< < Вернуться архив, обновление
Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (третий уровень высшего профессионального образования) (утв. Госкомвузом РФ 20 февраля 1995 г.)
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
1. Общая характеристика образовательно-профессиональной
программы подготовки преподавателя на базе специальности
(наименование специальности)
1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме - 680 часов. Дополнительная квалификация - "преподаватель".
1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.
Деятельность преподавателя направлена на:
- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым стандартам образования;
- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;
- анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
- воспитание и интеллектуальное развитие личности.
Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:
- учреждения системы народного образования различных форм собственности (лицеи, гимназии, школы, колледжи);
- учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно
завершивших обучение по программе подготовки специалиста
с дополнительной квалификацией "Преподаватель"
2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя
Преподаватель должен:
- понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
- знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
- понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, а также в школьном учебном плане;
- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.
Преподаватель должен знать:
- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;
- воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
- пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;
- дидактику (предмета);
- содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
- требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся (по предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
- вопросы частных методик школьных курсов (по предмету);
- различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;
- методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
- научные основы школьного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;
- структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.
Преподаватель должен уметь:
- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
- планировать учебные занятия в соответствии со школьным учебным планом и на основе его стратегии;
еспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;
- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
- ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;
- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
- анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;
- организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
- применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
- использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;
- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;
- развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Преподаватель должен иметь представление о:
- связях школьных разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами;
- методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий;
- методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;
- возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;
- принципах построения, обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам
Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также по математическим, общим естественнонаучным и специальным дисциплинам (см.: государственные требования по данным циклам дисциплин для специальностей, обозначенных символом "*" в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования).
Конкретные требования с учетом выполнения вышеперечисленных требований устанавливаются высшим учебным заведением.
3. Обязательный минимум содержания программы
профессиональной подготовки преподавателя
--------T----------------------------------------------------T-----------
Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего часов
¦ и их основные разделы ¦на освоение
¦ ¦учебного
¦ ¦материала
--------+----------------------------------------------------+-----------
ОД.00 ¦Общие дисциплины ¦ 360
ОД.01 ¦Психология и педагогика: ¦ 100
¦(см.: обязательный минимум содержания цикла Общие¦
¦гуманитарные и социально-экономические дисциплины,¦
¦определяемый государственным стандартом высшего про-¦
¦фессионального образования) ¦
ОД.02 ¦Дополнительный цикл психолого-педагогических дисцип-¦ 180
¦лин (конкретный перечень определяется вузом): ¦
¦возникновение и развитие педагогической профессии;¦
¦своеобразие педагогической деятельности; роль учите-¦
¦ля в обществе; педагогическое призвание, творчество¦
¦и новаторство; мотивы выбора педагогической профес-¦
¦сии; требования к личности учителя; профессиограммы¦
¦учителя; системы профессиональной педагогической¦
¦подготовки; самосовершенствование учителя; основ-¦
¦ные принципы возрастной периодизации психического¦
¦развития; типы ведущей деятельности и психологичес-¦
¦кие особенности возрастных периодов; кризисы воз-¦
¦растного развития; условия, механизмы и закономер-¦
¦ности развития и формирования психики в процессе он-¦
¦тогенеза; психология обучения и воспитания; обучение¦
¦и развитие; психологическая сущность развивающего¦
¦обучения; психология инновационного обучения; струк-¦
¦тура учебной деятельности и проблема ее формирова-¦
¦ния; этапы формирования умственных действий; харак-¦
¦теристика теоретического и эмпирического мышления;¦
¦психология оценки и самооценки; история отечествен-¦
¦ных и зарубежных педагогических учений; методологи-¦
¦ческие и психологические основы процесса воспитания;¦
¦проблема взаимоотношений личности и коллектива; пла-¦
¦нирование и осуществление воспитательного процесса;¦
¦проблема педагогического мастерства; педагогическая¦
¦культура; современное педагогическое мышление; пути¦
¦формирования педагогического мастерства; техника ре-¦
¦чи, экспрессивные средства учителя; педагогика сот-¦
¦рудничества как технология обучения и воспитания;¦
¦современные концепции образования и их отражение в¦
¦нормативных документах; научная организация педаго-¦
¦гического труда; текущее и перспективное планирова-¦
¦ние; методы психодиагностики, диагностика мотиваци-¦
¦онной познавательной, эмоционально-волевой сфер лич-¦
¦ности учащихся; диагностика знаний, умений, навыков¦
¦и способностей школьников; диагностика межличностных¦
¦отношений и психологического климата; психокоррекци-¦
¦онная работа учителя; методы педагогических исследо-¦
¦ваний; системный подход к исследованию педагогичес-¦
¦ких явлений и процессов; технологические проблемы¦
¦современной дидактики ¦
¦ ¦
ОД.03 ¦Новые информационные технологии в учебном процессе: ¦ 80
¦структура аудио- и видеосредств и методика их приме-¦
¦нения; структура и архитектура ПЭВМ, практические¦
¦навыки работы с компьютером; принципы построения ав-¦
¦томатизированных обучающих и контролирующих систем;¦
¦применение пакетов прикладных программ в учебном¦
¦процессе (по предмету); текстовые и графические ре-¦
¦дакторы, электронные таблицы; базы данных; информа-¦
¦ционные и телекоммуникационные сети ¦
¦ ¦
СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦ 320
¦ ¦
СД.01 ¦История и методология (предмета): ¦ 60
¦история возникновения и развития (предмета); основ-¦
¦ные понятия и категории. Методологические аспекты¦
¦науки и ее приложений; место (предмета) в системе¦
¦научного знания; междисциплинарные связи; роль наи-¦
¦более выдающихся ученых в развитии предмета; возник-¦
¦новение новых научных направлений (особенно, в двад-¦
¦цатом столетии); современные проблемы и перспективы¦
¦развития (предмета) ¦
¦ ¦
СД.02 ¦Методика преподавания (предмета): ¦ 100
¦основы дидактики (предмета); содержание и структура¦
¦школьных программ и учебников; вопросы частных мето-¦
¦дик, относящихся к основным темам школьного курса;¦
¦различные подходы к изучению основных тем школьного¦
¦курса (предмета); методы организации самостоятельной¦
¦работы и развития творческих способностей учащихся;¦
¦таксономия учебных задач; новые технологии обучения;¦
¦методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников¦
¦и методической литературы (по предмету); организация¦
¦учебной деятельности учащихся, разработка планов и¦
¦конспектов занятий ¦
¦ ¦
СД.03 ¦Научные основы школьного курса (предмета): ¦ 80
¦анализ школьного курса (предмета) с точки зрения¦
¦современной науки; логическая структура (предмета);¦
¦приложение общих концепций и выводов науки к конк-¦
¦ретным задачам преподавания ¦
¦ ¦
СД.04 ¦Практикум: ¦ 80
¦развитие и закрепление практических навыков (по¦
¦предмету) ¦
¦ Всего часов:¦ 680
¦ ¦
П.00 ¦Педагогическая практика ¦ 10 недель
¦ ¦
И.00 ¦Итоговая государственная аттестация ¦
¦ ¦
И.01 ¦Государственный квалификационный экзамен или защита¦
¦выпускной работы ¦
Примечание:
Вуз (факультет) имеет право:
1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом.
2. Вводить в дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин (ОД.02) элективные курсы.
3. Осуществлять преподавание цикла профессионально-педагогических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.
Заместитель председателя Госкомвуза РФ
В.Шадриков
< < Вернуться архив, обновление


