Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвузом РФ от 30 декабря 1993 г.)
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Действуют в качестве временных требований
до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.
1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение
по программе направления 520100 - Культурология
3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной
программы по направлению 520100 - Культурология
1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология
1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная длительность обучения по данному направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень бакалавр.
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520100 - Культурология.
Деятельность бакалавра направлена на анализ опыта развития мировой культуры, познания феноменов культуры и культуротворческого процесса, особенностей функционирования культуры в современном обществе.
1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:
- к организационно-управленческой, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности в сфере культуры в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;
- к обучению в магистратуре по направлению 520100 - Культурология; освоению профессиональных образовательных программ третьего уровня по специальности 020600 - Культурология в сокращенные до года сроки.
Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение
по программе направления 520100 - Культурология
2.1. Общие требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- обладает культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области философии, психологии, истории, педагогики:
- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
в области социологии, экономики, политологии и права:
- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- знать основы экономической теории;
- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Федерации русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
2.2.2. По циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен иметь представление:
в области математики и информатики:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых геометрических системах;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;
в области концепций современного естествознания:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. По циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен:
- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам культурологического знания;
- быть обучен навыкам анализа современной культурологической проблематики, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения;
- владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании мировой культурологической и философской мысли, истории и теории мировой и отечественной культуры, достижений науки и техники;
- уметь свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать культурологическую и социально-политическую литературу на русском и одном из иностранных языков;
- приобрести необходимые навыки для преподавания культурологических дисциплин.
2.2.4. Требования к циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях культурологии.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной
программы по направлению 520100 - Культурология
---------T--------------------------------------------------T------------
Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные дидактические¦Всего часов
¦ единицы* ¦на освоение
¦ ¦ учебного
¦ ¦ материала
---------+--------------------------------------------------+------------
ГСЭ.00 ¦Цикл общих гуманитарных и социально-экономических¦ 1690
¦дисциплин ¦
ГСЭ.01 ¦Философия: ¦
¦роль философии в жизни человека и общества; исто-¦
¦рические типы философии; человек во Вселенной; фи-¦
¦лософская, религиозная и научная картины мира;¦
¦природа человека и смысл его существования; позна-¦
¦ние, его возможности и границы; знание и вера; об-¦
¦щество; многообразие культур, цивилизаций, форм¦
¦социального опыта; человек в мире культуры; Запад,¦
¦Восток, Россия в диалоге культур; личность: проб-¦
¦лемы свободы и ответственности; человек в информа-¦
¦ционно-техническом мире; роль научной рациональ-¦
¦ности в развитии общества; проблемы и перспективы¦
¦современной цивилизации; человечество перед лицом¦
¦глобальных проблем ¦
ГСЭ.02 ¦Иностранный язык: ¦ 340
¦закрепление программы средней школы, изучение но-¦
¦вого лексико-грамматического материала, необходи-¦
¦мого для общения в наиболее распространенных пов-¦
¦седневных ситуациях; различные виды речевой дея-¦
¦тельности и формы речи (устной, письменной, моно-¦
¦логической или диалогической), овладение лекси-¦
¦ко-грамматическим минимумом; курс реферирования и¦
¦аннотирования научной литературы, курс научно-тех-¦
¦нического перевода и т.п. ¦
ГСЭ.04 ¦История: ¦
¦сущность, формы, функции исторического сознания;¦
¦типы цивилизаций в древности; проблема взаимодейс-¦
¦твия человека и природной среды в древних общест-¦
¦вах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья¦
¦во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь;¦
¦тенденции становления цивилизации в русских зем-¦
¦лях; проблема складывания основ национальных госу-¦
¦дарств в Западной Европе; складывание Московского¦
¦государства; Европа в начале Нового времени и¦
¦проблема формирования целостности европейской ци-¦
¦вилизации; Россия в XV - XVII вв.; XVIII в. в ев-¦
¦ропейской и северо-американской истории; проблема¦
¦перехода в "царство разума"; особенности россий-¦
¦ской модернизации в XVIII в.; духовный мир челове-¦
¦ка на пороге перехода к индустриальному обществу;¦
¦основные тенденции развития всемирной истории в¦
¦XIX в.; пути развития России; место XX в. во все-¦
¦мирно-историческом процессе; новый уровень истори-¦
¦ческого синтеза; глобальная история; менталитет¦
¦человека, его эволюция и особенности в Западной¦
¦Европе, России и в других регионах мира ¦
ГСЭ.05 ¦Физическая культура: ¦ 408
¦физическая культура в общекультурной и профессио-¦
¦нальной подготовке студентов; социально-биологи-¦
¦ческие основы физической культуры; основы здорово-¦
¦го образа и стиля жизни; оздоровительные системы и¦
¦спорт (теория, методика, практика); профессиональ-¦
¦но-прикладная физическая подготовка студентов ¦
ГСЭ.06 ¦Право: ¦
¦право, личность и общество; структура права и его¦
¦действия; конституционная основа правовой системы;¦
¦частное право; сравнительное правоведение ¦
ГСЭ.07 ¦Экономика: ¦
¦предмет экономической науки; введение в экономику¦
¦(основы экономического анализа, основы обмена,¦
¦функционирование конкурентного рынка, основы, го-¦
¦сударственного сектора); основные понятия собс-¦
¦твенности: экономические и правовые аспекты; вве-¦
¦дение в макроэкономику; деньги, денежное обращение¦
¦и денежная политика; национальный доход, совокуп-¦
¦ные расходы, спрос, предложение, ценовой уровень,¦
¦фискальная политика; макроэкономические проблемы¦
¦инфляции и безработицы; основные макроэкономичес-¦
¦кие школы; мировая экономика и экономический рост;¦
¦спрос, потребительский выбор, издержки и предложе-¦
¦ние; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса,¦
¦регулирование и дерегулирование; факторные рынки и¦
¦распределение доходов; экономика сельскохозяйс-¦
¦твенных и природных ресурсов; сравнительные эконо-¦
¦мические системы ¦
ГСЭ.08 ¦Социология: ¦
¦история становления и развития социологии; общест-¦
¦во как социокультурная система; социальные общнос-¦
¦ти как источник самодвижения, социальных измене-¦
¦ний; культура как система ценностей, смыслов, об-¦
¦разцов действий индивидов; влияние культуры на со-¦
¦циальные и экономические отношения; обратное влия-¦
¦ние экономики и социально-политической жизни на¦
¦культуру; личность как активный субъект; взаимос-¦
¦вязь личности и общества; ролевые теории личности;¦
¦социальный статус личности; социальные связи,¦
¦действия, взаимодействия между индивидами и груп-¦
¦пами, групповая динамика; социальное поведение;¦
¦социальный обмен и сравнение как механизм социаль-¦
¦ных связей; социальная структура, социальная стра-¦
¦тификация; социальные институты и социальная орга-¦
¦низация; гражданское общество и государство; соци-¦
¦альный контроль; массовое сознание и массовые¦
¦действия; социальные движения; источники социаль-¦
¦ного напряжения; социальные конфликты и логика их¦
¦разрешения; социальные изменения; глобализация со-¦
¦циальных и культурных процессов в современном ми-¦
¦ре; социально-культурные особенности и проблемы¦
¦развития российского общества; возможные альтерна-¦
¦тивы его развития в будущем; методология и методы¦
¦социологического исследования ¦
ГСЭ.09 ¦Политология: ¦
¦объект, предмет и метод политологии, ее место в¦
¦системе социально-гуманитарных дисциплин; история¦
¦политических учений; теория власти и властных от-¦
¦ношений; политическая жизнь, ее основные характе-¦
¦ристики; политическая система, институциональные¦
¦аспекты политики; политические отношения и процес-¦
¦сы; субъекты политики; политическая культура; по-¦
¦литические идеологии (история развития, современ-¦
¦ное состояние, перспективы); политический процесс¦
¦в России; мировая политика и международные отноше-¦
¦ния; сравнительная политология ¦
ГСЭ.10 ¦Психология и педагогика: ¦
¦психология: объект и предмет психологии; соотноше-¦
¦ние субъективной и объективной реальности; психика¦
¦и организм; активность психики (души), психика,¦
¦поведение и деятельность; структура субъективной¦
¦реальности; личность и межличностные отношения;¦
¦свобода воли; личностная ответственность; общее и¦
¦индивидуальное в психике человека; ¦
¦педагогика: предмет педагогики; цели образования и¦
¦воспитания; педагогический идеал и его коркрет-¦
¦но-историческое воплощение; средства и методы пе-¦
¦дагогического воздействия на личность; общие прин-¦
¦ципы дидактики и их реализация в конкретных пред-¦
¦метных методиках обучения; нравственно-психологи-¦
¦ческие и идейные взаимоотношения поколений; семей-¦
¦ное воспитание и семейная педагогика; межличност-¦
¦ные отношения в коллективе; нравственно-психологи-¦
¦ческий образ педагога; мастерство педагогического¦
¦общения ¦
ГСЭ.11 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-¦ 324
¦ваемые вузом (факультетом) ¦
ЕН.00 ¦Цикл общих математических и естественнонаучных¦ 714
¦дисциплин ¦
ЕН.01 ¦Математика и информатика: ¦
¦геометрия Евклида как первая естественнонаучная¦
¦теория; аксиоматический метод; основные этапы ста-¦
¦новления современной математики; структура совре-¦
¦менной математики; основные черты математического¦
¦мышления; математические доказательства; элементы,¦
¦множества, отношения, отображения; числа; комбина-¦
¦торика; конечные и бесконечные множества; основные¦
¦структуры на множестве; неевклидовы геометрии; ге-¦
¦ометрия микро- и макромира; основные идеи матема-¦
¦тического анализа; дифференциальные уравнения; об-¦
¦щая постановка задачи о принятии решения; матема-¦
¦тические методы в целенаправленной деятельности;¦
¦математика случайного; элементы теории вероятнос-¦
¦тей; основные понятия математической статистики;¦
¦математические методы проверки гипотез; роль мате-¦
¦матики в гуманитарных науках; основные понятия и¦
¦методы теории информации и кодирования; аппаратные¦
¦и программные средства персональных ЭВМ, предназ-¦
¦наченные для обработки информации ¦
ЕН.02 ¦Концепции современного естествознания: ¦
¦естественнонаучная и гуманитарная культуры; науч-¦
¦ный метод; история естествознания; панорама совре-¦
¦менного естествознания; тенденции развития; кор-¦
¦пускулярная и континуальная концепции описания¦
¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос;¦
¦структурные уровни организации материи; микро-,¦
¦макро- и мегамиры; пространство, время; принципы¦
¦относительности; принципы симметрии; законы сохра-¦
¦нения; взаимодействие; близкодействие, дальнодейс-¦
¦твие; состояние; принципы суперпозиции, неопреде-¦
¦ленности, дополнительности; динамические и статис-¦
¦тические закономерности в природе; законы сохране-¦
¦ния энергии в макроскопических процессах; принципы¦
¦возрастания энтропии; химические системы, энерге-¦
¦тика химических процессов, реакционная способность¦
¦веществ; особенности биологического уровня органи-¦
¦зации материи; принципы воспроизводства и развития¦
¦живых систем; многообразие живых организмов - ос-¦
¦нова организации и устойчивости биосферы; генетика¦
¦и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции,¦
¦творчество, работоспособность; биоэтика; человек,¦
¦биосфера и космические циклы; ноосфера; необрати-¦
¦мость времени; самоорганизация в живой и неживой¦
¦природе; принципы универсального эволюционизма;¦
¦путь к единой культуре ¦
ЕН.03 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-¦ 314
¦ваемые вузом (факультетом) ¦
ДН.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦ 3278
ДН.01 ¦Теория культуры: ¦ 238
¦предмет и методы теории культуры; основные катего-¦
¦рии, понятия и термины теории культуры; культура и¦
¦природа; культура и личность; культура и язык;¦
¦культура и история; феноменология культуры; струк-¦
¦тура и функции культуры; типология культуры;¦
¦единство и многообразие культур; модели культуры;¦
¦история культурологии: направления, концепции,¦
¦школы; культурология в системе современного гума-¦
¦нитарного знания ¦
ДН.02 ¦История культуры: ¦ 510
¦основные подходы к изучению истории культуры: ге-¦
¦нетический, структурный, типологический, компара-¦
¦тивный; проблемы генезиса культуры; культурно-ис-¦
¦торические эпохи (согласно основным концепциям);¦
¦Восток и Запад как идеальные типы мировой культу-¦
¦ры; традиционные культуры Востока; культура Древ-¦
¦ней Греции и Рима; язычество и христианство; куль-¦
¦тура средневековой Европы; культура Возрождения;¦
¦новоевропейская культура; основные этапы истории¦
¦культуры России; роль Византии и Европы в истории¦
¦русской культуры; взаимовлияние культур в XVIII¦
¦- XIX вв.; проблемы культуры XX в.; модернизм и¦
¦постмодернизм ¦
ДН.03 ¦Философия культуры: ¦ 136
¦культура как ценность (аксиологический аспект¦
¦культурологии); культура как способ полагания¦
¦умыслов; логика существования и развития культуры;¦
¦теории познания культуры и ее истории; проблема¦
¦свободы выбора в системе культуры; человек и об-¦
¦щество как проблема философии культуры ¦
ДН.04 ¦Социология культуры: ¦ 170
¦культура и общество; социальное и индивидуальное в¦
¦культуре; социальные функции культуры; культура¦
¦как социальная система; структура системы; культу-¦
¦ра малых групп; социодинамика культуры; социальные¦
¦факторы функционирования и динамики культуры ¦
ДН.05 ¦Эстетика: ¦ 136
¦сущность эстетического; основные категории эстети-¦
¦ки, их роль в интеллектуально-практической дея-¦
¦тельности людей; история эстетической мысли; эсте-¦
¦тическое сознание и его структура; основные сферы¦
¦эстетической деятельности (бытовая, производствен-¦
¦ная, профессионально-художественная); эстетические¦
¦основы искусства и его отдельных видов; художест-¦
¦венный образ как интегральная структура искусства;¦
¦проблема художественного восприятия; эстетическая¦
¦культура общества и личности ¦
ДН.06 ¦Искусство: ¦ 204
¦искусство как феномен культуры; ранние синкрети-¦
¦ческие формы искусства; основные памятники архи-¦
¦тектуры и искусства Востока; античная скульптура,¦
¦живопись и мозаика; своеобразие иконописи Византии¦
¦и России; художественная культура Возрождения; ос-¦
¦новные художественные стили в искусстве Нового¦
¦времени; история искусств в России; направления и¦
¦проблемы истории искусства XX в. ¦
ДН.07 ¦Литература: ¦ 170
¦литература как предмет истории культуры; слово и¦
¦образ; жанры и стили литературного творчества; па-¦
¦мятники литературы традиционного Востока; класси-¦
¦ческие литературные жанры античности; литература¦
¦европейского Средневековья и эпохи Возрождения;¦
¦основные литературные направления Нового времени;¦
¦история русской литературы; русская литература XIX¦
¦в. как явление мировой культуры; реализм, модер-¦
¦низм и постмодернизм в литературе XX в.; взаимо-¦
¦действие литератур различных культурных регионов ¦
ДН.08 ¦Религия: ¦ 238
¦религия как феномен культуры; ранние формы религи-¦
¦озной культуры; история индуизма и буддизма, кон-¦
¦фуцианства и даосизма; история иудаизма; возникно-¦
¦вение христианства и его роль в истории мировой¦
¦культуры, основные христианские конфессии; история¦
¦ислама и специфика исламской культуры; история¦
¦православной культуры Византии и России; современ-¦
¦ные религиозные движения; фундаментализм и модер-¦
¦низм; культура межконфессионального диалога ¦
ДН.09 ¦Наука: ¦ 170
¦предпосылки возникновения науки; наука и магия;¦
¦система знаний в Древнем Египте, Междуречье и Ин-¦
¦дии; натурфилософия и логика Древней Греции и Ри-¦
¦ма; значение арабской системы знаний в истории на-¦
¦уки; генезис науки Нового времени как социального¦
¦института; ее функции и динамика развития; специа-¦
¦лизация научного знания и проблемы его синтеза;¦
¦проблема вненаучного знания; научно-техническая¦
¦революция и современные глобальные проблемы разви-¦
¦тия науки ¦
ДН.10 ¦Материальная культура: ¦ 204
¦социокультурные факторы формирования материальной¦
¦культуры; категории материальной культуры и но-¦
¦менклатура предметов; образы материальной культуры¦
¦исторических эпох; исторический ландшафт и его ос-¦
¦новные составляющие; структура интерьера различных¦
¦культурных эпох; проблема утраты памятников мате-¦
¦риальной культуры, перспективы и принципы их сох-¦
¦ранения ¦
ДН.11 ¦Этнология: ¦ 170
¦предмет этнологии; основные понятия и концепции;¦
¦понятие об этносе и этнических процессах; антропо-¦
¦генез и этногенез: расообразование и история рас-¦
¦селения народов; язык как этнический фактор; этно-¦
¦лингвистическая классификация; понятие об основных¦
¦хозяйственно-культурных типах; родоплеменная¦
¦структура этносов; фратрии и брачные классы; тотем¦
¦и табу; первобытная магия и происхождение власти;¦
¦формы обмена и общения; этническое самосознание и¦
¦взаимодействие этнических культур, преемственность¦
¦культурных традиций; проблемы передачи культурной¦
¦информации; типы культурно-исторического наследо-¦
¦вания ¦
ДН.12 ¦Семиотика: ¦ 68
¦предмет семиотики; основные категории, понятия и¦
¦концепции; типы знаковых систем; естественные зна-¦
¦ки и их системы; образы и образные системы знаков;¦
¦языковые знаковые системы и их логика; метаязык в¦
¦языковых знаковых системах ¦
ДН.13 ¦Риторика: ¦ 136
¦предмет, основные категории и понятия риторики;¦
¦культурно-исторический генезис риторики; риторика¦
¦в истории мировой культуры; риторика в системе¦
¦форм словесной культуры; риторические аспекты ли-¦
¦тературы, философии, теологии, педагогики и журна-¦
¦листики; исторические критерии оценки искусства¦
¦риторики ¦
ДН.14 ¦Древний язык: ¦ 306
¦основы фонетики и грамматики; принципы и методы¦
¦перевода, поиска смысловых соответствий и толкова-¦
¦ния текстов; практическая работа с текстами перво-¦
¦источников, их перевод, истолкование и культур-¦
¦но-исторический анализ ¦
ДН.15 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-¦ 422
¦ваемые вузом (факультетом) ¦
СД.00 ¦Цикл дисциплин специализации ¦ 1068
ДП.00 ¦Дополнительные виды подготовки (военная подготов-¦ 510
¦ка, гражданская оборона и др.) ¦
Ф.00 ¦Факультативы ¦ 192
¦ Всего часов:¦ 7452
П.00 ¦Практики ¦12 недель
ГА. 00 ¦Государственная итоговая квалификационная аттеста-¦ 2 недели
¦ция ¦
Настоящий вариант программы составлен на основе следующих данных:
Теоретическое обучение (54 ч х 138 нед. = 7452 ч) 138 недель
Практики 12 недель
Экзаменационные сессии 30 недель
Каникулы 20 недель
Отпуск после окончания вуза 4 недели
Итого: 204 недели
Примечания:
1. Вуз (факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл,- в пределах 10% без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплины.
1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе к учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов цикла, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.
6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующего диплома.
7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп.5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.
Заместитель председателя Госкомвуза
В.Шадриков
РФ
_______________________________
* Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.
