Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 1999 г. N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика"
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Во исполнение решения коллегии Минздрава России от 16.11.99 (протокол N 19) "О проекте отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" приказываю:
1. Утвердить отраслевую программу "Общая врачебная (семейная) практика" (приложение).
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать региональные программы по развитию общей врачебной (семейной) практики с учетом отраслевой программы, либо внести коррективы в ранее принятые региональные программы.
3. Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеей А.А.) до 20 января 2000 года создать рабочую группу по выполнению Плана мероприятий данной Программы.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.
Министр
Ю.Л.Шевченко
Приложение
Отраслевая программа
"Общая врачебная (семейная) практика"
(утв. приказом Минздрава РФ от 30 декабря 1999 г. N 463)
Паспорт Отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика"
Наименование Программы "Общая врачебная (семейная) практика" Основание для разработки Концепция развития здравоохранения и Программы медицинской науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 Заказчик Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации Основные разработчики Минздрав России, Российская академия Программы медицинских наук (по согласованию), центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Цели и задачи Программы, Повышение эффективности и усиление первичной важнейшие целевые медико-санитарной помощи при ведущей роли в показатели ее развитии общей врачебной (семейной) практики совершенствование правовых, нормативно-методических и финансово-экономических основ реформирования системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, последовательного внедрения и развития общей врачебной (семейной) практики; увеличения объемов медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и обеспечения доступности, комплексности, экономической эффективности медицинского обслуживания населения страны; развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для общей врачебной (семейной) практики; создание и апробация системы информационного обеспечения решения проблем общей врачебной (семейной) практики; реализация механизмов использования потенциала общей врачебной (семейной) практики; повышения доступности, эффективности и качества медицинской помощи; внедрение (с использованием накопленного опыта) рациональных форм и методов оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общей врачебной (семейной) практики в ее взаимосвязи со специализированными видами медицинской помощи, помощью на дому, неотложной и скорой медицинской помощью с учетом сложившейся в регионах страны социальной инфраструктуры, характера расселения и других особенностей территорий Российской Федерации; обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения Сроки реализации Программы 2000 - 2001 годы Перечень основных нормативно-правовое обеспечение общей разделов Программы врачебной (семейной) практики; развитие организационных основ общей врачебной (семейной) практики; развитие системы профессиональной подготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики; нормативно-технологическое обеспечение строительства и размещения амбулаторно-поликлинических учреждений; информационное обеспечение и управление Программой; научное обеспечение внедрения общей врачебной (семейной) практики. Исполнители основных Минздрав России, мероприятий Программы Российская академия медицинских наук (по согласованию), Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации Источники финансирования Средства федерального бюджета, внебюджетные Программы средства и другие источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации Ожидаемые конечные Повышение медицинской и экономической результаты реализации эффективности деятельности амбулаторно- Программы поликлинических учреждений; укрепление общей врачебной (семейной) практики); создание основ дальнейшего развития отечественной общей врачебной (семейной) практики и структурной реорганизации первичного звена здравоохранения; расширение использования дневных стационаров, стационаров на дому; увеличение объемов амбулаторно-поликлинической помощи, неотложной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами общей практики (семейными врачами); улучшение преемственности оказания медицинской помощи. Система организации Управление и контроль за реализацией контроля за исполнением Программы осуществляются Минздравом Программы России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения, а кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения, что отмечается также концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех к 2000 году, так как она, осуществляя главную функцию системы здравоохранения и являясь ее центральным звеном, составляет неотъемлемую часть всего процесса социально-экономического развития общества. От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста.
В результате происходящих в стране экономических и социальных процессов существующая амбулаторно-поликлиническая служба системы здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, на этапе которого начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. Стали очевидными недостатки ее организации. Существенные диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (соответственно, 20-30 и 70-80% всех расходов на здравоохранение) ограничивают возможность развития материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и приводят к расширению показаний к стационарному лечению, удорожанию медицинской помощи. Не создается экономической мотивации развития стационарозамещающих видов помощи, утрачиваются комплексный подход к здоровью пациента и преемственность между врачами в обследовании и лечении, что влияет отрицательно на экономичность медицинского обслуживания и сохранность здоровья.
При развитии узкой специализации на догоспитальном этапе участковый врач не стал координатором лечебно-профилактической работы на своем участке, не обеспечивает постоянный контроль за состоянием пациента и его семьи и фактически не несет ответственность за объем и качество оказываемой помощи. У него уменьшился объем и спектр профилактических и лечебно-диагностических услуг, стали преобладать диспетчерские функции: частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам достигла 40-50% (в западных странах - 10-12%). Затруднена преемственность в наблюдении за пациентами по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний: связь между педиатрами-подростковыми врачами-терапевтами, акушер-гинекологами и терапевтами не всегда адекватна. Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.
Необходимость реформирования системы организации амбулаторно-поликлинической помощи стала очевидна. С переходом к системе обязательного медицинского страхования сформировался социальный заказ на введение общей врачебной (семейной) практики - системы лечебно-профилактической помощи населению, основанной на семейном принципе, где базовым звеном является врач общей практики (семейный врач).
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, определяется, что основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи является усиление ее первичного звена при ведущей роли в ее развитии общей врачебной (семейной) практики с одновременным проведением реорганизации стационарной помощи и перераспределением части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный, развертыванием в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров и стационаров на дому, консультативно-диагностических комплексов, центров амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, отделений медико-социальной реабилитации и терапии и т.д. По данным анализа видов медицинской помощи и служб, ответственных за потери трудового потенциала в связи с преждевременной смертностью, за счет адекватного развития всех видов первичной медико-санитарной помощи, оказываемой общей врачебной (семейной) практикой, помощи на дому, скорой медицинской помощи и также за счет повышения квалификации медицинского персонала и усиления служб реанимации и интенсивной терапии, особенно их передвижных форм, возможно существенное сохранение трудового потенциала страны.
Присущая врачу общей практики (семейному врачу) высокая профессиональная подготовка и его роль в оптимизации использования ресурсов, улучшении социального контакта с населением, а также рекомендуемые концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации реструктуризация и дифференциация коечного фонда (в зависимости от степени интенсивности лечебно-диагностического процесса) и широкое использование стационарозамещающих технологий и дневных форм пребывания пациентов в стационарах позволят сместить расходы на внебольничную помощь с нынешних 20-30% до 40-50%, всех расходов на здравоохранение, при общем снижении и устранении не вполне оправданных случаев госпитализации.
В перспективе увеличение доли финансовых средств на оказание первичной медицинской помощи за счет устранения их нерационального использования в стационаре приведет к возрастанию примерно в два раза объемов амбулаторно-поликлинической помощи, менее ресурсоемкой, чем стационарная, значительному увеличению объемов стационарозамещающей помощи и снижению уровня госпитализации. Кроме того, в связи с большей доступностью для населения врача общей практики (семейного врача) и повышением уровня его компетенции и ответственности за здоровье прикрепленного населения вполне достижимо существенное уменьшение числа вызовов скорой медицинской помощи - наиболее ресурсоемкой, по сравнению с другими видами помощи.
Рядом исследований доказано, что скорая медицинская помощь используется часто нерационально и выполняет функции, которые мог бы взять на себя врач общей практики (семейный врач). К ним относятся практикуемые вызовы к больным с острыми простудными заболеваниями или обострениями хронических заболеваний, не требующих экстренной медицинской помощи; снятие ЭКГ, инъекции больным, в т.ч. онкологическим и т.д. Число необоснованных вызовов скорой медицинской помощи достигает от 50% (г.Пенза) до 65% (г.Санкт-Петербург). Экспертным методом установлено, что в условиях сельской местности до 40% необоснованных вызовов можно было бы передать врачу общей практики (семейному врачу), который должен и в состоянии осуществлять неотложную врачебную помощь.
В стране общая врачебная (семейная) практика начала формироваться с конца 80-х годов вначале в экспериментальном порядке, а затем на планомерной основе после издания приказа Минздрава России от 26.08.92 г. N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". Данным приказом были введены специальность и должность врача общей практики (семейного врача), положение и квалификационная характеристика врача и медицинской сестры общей практики, типовые учебные планы и программы профессиональной подготовки специалистов.
С целью обеспечения методической и организационно-технологической поддержки регионов были проведены серии конференций (всероссийских и межрегиональных) по проблемам внедрения общей врачебной (семейной) практики, подготовлены и распространены методические материалы ("концептуальная модель внедрения семейной медицины в России", "Методические рекомендации по развитию службы врача общей практики (семейного врача)" и др.).
Исходя из международного и отечественного опыта, врач общей практики и семейный врач рассматриваются как идентичные понятия. "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" зафиксировано право семьи на выбор семейного врача, обеспечивающего ей медицинскую помощь по месту жительства, и дано определение статуса семейного врача как врача, прошедшего специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста. В "Положении о враче общей практики (семейном враче)", утвержденном приказом Минздрава России от 26.08.92 года N 237, дано определение: "врач общей практики (ВОП) - специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению. Врач общей практики, оказывающий первичную многопрофильную медико-социальную помощь семье, независимо от возраста и пола пациента, является семейным врачом (СВ)".
Как показывает мировая практика и накапливаемый опыт в регионах страны, особенно в таких территориях, как г.Санкт-Петербург, Ленинградская, Самарская, Тульская, Кемеровская области и др., врач общей практики (семейный врач) становится своего рода пусковым механизмом структурных преобразований в системе медицинской помощи и здравоохранения в целом. Переход к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов и к изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья в связи с тем, что общей врачебной (семейной) практике присущи, по определению ВОЗ, такие характерные черты, как всеобщность, доступность, интегрированность (лечебной и реабилитационной помощи, укрепления здоровья и профилактики болезней), а также постоянная основа, целостность и скоординированность, персональный характер и ориентированность как на обслуживаемый контингент, так и на семью.
Подавляющее большинство опрошенного населения и медицинских работников ряда территорий (Тульской, Самарской, Кемеровской, Свердловской и др. областей) высказались за целесообразность широкого практического внедрения института общей врачебной (семейной) практики. Пациенты отметили существенные преимущества в работе врача общей практики (семейного врача) по сравнению с участковым терапевтом, в том числе его ответственность за состояние их здоровья и участие в решении проблем, не связанных с медицинской помощью (организация социальной помощи, решение психологических проблем в семье, решение проблем других членов семьи). Улучшается социальный контакт, характер взаимоотношений между врачами и пациентами и возрастает удовлетворенность населения медицинской помощью.
Опыт Тульской области по внедрению общей врачебной (семейной) практики показывает, что после соответствующей подготовки врач общей практики (семейный врач) смог бы взять на себя 22,7% посещений хирурга, 36,4% посещений офтальмолога, 41,0% посещений оториноларинголога и 46,6% посещений невропатолога. Объем помощи, оказываемой врачом общей практики (семейным врачом) на дому, составляет 14%. Как правило, нагрузка у врача общей практики выше, чем у участковых терапевтов: количество посещений в год у врача общей практики (ВОП) - 3934, у врача в поликлинике - 5008; посещения на дому у ВОП - 1512, у участкового терапевта - 699. За 5-летний период на участках обслуживания ВОП отмечалось заметное снижение обращаемости в службу скорой медицинской помощи, в частности, больных с терапевтической патологией - на одну четверть, с патологией нервной системы - на 42% и больных хирургического профиля - на одну треть. За этот же период так же меньше стала обращаемость населения за специализированной помощью в поликлинике, например, к хирургу - почти на одну треть, к оториноларингологу - на 13%.
