Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвузом РФ от 30 декабря 1993 г.)

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


Действуют в качестве временных требований
до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.

 
   1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология            
   2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно  завершивших  обучение 
      по программе направления 520100 - Культурология                    
   3. Обязательный минимум содержания  профессиональной  образовательной 
      программы по направлению 520100 - Культурология                    
 

1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология


1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N 142.

1.2. Нормативная длительность обучения по данному направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень бакалавр.

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520100 - Культурология.

Деятельность бакалавра направлена на анализ опыта развития мировой культуры, познания феноменов культуры и культуротворческого процесса, особенностей функционирования культуры в современном обществе.

1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:

- к организационно-управленческой, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности в сфере культуры в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;

- к обучению в магистратуре по направлению 520100 - Культурология; освоению профессиональных образовательных программ третьего уровня по специальности 020600 - Культурология в сокращенные до года сроки.

Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.


2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение
по программе направления 520100 - Культурология


2.1. Общие требования к образованности бакалавра

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- обладает культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин

2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Бакалавр должен:

в области философии, психологии, истории, педагогики:

- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

в области социологии, экономики, политологии и права:

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- знать основы экономической теории;

- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;

в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2.2.2. По циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин

Бакалавр должен иметь представление:

в области математики и информатики:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;

- о неевклидовых геометрических системах;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

в области концепций современного естествознания:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3. По циклу общепрофессиональных дисциплин направления

Бакалавр должен:

- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам культурологического знания;

- быть обучен навыкам анализа современной культурологической проблематики, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения;

- владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании мировой культурологической и философской мысли, истории и теории мировой и отечественной культуры, достижений науки и техники;

- уметь свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать культурологическую и социально-политическую литературу на русском и одном из иностранных языков;

- приобрести необходимые навыки для преподавания культурологических дисциплин.

2.2.4. Требования к циклу специальных дисциплин

Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях культурологии.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.


3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной
программы по направлению 520100 - Культурология

