектив, в котором работает аттестуемый;
аттестуемый педагог вправе выбирать своих экспертов.
Минобразование России отмечает интересный опыт ряда органов управления субъектов Российской Федерации (Красноярский край, Новгородская, Новосибирская, Астраханская, Вологодская, Липецкая, Московская области и др.), предложения Союза российских городов по передаче полномочий по экспертизе аттестуемых педагогов на уровень образовательного учреждения. Особое внимание при этом должно быть уделено условиям такой передачи - обучению экспертов по соответствующим сертифицированным программам механизму защиты педагога от возможной предвзятости, обеспечению эквивалентности требований в различных учреждениях.
V. О возможностях либерализации аттестационных процедур
Министерство считает целесообразной разработанную в ряде регионов практику упрощенной процедуры экспертизы при повторной аттестации, аттестации при достижении пенсионного возраста, передачу ее непосредственно в образовательное учреждение, продления срока действия квалификационных категорий в ряде исключительных случаев (болезнь, беременность и пр.).
До введения в установленном порядке вариативных форм и процедур аттестации федеральные ведомственные органы управления образованием и органы управления образованием субъектов Российской Федерации, по согласованию с региональными органами профсоюза, могут при проведении аттестации предусматривать особые процедуры для педагогических и руководящих работников, в том числе и имеющих государственные, ведомственные награды (знак, орден и т.д.), ученую степень.
Министерство считает возможным максимальное использование в рамках экспертизы аттестуемых документально подтвержденные факты положительного опыта их работы в период со времени предыдущей аттестации - результаты участия педагога в семинарах, выставках, презентациях, демонстрацию их уроков и внеурочных мероприятий с обучающимися, диагностики и результатов образовательного процесса, данные проводимого за этот период мониторинга руководством органа управления образованием или образовательного учреждения.
Вполне соответствует целям, задачам и принципам Положения такая ситуация, когда при аттестации опытного, эффективно работающего педагога положительное решение принимается только на основе изучения документов, подтверждающих необходимый уровень его работы.
Министерство продолжает анализ существующей практики и апробацию аттестационных процедур, для этого образован временный творческий коллектив. В направления его работы входит ряд перспективных вопросов данной проблемы, в т.ч.:
требования к аттестационным процедурам и формам;
тарифно-квалификационные характеристики педагогических и руководящих работников образования;
разработка программ повышения квалификации и переподготовки различных категорий педагогических и руководящих работников образования;
модернизация структуры ETC, совершенствования мер по стимулированию профессионального роста и социальной защиты аттестуемых;
конкретизация и уточнение конкретных форм и процедур аттестации для отдельных категорий педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
Просим вас вопросы, пожелания и предложения, возникающие при реализации Положения в практической деятельности по данной проблеме (а также по другим аттестационным процедурам) на местах, в срок до 01.03.2001 направлять по адресу: 101856 Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6, Минобразование России, Управление общеобразовательных учреждений и инспектирования.
Контактные телефоны: 925-51-51, 923-87-12.
Первый заместитель министра
А.Ф.Киселев