< < Вернуться архив, обновление
Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 265-р Об утверждении Программы демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
1. Утвердить представленную Госстандартом России и ГКАП России согласованную с Минэкономики России, Госкомимуществом России, Госкомпромом России, Госкомсанэпиднадзором России и одобренную Межведомственной комиссией по конкурентной политике Программу демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации (прилагается).
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Программы демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации при разработке и реализации программ социально-экономического развития регионов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Черномырдин
Москва
20 февраля 1995 г.
N 255-р
Программа
демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 255-р)
1. Общие положения
Программа демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации (далее именуется - Программа) определяет основы развития нормативно-правовой базы и формирования конкурентной среды, а также включает мероприятия по организационному и информационному обеспечению выполнения задач демонополизации в указанных сферах.
Программа устанавливает цели и приоритеты демонополизации на 1995-1996 годы на основе анализа сложившихся отношений между участниками работ по стандартизации, метрологии и сертификации, поведения в них субъектов естественной и государственной монополии, проявлений временной монополии.
Основной целью Программы является создание условий развития конкуренции в области стандартизации, метрологии и сертификации для организаций и предприятий различных форм собственности, а также общественных объединений при реформировании экономики с одновременным установлением объективно необходимой концентрации полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели приняты следующие направления демонополизации и развития конкуренции в области стандартизации, метрологии и сертификации:
формирование необходимых правовых и организационно-экономических предпосылок для развития конкуренции, государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
создание условий для включения рыночных механизмов оптимизации конкурентной среды;
упорядочение оплаты работ и услуг;
устранение барьеров для свободной конкуренции структур, не относящихся к естественной и государственной монополии;
информационное обеспечение реализации Программы.
В качестве приоритетов настоящей Программы выделены следующие положения:
в законодательстве по стандартизации, метрологии и сертификации, а также в нормативных актах по реализации федеральных законов должны учитываться последствия принимаемых решений, их воздействие на состояние конкуренции, недопустимость злоупотребления доминирующим положением отдельных участников деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации. При этом границы демонополизации должны устанавливаться с учетом целей и задач данного вида деятельности на всех уровнях и не снижать эффективности этой деятельности для развития экономики в целом;
принятие решений по вопросам проведения политики в области стандартизации, метрологии и сертификации должно осуществляться на основе коллегиальности;
не должно быть ограничения доступа к участию в работах по стандартизации, метрологии и сертификации хозяйствующих субъектов, в том числе иностранных, если такое ограничение не предусмотрено законом;
деятельность федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за безопасностью продукции (работ, услуг), должна осуществляться на условиях разделения контрольно-надзорных функций и выполнения платных работ и услуг в области стандартизации, метрологии и сертификации.
2. Демонополизация деятельности в области стандартизации
В области стандартизации приоритеты в разработке государственных стандартов будут отданы направлениям, непосредственно связанным с обеспечением безопасности товаров и услуг для населения, безопасности труда, методами контроля и испытаний, использованием международных стандартов.
Получит дальнейшее развитие разработка проектов государственных стандартов через технические комитеты по стандартизации, формируемые на добровольной основе из представителей всех заинтересованных сторон (разработчиков, изготовителей, потребителей, продавцов и посредников, общественных организаций, научно-технических и инженерных обществ).
Будет поддерживаться практика разработки стандартов предприятий для собственных нужд, в частности для применения на предприятиях государственных стандартов, отраслевых стандартов, международных и национальных стандартов других стран, стандартов научно-технических, инженерных обществ, других общественных объединений.
3. Демонополизация деятельности в области метрологии
Совершенствование деятельности в области метрологии в основном будет направлено на рациональное ограничение сферы государственного метрологического надзора, предоставление права проведения испытаний с целью утверждения типа средств измерений, наряду с метрологическими подразделениями Госстандарта России, другим хозяйствующим субъектам, а также введение калибровки как добровольной формы поверки приборов, проводимой метрологическими службами юридических лиц, и сокращение объектов, подлежащих обязательной государственной поверке.
4. Демонополизация деятельности в области сертификации
В области сертификации будут проводиться дальнейшее развитие и совершенствование правовой базы на основе практики проведения обязательной и добровольной сертификации в Российской Федерации с учетом международного опыта и законодательства других стран.
В целях исключения технических барьеров в международных торгово-экономических отношениях принципы и практика сертификации в Российской Федерации будут и далее сближаться с международными и зарубежными принципами и практикой. В рамках федеральной инновационной программы "Сертификация и метрология" предусматривается увеличить сеть аккредитованных испытательных лабораторий (центров), что позволит расширить испытательную базу для проведения сертификации и создать конкурентную среду в области как обязательной, так и добровольной сертификации.
Для содействия торгово-экономическим отношениям государств - участников СНГ намечается осуществить введение единой формы сертификата, взаимную аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), взаимное признание результатов сертификации.
В целях развития сертификации и обеспечения признания российских сертификатов за рубежом должна быть сформирована система аккредитации испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации в соответствии с международными регламентами и процедурами.
5. Информационное обеспечение на рынках услуг по стандартизации, метрологии и сертификации
Получит дальнейшее развитие и совершенствование информационное обеспечение организационно-методическими и нормативными документами по стандартизации, метрологии и сертификации на базе федерального фонда стандартов и информационных фондов стандартов министерств и ведомств, а также будет расширяться информация о действиях федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов в этой области с целью регулирования демонополизации и развития конкуренции.
Мероприятия по реализации Программы демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации приведены в приложении.
Приложение к Программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации
План
мероприятий по реализации целей и задач демонополизации и развития конкуренции на рынках услуг по стандартизации, метрологии и сертификации
-------T-------------------------------T-----------T---------------------¬ ¦N п/п ¦Содержание и направление ¦ Срок ¦Ответственные ¦ ¦ ¦мероприятия ¦исполнения ¦исполнители ¦ L------+-------------------------------+-----------+---------------------- 1. Разработка проекта федерального 1996 год Госстандарт России, закона "О сертификационных Роспатент, знаках" Минюст России 2. Разработка проекта федерального 1996 год Госстандарт России, закона "О внесении изменений и ГКАП России, дополнений в Закон Российской Минюст России, Федерации "О сертификации Госкомпром России, продукции и услуг" Госкомсанэпиднадзор России 3. Анализ функций федеральных 1995 год Госстандарт России, органов исполнительной власти и ГКАП России, хозяйствующих субъектов в Минюст России, области стандартизации, Госкомпром России, метрологии и сертификации, Госкомсанэпиднадзор подготовка предложений по их России, уточнению и определение Минтруд России, объектов государственной Минприроды России монополии в этих областях 4. Приведение соглашений о постоянно Госстандарт России, взаимодействии по вопросам министерства, стандартизации, метрологии и ведомства сертификации между федеральными органами исполнительной власти в соответствие с законодательством Российской Федерации 5. Осуществление мер по постоянно Госстандарт России, активизации работы технических министерства, комитетов по стандартизации, по ведомства, поддержке участия этих технические комитеты комитетов в деятельности Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), связанной с разработкой проектов международных (региональных) стандартов, в применении которых заинтересована Российская Федерация 6. Оказание содействия научным и постоянно Госстандарт России, общественным организациям, технические комитеты объединениям потребителей, коммерческим структурам, страховым компаниям по расширению их участия в деятельности технических комитетов по стандартизации 7. Ведение реестра перечней постоянно Госстандарт России, средств измерений, относящихся министерства, к сферам государственного ведомства контроля и надзора 8. Оказание содействия постоянно Госстандарт России, федеральным органам министерства, исполнительной власти и ведомства юридическим лицам в создании метрологических служб 9. Перераспределение функций 1995 год Госстандарт России, институтов и организаций, министерства, аккредитованных на право ведомства осуществления работ в области поверки, испытаний средств измерений и обеспечения единства измерений, и расширение их круга в целях демонополизации этой деятельности 10. Установление требований к 1995 год Госстандарт России органам по сертификации, обеспечивающих проведение ими работ по обязательной сертификации на некоммерческой основе 11. Введение порядка формирования I полугодие Госстандарт России, номенклатуры продукции и 1995 г. министерства, услуг, подлежащих обязательной ведомства сертификации в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации 12. Уточнение номенклатуры постоянно Госстандарт России, продукции, подлежащей министерства, обязательной сертификации в ведомства Российской Федерации 13. Создание и развитие систем постоянно Госстандарт России, обязательной сертификации, министерства, формирование сети органов по ведомства, сертификации и испытательных хозяйствующие лабораторий (центров) в субъекты, соответствии с федеральной общественные инновационной программой объединения "Сертификация и метрология" 14. Расширение участия организаций постоянно Госстандарт России, и предпринимательских структур министерства, в международной деятельности ведомства, по аккредитации и сертификации организации, предприятия 15. Формирование системы 1996 год Госстандарт России, аккредитации органов по министерства, сертификации, испытательных и ведомства измерительных лабораторий 16. Содействие развитию постоянно Госстандарт России, торгово-экономических министерства, отношений государств - ведомства участников СНГ путем введения единой формы сертификата, взаимной аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, взаимного признания результатов сертификации 17. Упорядочение оплаты работ и 1996 год Госстандарт России, услуг по стандартизации, Минфин России метрологии и сертификации 18. Совершенствование постоянно Госстандарт России, информационного обеспечения министерства, организационно-методическими и ведомства нормативными документами по стандартизации, метрологии и сертификации на базе федерального фонда стандартов и информационных фондов стандартов министерств и ведомств 19. Организация публикаций в постоянно Госстандарт России, печати, выступлений на радио и министерства, телевидении, издания ведомства специальной литературы, проведения конференций, семинаров, симпозиумов по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации 20. Создание 1996 год Госстандарт России, информационно-технической и министерства, консультативной службы помощи ведомства российским экспортерам по вопросам законодательной и нормативной базы по стандартизации, метрологии и сертификации в зарубежных странах и международных организациях 21. Создание 1996 год Госстандарт России, информационно-технической и министерства, консультативной службы помощи ведомства импортерам по вопросам контроля и сертификации ввозимой продукции и услуг
< < Вернуться архив, обновление