Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Постановление коллегии Госкомзема РФ и Правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. N 47/26-1-30/2478 "Об организации ведения государственного земельного кадастра Московской области" (с изм. и доп. от 8 июня 1998 г.)
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Коллегия Госкомзема и Правительство Московской области отмечают, что в ходе преобразования земельных отношений в Московской области передано в собственность граждан свыше 2,5 млн. земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и иных целей. Формируется реальный земельный рынок. Массовый характер приобрели сделки с земельными участками. Только за 1995-1996 гг. райгоркомземами оформлено и зарегистрировано почти 200 тыс. операций с земельными участками. В этих условиях существенно возрастает роль государственного земельного кадастра как инструмента управления земельными ресурсами. В настоящее время районные и городские комитеты Мособлкомзема оснащены необходимыми программно-техническими комплексами для автоматизации процесса сбора, хранения и обработки земельно-кадастровой информации и регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
В результате осуществления пилотного проекта в Дмитровском районе создана земельно-информационная система районного уровня, позволяющая обеспечить Дмитровский район функционирующей службой земельной регистрации, а также создана основа для организации ведения многоцелевого кадастра. В ходе проекта определены требования к управлению финансовыми аспектами службы земельной регистрации с целью организации самофинансирования земельной регистрации за счет платы за пользование информацией и возмещения затрат на оказание услуг по оформлению документов, отчислений от налогов на землю и прочно связанную с ней недвижимость и арендной платы.
Вместе с тем общий анализ состояния дел показывает, что несмотря на значительный объем проделанных работ, выявились серьезные проблемы в организации создания и ведения земельного кадастра:
- не решен вопрос о привлечении дополнительных денежных средств на проведение земельно-кадастровых работ за счет компенсации затрат райгоркомземов за оказание услуг по предоставлению земельно-кадастровой информации и подготовке документов при оформлении сделок с земельными участками;
- недостаточен уровень взаимодействия районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, осуществляющих ведение земельного кадастра, и органов местного самоуправления, иных органов. Граждане и юридические лица при решении своих вопросов с оформлением прав на недвижимость вынуждены многократно обращаться в неопределенное количество согласующих органов и организаций, что вызывает их справедливые нарекания.
В целом ведение государственного земельного кадастра в области не обеспечивает пока в нужной мере потребности органов власти и управления, населения в полной кадастровой информации о составе, состоянии и движении земельных ресурсов, функционирования рынка земли и недвижимости и защиту прав граждан и юридических лиц на землю и другую прочно связанную с ней недвижимость.
В целях создания нормативных, организационных и финансовых условий для скорейшего завершения работ по автоматизированной системе ведения государственного земельного кадастра на территории Московской области и совершенствования работы Мособлкомзема по проведению земельной реформы коллегия Госкомзема и Правительство Московской области постановляют:
1. Одобрить Основные положения:
- о порядке ведения государственного земельного кадастра Московской области (приложение 1);
- целевой комплексной программы работ по созданию государственного земельного кадастра Московской области (приложение 2);
- о порядке организационно-финансового взаимодействия органов исполнительной власти по ведению государственного земельного кадастра Московской области (приложение 3).
2. Считать целесообразным осуществлять дальнейшую отработку и опытное внедрение механизмов и процедур организации и ведения земельного кадастра и системы формирования, регистрации, правового и документального оформления земельных участков и прочно связанной с ними иной недвижимости с использованием Московской области в качестве экспериментальной базы Госкомзема и входящих в его систему организаций.
3. Одобрить и рекомендовать органам местного самоуправления опыт создания в Дмитровском районе Московской области системы формирования, регистрации, правового и документального оформления земельных участков и прочно связанной с ними иной недвижимости и взаимодействия органов, участвующих в формировании, регистрации и оформлении документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
4. Утратил силу.
5. Поручить администрации по землепользованию и экологии (Гаранькин Н.В.) и Мособлкомзему (Варенов Б.С.) совместно с заинтересованными органами исполнительной государственной власти и Госкомземом:
- разработать и представить на утверждение новую редакцию Положения о Мособлкомземе;
- подготовить предложения о создании при Мособлкомземе в виде эксперимента структур, осуществляющих по государственным расценкам платные услуги юридическим и физическим лицам в сфере гражданского оборота земли.
6. Поручить администрации по землепользованию и экологии (Гаранькин Н.В.) и Мособлкомзему (Варенов Б.С.) совместно с заинтересованными органами исполнительной государственной власти и Госкомземом в I квартале 1997 г. разработать и утвердить перечень нормативно-технических документов, необходимых для организации ведения земельного кадастра (приложение 5).
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Госкомзема В.В. Алакоза и заместителя Главы - министра по землепользованию и экологии Администрации Московской области Н.В. Гаранькина.
