< < Вернуться архив, обновление
Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (третий уровень высшего профессионального образования) (утв. Госкомвузом РФ 20 февраля 1995 г.)
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
1. Общая характеристика образовательно-профессиональной
программы подготовки преподавателя на базе специальности
(наименование специальности)
1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме - 680 часов. Дополнительная квалификация - "преподаватель".
1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.
Деятельность преподавателя направлена на:
- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым стандартам образования;
- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;
- анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
- воспитание и интеллектуальное развитие личности.
Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:
- учреждения системы народного образования различных форм собственности (лицеи, гимназии, школы, колледжи);
- учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно
завершивших обучение по программе подготовки специалиста
с дополнительной квалификацией "Преподаватель"
2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя
Преподаватель должен:
- понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
- знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
- понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, а также в школьном учебном плане;
- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.
Преподаватель должен знать:
- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;
- воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
- пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;
- дидактику (предмета);
- содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
- требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся (по предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
- вопросы частных методик школьных курсов (по предмету);
- различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;
- методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
- научные основы школьного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;
- структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.
Преподаватель должен уметь:
- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
- планировать учебные занятия в соответствии со школьным учебным планом и на основе его стратегии;
еспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;
- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
- ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;
- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
- анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;
- организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
- применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
- использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;
- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;
- развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Преподаватель должен иметь представление о:
- связях школьных разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами;
- методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий;
- методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;
- возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;
- принципах построения, обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам
Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также по математическим, общим естественнонаучным и специальным дисциплинам (см.: государственные требования по данным циклам дисциплин для специальностей, обозначенных символом "*" в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования).
Конкретные требования с учетом выполнения вышеперечисленных требований устанавливаются высшим учебным заведением.
3. Обязательный минимум содержания программы
профессиональной подготовки преподавателя
--------T----------------------------------------------------T----------- Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего часов ¦ и их основные разделы ¦на освоение ¦ ¦учебного ¦ ¦материала --------+----------------------------------------------------+----------- ОД.00 ¦Общие дисциплины ¦ 360 ОД.01 ¦Психология и педагогика: ¦ 100 ¦(см.: обязательный минимум содержания цикла Общие¦ ¦гуманитарные и социально-экономические дисциплины,¦ ¦определяемый государственным стандартом высшего про-¦ ¦фессионального образования) ¦ ОД.02 ¦Дополнительный цикл психолого-педагогических дисцип-¦ 180 ¦лин (конкретный перечень определяется вузом): ¦ ¦возникновение и развитие педагогической профессии;¦ ¦своеобразие