 
---------T--------------------------------------------------T------------
  Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные дидактические¦Всего часов
         ¦                       единицы*                   ¦на освоение
         ¦                                                  ¦ учебного
         ¦                                                  ¦ материала
---------+--------------------------------------------------+------------
 ГСЭ.00  ¦Цикл общих гуманитарных и  социально-экономических¦    1690
         ¦дисциплин                                         ¦
 ГСЭ.01  ¦Философия:                                        ¦
         ¦роль философии в жизни человека и общества;  исто-¦
         ¦рические типы философии; человек во Вселенной; фи-¦
         ¦лософская,  религиозная и  научная  картины  мира;¦
         ¦природа человека и смысл его существования; позна-¦
         ¦ние, его возможности и границы; знание и вера; об-¦
         ¦щество;  многообразие культур,  цивилизаций,  форм¦
         ¦социального опыта; человек в мире культуры; Запад,¦
         ¦Восток,  Россия в диалоге культур; личность: проб-¦
         ¦лемы свободы и ответственности; человек в информа-¦
         ¦ционно-техническом  мире;  роль научной рациональ-¦
         ¦ности в развитии общества;  проблемы и перспективы¦
         ¦современной цивилизации;  человечество перед лицом¦
         ¦глобальных проблем                                ¦
 ГСЭ.02  ¦Иностранный язык:                                 ¦     340
         ¦закрепление программы средней школы,  изучение но-¦
         ¦вого лексико-грамматического материала,  необходи-¦
         ¦мого для общения в наиболее распространенных  пов-¦
         ¦седневных  ситуациях;  различные виды речевой дея-¦
         ¦тельности и формы речи (устной,  письменной, моно-¦
         ¦логической  или  диалогической),  овладение лекси-¦
         ¦ко-грамматическим минимумом;  курс реферирования и¦
         ¦аннотирования научной литературы, курс научно-тех-¦
         ¦нического перевода и т.п.                         ¦
 ГСЭ.04  ¦История:                                          ¦
         ¦сущность, формы,  функции исторического  сознания;¦
         ¦типы цивилизаций в древности; проблема взаимодейс-¦
         ¦твия человека и природной среды в древних  общест-¦
         ¦вах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья¦
         ¦во всемирно-историческом процессе;  Киевская Русь;¦
         ¦тенденции  становления  цивилизации в русских зем-¦
         ¦лях; проблема складывания основ национальных госу-¦
         ¦дарств в Западной Европе;  складывание Московского¦
         ¦государства;  Европа в  начале  Нового  времени  и¦
         ¦проблема  формирования целостности европейской ци-¦
         ¦вилизации; Россия в XV - XVII вв.; XVIII в. в  ев-¦
         ¦ропейской и северо-американской истории;  проблема¦
         ¦перехода в  "царство разума";  особенности россий-¦
         ¦ской модернизации в XVIII в.; духовный мир челове-¦
         ¦ка на пороге перехода к индустриальному  обществу;¦
         ¦основные  тенденции  развития  всемирной истории в¦
         ¦XIX в.; пути развития России; место XX в. во  все-¦
         ¦мирно-историческом процессе; новый уровень истори-¦
         ¦ческого  синтеза;  глобальная  история; менталитет¦
         ¦человека, его  эволюция и  особенности в  Западной¦
         ¦Европе, России и в других регионах мира           ¦
 ГСЭ.05  ¦Физическая культура:                              ¦     408
         ¦физическая культура в общекультурной и  профессио-¦
         ¦нальной  подготовке студентов;  социально-биологи-¦
         ¦ческие основы физической культуры; основы здорово-¦
         ¦го образа и стиля жизни; оздоровительные системы и¦
         ¦спорт (теория, методика, практика); профессиональ-¦
         ¦но-прикладная физическая подготовка студентов     ¦
 ГСЭ.06  ¦Право:                                            ¦
         ¦право, личность и общество;  структура права и его¦
         ¦действия; конституционная основа правовой системы;¦
         ¦частное право; сравнительное правоведение         ¦
 ГСЭ.07  ¦Экономика:                                        ¦
         ¦предмет экономической науки;  введение в экономику¦
         ¦(основы  экономического  анализа,  основы  обмена,¦
         ¦функционирование конкурентного рынка,  основы, го-¦
         ¦сударственного  сектора);  основные  понятия собс-¦
