Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Письмо Президента РФ от 30 декабря 1999 г. N Пр-1763 Об отклонении федерального закона "О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении"

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, по следующим основаниям.

Федеральный закон (часть вторая статьи 1) устанавливает ответственность работодателя в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работникам при увольнении, независимо от вины работодателя, что вряд ли можно признать правомерным.

В соответствии с частью первой статьи 7 Федерального закона компенсация выплачивается за счет собственных средств работодателя, а организациями, финансируемыми из бюджетных источников,- за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Указанной нормой определение источника выплаты денежной компенсации ставится в зависимость от организационно-правовой формы юридического лица, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, в которой закреплен один из основополагающих конституционных принципов - принцип равенства всех перед законом.

Согласно статье 9 Федерального закона работодатели обязаны не только выплатить работникам денежную компенсацию, но и перечислить в доход государства денежную сумму в таком же размере. При этом сумма, взыскиваемая со всех работодателей независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, будет использоваться государством для выплаты денежной компенсации работникам организаций бюджетной сферы в связи с нарушением работодателями сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работникам при увольнении.

Таким образом, государство пытается решить проблему задолженности по заработной плате работникам организаций бюджетной сферы за счет взимания обязательного платежа в доход государства, в том числе с работодателей, которые не имеют к бюджетному финансированию никакого отношения. Указанная задолженность зачастую возникает по вине государства из-за несвоевременного либо неполного выделения организациям соответствующих средств из бюджетов различных уровней. Статья 9 Федерального закона противоречит части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все формы собственности, а также принципу равенства всех перед законом, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон не решает проблему ликвидации задолженности по выплате работникам заработной платы и не создает действенного механизма, позволяющего если не исключить, то хотя бы свести к минимуму саму возможность возникновения такой проблемы в будущем, особенно в отношении организаций, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней. Так, например, задержка поступления средств из федерального бюджета повлечет за собой нарушение сроков выплаты заработной платы работникам конкретной организации, финансируемой из этого источника. Вины организации-работодателя в данном случае нет, однако она обязана будет выплатить работникам компенсацию. Источником возмещения расходов на эти цели являются средства федерального бюджета, расходы которого согласно части второй статьи 7 Федерального закона возмещаются в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Таким образом, при формировании, в частности, федерального бюджета в нем должны быть заранее предусмотрены средства на возмещение расходов организаций-работодателей в связи с нарушением ими независимо от причин сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работникам при увольнении. Это возможно только при сокращении расходов по другим статьям федерального бюджета, что, в конечном счете, негативно отразится на реализации тех или иных социальных программ.


Б.Ельцин


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал