Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Письмо Правительства РФ от 29 декабря 1997 г. N 5194п-П6 "О проекте федерального закона "О биржах и биржевой деятельности"
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Проект федерального закона "О биржах и биржевой деятельности" рассмотрен в Правительстве Российской Федерации.
Учитывая, что законопроект не затрагивает вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, заключения Правительства Российской Федерации для его внесения на рассмотрение Государственной Думы не требуется.
Замечания и предложения даны по редакции законопроекта, поступившей из Комитета по экономической политике Государственной Думы 14 ноября 1997 г. за N 3.8-891.
Рассмотрение этой редакции законопроекта показало, что отдельные его положения не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации. В ряде случаев имеет место дублирование и иное толкование действующих нормативных правовых актов.
Наличие значительного количества правовых и редакционных замечаний требует доработки законопроекта по форме и содержанию. Замечания к законопроекту, имеющие конкретный характер, прилагаются.
Приложение: упомянутые замечания на 3 л.
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Б.Немцов
Замечания по проекту
федерального закона "О биржах и биржевой деятельности"
1. Учитывая положения пункта 2 статьи 1 о том, что отношения, связанные с созданием и деятельностью валютных и фондовых бирж в части организации и регулирования ими биржевой торговли валютными ценностями и ценными бумагами настоящим законопроектом не регулируются, необходимо исключить пункт 7 статьи 3 "Биржа вправе осуществлять деятельность, связанную с оборотом валютных ценностей и ценных бумаг в порядке, предусмотренном соответствующими федеральными законами, правовыми актами, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, изданными по вопросам обращения валютных ценностей и ценных бумаг", как не относящийся к предмету рассматриваемого законопроекта.
2. Абзац 3 пункта 2 статьи 3 "Биржа может быть образована в любой форме некоммерческой организации, за исключением потребительского кооператива, фонда, общественной и религиозной организации (объединения), учреждения, автономной некоммерческой организации" и статью 11 "Реорганизация биржи" следует изложить в редакции, предусматривающей конкретные формы, в которых биржи могут быть образованы и в которые могут преобразовываться.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законом "О некоммерческих организациях" такими формами являются некоммерческие партнерства и объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
3. В пункте 1 статьи 9, пункте 1 статьи 13, пункте 1 статьи 25, пунктах 1, 2 статьи 31, касающихся учредителей биржи, членов биржи, ограничения деятельности с использованием биржевой информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, гарантий самоуправления организатора биржевой торговли, авторами законопроекта использованы слова "Государственные органы" наряду с понятиями "органы государственной власти" и "органы местного самоуправления", соответствующими пункту 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, согласно которой народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. На основании изложенного предлагается исключить из указанных статей законопроекта слова "государственные органы".
4. В пункте 4 статьи 15 "К членам отделов (секций) биржевых товаров, организованных валютными и фондовыми биржами, применяются нормы п.п.1 и 2 статьи 14 настоящего федерального закона" необходимо уточнить ссылку на статью проекта закона (вероятно имелась в виду статья 13 законопроекта).
5. Пункт 3 статьи 16 законопроекта, устанавливая для судов требование по использованию норм, описанных в правилах биржевой торговли при рассмотрении споров сторон биржевых сделок, не согласуется со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
6. Термины, употребляемые в пункте 1 статьи 18 проекта, необходимо привести в соответствие с терминологией Гражданского кодекса Российской Федерации: в договоре поручения одной из сторон является доверитель, а не клиент (статья 971 ГК РФ), в договоре комиссии - комитент (статья 990 ГК РФ), в агентском договоре - принципал (статья 1005 ГК РФ).
7. Пункт 3 статьи 24 проекта "Арбитражная комиссия при бирже (биржевая арбитражная комиссия) осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к ее компетенции законодательством о третейских судах и положением о арбитражной комиссии при бирже (биржевой арбитражной комиссии)" не согласуется с частью 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (Конституционным судом, судами общей юрисдикции, арбитражными судами).
8. Абзац 2 пункта 2 статьи 25 проекта "Сделка, совершенная с использованием биржевой информации, составляющей служебную и/или коммерческую тайну, является оспоримой" не согласуется с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
9. В законопроекте Комиссия по товарным биржам, действующая в настоящее время при федеральном антимонопольном органе, преобразуется в Федеральную комиссию по биржевой деятельности при этом органе, что противоречит Указам Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 и от 6 сентября 1996 г. N 1326, которыми статус таких комиссий определен в качестве самостоятельных федеральных органов исполнительной власти.
Помимо этого, нет необходимости в законопроекте подробно расписывать задачи, функции и полномочия указанной Комиссии, так как положение о ней утверждается Правительством Российской Федерации.
10. Пункт 3 статьи 31 "Убытки, нанесенные действиями этих органов, возмещаются в полном объеме, включая упущенную выгоду, из соответствующих бюджетов" необходимо исключить из законопроекты, поскольку его содержание идентично статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
11. Требуют согласования с одобренным в первом чтении проектом закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" статьи законопроекта, определяющие процедуру лицензирования бирж, биржевых посредников, биржевых брокеров и других участников биржевой торговли.
12. Неправомерно в законе указывать название органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в сфере биржевой деятельности. Данный вопрос, а также определение круга полномочий этого органа относятся к компетенции Правительства Российской Федерации.
Первый заместитель Руководителя
Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Васильев