         ¦твенности:  экономические и правовые аспекты; вве-¦
         ¦дение в макроэкономику; деньги, денежное обращение¦
         ¦и денежная политика;  национальный доход, совокуп-¦
         ¦ные расходы,  спрос, предложение, ценовой уровень,¦
         ¦фискальная политика;  макроэкономические  проблемы¦
         ¦инфляции и безработицы;  основные макроэкономичес-¦
         ¦кие школы; мировая экономика и экономический рост;¦
         ¦спрос, потребительский выбор, издержки и предложе-¦
         ¦ние; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса,¦
         ¦регулирование и дерегулирование; факторные рынки и¦
         ¦распределение  доходов;  экономика  сельскохозяйс-¦
         ¦твенных и природных ресурсов; сравнительные эконо-¦
         ¦мические системы                                  ¦
 ГСЭ.08  ¦Социология:                                       ¦
         ¦история становления и развития социологии; общест-¦
         ¦во как социокультурная система; социальные общнос-¦
         ¦ти как источник самодвижения,  социальных  измене-¦
         ¦ний;  культура как система ценностей, смыслов, об-¦
         ¦разцов действий индивидов; влияние культуры на со-¦
         ¦циальные и экономические отношения; обратное влия-¦
         ¦ние экономики и  социально-политической  жизни  на¦
         ¦культуру;  личность как активный субъект; взаимос-¦
         ¦вязь личности и общества; ролевые теории личности;¦
         ¦социальный   статус  личности;  социальные  связи,¦
         ¦действия,  взаимодействия между индивидами и груп-¦
         ¦пами,  групповая  динамика;  социальное поведение;¦
         ¦социальный обмен и сравнение как механизм социаль-¦
         ¦ных связей; социальная структура, социальная стра-¦
         ¦тификация; социальные институты и социальная орга-¦
         ¦низация; гражданское общество и государство; соци-¦
         ¦альный  контроль;  массовое  сознание  и  массовые¦
         ¦действия;  социальные движения; источники социаль-¦
         ¦ного напряжения;  социальные конфликты и логика их¦
         ¦разрешения; социальные изменения; глобализация со-¦
         ¦циальных и культурных процессов в современном  ми-¦
         ¦ре;  социально-культурные  особенности  и проблемы¦
         ¦развития российского общества; возможные альтерна-¦
         ¦тивы его развития в будущем;  методология и методы¦
         ¦социологического исследования                     ¦
 ГСЭ.09  ¦Политология:                                      ¦
         ¦объект, предмет и метод политологии,  ее  место  в¦
         ¦системе социально-гуманитарных дисциплин;  история¦
         ¦политических учений;  теория власти и властных от-¦
         ¦ношений;  политическая жизнь, ее основные характе-¦
         ¦ристики;  политическая система,  институциональные¦
         ¦аспекты политики; политические отношения и процес-¦
         ¦сы;  субъекты политики; политическая культура; по-¦
         ¦литические идеологии (история развития,  современ-¦
         ¦ное состояние,  перспективы); политический процесс¦
         ¦в России; мировая политика и международные отноше-¦
         ¦ния; сравнительная политология                    ¦
 ГСЭ.10  ¦Психология и педагогика:                          ¦
         ¦психология: объект и предмет психологии; соотноше-¦
         ¦ние субъективной и объективной реальности; психика¦
         ¦и организм;  активность психики  (души),  психика,¦
         ¦поведение  и деятельность;  структура субъективной¦
         ¦реальности;  личность и  межличностные  отношения;¦
         ¦свобода воли;  личностная ответственность; общее и¦
         ¦индивидуальное в психике человека;                ¦
         ¦педагогика: предмет педагогики; цели образования и¦
         ¦воспитания;  педагогический  идеал  и его коркрет-¦
         ¦но-историческое воплощение;  средства и методы пе-¦
         ¦дагогического воздействия на личность; общие прин-¦
         ¦ципы дидактики и их реализация в конкретных  пред-¦
         ¦метных  методиках обучения; нравственно-психологи-¦
         ¦ческие и идейные взаимоотношения поколений; семей-¦
         ¦ное воспитание и семейная педагогика;  межличност-¦
         ¦ные отношения в коллективе; нравственно-психологи-¦
         ¦ческий образ педагога;  мастерство педагогического¦
         ¦общения                                           ¦
 ГСЭ.11  ¦Дисциплины и курсы по выбору студента,  устанавли-¦     324
         ¦ваемые вузом (факультетом)                        ¦
 ЕН.00   ¦Цикл общих  математических  и   естественнонаучных¦     714
         ¦дисциплин                                         ¦
 ЕН.01   ¦Математика и информатика:                         ¦
         ¦геометрия Евклида  как  первая  естественнонаучная¦
         ¦теория; аксиоматический метод; основные этапы ста-¦
         ¦новления современной математики;  структура совре-¦
         ¦менной математики;  основные черты математического¦
         ¦мышления; математические доказательства; элементы,¦
         ¦множества, отношения, отображения; числа; комбина-¦
         ¦торика; конечные и бесконечные множества; основные¦
         ¦структуры на множестве; неевклидовы геометрии; ге-¦
         ¦ометрия микро- и макромира;  основные идеи матема-¦
         ¦тического анализа; дифференциальные уравнения; об-¦
         ¦щая постановка задачи о принятии решения;  матема-¦
         ¦тические  методы  в целенаправленной деятельности;¦
         ¦математика случайного;  элементы теории вероятнос-¦
         ¦тей;  основные  понятия математической статистики;¦
         ¦математические методы проверки гипотез; роль мате-¦
         ¦матики  в гуманитарных науках;  основные понятия и¦
         ¦методы теории информации и кодирования; аппаратные¦
         ¦и программные средства персональных ЭВМ,  предназ-¦
         ¦наченные для обработки информации                 ¦
 ЕН.02   ¦Концепции современного естествознания:            ¦
         ¦естественнонаучная и гуманитарная культуры;  науч-¦
         ¦ный метод; история естествознания; панорама совре-¦
         ¦менного естествознания;  тенденции развития;  кор-¦
         ¦пускулярная  и  континуальная  концепции  описания¦
         ¦природы;  порядок и беспорядок  в  природе;  хаос;¦
         ¦структурные  уровни  организации материи;  микро-,¦
         ¦макро- и мегамиры;  пространство,  время; принципы¦
         ¦относительности; принципы симметрии; законы сохра-¦
         ¦нения; взаимодействие; близкодействие, дальнодейс-¦
         ¦твие;  состояние; принципы суперпозиции, неопреде-¦
         ¦ленности, дополнительности; динамические и статис-¦
         ¦тические закономерности в природе; законы сохране-¦
         ¦ния энергии в макроскопических процессах; принципы¦
         ¦возрастания энтропии;  химические системы, энерге-¦
         ¦тика химических процессов, реакционная способность¦
         ¦веществ; особенности биологического уровня органи-¦
         ¦зации материи; принципы воспроизводства и развития¦
         ¦живых систем;  многообразие живых организмов - ос-¦
         ¦нова организации и устойчивости биосферы; генетика¦
         ¦и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции,¦
         ¦творчество,  работоспособность; биоэтика; человек,¦
         ¦биосфера и космические циклы;  ноосфера; необрати-¦
         ¦мость времени;  самоорганизация в живой и  неживой¦
         ¦природе;  принципы  универсального  эволюционизма;¦
         ¦путь к единой культуре                            ¦
 ЕН.03   ¦Дисциплины и курсы по выбору студента,  устанавли-¦     314
         ¦ваемые вузом (факультетом)                        ¦
 ДН.00   ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин               ¦    3278
 ДН.01   ¦Теория культуры:                                  ¦     238
         ¦предмет и методы теории культуры; основные катего-¦
         ¦рии, понятия и термины теории культуры; культура и¦
         ¦природа;  культура и личность;  культура  и  язык;¦
         ¦культура и история; феноменология культуры; струк-¦
         ¦тура  и  функции  культуры;  типология   культуры;¦
         ¦единство и многообразие культур;  модели культуры;¦
         ¦история  культурологии:  направления,   концепции,¦
         ¦школы;  культурология в системе современного гума-¦
         ¦нитарного знания                                  ¦
 ДН.02   ¦История культуры:                                 ¦     510
         ¦основные подходы к изучению истории культуры:  ге-¦
         ¦нетический,  структурный, типологический, компара-¦
         ¦тивный;  проблемы генезиса культуры; культурно-ис-¦
         ¦торические  эпохи  (согласно основным концепциям);¦
         ¦Восток и Запад как идеальные типы мировой  культу-¦
         ¦ры;  традиционные культуры Востока; культура Древ-¦
         ¦ней Греции и Рима; язычество и христианство; куль-¦
         ¦тура  средневековой Европы;  культура Возрождения;¦
         ¦новоевропейская культура;  основные этапы  истории¦
         ¦культуры России;  роль Византии и Европы в истории¦
         ¦русской культуры;  взаимовлияние  культур  в XVIII¦
         ¦- XIX вв.;  проблемы культуры XX в.;  модернизм  и¦
         ¦постмодернизм                                     ¦
 ДН.03   ¦Философия культуры:                               ¦     136
         ¦культура как  ценность   (аксиологический   аспект¦
         ¦культурологии);   культура  как  способ  полагания¦
         ¦умыслов; логика существования и развития культуры;¦
         ¦теории  познания  культуры и ее истории;  проблема¦
         ¦свободы выбора в системе культуры;  человек и  об-¦
         ¦щество как проблема философии культуры            ¦
 ДН.04   ¦Социология культуры:                              ¦     170
         ¦культура и общество; социальное и индивидуальное в¦
         ¦культуре;  социальные  функции культуры;  культура¦
         ¦как социальная система; структура системы; культу-¦
         ¦ра малых групп; социодинамика культуры; социальные¦
         ¦факторы функционирования и динамики культуры      ¦
 ДН.05   ¦Эстетика:                                         ¦     136
         ¦сущность эстетического; основные категории эстети-¦
         ¦ки,  их  роль  в интеллектуально-практической дея-¦
         ¦тельности людей; история эстетической мысли; эсте-¦
         ¦тическое сознание и его структура;  основные сферы¦
         ¦эстетической деятельности (бытовая, производствен-¦
         ¦ная, профессионально-художественная); эстетические¦
         ¦основы искусства и его отдельных видов;  художест-¦
         ¦венный образ как интегральная структура искусства;¦
         ¦проблема художественного восприятия;  эстетическая¦
         ¦культура общества и личности                      ¦
 ДН.06   ¦Искусство:                                        ¦     204
         ¦искусство как феномен культуры;  ранние  синкрети-¦
         ¦ческие  формы искусства;  основные памятники архи-¦
         ¦тектуры и искусства Востока;  античная скульптура,¦
         ¦живопись и мозаика; своеобразие иконописи Византии¦
         ¦и России; художественная культура Возрождения; ос-¦
         ¦новные  художественные  стили  в  искусстве Нового¦
         ¦времени;  история искусств в России; направления и¦
         ¦проблемы истории искусства XX в.                  ¦
 ДН.07   ¦Литература:                                       ¦     170
         ¦литература как предмет истории культуры;  слово  и¦
         ¦образ; жанры и стили литературного творчества; па-¦
         ¦мятники литературы традиционного Востока;  класси-¦
         ¦ческие  литературные жанры античности;  литература¦
         ¦европейского Средневековья  и  эпохи  Возрождения;¦
         ¦основные  литературные направления Нового времени;¦
         ¦история русской литературы; русская литература XIX¦
         ¦в.  как явление мировой культуры;  реализм, модер-¦
         ¦низм и постмодернизм в литературе XX  в.;  взаимо-¦
         ¦действие литератур различных культурных регионов  ¦
 ДН.08   ¦Религия:                                          ¦     238
         ¦религия как феномен культуры; ранние формы религи-¦
         ¦озной культуры;  история индуизма и буддизма, кон-¦
         ¦фуцианства и даосизма; история иудаизма; возникно-¦
         ¦вение  христианства  и  его роль в истории мировой¦
         ¦культуры, основные христианские конфессии; история¦
         ¦ислама  и  специфика  исламской культуры;  история¦
         ¦православной культуры Византии и России; современ-¦
         ¦ные религиозные движения;  фундаментализм и модер-¦
         ¦низм; культура межконфессионального диалога       ¦
 ДН.09   ¦Наука:                                            ¦     170
         ¦предпосылки возникновения науки;  наука  и  магия;¦
         ¦система знаний в Древнем Египте,  Междуречье и Ин-¦
         ¦дии;  натурфилософия и логика Древней Греции и Ри-¦
         ¦ма; значение арабской системы знаний в истории на-¦
         ¦уки;  генезис науки Нового времени как социального¦
         ¦института; ее функции и динамика развития; специа-¦
         ¦лизация научного знания и  проблемы  его  синтеза;¦
         ¦проблема  вненаучного  знания;  научно-техническая¦
         ¦революция и современные глобальные проблемы разви-¦
         ¦тия науки                                         ¦
 ДН.10   ¦Материальная культура:                            ¦     204
         ¦социокультурные факторы формирования  материальной¦
         ¦культуры;  категории  материальной  культуры и но-¦