Губернатор
Московской области
А.С. Тяжлов
Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по земельным ресурсам
и землеустройству
Н.В. Комов
Приложение 1 к постановлению коллегии Госкомзема и Правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. N 47/26-1-30/2478
Основные положения о порядке ведения государственного
земельного кадастра Московской области
1. Государственный земельный кадастр Московской области - многоцелевая информационная система регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и иную прочно связанную с ними недвижимость, формирования, учета и оценки земельных участков и иной прочно связанной с ними недвижимости, содержащая основные сведения о хозяйственном состоянии, размерах, стоимости и доходности земельной собственности, документы и сведения о правовом положении, количестве, качественном состоянии всех категорий земель, включая природные характеристики земель и их оценку на основе кадастровой съемки границ и инвентаризации земельных участков, ведущаяся по единой системе на всей территории Московской области и обеспечивающая накопление, актуализацию, хранение и предоставление потребителям сведений о всех характеристиках земли и других объектах недвижимости, прочно с ней связанных.
2. Государственный земельный кадастр предназначается для обеспечения проведения единой политики в области земельных отношений на всей территории Московской области и является основой для ведения других кадастров Московской области. В соответствии со своим назначением он обеспечивает:
- государственную защиту прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов на землю и прочно связанную с ней иную недвижимость;
- прогнозируемые, стабильные и полные поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней;
- кадастровую оценку земли и прочно связанной с ней недвижимости, установление всех видов платы за землю;
- планирование использования земельных ресурсов;
- межведомственное взаимодействие при формировании объектов недвижимости, регистрации прав на них и получение информации об их состоянии и использовании;
- разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, Московской области и органами местного самоуправления по управлению землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
- государственный контроль за состоянием и использованием земельных ресурсов и ведение мониторинга земель;
- интеграцию земельно-кадастровой информации в единое информационное пространство Российской Федерации;
- поддержку земельно-кадастровых, геодезических, картографических, научно-исследовательских, опытно-производственных и иных работ.
3. Государственный земельный кадастр ведется Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Московской области и его органами и структурными подразделениями на местах за счет средств федерального, областного и местных бюджетов и других источников по единой для всей территории Российской Федерации системе с соблюдением принципов:
- непрерывности, достоверности, полноты и объективности кадастровой информации о землях;
- открытости, свободного доступа для всех пользователей (потребителей);
- юридической силы кадастровой информации, представленной как на бумажных, так и на электронных носителях;
- сопоставимости и совместимости кадастровой информации с данными о земле и прочно связанной с ней иной недвижимости, содержащимися в других государственных кадастрах;
- обязательности использования общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и идентификации юридических лиц - собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и других держателей прав на основе единого государственного регистра предприятий и организаций.
4. В соответствии с основным назначением и задачами государственный земельный кадастр содержит следующую информацию о земельных участках:
- данные, предусмотренные законодательными актами по государственной регистрации земли и прочно связанной с ней недвижимости, включая физические характеристики земельных участков;
- данные о землях по категориям, собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам и держателям других прав, а также по целевому назначению;
- природно-технологические, градостроительные, инженерно-геологические, экологические и иные качественные показатели земель, а также необходимые характеристики улучшений земель (инженерная, транспортная и иная инфраструктура);
- данные территориально-экономического, природно-экологического зонирования и иного кадастрового деления территорий;
- результаты массовой кадастровой оценки земель;
- нормативную цену земли, размеры земельного налога и другие показатели платы за землю;
- картографическую кадастровую информацию.
5. Государственный земельный кадастр Московской области ведется в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Московской области.
Конкретный перечень показателей, включаемых в государственный земельный кадастр, состав, формы и порядок их заполнения, порядок предоставления обязательных сведений в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Московской области, а также порядок взаимообмена информацией между органами, ведущими государственный земельный кадастр, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, устанавливаются в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации и Московской области.
Кадастровая оценка земель производится по методике, утвержденной Госкомземом России.
6. Единицами учета в государственном земельном кадастре являются земельные участки. При занесении сведений о них в документы государственного земельного кадастра обязательными являются: местоположение (адрес), геометрические размеры, картографическое изображение, координаты поворотных точек границ, количественные и качественные, стоимостные и правовые характеристики земельных участков и других прочно с ними связанных объектов недвижимости, кадастровые номера участка и каждого иного объекта недвижимости.
Наряду с данными, относящимися к конкретным земельным участкам, в государственном земельном кадастре могут содержаться сведения, характеризующие состояние земель, зон, ареалов и других территорий.
