Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 30 декабря 1997 г. N 04-03-01 О применении налога на добавленную стоимость и акцизов во взаимных торговых отношениях с Республикой Казахстан
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Минфин России по вопросу применения налога на добавленную стоимость и акцизов во взаимных торговых отношениях с Республикой Казахстан сообщает следующее.
Вопросы практической реализации соглашений о Таможенном союзе требуют гармонизации национальных законодательных нормативных актов. Однонаправленность экономических реформ обеспечивается посредством принятия унифицированной нормативно-правовой базы в государствах-участниках Таможенного союза. В связи с этим вопросы применения косвенных налогов в торговых отношениях с Республикой Казахстан целесообразно согласовать с общими приципами налогообложения во внешнеторговой деятельности государств-участников Таможенного союза.
В связи с Решением Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 22.10.97 N 8 о согласованных принципах исчисления и взимания косвенных налогов в государствах-участниках Таможенного союза, подписанным Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, рабочей группой экспертов при Интеграционном Комитете по подготовке порядка исчисления и взимания налога на добавленную стоимость, акцизов на товары и услуги разработан проект Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками Договора от 29 марта 1996 года.
Однако, считаем необходимым отметить, что предусмотренная данным проектом общепринятая в международной практике схема действия косвенных налогов при поставках товаров (работ, услуг) между странами предполагает освобождение от этих налогов товаров, экспортируемых в другие страны, с одновременным взиманием налогов при ввозе товаров на территорию этих стран.
Данная норма предусматривает обеспечение жесткого таможенного контроля при вывозе экспортируемых товаров для подтверждения льгот по налогообложению и при ввозе импортируемых товаров с целью взимания таможенных платежей. В связи с необустренностью должным образом российских пунктов пропуска товаров и в ряде случаев с их отсутствием, необходимый таможенный контроль в сегодняшних условиях обеспечить невозможно. В рамках Таможенного союза такой контроль обеспечить особенно сложно.
Создание таможенного контроля внутри Таможенного союза, по нашему мнению, противоречит основной цели образования Таможенного союза по объединению таможенных территорий государств - его участников в единую таможенную территорию с единым порядком регулирования внешнеэкономической деятельности и в, конечном счете, отмене таможенного контроля на границах государств-участников Таможенного союза и установлению такого контроля на внешних границах Таможенного союза.
Кроме того, принятие решения об освобождении от налога на добавленную стоимость и акцизов поставок товаров, произведенных российскими предприятиями для покупателей, находящихся на территории Таможенного союза, приведет к потерям доходов российского бюджета.
Так, на основании действующего порядка применения налога на добавленную стоимость и акцизов в торговле между Российской Федерацией и государствами-членами Таможенного союза (по принципу места происхождения товаров) по расчетным данным за 1997 год в бюджет Российской Федерации поступит 9,5 трлн. рублей.
В случае перехода на общепринятый в международной практике порядок применения налога на добавленную стоимость и акцизов при поставках товаров (работ, услуг) между странами (по принципу места назначения товаров, предусматривающему освобождение от налогов товаров, экспортируемых в другие страны, с одновременным взиманием налогов при ввозе товаров на территорию этих стран) в условиях 1997 года в бюджет Российской Федерации было бы получено 5,4 трлн. рублей.
Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов товаров, произведенных российскими предприятиями для покупателей, находящихся на территории государств-участников Таможенного союза, снизит возможные доходы российского бюджета по этим операциям на 43 процента.
Указанные потери обусловлены, прежде всего, положительным сальдо в общем товарообороте Российской Федерации со странами Таможенного союза, а также большим удельным весом поставок из государств-участников Таможенного союза продовольственных товаров, по которым при ввозе на территорию Российской Федерации будет применяться пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Необустроенность российских пунктов пропуска товаров приведет к фиктивному экспорту товаров, что стало одним из способов уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость и незаконного возмещения из федерального бюджета сумм налога, уплаченных за материальные ресурсы, использованные при производстве таких товаров (работ, услуг).
Принятие решения об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов поставок российских товаров хозяйствующим субъектам государств-участников Таможенного союза приведет к возможности не уплачивать эти налоги в российский бюджет при расчетах за товары между российскими предприятиями путем заключения фиктивных контрактов с организациями-посредниками стран союза, что очень сложно проконтролировать в условиях "прозрачности" таможенных границ, и приведет к еще большим потерям федерального бюджета.
Таким образом, осуществить переход на новую систему налогообложения в рамках внешнеторговых операций с государствами-участниками Таможенного союза, исключающую потери доходов бюджета Российской Федерации, не представляется возможным.
Проект федерального бюджета на 1998 год сформирован с учетом действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость и акцизам и его корректировка приведет к сокращению доходной части бюджета. В связи с изложенным, считаем нецелесообразным заключать межправительственное соглашение, предусматривающее освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов поставок российских товаров хозяйствующим субъектам государств-участников Таможенного союза.
В случае принятия положительного решения по указанному вопросу считаем необходимым предусмотреть в Соглашении о приципах взимания косвенных налогов между государствами-участниками Таможенного союза при экспорте товаров (работ, услуг) с территории Российской Федерации не нулевую ставку, а освобождение от налога. В этом случае экспортер не получит права на зачет (возмещение) налога на добавленную стоимость, ранее уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, что в какой-то мере сократит потери доходов бюджета.
Кроме того, согласно действующему налоговому законодательству при реализации минерального сырья в страны дальнего зарубежья данные товары от акцизов не освобождаются. В связи с этим в указанном Соглашении необходимо предусмотреть применение акцизов по отдельным видам подакцизных товаров, реализуемых в государства-участники Таможенного союза, обложение экспорта которых в дальнее зарубежье предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Руководитель Департамента
налоговой политики - член
Коллегии
А.И.Иванеев