Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Письмо Федерального фонда ОМС от 27 декабря 1996 г. N 5300/23-И "О направлении разъяснений по вопросам организации работы по сбору и учету страховых взносов на обязательное медицинское страхование"
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
В связи с поступающими многочисленными запросами и с целью дальнейшего совершенствования работы по сбору и учету страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование и контролю за своевременным и полным их перечислением плательщиками Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для руководства в работе прилагаемые Разъяснения по вопросам организации работы по сбору и учету страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование.
Разъяснения по вопросам организации работы по сбору и учету страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование подготовлены в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, и другими нормативно-законодательными актами.
Исполнительный директор
В.В.Гришин
Приложение к письму Федерального фонда ОМС от 27 декабря 1996 г. N 5300/23-И
Разъяснения
по вопросам организации работы по сбору и учету страховых
взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование
1. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на фонд оплаты труда штатных работников, а также на выполнение работ по договорам подряда и поручения жилищно-строительными, садовыми обществами, гаражно-строительными и другими кооперативами?
Ответ: Согласно ст. 116 Гражданского кодекса потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. К числу потребительских кооперативов относятся разнообразные виды кооперативов: садоводческие общества, жилищные, жилищно-строительные, гаражные и др. кооперативы.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 *, страховые взносы начисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в денежной и натуральной форме, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.
Согласно Закону Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих общественных организаций, а на потребительские кооперативы указанная льгота не распространяется.
В связи с вышесказанным страховые взносы должны начисляться как на фонд оплаты труда штатных работников, так и на выполнение работ по договорам подряда и поручения, заключаемым с физическими лицами жилищно-строительными, садовыми обществами, гаражно-строительными и другими кооперативами.
2. Вопрос: Каков порядок начисления страховых взносов на оплату труда безработных граждан, привлеченных органами статистики для проведения временных работ?
Ответ: Согласно совместному письму Госкомстата России и Федеральной службы занятости России от 27.11.95 г. N 17-1-18/2074, от 28.11.95 г. N М-12346 органы статистики обязаны с каждым привлеченным работником (счетчиком, инструктором-контролером) заключить трудовое соглашение. Оплата работы счетчиков и инструкторов-контролеров производится органами статистики в соответствии с условиями трудового соглашения. При этом привлечение средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на организацию и проведение временных и общественных работ по выполнению этих мероприятий органы занятости осуществляют в соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным Министерством труда и занятости Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 21 и с учетом наличия запланированных средств по соответствующим статьям бюджета.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции страховые взносы начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда, без вычета соответствующих налогов и независимо от источников финансирования.
Исходя из изложенного, органы статистики с выплат, произведенных в качестве оплаты труда безработным гражданам, привлеченным для выполнения указанных работ через центры занятости населения, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в общеустановленном порядке.
3. Вопрос: Подлежат ли регистрации в Ингушском республиканском фонде ОМС предприятия и организации, зарегистрированные в зоне экономического благоприятствования Республики Ингушетия?
Ответ: Правительство Российской Федерации постановлением от 19 июня 1994 г. N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики" установило, что зона экономического благоприятствования "Ингушетия" функционирует на территории Ингушской Республики с 1 июля 1994 г. до 1 июля 1995 г.
В вышеназванном Положении предусмотрено, что:
на территории зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" действует законодательство Российской Федерации и Ингушской Республики;
органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации и Ингушской Республики осуществляют свои полномочия на территории зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции;
на территории зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" применяется таможенное и налоговое законодательство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 36 срок функционирования зоны экономического благоприятствования " Ингушетия" продлен до 31 декабря 1996 года.
Указ Президента Республики Ингушетия от 11 ноября 1994 г. N 229 освобождает предприятия, зарегистрированные в зоне экономического благоприятствования "Ингушетия", от уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, тогда как установление размера и порядка взимания указанных страховых взносов в компетенцию Республики Ингушетия не входит.
Тариф, условия и порядок взимания страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" устанавливаются высшей законодательной властью Российской Федерации.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения и социальной защиты населения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты Конституции Российской Федерации, изданные по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, следовательно Указ Президента Республики Ингушетия от 11 ноября 1994 г. N 229 в части, касающейся фондов обязательного медицинского страхования, неправомочен.
В связи с изложенным организации и предприятия, зарегистрированные на правах вхождения в зону экономического благоприятствования "Ингушетия", должны регистрироваться в Ингушском республиканском фонде обязательного медицинского страхования и уплачивать страховые взносы в общеустановленном порядке.
4. Вопрос: Являются ли в 1996 году плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование иные хозяйствующие субъекты (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью) - адвокаты, нотариусы, частные охранники, частные детективы и другие аналогичные категории плательщиков)?
Ответ: Статьей 3 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год" от 21.12.95 г. N 207-ФЗ тарифы страховых взносов на 1996 год установлены для работодателей-организаций в размере 1,5% исключительно в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а в фонды обязательного медицинского страхования - в размере 3,6% (из них 0,2% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Таким образом, указанный Федеральный закон не изменил действующий порядок уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, предусмотренный Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", утвержденным Верховным Советом РСФСР от 28.06.91 г. N 1499-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 02.04.93 г. N 4741-1, а также Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. N 4543-1.
Кроме того, федеральные законы о тарифах страховых взносов во внебюджетные фонды на 1993, 1994, 1995 годы сохранили предусмотренный указанными законодательными актами порядок, размеры и условия уплаты страховых взносов в фонды ОМС.
Согласно пункту 2 Инструкции установлен единый тариф страховых взносов, уплачиваемый работодателями и иными плательщиками, к которым относятся граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью) - адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы и другие аналогичные категории плательщиков.
Исходя из изложенного, вышеуказанные категории плательщиков обязаны в 1996 году уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в установленном порядке и размере.
5. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на выплаты по дополнительным отпускам, предоставляемым гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?
Ответ: Страховые взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются на выплаты, предусмотренные пунктом 9 Инструкции, в том числе на выплаты единовременного либо компенсационного характера.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" получение гражданами, подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дополнительного оплачиваемого отпуска относится к льготам, предоставляемым соответствующей категории граждан, а не к выплатам, носящим компенсационный характер.
В связи с изложенным с сумм, выплаченных за дополнительный отпуск, предоставляемый в соответствии с вышеуказанным Законом, должны производиться отчисления на обязательное медицинское страхование.
6. Вопрос: Имеют ли льготы по уплате взносов на обязательное медицинское страхование предприятия, имеющие в штатной численности персонала более 50 процентов пенсионеров и инвалидов?
Ответ: В соответствии с п. 7 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 от уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождались общественные организации инвалидов и пенсионеров, в том числе их предприятия и учреждения, созданные для осуществления уставных целей указанных организаций, а также предприятия, учреждения и организации, в которых работники, являющиеся инвалидами и пенсионерами, составляют не менее 50 процентов от общего числа работников. Указанный порядок действовал только в I квартале 1993 года, так как Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 2 апреля 1993 г. N 4741-1 установлено, что от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций.
7. Вопрос: Имеют ли право фонды обязательного медицинского страхования применять к плательщику страховых взносов меры административного воздействия в случае его отказа в предоставлении документов, необходимых для проведения документальной проверки полноты и правильности уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, или отказа от ее проведения?
Ответ: В соответствии с п. 15 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 , предприятия, учреждения, в том числе банки, организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности обязаны представлять лицам, уполномоченным Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности этих фондов, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено применение мер административного воздействия к плательщикам страховых взносов при их отказе в предоставлении документов, необходимых для проведения документальной проверки, либо отказе от ее проведения.
В подобных случаях территориальный фонд ОМС на основании совместного письма Госналогслужбы России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 13 июня 1996 г. NN 2469/23-И, ВГ-6-07/411 может обратиться за содействием в налоговый орган для проведения совместной документальной проверки плательщика взносов или в зависимости от обстоятельств дела в органы прокуратуры Российской Федерации.
8. Вопрос: Каков порядок предоставления льгот по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование общественным организациям инвалидов и до какого срока он будет действовать?
Ответ: Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 2 апреля 1993 г. N 4741-1 установлено, что от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций. Принадлежность предприятия, объединения, учреждения к общественной организации инвалидов определяется на основании их учредительных документов, при этом особое внимание следует обращать на выявление собственника имущества предприятия, объединения, организации.
При решении вопроса о праве предприятия на освобождение от уплаты взносов необходимо соблюдение двух условий:
предприятие должно находиться в собственности только общественной организации инвалидов.
Собственник обладает правами владения, пользования и распоряжения имуществом и доходами от его использования. При этом право распоряжения входит в исключительную компетенцию собственника, а права владения и пользования он может делегировать третьему лицу;
предприятия, объединения и учреждения должны осуществлять уставные цели той общественной организации инвалидов, которой принадлежат на праве собственности, что должно отражаться в их уставах.
Кооперативы на основании их правового статуса не могут принадлежать только одному учредителю (общественной организации инвалидов) и, следовательно, не освобождаются от уплаты страховых взносов.
На основании ст. 30 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.95 г. N 82-ФЗ общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в своей собственности земельные участки, здания, сооружения, жилищный фонд, транспорт и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.
В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.
В ст. 30 вышеназванного Закона дан закрытый перечень организаций, в который не включены предприятия и хозяйственные товарищества. Однако на основании ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.94 г. N 52-ФЗ индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.
Таким образом, до момента преобразования общественные организации инвалидов могут иметь в собственности предприятия.
К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанные на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297 ГК РФ), с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", общественные организации инвалидов и находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей, будут пользоваться льготой по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование до 1 июля 1999 г.
9. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы с доходов, получаемых членами избирательных комиссий, непосредственно связанных с проведением выборов Президента Российской Федерации?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.10.94 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды" страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на:
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
доходы получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также от избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
Освобождение от уплаты страховых взносов с доходов, получаемых членами избирательных комиссий не на постоянной основе, и с доходов, получаемых физическими лицами от избирательных комиссий за выполнение ими работ, непосредственно связанных с проведением выборов Президента Российской Федерации, в вышеуказанном Законе не предусмотрено.
В связи с изложенным, указанные категории плательщиков обязаны начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование в общеустановленном порядке.
10. Вопрос: Являются ли плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование учреждения Банка России?
Ответ: В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", обязательное медицинское страхование определяется как составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования относятся к внебюджетным фондам социального назначения, носят строго целевой характер и формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда. В соответствии со ст. 12 вышеназванного Закона финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
На основании вышеизложенного с учетом письма Банка России от 08.12.95 г. N 011-5-95, а также руководствуясь постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", Банк России и его учреждения являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
11. Вопрос: Взимается ли комиссионное вознаграждение учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации за совершение операций по перечислению плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование?
Ответ: В соответствии с пунктом 10 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 банки осуществляют операции по приему страховых взносов на обязательное медицинское страхование от плательщиков и органов исполнительной власти без взимания комиссионного вознаграждения за эти операции.
С целью недопущения необоснованного взимания комиссионных вознаграждений Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Сберегательный банк Российской Федерации с предложением дать соответствующее разъяснение по данному вопросу подведомственным учреждениям. Согласно письму Сберегательного банка Российской Федерации от 06.06.96 г. N 01-2501 необходимые разъяснения направлены подчиненным ему учреждениям.
12. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на выплаты за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом, полевое довольствие и другие аналогичные выплаты?
Ответ: В соответствии п. 9 Инструкции на компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных, выплаты в возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с их работой) в пределах норм, установленных законодательством, страховые взносы не начисляются.
В данном случае к компенсационным выплатам следует относить выплаты, нормативы и источники которых оговариваются нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Так, в соответствии с постановлениями Министерства труда Российской Федерации от 29.06.94 г. N 51 (в редакции от 15.06.95 г.), от 15.07.94 г. N 56, от 30.03.95 г. N 18 (в редакции от 05.07.96 г.) работникам предприятий, организаций и учреждений, направляемым для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации выплачиваются полевое довольствие, компенсационные надбавки и надбавки к заработной плате взамен суточных, на которые страховые взносы не начисляются.
Нормы и порядок возмещения полевого довольствия, компенсационных надбавок и надбавок к заработной плате взамен суточных определены вышеуказанными постановлениями Министерства труда Российской Федерации.
Руководители предприятий, организаций и учреждений имеют право выплачивать компенсационные выплаты в размере, превышающем установленные законодательством нормы.
На суммы компенсационных выплат, выплаченных сверх установленных законодательством норм, страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.
13. Вопрос: Распространяется ли решение Государственной комиссии по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики от 18 сентября 1995 г. N 113 на фонды обязательного медицинского страхования?
Ответ: Фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Положениями о них, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 г. N 4543-1, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, а страховые вносы на обязательное медицинское страхование не являются бюджетными поступлениями и не входят в перечень налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей, определенных статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", утвержденного Верховным Советом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1.
На основании вышеизложенного решение Государственной комиссии по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики от 18 сентября 1995 г. N 113, предусматривающее освобождение подрядных организаций, выполняющих восстановительные работы в Чеченской Республике, от штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов и разрешающее перечисление налогов в Федеральный бюджет после поступления денег заказчика на расчетный счет подрядной организации, на фонды обязательного медицинского страхования не распространяется.
14. Вопрос: Освобождаются ли органы Управления и подразделения Государственной противопожарной службы от уплаты страховых взносов?
Ответ: Согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.94 г. N 69-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.95 г. N 151-ФЗ) "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее - сотрудники);
военнослужащих;
лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
В соответствии со ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.94 г. N 69-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.95 г. N 151-ФЗ) "О пожарной безопасности" органы Управления и подразделения Государственной противопожарной службы при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, освобождались от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды.
В соответствии с Федеральным законом от 18.04.96 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О пожарной безопасности" органы Управления и подразделения Государственной противопожарной службы при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды, за исключением уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования, установленных по отношению к начисленной оплате труда работников (т.е. лиц, не имеющих специальных или воинских званий) Государственной противопожарной службы.
Кроме того, согласно ст. 5 указанного Федерального закона орган Государственной противопожарной службы является структурным подразделением Министерства внутренних дел, которое в свою очередь на основании федеральных законов о федеральных бюджетах на 1994, 1995, 1996 годы освобождается от уплаты страховых взносов по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава во внебюджетные фонды.
Таким образом, органы Управления и подразделения Государственной противопожарной службы освобождены от уплаты страховых взносов на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (сотрудников), кроме работников (т.е. лиц, не имеющих специальных или воинских званий) Государственной противопожарной службы.
15. Вопрос: Имеют ли пенсионеры, инвалиды, в том числе пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей льготы по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование?
Ответ: В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций, остальные категории плательщиков уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В связи с изложенным освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование пенсионеров и инвалидов, в том числе пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не предусмотрено.
16. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы на суммы расходов депутатов, связанные с осуществлением ими депутатской деятельности?
Ответ: На суммы материального обеспечения депутатов, выплачиваемые в виде среднего заработка или денежного вознаграждения, начисление страховых взносов производится в установленном законодательством порядке.
Кроме того, депутатам ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением ими депутатской деятельности. В соответствии со статьями 26 и 27 Федерального закона "О статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ указанные расходы не включаются в состав фонда заработной платы и не облагаются подоходным налогом.
В связи с вышеизложенным расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, относятся к компенсационным выплатам и страховые взносы на них не начисляются.
17. Вопрос: Какими законодательно-нормативными актами следует руководствоваться при определении праздничных и юбилейных дат?
Ответ: В соответствии со ст. 4 КЗоТ на территории России до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего СССР в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации (N по/2410 от 26.06.96 г.) юбилейные даты установлены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О наведении порядка в праздновании юбилеев" от 12 декабря 1958 г. N 1361, в соответствии с которым юбилейными датами для юридических лиц являются: пятидесятилетия, столетия и далее через пятьдесят лет со дня существования юридического лица.
Юбилейной датой для отдельных лиц считать пятидесятилетие со дня рождения или другое последующее затем десятилетие.
Что касается праздничных дат, в которые работа в организациях не производится, то их перечень дан в ст. 65 КЗоТ Российской Федерации. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2167 в связи с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, объявлением 12 декабря государственным праздником и впредь до принятия Федерального закона постановлено считать 12 декабря - День принятия Конституции Российской Федерации - нерабочим днем.
18. Вопрос: Распространяется ли действие письма Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации N ВГ-4-05/35н, 40 от 22.04.96 г. "О неприменении штрафных санкций к коммерческим банкам" на фонды обязательного медицинского страхования?
Ответ: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 261 нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, т.е. являющиеся обязательными для других министерств и ведомств, иных органов управления, а также для учреждений, организаций, не входящих в систему министерства, ведомства, утвердившего акт, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Указанные нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, вступают в силу со дня официального опубликования в газете "Российские вести".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Министерством юстиции Российской Федерации отказано в регистрации вышеуказанного письма (источник - газета "Экономика и жизнь" N 37, 1996 г.).
Учитывая вышеизложенное, а также то, что письмо Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации N ВГ-4-05/35н, 40 "О неприменении штрафных санкций к коммерческим банкам" не прошло государственную регистрацию, совместные указания Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации на фонды обязательного медицинского страхования не распространяются.
19. Вопрос: Является ли день представления платежных документов на перечисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование сроком уплаты страховых взносов?
Ответ: Сроком уплаты страховых взносов согласно пункту 10 Инструкции является срок, установленный самим плательщиком страховых взносов для получения заработной платы за истекший месяц, который утверждается приказом руководителя либо оговаривается в коллективном договоре плательщика с трудовым коллективом.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. Начисление пеней производится начиная со следующего дня по истечении сроков уплаты страховых взносов (платежей) и по день уплаты включительно (п. 22 Инструкции).
------------------------------------------------------------
* В дальнейшем - Инструкция.