7. Ведение государственного земельного кадастра осуществляется на основе документально подтвержденных данных, получаемых в процессе проведения межевых, съемочных, землеустроительных, инвентаризационных, оценочных и иных работ, мониторинга земель, а также работ по формированию объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них на основе межведомственного взаимодействия соответствующих ведомств, учреждений, предприятий и организаций.
8. Обновление данных государственного земельного кадастра производится в случаях: смены правообладателей, появления новых ограничений (обременений), появления или ликвидации объектов недвижимости или их частей, изменения в зонировании территории, качественных характеристик земель, размеров и видов платы за землю и изменений других показателей, включаемых в государственный земельный кадастр.
9. Кадастровая информация находится в общей (совместной) собственности Российской Федерации и Московской области, распоряжение которой осуществляется по их взаимному согласию.
Держателем банка кадастровых данных является Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах.
10. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и учреждения, в чьем ведении в соответствии с их статусом находится информация о земле, которая включается в состав государственного земельного кадастра Российской Федерации, обязаны передавать ее Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Московской области и его органам на местах в согласованном порядке и в установленные сроки.
11. Должностные лица, на которых возложено ведение государственного земельного кадастра, несут ответственность за достоверность кадастровой информации и незаконный отказ в ее предоставлении в соответствии с действующим законодательством.
Искажение кадастровой информации о состоянии и использовании земельного участка и прочно связанного с ним недвижимого имущества и сделках с ним, отказ в ее предоставлении органам по ведению государственного земельного кадастра влекут за собой ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.
12. Пользователями (потребителями) кадастровой информации являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, которые имеют право:
- равного доступа к кадастровой информации и ее получения в установленном порядке;
- на защиту кадастровой информации о принадлежащих им земельных участках от утечки, подделки, уничтожения, искажения, несанкционированной модификации;
- на создание производной информации на основе сведений из государственного земельного кадастра, которая может распространяться ими на коммерческой основе с обязательной ссылкой на ее источник;
- проведения независимой экспертизы достоверности полученной ими кадастровой информации;
- обжалования отказа в предоставлении или выдаче недостоверной кадастровой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
13. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления обеспечиваются кадастровой информацией в порядке и пределах форм федерального государственного статистического наблюдения бесплатно.
Предоставление кадастровой информации иным пользователям (потребителям) осуществляется за плату.
14. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Московской области ведет реестр областных земель по форме, согласованной с Госкомземом Российской Федерации.
Приложение 2 к постановлению коллегии Госкомзема и Правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. N 47/26-1-30/2478
Основные положения целевой комплексной программы работ по созданию
государственного земельного кадастра Московской области
1. Цель государственного земельного кадастра
и предъявляемые к нему требования
Государственный земельный кадастр Московской области - многоцелевая информационная система регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и иную прочно связанную с ними недвижимость, формирования, учета и оценки земельных участков и иной прочно связанной с ними недвижимости, содержащая основные сведения о хозяйственном состоянии, размерах, количестве, стоимости, правовом положении и качественном состоянии всех земельных участков и прочно связанных с ними иных недвижимых объектах. Государственный земельный кадастр включает природные характеристики земель и их экономическую оценку на основе кадастровой съемки границ и инвентаризации земельных участков и ведется по единой системе на всей территории Московской области и обеспечивает накопление, актуализацию, хранение и предоставление потребителям сведений о всех категориях земель, земельных участках и других прочно связанных с ними объектах недвижимости. Государственный земельный кадастр содержит информацию о субъектах и объектах прав на землю, ограничениях и обременениях прав, включая сервитуты, а также о распределении земель по категориям целевого назначения, классам ценности как объекта хозяйствования, об областном земельном фонде, государственных (федеральных и областных) и муниципальных землях.
Государственный земельный кадастр по содержанию информации, программному и техническому обеспечению служит основой для разработки областных кадастров природных ресурсов (водных, лесных, полезных ископаемых, особо охраняемых территорий и др.), градостроительного кадастра, кадастра недвижимости и территориальной информационной системы.
Кадастровая информация должна обеспечивать оперативное решение следующих задач:
- оформление всех видов сделок с землей, регистрация прав на землю;
- удовлетворение запросов субъектов прав на землю о правовом положении, количестве, качестве земельных участков как объектов этого права, наложенных на них ограничениях и обременениях;
- разрешение земельных споров;
- полное и правильное взимание земельных налогов и других платежей за землю;
- планирование земельного налога и других платежей за землю на территории районов, городов и области;
- разработка прогнозов, программ схем и проектов использования и охраны земель, функционального зонирования территории городов, районов, регионов и области;
- принятие решений органами власти по использованию земель;
- проведение государственного контроля за использованием и охраной земель, соблюдение субъектами прав на землю наложенных ограничений и обременений в использовании их земельных участков.
2. Очередность создания государственного земельного кадастра
В период 1992-1995 гг. на территории области выполнен значительный объем работ по созданию планово-картографической основы государственного земельного кадастра, по составлению его нормативно-правовой базы. Эти работы на 90% осуществлялись за счет федерального бюджета, а в остальном - за счет областного и местных бюджетов. Объем выполненного картографического производства составил около 50 млрд. руб. В 1994-1995 гг. поставлены программно-технические комплексы и проведено обучение специалистов райгоркомземов.
В 1996-2000 гг. осуществляется первый этап создания государственного земельного кадастра Московской области, который включает внедрение во всех районах и городах области автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, земельно-информационной системы на базе электронной картографической информации, ведения Поземельной книги и регистрации документов о правах на землю, сделок и других операций в автоматизированном режиме.
На первом этапе кадастровые базы данных могут формироваться на основе документальной инвентаризации земель и имеющихся картографических материалов. При этом фиксируется наличие земельных участков и иных прочно связанных с ними объектов недвижимости (за исключением объектов государственной собственности), а также устанавливаются все правообладатели и другие субъекты правоотношений.
Основные требования, предъявляемые к базам данных, - полная достоверность информации о правовом положении земли и ее качестве. Площади земельных участков указываются согласно имеющимся документам.
В соответствии с возможностями финансирования проводится инструментальная инвентаризация земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, установление (восстановление) границ землепользований, за исключением границ лесохозяйственных организаций, уточняются границы и площади земельных участков и в их пределах границы и площади земель с особым режимом использования. На этой основе создаются базы данных государственного земельного кадастра.
3. Стоимость работ по созданию государственного земельного кадастра
Стоимость работ по созданию государственного земельного кадастра составляет по 2000 г. включительно 676 миллиардов рублей (приложение 1); 1,2% указанных средств направляются на научные исследования и проектные работы по созданию системы; 7,3% - на техническое и программное обеспечение системы и 91,5% - на информационное обеспечение и землеустроительные работы, связанные с созданием базы данных и ведением государственного земельного кадастра.
4. Техническое и программное обеспечение
Технические и программные средства, необходимые для ведения государственного земельного кадастра области в автоматизированном режиме, поставляются в ходе реализации международных проектов - проекта LARIS и российско-германского проекта по созданию АИС управления земельными ресурсами в рамках кредитной линии "Гермес" в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.06.94 N 1003. Ранее поставленные 24 аппаратно-программных комплекса фирмы DELL нуждаются в доукомплектовании и модернизации.
5. Информационное обеспечение государственного земельного кадастра
На информационное обеспечение государственного земельного кадастра выделяется 257 миллиардов рублей (приложение 1).
Все включенные в настоящую Программу кадастровые работы должны отвечать требованиям не только формирования базы данных государственного земельного кадастра, но и решения всего комплекса задач, связанных с организацией рационального использования, охраны земель, а также внедрения экономического механизма регулирования земельных отношений.
6. Финансирование работ
Финансирование работ по созданию государственного земельного кадастра за счет различных бюджетных источников приведено в таблице (приложение 2).
За счет федерального бюджета финансируются кадастровые и землеустроительные работы по обеспечению земельной реформы в сельском хозяйстве, сгущению межевой опорной сети, межеванию земель, не входящих в границы городов, поселков и сельских населенных пунктов, составление дежурных кадастровых карт ограничений и обременений и создание государственного земельного кадастра на областном уровне.
За счет областного бюджета финансируются научно-исследовательские и проектные работы по созданию автоматизированной системы государственного земельного кадастра, инвентаризации земель сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ и модернизации программно-технических комплексов.
7. Организация работ по введению государственного земельного кадастра
Генеральным заказчиком по научно-исследовательским, проектным и кадастровым работам по созданию государственного земельного кадастра, всем землеустроительным работам, связанным с созданием и ведением кадастровых баз данных, является Мособлкомзем, который несет ответственность за правильное расходование средств, выделяемых на создание государственного земельного кадастра.
Генеральным подрядчиком работ, связанных с созданием автоматизированной системы земельного кадастра, является МосНИиПИ землеустройства, который работает под научно-техническим руководством ФКЦ "Земля" - головной организации по введению земельного кадастра в Российской Федерации.
8. Самоокупаемость системы государственного земельного кадастра
Финансирование системы государственного земельного кадастра осуществляется с учетом нарастающего объема самофинансирования системы за счет увеличения предоставляемых услуг, увеличения количества субъектов правоотношений, выявления неиспользуемых или неэффективно используемых земель и выявления других источников.
Кроме того, затраты на создание государственного земельного кадастра компенсируются за счет совершенствования системы управления земельными ресурсами области в форме:
- введения действенной системы охраны земель;
- максимально полного сбора земельного налога и других платежей за землю;
- повышения эффективности управленческих решений;
- повышения качества, сокращения сроков и стоимости проектно-изыскательских работ, связанных с использованием и охраной земли;
- сокращения сроков оформления сделок с землей и разрешения земельных споров.
Приложение 1 к Основным положениям
Целевая комплексная программа работ по созданию государственного
земельного кадастра в Московской области
-------T------------------------------------T----------------------------T-------------------T---------------------T---------------------¬ ¦N ¦ Наименование работ ¦ Всего необходимо выполнить ¦ 1996 г. ¦ План 1997 г. ¦ План 1998 г. ¦ ¦п/п ¦ +-----------T----------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Объем ¦ Стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+----------------+--------T----------+---------T-----------+---------T-----------+ ¦ ¦ ¦ тыс. га ¦ млн. руб. ¦тыс. га ¦ млн. руб ¦ тыс. га ¦ млн. руб. ¦ тыс. га ¦ млн. руб.¦ +------+------------------------------------+-----------+----------------+--------+----------+---------+-----------+---------+-----------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ +------+------------------------------------+-----------+----------------+--------+----------+---------+-----------+---------+-----------+ ¦ I. ¦ Разработка Автоматизированной информационной системы ¦ ¦ ¦ ведения государственного земельного кадастра (1 очередь) ¦ +------+------------------------------------T-----------T----------------T--------T----------T---------T-----------T---------T-----------+ ¦ 1.1. ¦ Разработка,создание и развертывание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программно-технических комплексов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Технорабочий проект ¦ ¦ 3250 ¦ ¦ 500 ¦ ¦ 1500 ¦ ¦ 1000 ¦ ¦ 2. ¦ Приобретение и модернизация ¦ ¦ 44100 ¦ ¦ 27000 ¦ ¦ 9000 ¦ ¦ 3400 ¦ ¦ ¦ программно-технических комплексов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и монтаж оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦ Опытно-промышленная эксплуатация ¦ ¦ 1630 ¦ ¦ ¦ ¦ 230 ¦ ¦ 340 ¦ ¦ ¦ АИСВРКЗР и внедрение в производство¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Итого: ¦ ¦ 48980 ¦ ¦ 27500 ¦ ¦ 10730 ¦ ¦ 4740 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.2. ¦ Кадастровое производство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Аэрофотогеодезические и ¦ 4217 ¦ 31861 ¦ 358 ¦ 2047 ¦ 965 ¦ 7453 ¦ 965 ¦ 7453 ¦ ¦ ¦ картографические работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦ Работы по инвентаризации земель ¦ 214,8¦ 171590 ¦ 20,5¦ 7425 ¦ 49 ¦ 41541 ¦ 49 ¦ 41541 ¦ ¦ ¦ городов, поселков городского типа, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельских населенных пунктов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ административных границ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе документальная ¦ 214,8¦ 64152 ¦ ¦ ¦ 70 ¦ 210 ¦ 7 ¦ 210 ¦ ¦ ¦ регистрация прав на землю и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ недвижимое имущество с созданием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ первичной базы данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦ Землеустроительное обеспечение ¦ 16932 ¦ 17296 ¦ ¦ ¦ 8000 ¦ 8500 ¦ 8932 ¦ 8796 ¦ ¦ ¦ земельной реформы в сельском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйстве в соответствии с Указом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Президента N 337 "О реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конституционных прав граждан..." ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦ Создание базы данных земельного ¦ ¦ 20000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5000 ¦ ¦ ¦ кадастра на областном уровне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. ¦ Массовая оценка земли и ¦ 2750 ¦ 11782 ¦ 320 ¦ 982 ¦ 800 ¦ 3500 ¦ 800 ¦ 3500 ¦ ¦ ¦ недвижимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. ¦ Установление ограничений и ¦ 39 ¦ 4500 ¦7 районо¦ 1000 ¦32 района¦ 3500 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обременений на земельные участки ¦ районов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Итого: ¦ 24113,8¦ 257029 ¦ 698,5¦ 11454 ¦ 9814 ¦ 64494 ¦ 10746 ¦ 66290 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.3. ¦ Нормативно-правовая база ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Создание нормативно-правовой ¦ ¦ 5400 ¦ ¦ 1500 ¦ ¦ 900 ¦ ¦ 1000 ¦ ¦ ¦ базы и методического обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.4. ¦ Подготовка кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Обучение специалистов кадастровых ¦ ¦ 960 ¦ ¦ ¦ ¦ 280 ¦ ¦ 480 ¦ ¦ ¦ бюро ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Итого (по разделу I): ¦ ¦ 312369 ¦ ¦ 40454 ¦ ¦ 76404 ¦ ¦ 72510 ¦ +------+------------------------------------+-----------+----------------+--------+----------+---------+-----------+---------+-----------+ ¦ II. ¦ Организационные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------+-----------+----------------+--------+----------+---------+-----------+---------+-----------+ ¦ 1. ¦ Создание: районных и городских ¦ ¦ 364000 ¦ ¦ 0 ¦ ¦ 51000 ¦ ¦ 74000 ¦ ¦ ¦ кадастровых бюро; областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастрового центра: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ телекоммуникационной системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Всего по Программе: ¦ ¦ 676369 ¦ ¦ 40454 ¦ ¦ 127404 ¦ ¦ 146510 ¦ L------+------------------------------------+-----------+----------------+--------+----------+---------+-----------+---------+------------ -------T------------------------------------T--------------------T------------------T-------------T------------------------T-------------------¬ ¦N ¦ Наименование работ ¦ План 1999 г. ¦ План 2000 г. ¦ Федеральный ¦ Областной бюджет ¦ Местный бюджет ¦ ¦п/п ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет +---------T--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в т.ч. Ларис ¦ ¦ ¦ ¦ +---------T----------+--------T---------+-------------+---------+--------------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ тыс. га ¦ млн. руб.¦ тыс. га¦ млн.руб.¦ млн. руб. ¦млн. руб.¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦ +------+------------------------------------+---------+----------+--------+---------+-------------+---------+--------------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦ +------+------------------------------------+---------+----------+--------+---------+-------------+---------+--------------+-------------------+ ¦ I. ¦ Разработка Автоматизированной информационной системы ¦ ¦ ¦ ведения государственного земельного кадастра (1 очередь) ¦ +------+------------------------------------T---------T----------T--------T---------T-------------T---------T--------------T-------------------+ ¦ 1.1. ¦ Разработка,создание и развертывание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программно-технических комплексов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Технорабочий проект ¦ ¦ 250 ¦ ¦ 0 ¦ ¦ 3250 ¦ 390 ¦ ¦ ¦ 2. ¦ Приобретение и модернизация ¦ ¦ 2500 ¦ ¦ 2200 ¦ 30900 ¦ 13200 ¦ 9000 ¦ ¦ ¦ ¦ программно-технических комплексов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и монтаж оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦ Опытно-промышленная эксплуатация ¦ ¦ 460 ¦ ¦ 600 ¦ 1100 ¦ 530 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ АИСВРКЗР и внедрение в производство¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Итого: ¦ ¦ 3210 ¦ 0 ¦ 2800 ¦ 32000 ¦ 16980 ¦ 9390 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.2. ¦ Кадастровое производство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Аэрофотогеодезические и ¦ 964 ¦ 7454 ¦ 964 ¦ 7454 ¦ 27361 ¦ 4500 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ картографические работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦ Работы по инвентаризации земель ¦ 49 ¦ 41541 ¦ 48 ¦ 39542 ¦ 11000 ¦ ¦ 31000 ¦ 160590 ¦ ¦ ¦ городов, поселков городского типа, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельских населенных пунктов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ административных границ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе документальная ¦ 74,8¦ 22152 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регистрация прав на землю и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ недвижимое имущество с созданием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ первичной базы данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦ Землеустроительное обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7059 ¦ 8458 ¦ ¦ 1779 ¦ ¦ ¦ земельной реформы в сельском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйстве в соответствии с Указом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Президента N 337 "О реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конституционных прав граждан..." ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦ Создание базы данных земельного ¦ ¦ 5000 ¦ ¦ 10000 ¦ 5000 ¦ 15000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастра на областном уровне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. ¦ Массовая оценка земли и ¦ 830 ¦ 3800 ¦ ¦ ¦ ¦ 11782 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ недвижимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. ¦ Установление ограничений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4500 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обременений на земельные участки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Итого: ¦ 1843 ¦ 57795 ¦ 1012 ¦ 56996 ¦ 54920 ¦ 39740 ¦ 31000 ¦ 162369 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.3. ¦ Нормативно-правовая база ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Создание нормативно-правовой ¦ ¦ 1100 ¦ ¦ 900 ¦ 2500 ¦ 2900 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базы и методического обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.4. ¦ Подготовка кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Обучение специалистов кадастровых ¦ ¦ 100 ¦ ¦ 100 ¦ 580 ¦ 380 ¦ 380 ¦ ¦ ¦ ¦ бюро ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Итого (по разделу I): ¦ ¦ 62205 ¦ ¦ 60796 ¦ 90000 ¦ 60000 ¦ 40770 ¦ 162369 ¦ +------+------------------------------------+---------+----------+--------+---------+-------------+---------+--------------+-------------------+ ¦ II. ¦ Организационные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------+---------+----------+--------+---------+-------------+---------+--------------+-------------------+ ¦ 1. ¦ Создание: районных и городских ¦ ¦ 110000 ¦ ¦ 129000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастровых бюро; областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадастрового центра: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ телекоммуникационной системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Всего по Программе: ¦ ¦ 172205 ¦ ¦ 189796 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------+------------------------------------+---------+----------+--------+---------+-------------+---------+--------------+--------------------
Приложение 2 к Основным положениям
Источники, механизм финансирования работ и расходы на создание
государственного земельного кадастра Московской области
------T--------------------------------T------------T-------------------------------------------------¬ ¦N ¦ Источники финансирования ¦ Всего, ¦ В том числе ¦ ¦п/п ¦ ¦ млрд. руб. +---------T---------T---------T--------T----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 1996 г. ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г.¦ 2000 г. ¦ +-----+--------------------------------+------------+---------+---------+---------+--------+----------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ +-----+--------------------------------+------------+---------+---------+---------+--------+----------+ ¦ ¦ Поступления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Федеральный бюджет: ¦ 90 ¦ 21 ¦ 15 ¦ 15 ¦ 19 ¦ 20 ¦ ¦ ¦ централизуемая часть средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в размере до 20% от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поступающих в порядке платы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за землю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦ Областной бюджет: ¦ 60 ¦ 4 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 15 ¦ 16 ¦ ¦ ¦ централизуемая часть средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в размере до 20% от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поступающих в порядке платы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за землю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦ Местный бюджет: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ 526 ¦ 15 ¦ 100 ¦ 119 ¦ 138 ¦ 154 ¦ ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.1.¦ До 20% средств, ¦ 301 ¦ 15 ¦ 56 ¦ 67 ¦ 78 ¦ 85 ¦ ¦ ¦ поступающих в порядке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ платы за землю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.2.¦ Средства граждан и ¦ 150 ¦ 0 ¦ 30 ¦ 35 ¦ 40 ¦ 45 ¦ ¦ ¦ юридических лиц, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поступающие в порядке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компенсации затрат ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комземов по ведению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ земельного кадастра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.3.¦ Плата за предоставление ¦ 11 ¦ 0 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.4.¦ Регистрационные сборы ¦ 64 ¦ 0 ¦ 12 ¦ 15 ¦ 17 ¦ 20 ¦ ¦ ¦ Итого поступлений: ¦ 676 ¦ 38 ¦ 127 ¦ 147 ¦ 172 ¦ 190 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1. ¦ На создание автоматизированной ¦ 312 ¦ 40 ¦ 76 ¦ 73 ¦ 62 ¦ 61 ¦ ¦ ¦ системы земельного кадастра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦ На создание районных и ¦ 364 ¦ 0 ¦ 51 ¦ 74 ¦ 110 ¦ 129 ¦ ¦ ¦ городских кадастровых бюро; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ областного кадастрового центра;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ областной телекоммуникационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+--------------------------------+------------+---------+---------+---------+--------+-----------
Приложение 3 к постановлению коллегии Госкомзема и Правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. N 47/26-1-30/2478
Основные положения о порядке организационно-финансового
взаимодействия органов исполнительной власти по ведению
государственного земельного кадастра Московской области
Настоящий порядок организационно-финансового взаимодействия органов исполнительной власти по ведению государственного земельного кадастра Московской области разработан на основании:
Конституции Российской Федерации, закрепившей в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
законов Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "О плате за землю", указов Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" и от 28 февраля 1996 г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования", постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О ведении государственного земельного кадастра в Российской Федерации", возложивших ведение и организацию государственного земельного кадастра на Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации и его территориальные органы на местах, краевые, областные и местные администрации и определивших федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты как источник средств ведения государственного земельного кадастра;
Устава Московской области;
законов Московской области "О плате за землю в Московской области"; "О сборе за регистрацию документов о правах на земельные участки в Московской области";
постановлений Правительства Московской области от 09.03.95 N 10/6 "О мерах по обеспечению ведения государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и иную прочно связанную с ними недвижимость" и от 08.07.96 N 27/15 "О Поземельной (регистрационной) книге Московской области";
других нормативных актов Московской области.
1. Государственный земельный кадастр Московской области ведется в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Московской области по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
2. Ведение государственного земельного кадастра Московской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований и дополнительных источников.
3. За счет бюджетных ассигнований финансируются:
По федеральному бюджету:
- содержание областного, районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;
- капитальные вложения на приобретение программно - технических комплексов;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;
- правовая, нормативная, научная и методическая поддержка создания и развития системы государственного земельного кадастра;
- создание опорной межевой сети; картографические, обследовательские и изыскательские работы для изучения качественного состояния земель;
- организация метрологического обеспечения и сертификации программных и технических средств ведения государственного земельного кадастра.
По бюджету Московской области:
- инвентаризация и оценка земель сельских поселений и земель сельскохозяйственного назначения, межевание границ этих земель;
- текущие расходы по ведению государственного земельного кадастра на уровне Московской области как субъекта Российской Федерации;
- земельно-кадастровые работы, непосредственно связанные с нуждами Московской области.
По муниципальному бюджету:
- инвентаризация городских и поселковых земель, поквартальная оценка земель городов, межевание границ городов;
- текущие расходы, связанные с ведением государственного земельного кадастра района, города;
- земельно-кадастровые работы, непосредственно связанные с нуждами района, города;
- дотационная поддержка содержания районных, городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, связанная с управлением земельными ресурсами района, города.
4. За счет дополнительных источников финансируется (в порядке компенсации) деятельность, осуществляемая в интересах граждан и юридических лиц за их счет в сфере гражданского оборота земельных участков и прочно связанной с ними иной недвижимости: в том числе оказание консультаций, проведение экспертиз, предоставление земельно-кадастровой информации, включая копирование документов, проверку и техническую приемку земельно-кадастровых работ, выполняемых привлекаемыми предприятиями и организациями.
5. Администрация Московской области утверждает по представлению областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству единые по области размеры компенсационных затрат комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, связанных с выполнением работ, указанных в п. 4 настоящих Основных положений.
Указанные компенсационные средства учитываются в местных бюджетах и по решению местных органов самоуправления используются на осуществление комитетами по земельным ресурсам и землеустройству функций, связанных с ведением государственного земельного кадастра, в том числе путем перечисления непосредственно на расчетные (специальные) счета комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.
6. Бюджетные ассигнования, направляемые на ведение государственного земельного кадастра Московской области, формируются также за счет следующих источников:
- платы за землю;
- регистрационных сборов;
- средств от приватизации государственных муниципальных предприятий и других объектов приватизации;
- штрафов за нарушение земельного законодательства, наложенных органами областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству;
- средств, предназначенных для возмещения убытков, причиненных изъятием земельных участков, находящихся в собственности Московской области и муниципальной собственности;
- платы за предоставление информации о наличии зарегистрированных прав на земельные участки и иную прочно связанную с ними недвижимость.
Нормативы отчислений на ведение государственного земельного кадастра определяются законодательством Московской области и нормативно-правовыми актами муниципальных образований Московской области.
Приложение 4 к постановлению коллегии Госкомзема и Правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. N 47/26-1-30/2478
Перечень работ, выполняемых Мособлкомземом и входящими в его структуру
подразделениями в интересах юридических и физических лиц
за их счет в сфере гражданского оборота земли
Пункт 4 настоящего постановления, утвердивший настоящее приложение, признан утратившим силу
Приложение 5 к постановлению коллегии Госкомзема и Правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. N 47/26-1-30/2478
Перечень нормативно-методических документов, подлежащих
рассмотрению, доработке и утверждению
1. Положение о землеустройстве в Московской области.
2. Положение о категориях земель Московской области.
3. Порядок изъятия ценных земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд, изменение статуса особо ценных земель сельскохозяйственного назначения и осуществления контроля за их использованием в Московской области.
4. Порядок осуществления государственного контроля за выполнением работ, связанных с нарушением земель и их рекультивацией.
5. Положение о рекультивации нарушенных земель, сохранении и использовании плодородного слоя почв Московской области.
6. Методика выявления используемых и нерационально используемых пахотных земель.
7. Положение о порядке определения размеров и возмещения убытков и потерь при изъятии (выкупе или временном занятии земель в Московской области).
8. Порядок и технология оформления прав граждан на недвижимое имущество.
9. Положение о земельной доле (пае) в Московской области.
10. Технология взаимодействия администрации районов, городов с земельными комитетами при совершении сделок и иных действий по распоряжению правом собственности на землю.
11. Обмен информацией между земельными комитетами и службами БТИ об объектах недвижимости, прочно связанных с земельными участками.
12. Система классификаторов земельно-кадастровых данных для автоматизированной системы регистрации землепользований.
13. Кадастровое дело (состав, структура, порядок ведения).
14. Методика составления дежурных кадастровых карт ограничений и обременений в использовании земель (карт зон особого режима использования земель) административного района Московской области.
15. Методические рекомендации по составлению кадастровых карт оценки земель.
16. Технические требования к качеству работ при составлении и внедрении электронных дежурных кадастровых карт районов Московской области (ЭДКК).
17. Методические указания по заполнению инвентаризационных карт.
18. Положение о государственном реестре землеустроителей Московской области.
19. Закон об ответственности за достоверность земельно-кадастровой информации.