         ¦менклатура предметов; образы материальной культуры¦
         ¦исторических эпох; исторический ландшафт и его ос-¦
         ¦новные составляющие; структура интерьера различных¦
         ¦культурных эпох;  проблема утраты памятников мате-¦
         ¦риальной культуры,  перспективы и принципы их сох-¦
         ¦ранения                                           ¦
 ДН.11   ¦Этнология:                                        ¦     170
         ¦предмет этнологии;  основные понятия и  концепции;¦
         ¦понятие об этносе и этнических процессах; антропо-¦
         ¦генез и этногенез:  расообразование и история рас-¦
         ¦селения народов; язык как этнический фактор; этно-¦
         ¦лингвистическая классификация; понятие об основных¦
         ¦хозяйственно-культурных    типах;    родоплеменная¦
         ¦структура этносов; фратрии и брачные классы; тотем¦
         ¦и табу;  первобытная магия и происхождение власти;¦
         ¦формы обмена и общения;  этническое самосознание и¦
         ¦взаимодействие этнических культур, преемственность¦
         ¦культурных традиций;  проблемы передачи культурной¦
         ¦информации;  типы культурно-исторического наследо-¦
         ¦вания                                             ¦
 ДН.12   ¦Семиотика:                                        ¦      68
         ¦предмет семиотики;  основные категории,  понятия и¦
         ¦концепции; типы знаковых систем; естественные зна-¦
         ¦ки и их системы; образы и образные системы знаков;¦
         ¦языковые знаковые системы и их логика;  метаязык в¦
         ¦языковых знаковых системах                        ¦
 ДН.13   ¦Риторика:                                         ¦     136
         ¦предмет, основные категории  и  понятия  риторики;¦
         ¦культурно-исторический генезис риторики;  риторика¦
         ¦в истории мировой  культуры;  риторика  в  системе¦
         ¦форм словесной культуры;  риторические аспекты ли-¦
         ¦тературы, философии, теологии, педагогики и журна-¦
         ¦листики;  исторические  критерии  оценки искусства¦
         ¦риторики                                          ¦
 ДН.14   ¦Древний язык:                                     ¦     306
         ¦основы фонетики и грамматики;  принципы  и  методы¦
         ¦перевода, поиска смысловых соответствий и толкова-¦
         ¦ния текстов; практическая работа с текстами перво-¦
         ¦источников,  их  перевод,  истолкование и культур-¦
         ¦но-исторический анализ                            ¦
 ДН.15   ¦Дисциплины и курсы по выбору студента,  устанавли-¦     422
         ¦ваемые вузом (факультетом)                        ¦
 СД.00   ¦Цикл дисциплин специализации                      ¦    1068
 ДП.00   ¦Дополнительные виды подготовки (военная  подготов-¦     510
         ¦ка, гражданская оборона и др.)                    ¦
 Ф.00    ¦Факультативы                                      ¦     192
         ¦                                      Всего часов:¦    7452
 П.00    ¦Практики                                          ¦12 недель
 ГА. 00  ¦Государственная итоговая квалификационная аттеста-¦ 2 недели
         ¦ция                                               ¦
 

Настоящий вариант программы составлен на основе следующих данных:

Теоретическое обучение (54 ч х 138 нед. = 7452 ч) 138 недель

     Практики                                                   12 недель
     Экзаменационные сессии                                     30 недель
     Каникулы                                                   20 недель
     Отпуск после окончания вуза                                 4 недели
                                                        Итого: 204 недели
 

Примечания:

1. Вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл,- в пределах 10% без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплины.

1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.

1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе к учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов цикла, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.

6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующего диплома.

7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп.5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.


Заместитель председателя Госкомвуза
В.Шадриков
РФ

 
_______________________________

* Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.

Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал