< < Вернуться архив, обновление
Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 21 октября 1999 г. N 04-00-11 О компетенции органов власти при принятии решений о налоговых льготах
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 18 августа 1999 г. N 668 по вопросу о распределении компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при принятии решений о предоставлении налогоплательщикам льгот по федеральным налогам и налогам субъектов Российской Федерации в части, зачисляемой в местные бюджеты, до вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.
Установление налогов осуществляется федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно общим принципам налогообложения и сборов, установленным федеральным законом, что соответствует Конституции Российской Федерации (ч.2 и 3 ст.5, п."з" ст.71, п."и" ч.1 ст.72, ст.73, ч.2 ст.76 и ст.132) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. Соответствующая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации была выражена в принятых им постановлениях от 21 марта 1997 г. N 5-П, 8 октября 1997 г. N 13-П, а также в определении от 5 февраля 1998 г. N 22-О, в пункте 2 которого предусмотрено следующее: "положение о том, что определение смысла понятия "установление налогов и сборов" возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления."
В силу пункта 2 статьи 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться при установлении налога, т.е. при определении налогоплательщиков и обязательных элементов налогообложения (п.1 ст.17 Кодекса).
Исходя из смысла части первой Кодекса (п.5 ст.3, пп.2, 3 и 4 ст.12, вступающей в силу со дня вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и ст.17) льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Кодексом (законами Российской Федерации о федеральных налогах и сборах - в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), по региональным налогам и сборам - законами субъектов Российской Федерации, по местным налогам и сборам - нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в части первой Кодекса не предоставлены права по установлению налоговых льгот в части сумм федеральных налогов и сборов, поступающих соответственно в региональные и местные бюджеты. Аналогичное правило предусмотрено в отношении региональных налогов и сборов, поступающих в бюджеты разного уровня.
Указанные положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие (ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Согласно статье 7 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты о конкретных налогах и сборах с 1 января 1999 года действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
Вступление в силу с 1 января 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующего бюджетные правоотношения, а не правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, не повлечет изменение, предусмотренных в части первой Налогового кодекса Российской Федерации правил по установлению налоговых льгот, до внесения в установленном порядке в Налоговый кодекс Российской Федерации соответствующих изменений.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.Иванеев
< < Вернуться архив, обновление