Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Письмо ГТК РФ от 29 декабря 1997 г. N 01-15/25319 "Разъяснение о порядке применения видов взысканий за допущенные нарушения таможенных правил"
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Таможенным законодательством Российской Федерации за совершение таможенных правонарушений предусмотрены такие виды взысканий, как конфискация товаров, транспортных средств и иных предметов и штраф.
Требования закона обязывает таможенные органы подходить к разрешению вопросов о конфискации или штрафе с особой тщательностью и вниманием. Между тем, в таможенной практике отмечается немало фактов неправильного решения этих вопросов, что нередко приводит к нарушению интересов государства и прав граждан.
Недостатки в деятельности таможенных органов по разрешению вопросов о применении указанных видов взыскания заключаются, в основном, в следующем.
Таможенные органы часто необоснованно назначают штраф в качестве вида взыскания без учета общественной опасности совершенного правонарушения, степени вины и личности нарушителя. Наряду с этим, иногда таможенные органы применяют конфискацию товаров, заведомо понимая, что конфискованный товар не будет реализован.
Нередко конфискация обращается на имущество с истекшими сроками годности, а также на труднореализуемое оборудование, имеющее узкоспециализированное назначение.
В ряде случаев, таможенные органы, изымая у правонарушителей товары, транспортные средства и иные предметы в счет уплаты штрафа за совершенное нарушение таможенных правил, через некоторое время обращаются в ГТК России с ходатайством о безвозмездной передаче указанных предметов органам социальной защиты и здравоохранения, не учитывая того, что в этом случае денежные средства не поступят в уплату штрафа.
Анализ работы таможенных органов за предыдущие годы и 6 месяцев текущего года показал, что руководители таможенных органов, в стремлении показать активность в работе по пресечению таможенных правонарушений, делают упор на вынесение огромного количества постановлений о НТП в форме наложения взысканий в виде штрафов, забывая при этом, что реально исполняемые постановления не по их количеству, а по сумме взысканных штрафов составляют 10-12% от начисленных сумм штрафов. Такой подход нельзя признать обоснованным, поскольку он не способствует наиболее полному взысканию денежных средств, направляемых на финансирование инвестиционных расходов таможенных органов.
В ряде таможенных органов нет четкой и обоснованной позиции по вопросам дифференцированного подхода к определению вида взыскания при совершении НТП.
В целях единообразного применения закона и устранения недостатков в работе таможенных органов при назначении видов взысканий и обращении товаров в федеральную собственность ГТК России рекомендует:
1. Обратить внимание таможенных органов, что при назначении взыскания в виде штрафа или конфискации, они не должны допускать формального подхода к решению этого вопроса и обязаны учитывать в каждом отдельном случае общественную опасность правонарушения, степень вины и личность нарушителя, а также дальнейшую возможность наиболее оптимального исполнения постановления о НТП.
2. Руководителям таможенных органов подходить более гибко и дифференцированно при назначении видов взысканий за совершенные нарушения таможенных правил, учитывая при этом, что средства от реализации конфискованных товаров, транспортных средств и иных предметов направляются на цели, предусмотренные 58 статьей "Федерального Закона о федеральном бюджете на 1997 год". Действующий порядок зачисления и расходования указанных средств сохраняется в проекте Федерального Закона о федеральном бюджете на 1998 год.
Заместитель Председателя
Комитета
В.И.Мещеряков