Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Приказ Госстроя РФ от 31 декабря 1997 г. N 17-146 "Проведение ежемесячного мониторинга реформы ЖКХ"
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1303 "О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам" в части расширения полномочий государственной жилищной инспекции, а также совместного Соглашения Госстроя России и ГАК России в области демонополизации и развития конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, приказываю:
1. Главной государственной жилищной инспекции (Рощупкин) приступить с 1 января 1998 г. к сбору показателей хода реформы жилищно-коммунального хозяйства согласно "Примерного перечня вопросов для изучения процессов развития конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг", одобренного совместным письмом ГАК России N НФ-4862 и Госстроя России N БЕ-19-41/30 от 11.11.97 г. (прилагается).
Полученную информацию представлять в Управление реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 15 числа календарного месяца.
2. Управлению реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Чернышову) организовать обобщение представленных материалов для проведения ежемесячного мониторинга реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа и подготовку сводной информации для представления в Правительство Российской Федерации возложить на заместителя председателя Госстроя России А.И.Терещенко.
Министр Российской Федерации -
Председатель
Е.В.Басин
Приложение к приказу Госстроя РФ от 31 декабря 1997 г. N 17-146
Примерный перечень
вопросов для изучения процессов развития конкуренции
на рынках жилищно-коммунальных услуг
При проведении данной работы следует учитывать особенности проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) в:
- в городах различного ранга населенности: малых, средних, крупных и особо крупных городах-"миллионерах", а также в городах на базе градообразующих предприятий и пр.
- в сельской местности, поселках городского типа и в закрытых административных образованиях.
Кроме того, необходимо учитывать национально-исторические, экономические, географические и климатические особенности поселений и регионов, устройство ЖКХ и структуру застройки (индивидуальная, коллективная).
Обследование проводится территориальными управлениями ГАК России и государственными жилищными инспекциями субъектов Российской Федерации совместно с администрациями субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Общие положения
Объекты обследования - взаимоотношения между хозяйствующими субъектами сферы ЖКХ и их последствия.
Цель обследования - определение путей формирования конкурентных отношений в ЖКХ.
Задачи обследования:
- проработка вопросов демонополизации и развития конкуренции в ЖКХ на уровне субъектов Российской Федерации в свете федеральной программы демонополизации ЖКХ;
- контроль состояния системы договорных отношений в сферах управления и обслуживания жилищного фонда;
- оценка ситуации по разделению функций заказчика и подрядчика, проведению конкурсов при отборе организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту (текущему и капитальному) жилищного фонда, благоустройству территорий, вывозу бытовых отходов, прокладке и ремонту коммуникаций и др.;
- оказание помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению сферы локальных естественных монополистов в ЖКХ;
- оценка порядка ценообразования в ЖКХ и факторов снижения цен (тарифов);
- оценка активности населения в реформировании ЖКХ (через территориальное самоуправление, формирование товариществ собственников жилья).
Результаты изучения - информация с выводами и предложениями по демонополизации и развитию конкуренции на рынке ЖКУ (представляется в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ГАК России и Госстроя России).
Примерный перечень вопросов
1. Функциональная структура ЖКХ изучаемого населенного пункта.
2. Участвуют ли территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации в реформировании ЖКХ, в чем проявляется это участие (в проведении конкурсов, участии в аудите, нормотворчестве, просветительстве и т.д.)?
3. Участвовали ли территориальные органы ГАК России и государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации в разработке региональных программ реформирования ЖКХ, в том числе по вопросам демонополизации и созданию конкурентной среды в отраслях ЖКХ?
4. Имеется ли в регионе комиссия по реформе ЖКХ, (кто входит в состав, каковы ее задачи и функции)? Содержание и опыт работы комиссии.
5. Опыт формирования товариществ собственников жилья. Роль органов ТОС (территориального общественного самоуправления) в реформировании ЖКХ.
6. Развивается ли конкуренция в сфере управления жилищным фондом:
- проводят ли местные администрации конкурсный отбор управляющих компаний (служб заказчика), организаций-подрядчиков;
7. Существуют ли договорные отношения между организациями, выполняющими функции заказчика, и подрядчиками - хозяйствующими субъектами различных форм собственности, выполняющими работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовой территории? Кто при этом выполняет функции заказчика (укажите организации) и кто его финансирует? Приведите конкретные примеры.
8. Как оформляются договорные отношения в сфере найма жилья между собственником жилья (или уполномоченным им лицом) - наймодателем и нанимателем жилого помещения?
9. Организована ли информация для потребителей жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ) управляющими организациями о структуре тарифов на ЖКУ, о стандартах на ЖКУ и др.?
10. Какие факторы влияют на снижение качества коммунальных услуг (по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, снабжению горячей воды, электроснабжению, газоснабжению, вывозу бытовых отходов, текущему ремонту зданий, лифтовому хозяйству) и пути их устранения по каждой отрасли?
11. На примере отдельных предприятий в различных отраслях ЖКХ проанализировать структуру тарифов на оказание коммунальных услуг населению, дать оценку их обоснованности и указать (постатейно) резервы снижения затрат, и, соответственно, тарифов.
12. Кто осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства?
Обеспечивается ли независимость органов регулирования от хозяйствующих субъектов?
Являются ли процедуры регулирования тарифов открытыми, а информация доступной для потребителей, СМИ и общественности?
13. Внедряются ли энерго- и ресурсосберегающие мероприятия, (в т.ч. установка приборов учета)?
Имеются ли (в городе, районе, субъекте Российской Федерации) экономические механизмы стимулирования энерго- и ресурсосбережения?
Заключительные положения (выводы)
1. Какие виды услуг ЖКХ должны быть отнесены к естественным монополиям и почему?
2. Какие виды услуг ЖКХ должны быть переведены в конкурентную среду?
3. По услугам, не относящимся к естественным монополиям:
- перечень услуг, по которым может осуществляться конкурентный отбор;
- перечень услуг, по которым может развиваться свободная конкуренция в случае выделения структуры, осуществляющей эти услуги, в качестве самостоятельного юридического лица.
4. Какие виды деятельности должны остаться в ведении муниципальных служб, а что должно перейти к хозяйствующим субъектам (на коммерческую основу)?
5. Имеющиеся проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие ходу реформ (организационные, правовые, в том числе отсутствие или недостатки действующих нормативных актов, финансовые и др.) и пути их решения.
Перечень вопросов, на которые необходимо получить ответы может быть расширен. При наличии в регионе положительного опыта проведения работы по демонополизации и развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ информацию необходимо направлять в ГАК России и Госстрой России.
Справочно
В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти проводятся следующие работы по совершенствованию методической и нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
1. ГАК России и Госстрой России разрабатывают общие положения законодательства о регулировании деятельности естественных монополий на локальных товарных рынках, на основании которых целесообразна разработка законов субъектов Российской Федерации по регулированию деятельности естественных монополий жилищно-коммунального хозяйства.
2. Минэкономики России, Минтопэнерго России, ФЭК России, ГАК России и Госстрой России готовят предложения по упорядочению ценовой и тарифной политики в отношении естественных монополий на оптовом рынке тепловой и электрической энергии и локальных товарных рынках, влияющей на формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги.