< < Вернуться архив, обновление
Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 265-р Об утверждении Программы демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
1. Утвердить представленную Госстандартом России и ГКАП России согласованную с Минэкономики России, Госкомимуществом России, Госкомпромом России, Госкомсанэпиднадзором России и одобренную Межведомственной комиссией по конкурентной политике Программу демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации (прилагается).
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Программы демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации при разработке и реализации программ социально-экономического развития регионов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Черномырдин
Москва
20 февраля 1995 г.
N 255-р
Программа
демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 255-р)
1. Общие положения
Программа демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации (далее именуется - Программа) определяет основы развития нормативно-правовой базы и формирования конкурентной среды, а также включает мероприятия по организационному и информационному обеспечению выполнения задач демонополизации в указанных сферах.
Программа устанавливает цели и приоритеты демонополизации на 1995-1996 годы на основе анализа сложившихся отношений между участниками работ по стандартизации, метрологии и сертификации, поведения в них субъектов естественной и государственной монополии, проявлений временной монополии.
Основной целью Программы является создание условий развития конкуренции в области стандартизации, метрологии и сертификации для организаций и предприятий различных форм собственности, а также общественных объединений при реформировании экономики с одновременным установлением объективно необходимой концентрации полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели приняты следующие направления демонополизации и развития конкуренции в области стандартизации, метрологии и сертификации:
формирование необходимых правовых и организационно-экономических предпосылок для развития конкуренции, государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
создание условий для включения рыночных механизмов оптимизации конкурентной среды;
упорядочение оплаты работ и услуг;
устранение барьеров для свободной конкуренции структур, не относящихся к естественной и государственной монополии;
информационное обеспечение реализации Программы.
В качестве приоритетов настоящей Программы выделены следующие положения:
в законодательстве по стандартизации, метрологии и сертификации, а также в нормативных актах по реализации федеральных законов должны учитываться последствия принимаемых решений, их воздействие на состояние конкуренции, недопустимость злоупотребления доминирующим положением отдельных участников деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации. При этом границы демонополизации должны устанавливаться с учетом целей и задач данного вида деятельности на всех уровнях и не снижать эффективности этой деятельности для развития экономики в целом;
принятие решений по вопросам проведения политики в области стандартизации, метрологии и сертификации должно осуществляться на основе коллегиальности;
не должно быть ограничения доступа к участию в работах по стандартизации, метрологии и сертификации хозяйствующих субъектов, в том числе иностранных, если такое ограничение не предусмотрено законом;
деятельность федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за безопасностью продукции (работ, услуг), должна осуществляться на условиях разделения контрольно-надзорных функций и выполнения платных работ и услуг в области стандартизации, метрологии и сертификации.
2. Демонополизация деятельности в области стандартизации
В области стандартизации приоритеты в разработке государственных стандартов будут отданы направлениям, непосредственно связанным с обеспечением безопасности товаров и услуг для населения, безопасности труда, методами контроля и испытаний, использованием международных стандартов.
Получит дальнейшее развитие разработка проектов государственных стандартов через технические комитеты по стандартизации, формируемые на добровольной основе из представителей всех заинтересованных сторон (разработчиков, изготовителей, потребителей, продавцов и посредников, общественных организаций, научно-технических и инженерных обществ).
Будет поддерживаться практика разработки стандартов предприятий для собственных нужд, в частности для применения на предприятиях государственных стандартов, отраслевых стандартов, международных и национальных стандартов других стран, стандартов научно-технических, инженерных обществ, других общественных объединений.
3. Демонополизация деятельности в области метрологии
Совершенствование деятельности в области метрологии в основном будет направлено на рациональное ограничение сферы государственного метрологического надзора, предоставление права проведения испытаний с целью утверждения типа средств измерений, наряду с метрологическими подразделениями Госстандарта России, другим хозяйствующим субъектам, а также введение калибровки как добровольной формы поверки приборов, проводимой метрологическими службами юридических лиц, и сокращение объектов, подлежащих обязательной государственной поверке.
4. Демонополизация деятельности в области сертификации
В области сертификации будут проводиться дальнейшее развитие и совершенствование правовой базы на основе практики проведения обязательной и добровольной сертификации в Российской Федерации с учетом международного опыта и законодательства других стран.
В целях исключения технических барьеров в международных торгово-экономических отношениях принципы и практика сертификации в Российской Федерации будут и далее сближаться с международными и зарубежными принципами и практикой. В рамках федеральной инновационной программы "Сертификация и метрология" предусматривается увеличить сеть аккредитованных испытательных лабораторий (центров), что позволит расширить испытательную базу для проведения сертификации и создать конкурентную среду в области как обязательной, так и добровольной сертификации.
Для содействия торгово-экономическим отношениям государств - участников СНГ намечается осуществить введение единой формы сертификата, взаимную аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), взаимное признание результатов сертификации.
В целях развития сертификации и обеспечения признания российских сертификатов за рубежом должна быть сформирована система аккредитации испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации в соответствии с международными регламентами и процедурами.
5. Информационное обеспечение на рынках услуг по стандартизации, метрологии и сертификации
Получит дальнейшее развитие и совершенствование информационное обеспечение организационно-методическими и нормативными документами по стандартизации, метрологии и сертификации на базе федерального фонда стандартов и информационных фондов стандартов министерств и ведомств, а также будет расширяться информация о действиях федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов в этой области с целью регулирования демонополизации и развития конкуренции.
Мероприятия по реализации Программы демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации приведены в приложении.
Приложение к Программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации
План
мероприятий по реализации целей и задач демонополизации и развития конкуренции на рынках услуг по стандартизации, метрологии и сертификации
-------T-------------------------------T-----------T---------------------¬
¦N п/п ¦Содержание и направление ¦ Срок ¦Ответственные ¦
¦ ¦мероприятия ¦исполнения ¦исполнители ¦
L------+-------------------------------+-----------+----------------------
1. Разработка проекта федерального 1996 год Госстандарт России,
закона "О сертификационных Роспатент,
знаках" Минюст России
2. Разработка проекта федерального 1996 год Госстандарт России,
закона "О внесении изменений и ГКАП России,
дополнений в Закон Российской Минюст России,
Федерации "О сертификации Госкомпром России,
продукции и услуг" Госкомсанэпиднадзор
России
3. Анализ функций федеральных 1995 год Госстандарт России,
органов исполнительной власти и ГКАП России,
хозяйствующих субъектов в Минюст России,
области стандартизации, Госкомпром России,
метрологии и сертификации, Госкомсанэпиднадзор
подготовка предложений по их России,
уточнению и определение Минтруд России,
объектов государственной Минприроды России
монополии в этих областях
4. Приведение соглашений о постоянно Госстандарт России,
взаимодействии по вопросам министерства,
стандартизации, метрологии и ведомства
сертификации между федеральными
органами исполнительной власти
в соответствие с
законодательством Российской
Федерации
5. Осуществление мер по постоянно Госстандарт России,
активизации работы технических министерства,
комитетов по стандартизации, по ведомства,
поддержке участия этих технические комитеты
комитетов в деятельности
Международной организации по
стандартизации (ИСО),
Международной
электротехнической комиссии
(МЭК), Европейской
экономической комиссии ООН (ЕЭК
ООН), связанной с разработкой
проектов международных
(региональных) стандартов, в
применении которых
заинтересована Российская
Федерация
6. Оказание содействия научным и постоянно Госстандарт России,
общественным организациям, технические комитеты
объединениям потребителей,
коммерческим структурам,
страховым компаниям по
расширению их участия в
деятельности технических
комитетов по стандартизации
7. Ведение реестра перечней постоянно Госстандарт России,
средств измерений, относящихся министерства,
к сферам государственного ведомства
контроля и надзора
8. Оказание содействия постоянно Госстандарт России,
федеральным органам министерства,
исполнительной власти и ведомства
юридическим лицам в создании
метрологических служб
9. Перераспределение функций 1995 год Госстандарт России,
институтов и организаций, министерства,
аккредитованных на право ведомства
осуществления работ в области
поверки, испытаний средств
измерений и обеспечения
единства измерений, и
расширение их круга в целях
демонополизации этой
деятельности
10. Установление требований к 1995 год Госстандарт России
органам по сертификации,
обеспечивающих проведение ими
работ по обязательной
сертификации на некоммерческой
основе
11. Введение порядка формирования I полугодие Госстандарт России,
номенклатуры продукции и 1995 г. министерства,
услуг, подлежащих обязательной ведомства
сертификации в Российской
Федерации в соответствии с
законодательством Российской
Федерации
12. Уточнение номенклатуры постоянно Госстандарт России,
продукции, подлежащей министерства,
обязательной сертификации в ведомства
Российской Федерации
13. Создание и развитие систем постоянно Госстандарт России,
обязательной сертификации, министерства,
формирование сети органов по ведомства,
сертификации и испытательных хозяйствующие
лабораторий (центров) в субъекты,
соответствии с федеральной общественные
инновационной программой объединения
"Сертификация и метрология"
14. Расширение участия организаций постоянно Госстандарт России,
и предпринимательских структур министерства,
в международной деятельности ведомства,
по аккредитации и сертификации организации,
предприятия
15. Формирование системы 1996 год Госстандарт России,
аккредитации органов по министерства,
сертификации, испытательных и ведомства
измерительных лабораторий
16. Содействие развитию постоянно Госстандарт России,
торгово-экономических министерства,
отношений государств - ведомства
участников СНГ путем введения
единой формы сертификата,
взаимной аккредитации органов
по сертификации и
испытательных лабораторий,
взаимного признания
результатов сертификации
17. Упорядочение оплаты работ и 1996 год Госстандарт России,
услуг по стандартизации, Минфин России
метрологии и сертификации
18. Совершенствование постоянно Госстандарт России,
информационного обеспечения министерства,
организационно-методическими и ведомства
нормативными документами по
стандартизации, метрологии и
сертификации на базе
федерального фонда стандартов
и информационных фондов
стандартов министерств и
ведомств
19. Организация публикаций в постоянно Госстандарт России,
печати, выступлений на радио и министерства,
телевидении, издания ведомства
специальной литературы,
проведения конференций,
семинаров, симпозиумов по
вопросам стандартизации,
метрологии и сертификации
20. Создание 1996 год Госстандарт России,
информационно-технической и министерства,
консультативной службы помощи ведомства
российским экспортерам по
вопросам законодательной и
нормативной базы по
стандартизации, метрологии и
сертификации в зарубежных
странах и международных
организациях
21. Создание 1996 год Госстандарт России,
информационно-технической и министерства,
консультативной службы помощи ведомства
импортерам по вопросам контроля
и сертификации ввозимой
продукции и услуг
< < Вернуться архив, обновление