педагогической деятельности; роль учите-¦ ¦ля в обществе; педагогическое призвание, творчество¦ ¦и новаторство; мотивы выбора педагогической профес-¦ ¦сии; требования к личности учителя; профессиограммы¦ ¦учителя; системы профессиональной педагогической¦ ¦подготовки; самосовершенствование учителя; основ-¦ ¦ные принципы возрастной периодизации психического¦ ¦развития; типы ведущей деятельности и психологичес-¦ ¦кие особенности возрастных периодов; кризисы воз-¦ ¦растного развития; условия, механизмы и закономер-¦ ¦ности развития и формирования психики в процессе он-¦ ¦тогенеза; психология обучения и воспитания; обучение¦ ¦и развитие; психологическая сущность развивающего¦ ¦обучения; психология инновационного обучения; струк-¦ ¦тура учебной деятельности и проблема ее формирова-¦ ¦ния; этапы формирования умственных действий; харак-¦ ¦теристика теоретического и эмпирического мышления;¦ ¦психология оценки и самооценки; история отечествен-¦ ¦ных и зарубежных педагогических учений; методологи-¦ ¦ческие и психологические основы процесса воспитания;¦ ¦проблема взаимоотношений личности и коллектива; пла-¦ ¦нирование и осуществление воспитательного процесса;¦ ¦проблема педагогического мастерства; педагогическая¦ ¦культура; современное педагогическое мышление; пути¦ ¦формирования педагогического мастерства; техника ре-¦ ¦чи, экспрессивные средства учителя; педагогика сот-¦ ¦рудничества как технология обучения и воспитания;¦ ¦современные концепции образования и их отражение в¦ ¦нормативных документах; научная организация педаго-¦ ¦гического труда; текущее и перспективное планирова-¦ ¦ние; методы психодиагностики, диагностика мотиваци-¦ ¦онной познавательной, эмоционально-волевой сфер лич-¦ ¦ности учащихся; диагностика знаний, умений, навыков¦ ¦и способностей школьников; диагностика межличностных¦ ¦отношений и психологического климата; психокоррекци-¦ ¦онная работа учителя; методы педагогических исследо-¦ ¦ваний; системный подход к исследованию педагогичес-¦ ¦ких явлений и процессов; технологические проблемы¦ ¦современной дидактики ¦ ¦ ¦ ОД.03 ¦Новые информационные технологии в учебном процессе: ¦ 80 ¦структура аудио- и видеосредств и методика их приме-¦ ¦нения; структура и архитектура ПЭВМ, практические¦ ¦навыки работы с компьютером; принципы построения ав-¦ ¦томатизированных обучающих и контролирующих систем;¦ ¦применение пакетов прикладных программ в учебном¦ ¦процессе (по предмету); текстовые и графические ре-¦ ¦дакторы, электронные таблицы; базы данных; информа-¦ ¦ционные и телекоммуникационные сети ¦ ¦ ¦ СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦ 320 ¦ ¦ СД.01 ¦История и методология (предмета): ¦ 60 ¦история возникновения и развития (предмета); основ-¦ ¦ные понятия и категории. Методологические аспекты¦ ¦науки и ее приложений; место (предмета) в системе¦ ¦научного знания; междисциплинарные связи; роль наи-¦ ¦более выдающихся ученых в развитии предмета; возник-¦ ¦новение новых научных направлений (особенно, в двад-¦ ¦цатом столетии); современные проблемы и перспективы¦ ¦развития (предмета) ¦ ¦ ¦ СД.02 ¦Методика преподавания (предмета): ¦ 100 ¦основы дидактики (предмета); содержание и структура¦ ¦школьных программ и учебников; вопросы частных мето-¦ ¦дик, относящихся к основным темам школьного курса;¦ ¦различные подходы к изучению основных тем школьного¦ ¦курса (предмета); методы организации самостоятельной¦ ¦работы и развития творческих способностей учащихся;¦ ¦таксономия учебных задач; новые технологии обучения;¦ ¦методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников¦ ¦и методической литературы (по предмету); организация¦ ¦учебной деятельности учащихся, разработка планов и¦ ¦конспектов занятий ¦ ¦ ¦ СД.03 ¦Научные основы школьного курса (предмета): ¦ 80 ¦анализ школьного курса (предмета) с точки зрения¦ ¦современной науки; логическая структура (предмета);¦ ¦приложение общих концепций и выводов науки к конк-¦ ¦ретным задачам преподавания ¦ ¦ ¦ СД.04 ¦Практикум: ¦ 80 ¦развитие и закрепление практических навыков (по¦ ¦предмету) ¦ ¦ Всего часов:¦ 680 ¦ ¦ П.00 ¦Педагогическая практика ¦ 10 недель ¦ ¦ И.00 ¦Итоговая государственная аттестация ¦ ¦ ¦ И.01 ¦Государственный квалификационный экзамен или защита¦ ¦выпускной работы ¦
Примечание:
Вуз (факультет) имеет право:
1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом.
2. Вводить в дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин (ОД.02) элективные курсы.
3. Осуществлять преподавание цикла профессионально-педагогических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.
Заместитель председателя Госкомвуза РФ
В.Шадриков
< < Вернуться архив, обновление