Эффективность деятельности общей врачебной (семейной) практики набирает все больше доказательств в собственных и особенно совместных с международными организациями проектах (проект Европейского союза ТАСИС "поддержка развития системы здравоохранения" и др.). По данным департамента охраны здоровья населения администрации кемеровской области, эффективность деятельности общей врачебной (семейной) практики, введенной в городах и сельской местности области совместно с проектом ТАСИС "Поддержка развития системы здравоохранения", проявилась такими результатами, как снижение уровня госпитализации на 30%, обращаемости населения на станции скорой помощи на 40%, а к "узким" специалистам амбулаторно-поликлинического звена - в 2 раза. Получили заметное развитие патронаж, организация стационаров на дому, дневных стационаров; снизилось число дефектов медицинского обслуживания. Кроме того, на 50% увеличился объем реабилитационных мероприятий для инвалидов и на 80% - объем диспансеризации, стал почти полным охват населения прививками и флюороосмотрами неорганизованного населения. Отмеченные положительные сдвиги, а также экономический эффект за счет уменьшения расходов на оказание медицинской помощи и, кроме того, имевшее место повышение заработной платы врачам общей практики (семейным врачам) подтверждают перспективность развития общей врачебной (семейной) практики, в том числе на базе участковых больниц и врачебных амбулаторий на селе.
В настоящее время в амбулаторно-поликлинических учреждениях работает более 1100 врачей общей практики (семейных врачей). Сейчас, на начальных стадиях введения общей врачебной (семейной) практики, получили распространение индивидуальная практика, партнерство (2 врача общей практики), реже - групповая практика. В районах с неразвитой социальной инфраструктурой и сельской местности наиболее распространены амбулатории общей врачебной (семейной) практики, где ведется работа одним, реже двумя врачами совместно с сестринским персоналом (фельдшерами, медицинскими сестрами, в том числе акушерками и иногда - социальными работниками). В отдельных территориях (Самарская область, г.Санкт-Петербург и др.) для плавного перехода к общей врачебной (семейной) практике созданы акушерско-педиатрическо-терапевтические комплексы, интегрирующие все участковые службы (педиатрическую, терапевтическую и акушерско-гинекологическую), где помимо врача общей практики, обычно работают педиатры, акушеры-гинекологи, реже - стоматолог, хирург, геронтолог и другие специалисты. Подготовка врачебных и сестринских кадров для общей врачебной (семейной) практики и переподготовка участковых врачей осуществляются, в основном, на базе местных учебных медицинских заведений.
В настоящее время наиболее перспективным вариантом признается финансирование общей врачебной (семейной) практики по принципу частичного фондодержания в сочетании с гонорарной оплатой отдельных приоритетных медицинских услуг.
Следует отметить, что реальной реформы первичного звена здравоохранения в стране не произошло в связи со сложностью проблемы, автоматическим вовлечением в реформирование не только первичного звена, а практически всех служб здравоохранения. Подавляющее большинство территориальных поликлиник продолжают оказывать помощь силами участкового врача, а новая формация так называемых "врачей общей практики (семейных врачей)" еще далеко не соответствует параметрам, свойственным данному понятию. Врач общей практики (семейный врач) - ВОП/СВ не в полной мере действует как координатор направлений своих пациентов к врачам-специалистам или как лицо, регулирующее доступ к стационарному лечению, медленно развиваются амбулаторные консультативные услуги" при стационарном звене, поэтому ВОП/СВ вынуждены обращаться к услугам менее квалифицированных специалистов амбулаторно-поликлинического эвена. Распространение общей врачебной (семейной) практики сдерживается также отсутствием полностью отработанных технологических моделей ее организации.
Несмотря на множество рекомендаций зарубежных специалистов, очевидна бесперспективность проработки и использования международного опыта без глубокого анализа особенностей и необходимой коррекции той социально-экономической среды здравоохранения в нашей стране и того режима использования медицинской помощи населением, которые сложились традиционно и будут оказывать существенное, часто сдерживающее влияние на успешность развития общей врачебной (семейной) практики.
Внедрение общей врачебной (семейной) практики сдерживается недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки кадров, неполной разработанностью правовой и финансовой базы и информационной поддержки, а также механизмов взаимодействия общей врачебной (семейной) практики со службами здравоохранения, страхования и социальной защиты населения.
Для ускорения реформы первичного звена здравоохранения на основе внедрения общей врачебной (семейной) практики требуется решение, прежде всего, следующих проблем;
- создание нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы для внедрения общей врачебной (семейной) практики;
- создание комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики;
- информационное обеспечение внедрения общей врачебной (семейной) практики;
- рассмотрение семьи как объекта общей врачебной (семейной) практики, единицы здоровья с введением использования характеристик семьи (социально-демографических, медико-биологических, психологических, правовых и др.) и на этой основе - отработка принципов, форм и методов профессиональной деятельности врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер общей практики в обслуживаемых семьях в зависимости от типа, фаз развития и особенностей данных семей;
- разработка системы мониторинга за развитием общей врачебной (семейной) практики в субъектах Российской Федерации; ее апробация на базовых территориях для научного сопровождения реформы первичного звена здравоохранения;
- разработка и апробация системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности перехода первичного звена здравоохранения территории на систему общей врачебной (семейной) практики.
Актуальность проблемы, необходимость реализации положений концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика".
Приоритетами данной Программы являются:
всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
профилактическая направленность;
обеспечение эффективного функционирования целостной, организационно и экономически гибкой системы оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
активное участие населения, медицинской общественности, всех органов власти в решении вопросов здравоохранения;
формирование врача новой формации, являющегося организатором, координатором лечебно-профилактической работы на участке обслуживания, который, в отличие от узкого специалиста, был бы ориентирован на пациента и его семью в целом;
повышение уровня квалификации и расширение спектра деятельности сестринского персонала.
Достижение приоритетов Программы осуществляется:
разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих развитие первичной медико-санитарной помощи и укрепление организационно-правового статуса общей врачебной (семейной) практики;
использованием многообразия современных и экономически приемлемых организационных форм первичной медико-санитарной помощи и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих повышение качества внебольничной помощи и удовлетворенности населения первичной медико-санитарной помощью; деформализацию профилактической деятельности; повышение доверия пациента к врачу первичной медико-санитарной помощи;
созданием комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики;
информационным, материально-техническим и научно-методическим обеспечением внедрения общей врачебной (семейной) практики;
реформа первичного звена здравоохранения предполагается в виде последовательного, постепенного перехода на систему общей врачебной (семейной) практики с сохранением накопленного потенциала здравоохранения, максимальным использованием имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений.
Цель и задачи Программы
Программа ставит целью формирование основ и условий для повышения эффективности и усиления первичного звена здравоохранения при ведущей роли в развитии первичной медико-санитарной помощи общей врачебной (семейной) практики.
Достижение цели Программы предполагает решение ряда задач:
совершенствование нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы для ускорения реализации реформы первичного звена здравоохранения, становления общей врачебной (семейной) практики;
развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для общей врачебной (семейной) практики;
создание и апробация системы информационного обеспечения внедрения общей врачебной (семейной) практики;
реализация механизмов использования потенциала врача общей практики (семейного врача) и сестринского персонала, повышения доступности, эффективности и качества медицинской помощи;
внедрение (с использованием накопленного опыта) рациональных форм и методов организации первичной медико-санитарной помощи на базе общей врачебной (семейной) практики в ее взаимосвязи со специализированными видами медицинской помощи, помощью на дому, неотложной и скорой медицинской помощью с учетом сложившейся в регионах социальной инфраструктуры, характера расселения и других особенностей субъектов Российской Федерации;
обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения.
Основные направления реализации Программы
1. Нормативно-правовое обеспечение общей врачебной (семейной) практики
Предусматривается совершенствование правовых основ организации первичной медико-санитарной помощи на принципах общей врачебной (семейной) практики с системным подходом в разработке предложений к решению первоочередных проблем ее нормативно-правового обеспечения. Предполагается подготовка пакета нормативно-правовых, распорядительных и методических документов, регламентирующих деятельность сети амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений с учетом изменяющихся социально-экономических условий и концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.
Наряду с гарантиями государства по осуществлению прав граждан на получение, а также предоставление доступной для каждого и бесплатной медико-санитарной помощи в рамках общей врачебной (семейной) практики при одновременном существовании платных медицинских услуг, требуется также нормативно установить место общей врачебной (семейной) практики в системе здравоохранения и основы взаимоотношений с другими службами и службами социальной защиты, страхования; права и обязанности субъектов общей врачебной (семейной) практики; правовой, социальный статус и гарантии социальной защищенности всех субъектов общей врачебной (семейной) практики; участие санитарно-эпидемиологических и других служб в решении проблем гигиены, оздоровления окружающей природной среды и борьбы с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями в рамках общей врачебной (семейной) практики.
Предусматривается разработка документов, определяющих организационную структуру общей врачебной (семейной) практики, ее форм (одиночной и групповой, обособленной и действующей в амбулаторно-поликлиническом учреждении в сельской местности и в городах разного типа), а также объемы и характер предоставляемой населению помощи, включая проведение профилактических работ, осуществление диспансеризации и т.п.
Требуется разработать стандарты качества оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках общей врачебной (семейной) практики и порядок их введения в действие; характер подготовки, условия повышения квалификации медицинских и социальных работников общей врачебной (семейной) практики; условия и порядок сертификации и лицензирования одиночной и групповой общей врачебной (семейной) практики; принципы диагностики потребностей и удовлетворения спроса в кадрах; методы обеспечения и контроля качества и условий оказания медико-санитарной помощи; типовой контракт врача общей практики (семейного врача) и др.
2. Развитие организационных основ общей врачебной (семейной) практики
Исходя из роли общей врачебной (семейной) практики в оптимизации использования ресурсов, улучшении медицинского обслуживания населения и реализации положений концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, настоящей программой в целях оптимизации всей системы организационно-технологического обеспечения общей врачебной (семейной) практики и также других лечебно-профилактических учреждений страны предусматривается комплекс мероприятий, выполняемых с использованием накопленного в регионах России и международных программах опыта внедрения общей врачебной (семейной) практики, в частности:
обоснование медико-организационных основ реорганизации внебольничной помощи населению на основе прогрессивных моделей развития с учетом реструктуризации стационарной помощи;
разработка методов комплексного структурного анализа предоставляемой населению медицинской помощи и ресурсного обеспечения системы здравоохранения в территории;
разработка и апробация системы обеспечения качества и эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи на базовых территориях;
разработка моделей системы первичной медико-санитарной помощи населению с учетом поэтапного перехода к общей врачебной (семейной) практике и реструктуризации стационарной помощи.
Предполагается, что выполнение программных мероприятий придаст импульс органам и учреждениям здравоохранения Российской федерации в деятельности по формированию и укреплению общей врачебной (семейной) практики; расширению функций преобразуемых поликлиник, а также мониторингу результативности их деятельности.
3. Развитие системы профессиональной подготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики
Предусматривается комплекс мер по совершенствованию технологии подготовки преподавателей и специалистов в области общей врачебной (семейной) практики (врачей и сестринского персонала) и повышению их квалификации, расширению диапазона профессиональной деятельности и спектра предоставляемых медицинских услуг.
Предполагается разработка психолого-педагогических основ изучения семьи как объекта общей врачебной (семейной) практики; формирование системы профессиональной подготовки врачебного, сестринского персонала, работников социальной службы применительно к общей врачебной (семейной) практике,
Планируется:
развитие основ и методов профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для общей врачебной (семейной) практики с учетом потребностей первичной медико-санитарной помощи для совершенствования образовательных программ и внедрения новых технологий;
разработка методических подходов и системы подготовки преподавательского состава по общей врачебной (семейной) практике и их реализация;
разработка и формирование системы профессиональной подготовки сестринского персонала (в том числе с высшим образованием) для общей врачебной (семейной) практики;
разработка системы образовательных стандартов для до - и последипломной подготовки специалистов в области общей врачебной (семейной) практики;
совершенствование учебных и учебно-методических материалов по общей врачебной (семейной) практике для образовательного процесса и использования в практической деятельности;
разработка и апробация системы (программы, процедуры и т.п.) аттестации, сертификации и лицензирования врачей общей практики (семейных врачей) и сестринского персонала;
разработка организационных моделей по созданию учебных и научно-практических центров по общей врачебной (семейной) практике.
Данные мероприятия могут и должны стать ориентирами в принятии управленческих решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании кадровой политики, включая использование социальных работников в общей врачебной (семейной) практике, внедрение инноваций в проведении аттестации врачей общей практики (семейных врачей) и т.д.
4. Нормативно-технологическое обеспечение строительства и размещения амбулаторно-поликлинических учреждений нового типа
Для снижения затрат при переходе на систему первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) Программой предусматривается максимальное использование имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений и лишь при необходимости и возможности - развертывание новых мощностей. В то же время введение общей врачебной (семейной) практики, изменение медико-технологических процессов и расширение функций и роли существующих амбулаторно-поликлинических учреждений потребуют развития материально-технической базы первичного звена здравоохранения за счет дооборудования, изменения планировочной структуры, реконструкции действующих учреждений и строительства новых, в том числе офисов (кабинетов, амбулаторий) врача общей практики (семейного врача). В связи с этим необходима разработка нормативно-технической базы,
проектно-конструкторской документации на развертывание, размещение кабинетов, амбулаторий врача общей практики (семейного врача) в соответствии с современными требованиями.
Программой предусматривается на основе проведения научных и научно-проектных работ создание пособий по проектированию современных, новых и реконструируемых территориальных поликлиник и по проектированию медицинских офисов для работы врача общей практики (семейного врача) с вариантами проектных решений для разных градостроительных ситуаций, а также разработка нормалей основных планировочных элементов медицинских офисов и инновационных поликлиник.
5. Информационное обеспечение и управление Программой
Предусматривается создание системы информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам общей врачебной (семейной) практики, ее организационно-методическим, медицинским и социальным инновациям (с использованием электронных и иных средств массовой информации).
Планируется разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению внедрения общей врачебной (семейной) практики и создание типового АРМа (в целом и в виде блоков) врача общей практики (семейного врача).
Планируется создание на одной из базовых территорий опытно-экспериментального полигона по отработке использования на территориальном уровне современных информационных технологий и установление телекоммуникационных связей между врачом общей практики (семейным врачом) и клиническими центрами, другими учреждениями здравоохранения для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний врача общей практики (семейного врача).
6. Научное обеспечение внедрения общей врачебной (семейной) практики
Предусматривается формирование научно-методических основ комплексного решения проблем внедрения общей врачебной (семейной) практики, проведение научных исследований, в том числе:
разработка методических материалов для врача общей практики (семейного врача) и сестринского персонала общей врачебной (семейной) практики по осуществлению профессиональной деятельности в зависимости от типа, фаз развития и особенностей обслуживаемых ими семей;
разработка системы мониторинга за развитием общей врачебной (семейной) практики в субъектах Российской Федерации; ее апробация на базовых территориях для научного сопровождения реализации реформы первичного звена здравоохранения;
формирование принципиальной схемы реструктуризации системы медицинского обслуживания населения территории применительно к особенностям территории;
разработка и апробация методологии и системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности перехода амбулаторно-поликлинического звена системы здравоохранения территории на систему общей врачебной (семейной) практики;
разработка методических материалов по оптимизации предоставления гарантированных государством объемов медицинской помощи населению;
совершенствование методик расчета стоимости медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях системы Минздрава России.
В процессе научного сопровождения реализации Программы будут продолжены изучение и тиражирование опыта внедрения научных разработок по становлению общей врачебной (семейной) практики в регионах путем проведения научно-практических конференций, распространения апробированных перспективных методических подходов, а также посредством освещения в тематических и других изданиях закономерностей развития общей врачебной (семейной) практики.
Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется, в основном, за счет средств текущего бюджетного финансирования (средств федерального бюджета), внебюджетных средств и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Механизм реализации Программы, организация управления и контроль за исполнением Программы
Отраслевая программа "Общая врачебная (семейная) практика" на 2000-2001 годы будет осуществляться в рамках концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".
Для реализации Программы "Общая врачебная (семейная) практика" по каждому разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Координацию работ по реализации Отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" на 2000-2001 годы осуществляет заказчик Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Руководство выполнением программных мероприятий осуществляет рабочая группа, созданная Министерством здравоохранения Российской Федерации из числа руководителей его структурных подразделений и территориальных органов управления здравоохранением, научных организаций и учреждений здравоохранения, являющихся исполнителями мероприятий Программы.
Заказчик при необходимости обращается в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством о предоставлении предприятиям, организациям и учреждениям, участвующим в реализации Программы, целевых дотаций или субсидий.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой программой "Общая врачебная (семейная) практика", позволит:
укрепить систему государственных мер, способствующих развитию относительно малозатратной первичной медико-санитарной помощи;
внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования специалистов в области общей врачебной (семейной) практики для работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях нового типа, обладающих навыками и знаниями в смежных специальностях и способных расширить объемы и номенклатуру предоставляемых медицинских услуг;
провести структурную реорганизацию амбулаторно-поликлинической помощи и усилить ее путем развития общей врачебной (семейной) практики;
обеспечить ресурсосберегающую направленность амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, более рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов;
перераспределить часть объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный, повысить использование экономичных стационарозамещающих видов помощи и устранить неоправданное использование ресурсоемких видов помощи (стационарной и скорой);
удовлетворить спрос населения на доступную и своевременную медико-санитарную помощь и повышение ее эффективности и качества (диагностики, лечебных и реабилитационных мероприятий) на до- и послегоспитальном этапах;
создать предпосылки улучшения показателей состояния здоровья населения, снизить заболеваемость с временной утратой трудоспособности, первичный выход на инвалидность у работающих, обращаемость на станции скорой медицинской помощи и сократить уровень госпитализации и длительность госпитального этапа.
Выполнением Программы будет заложена основа дальнейшего развития общей врачебной (семейной) практики в Российской Федерации, повсеместного перехода территорий на прогрессивные ресурсосберегающие модели развития системы первичной медико-санитарной помощи населению, построенной на принципах общей врачебной (семейной) практики, и, в конечном счете, увеличения потенциала здоровья населения.
План
мероприятий по реализации Отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика"
----T-------------------------T--------------T--------------------------¬ ¦N/N¦Наименование мероприятий ¦Срок испол- ¦Ответственные исполнители ¦ ¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ +---+-------------------------+--------------+--------------------------+ ¦ 1. Нормативно-правовое обеспечение ¦ ¦ общей врачебной (семейной) практики ¦ ¦ ¦ ¦1.1¦Разработать норматив-¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦но-правовые документы,¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦регламентирующие про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦фессиональную деятель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ность врача общей практи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки (семейного врача) и¦ ¦ ¦ ¦ ¦сестринского персонала¦ ¦ ¦ ¦ ¦общей врачебной (семей-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной) практики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. Развитие организационных основ ¦ ¦ общей врачебной (семейной) практики ¦ ¦ ¦ ¦2.1¦Обоснование медико-орга-¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦низационных основ реорга-¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦низации внебольничной по-¦ ¦ ¦ ¦ ¦мощи населению на основе¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогрессивных моделей¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития с учетом рест-¦ ¦ ¦ ¦ ¦руктуризации стационарной¦ ¦ ¦ ¦ ¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2¦Разработка методов комп-¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦лексного структурного¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦анализа предоставляемой¦ ¦ ¦ ¦ ¦населению медицинской по-¦ ¦ ¦ ¦ ¦мощи и ресурсного обеспе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦чения системы здравоохра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нения в территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.3¦Разработка и апробация¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦системы обеспечения ка-¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦чества и эффективности¦ ¦ ¦ ¦ ¦оказания первичной меди-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ко-санитарной помощи на¦ ¦ ¦ ¦ ¦базовых территориях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.4¦Разработка моделей систе-¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦мы первичной медико-сани-¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦тарной помощи населению с¦ ¦ ¦ ¦ ¦учетом поэтапного перехо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦да к общей врачебной (се-¦ ¦ ¦ ¦ ¦мейной) практике и рест- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руктуризации стационарной¦ ¦ ¦ ¦ ¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. Развитие системы профессиональной подготовки кадров ¦ ¦ для общей врачебной (семейной) практики ¦ ¦ ¦ ¦3.1¦Развитие основ и методов ¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦профессиональной подго-¦ ¦согласованию), ММА им.Се- ¦ ¦ ¦товки и повышения квали- ¦ ¦ченова ¦ ¦ ¦фикации кадров для общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦врачебной (семейной)¦ ¦ ¦ ¦ ¦практики с учетом потреб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ностей первичной медико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦санитарной помощи для со-¦ ¦ ¦ ¦ ¦вершенствования образова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельных программ и внед- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рения новых технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.2¦Разработка методических¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦подходов и системы подго-¦ ¦согласованию), ММА им.Се- ¦ ¦ ¦товки преподавательского ¦ ¦ченова ¦ ¦ ¦состава по общей врачеб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной (семейной) практике и¦ ¦ ¦ ¦ ¦их реализация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.3¦Разработка и формирование¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦системы профессиональной ¦ ¦согласованию), ММА им.Се- ¦ ¦ ¦подготовки сестринского¦ ¦ченова ¦ ¦ ¦персонала (в том числе с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦высшим образованием) для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общей врачебной (семей- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной) практики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.4¦Разработка системы обра- ¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦зовательных стандартов¦ ¦согласованию), ММА им.Се- ¦ ¦ ¦для до-и последипломной ¦ ¦ченова ¦ ¦ ¦подготовки специалистов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦области общей врачебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(семейной) практики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.5¦Совершенствование учебных¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦и учебно-методических ма-¦ ¦согласованию), ММА им.Се- ¦ ¦ ¦териалов по общей врачеб-¦ ¦ченова, ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦ной (семейной) практике¦ ¦ ¦ ¦ ¦для образовательного про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦цесса и использования в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦практической деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.6¦Разработка и апробация¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦системы (программы, про-¦ ¦согласованию), ММА им.Се- ¦ ¦ ¦цедуры и т.п.) аттеста-¦ ¦ченова, ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦ции, сертификации и ли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦цензирования врачей общей¦ ¦ ¦ ¦ ¦практики (семейных вра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦чей) и сестринского¦ ¦ ¦ ¦ ¦персонала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.7¦Разработка организацион-¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦ных моделей по созданию¦ ¦согласованию), ММА им.Се- ¦ ¦ ¦учебных и научно-практи-¦ ¦ченова, ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦ческих центров по общей¦ ¦ ¦ ¦ ¦врачебной (семейной) пра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ктике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. Нормативно-технологическое обеспечение ¦ ¦ строительства и размещения амбулаторно-поликлинических ¦ ¦ учреждений нового типа ¦ ¦ ¦ ¦4.1¦Разработка пособия по¦2000 год ¦Минздрав России, ¦ ¦ ¦проектированию отдельно¦ ¦Гипронииздрав ¦ ¦ ¦стоящих и встроенных ме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦дицинских офисов для ра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦боты врача общей практики¦ ¦ ¦ ¦ ¦(семейного врача) с вари-¦ ¦ ¦ ¦ ¦антами проектных решений¦ ¦ ¦ ¦ ¦для разных градострои-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельных ситуаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.2¦Разработка нормалей¦2000 год ¦Минздрав России, ¦ ¦ ¦основных планировочных¦ ¦Гипронииздрав ¦ ¦ ¦элементов офиса врача об-¦ ¦ ¦ ¦ ¦щей практики (семейного¦ ¦ ¦ ¦ ¦врача) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.3¦Разработка пособия по¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, ¦ ¦ ¦проектированию новых и ¦ ¦Гипронииздрав ¦ ¦ ¦реконструируемых террито-¦ ¦ ¦ ¦ ¦риальных поликлиник в¦ ¦ ¦ ¦ ¦условиях реформирования¦ ¦ ¦ ¦ ¦первичной медико-санитар-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной помощи с вариантами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проектных решений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.4¦Разработка нормалей¦2001 год ¦Минздрав России, ¦ ¦ ¦основных планировочных¦ ¦Гипронииздрав ¦ ¦ ¦элементов территориальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦поликлиник (новых и ре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конструируемых) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. Информационное обеспечение и управление Программой ¦ ¦ ¦ ¦5.1¦Создание системы информа-¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦ционного обеспечения¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦населения и медицинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работников по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общей врачебной (семей- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной) практики, ее органи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦зационно-методическим, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицинским и социальным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновациям (с использова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нием электронных и иных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств массовой информа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ции) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5.2¦Разработка методических¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦подходов и требований к ¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦информационному обеспече-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нию внедрения общей вра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чебной (семейной) практи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки и создание типового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦АРМа (в целом и в виде ¦ ¦ ¦ ¦ ¦блоков) врача общей прак-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тики (семейного врача) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5.3¦Создание на одной из ба- ¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦зовых территорий опытно- ¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ, ¦ ¦ ¦экспериментального поли- ¦ ¦Орган управления здравоох-¦ ¦ ¦гона по отработке исполь-¦ ¦ранением базовой террито- ¦ ¦ ¦зования на территориаль- ¦ ¦рии ¦ ¦ ¦ном уровне современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационных технологий¦ ¦ ¦ ¦ ¦и установление телекомму-¦ ¦ ¦ ¦ ¦никационных связей между¦ ¦ ¦ ¦ ¦врачом общей практики¦ ¦ ¦ ¦ ¦(семейным врачом) и кли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ническими и др. учрежде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ниями здравоохранения для¦ ¦ ¦ ¦ ¦консультирования пациен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦тов и повышения про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦фессиональных знаний вра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ча общей практики (семей-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного врача) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. Научное обеспечение внедрения ¦ ¦ общей врачебной (семейной) практики ¦ ¦ ¦ ¦6.1¦Разработка методических¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦материалов для врача об-¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦щей практики (семейного¦ ¦ ¦ ¦ ¦врача) и сестринского¦ ¦ ¦ ¦ ¦персонала общей врачебной¦ ¦ ¦ ¦ ¦(семейной) практики по¦ ¦ ¦ ¦ ¦осуществлению профессио-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нальной деятельности в¦ ¦ ¦ ¦ ¦зависимости от типа, фаз¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития и особенностей¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживаемых ими семей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.2¦Разработка системы мони-¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦торинга за развитием об-¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦шей врачебной (семейной)¦ ¦ ¦ ¦ ¦практики в субъектах¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации; ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦апробация на базовых тер-¦ ¦ ¦ ¦ ¦риториях для научного¦ ¦ ¦ ¦ ¦сопровождения реализации¦ ¦ ¦ ¦ ¦реформы первичного звена¦ ¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.3¦Формирование принципиаль-¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦ной схемы реструктуриза-¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦ции системы медицинского¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживания населения¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории применительно¦ ¦ ¦ ¦ ¦к особенностям территории¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.4¦Разработка и апробация¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦методологии и системы¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦оценок (по комплексу по-¦ ¦ ¦ ¦ ¦казателей) медицинской и¦ ¦ ¦ ¦ ¦социально-экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эффективности перехода¦ ¦ ¦ ¦ ¦амбулаторно-поликлиничес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦кого звена системы здра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦воохранения территории на¦ ¦ ¦ ¦ ¦систему общей врачебной¦ ¦ ¦ ¦ ¦(семейной) практики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.5¦Разработка методических¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, РАМН (по ¦ ¦ ¦материалов по оптимизации¦ ¦согласованию), ЦНИИ ОИИЗ ¦ ¦ ¦предоставления гарантиро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванных государством объ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦емов медицинской помощи¦ ¦ ¦ ¦ ¦населению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.6¦Разработка пособия по¦2000-2001 г.г.¦Минздрав России, ЦНИИ ОИИЗ¦ ¦ ¦расчету стоимости меди-¦ ¦ ¦ ¦ ¦цинских услуг в амбула-¦ ¦ ¦ ¦ ¦торно-поликлинических и¦ ¦ ¦ ¦ ¦больничных учреждениях¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы Минздрава России ¦ ¦ ¦ L---+-------------------------+--------------+---------------------------
Пояснительная записка к Отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика" на 2000-2001 годы
Основанием для разработки настоящей Программы является концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".
Объектом Программы является первичное, амбулаторно-поликлиническое звено системы здравоохранения.
В последние годы в результате происходящих в стране экономических и социальных процессов существующая амбулаторно-поликлиническая служба системы здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, на этапе которого начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью.
С переходом к системе обязательного медицинского страхования (ОМС) возникла настоятельная потребность в новой ресурсосберегающей системе организации амбулаторно-поликлинической помощи с переориентацией на индивидуально-посемейный принцип оказания медицинской помощи. Сформировался социальный заказ на введение общей врачебной (семейной) практики - системы лечебно-профилактической помощи населению, основанной на семейном принципе, где базовым звеном является врач общей практики (семейный врач) - ВОП/СВ.
Как показывает мировая практика и накапливаемый опыт в регионах, особенно в таких территориях, как г.Санкт-Петербург, Самарская, Ленинградская, Тульская, Кемеровская области и др., переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов и к изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья в связи с тем, что общей врачебной (семейной) практике присущи такие характерные черты, как всеобщность, доступность, интегрированность (лечебной и реабилитационной помощи, укрепления здоровья и профилактики болезней), а также постоянная основа, целостность и скоординированность, персональный характер и ориентированность как на обслуживаемый контингент, так и на семью.
Однако накопленный в регионах страны опыт внедрения общей врачебной (семейной) практики, формируемой первоначально в экспериментальном порядке, затем на планомерной основе (после издания приказа Минздрава России от 26.08.1992 г. N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)", а также комплекс предпринятых организационно-методических мер по его исполнению показывают, что без Отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" реформирование первичной медико-санитарной помощи и решение проблем охраны здоровья населения и повсеместного внедрения прогрессивной, эффективной системы его поддержания затруднено.
Внедрение общей врачебной (семейной) практики сдерживается неполной разработанностью медико-организационных основ комплексной реструктуризации стационарной и внебольничной помощи; недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки специалистов в области общей врачебной (семейной) практики; неполной разработанностью правовой и финансовой базы и информационной поддержки, а также механизмов взаимодействия общей врачебной (семейной) практики со службами здравоохранения, страхования и социальной защиты населения.
Решение данных проблем с соблюдением интересов всех учреждений здравоохранения, населения, предприятий и государства, в целом, возможно только программными методами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" одобрена концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Определяется, что ключевым направлением в совершенствовании организации оказания медицинской помощи является развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, развитие института общей врачебной (семейной) практики и перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.
Целью Отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" на 2000-2001 годы является формирование основ и условий для повышения эффективности и усиления первичного звена здравоохранения при ведущей роли в развитии первичной медико-санитарной помощи общей врачебной (семейной) практики.
Для ее достижения предполагается реализация ряда задач, поставленных также концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, в частности, совершенствование нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы для развития общей врачебной (семейной) практики и структурной реорганизации первичного звена здравоохранения; создание системы подготовки и переподготовки преподавателей и специалистов в области общей врачебной (семейной) практики (врачей и сестринского персонала), обеспечивающей расширение их спектра деятельности и лучшую профессиональную компетенцию, чем в существующей участковой службе. Предполагается также реализация других задач, как создание системы контроля, мотиваций и стимулирования повышения качества, доступности и эффективности комплексного медицинского обслуживания населения, совершенствование оплаты труда и финансирования общей врачебной (семейной) практики, а также обеспечение развития специальных научных исследований, направленных на усиление научного сопровождения реорганизации первичной медико-санитарной помощи, становление общей врачебной (семейной) практики и расширение функций и роли преобразуемых амбулаторно-поликлинических учреждений.
Приоритетными направлениями Отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" на 2000-2001 годы являются:
нормативно-правовое обеспечение общей врачебной (семейной) практики;
развитие организационных основ общей врачебной (семейной) практики;
развитие системы профессиональной подготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики;
нормативно-технологическое обеспечение строительства и размещения амбулаторно-поликлинических учреждений нового типа;
информационное обеспечение и управление Программой;
научное обеспечение внедрения общей врачебной (семейной) практики.
Отраслевая программа "Общая врачебная (семейная) практика" реализуется в период с 2000 по 2001 годы.
Программа реализуется, в основном, за счет средств текущего бюджетного финансирования (средств федерального бюджета), а также внебюджетных средств и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Финансирование мероприятий в рамках региональных программ по внедрению и развитию общей врачебной (семейной) практики предполагается осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в размерах, определяемых соответствующими региональными программами и другими решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и также внебюджетных источников (средства фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) и предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, заинтересованных в осуществлении региональных программ).
Учитывая реальную экономическую ситуацию и практику выделения финансовых средств, Минздрав России уточняет Программу и объемы финансирования на каждый год с учетом имеющихся возможностей федерального бюджета на соответствующий год.
Реализация программных мероприятий позволит:
укрепить систему государственных мер, способствующих развитию относительно малозатратной первичной медико-санитарной помощи;
внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования специалистов в области общей врачебной (семейной) практики для работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях нового типа, обладающих навыками и знаниями в смежных специальностях и способных расширить объемы и номенклатуру предоставляемых медицинских услуг;
усилить амбулаторно-поликлиническое звено системы здравоохранения путем внедрения общей врачебной (семейной) практики и обеспечить как его ресурсосберегающую направленность, так и более рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов;
перераспределить часть объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный, повысить использование экономичных стационарозамещающих видов помощи и устранить неоправданное использование ресурсоемких видов помощи (стационарной и скорой);
удовлетворить спрос населения на доступную и своевременную медико-санитарную помощь и повышение ее эффективности и качества (диагностики, лечебных и реабилитационных мероприятий) на до- и постгоспитальном этапах;
создать предпосылки улучшения показателей состояния здоровья населения, снизить заболеваемость с временной утратой трудоспособности, первичный выход на инвалидность у работающих, обращаемость на станции скорой медицинской помощи и сократить уровень госпитализации и длительность госпитального этапа.
Развитие первичной медико-санитарной помощи на основе внедрения общей врачебной (семейной) практики позволит в ближайшие два года, по прогнозным оценкам, снизить заболеваемость с временной утратой трудоспособности в днях на 10%; первичный выход на инвалидность у работающих на 20%; обращаемость на станции скорой медицинской помощи на 30%; сократить уровень госпитализации в 1,3 раза и сроки госпитализации на 7 дней; снизить уровень смертности населения на 10% и уровни перинатальной и младенческой смертностей - на 10%. Предполагается, что общий экономический эффект в отдельном регионе при развертывании 45 амбулаторий и кабинетов врача общей практики (семейного врача) составит в данном регионе более 6,5 млн.рублей в год за счет уменьшения затрат на обращаемость к узким специалистам на 30%, сокращения затрат на оплату вызовов скорой медицинской помощи и затрат на стационарное лечение и также за счет уменьшения расходов фонда государственного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Выполнением настоящей Программы будет заложена основа дальнейшего развития общей врачебной (семейной) практики в Российской Федерации; повсеместного перехода территорий на прогрессивные ресурсосберегающие модели развития системы первичной медико-санитарной помощи населению, построенной на принципах общей врачебной (семейной) практики, и, в конечном счете, увеличения потенциала здоровья населения.
Полная оценка экономической эффективности Программы предусматривается в ходе ее выполнения на основе результатов специальных исследований деятельности сети амбулаторий, кабинетов, отделений общей врачебной (семейной) практики и деятельности других учреждений здравоохранения в новых условиях.
Исполнителями Отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" на 2000-2001 годы являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Российская академия медицинских наук (по согласованию) и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.