Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Приказ Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. N 273 "Об утверждении Временного положения о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование"
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
В целях реализации статьи 18 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование.
2. Республиканским, краевым, областным, окружным, городов Москвы и Санкт-Петербурга комитетам по экологии и природным ресурсам во взаимодействии с соответствующими исполнительными органами государственной власти провести работу по введению в практику порядка выдачи лицензий на комплексное природопользование на территории Российской Федерации.
3. Заместителям Министра А.М.Амирханову и А.А.Аверченко в месячный срок подготовить предложения по организации выдачи лицензий на комплексное природопользование для природных ресурсов и объектов федерального значения.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
В.И.Данилов-Данильян
Согласовано:
А.А.Аверченков
А.М.Амирханов
Ю.Л.Максименко
Е.В.Касумян
Приложение к приказу Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. N 273
Временное положение
о порядке выдачи лицензии на комплексное природопользование
1. Общие положения
1.1. Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование разработано на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 942 "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе" и от 22.09.93 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды".
1.2. На основе данного Временного положения исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, исполнительным органам местного самоуправления (администрации) рекомендуется утверждать порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование соответствующих регионов, территорий.
1.3. Настоящее Временное положение предназначено для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также для специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
2. Термины и определения
2.1. Лицензия на комплексное природопользование - документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий.
2.2. Под предприятием в настоящем Положении понимается субъект хозяйственной деятельности, любое юридическое лицо, осуществляющее природопользование, включая частных предпринимателей, учреждения, организации, независимо от принадлежности, формы собственности и места регистрации.
2.3. Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.
2.4. Природно-ресурсный потенциал территории - совокупность природных ресурсов, объектов, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие условия), которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности.
3. Содержание и порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование
3.1. Перечень предприятий, обязанных получить лицензии на комплексное природопользование, устанавливается исполнительными органами власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. Критериями отнесения предприятий к указанному перечню служат масштаб хозяйственного воздействия предприятия на окружающую среду, использование предприятием нескольких видов природных ресурсов и степень экологической безопасности вида деятельности.
3.2. Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды России.
Для природопользователей, использующих природные ресурсы и объекты, не относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации, лицензия на комплексное природопользование выдается государственными органами в области охраны окружающей природной среды (далее - природоохранные органы), специально уполномоченными на то решениями субъектов Российской Федерации.
3.3. Лицензия на комплексное природопользование служит основанием для заключения договора на комплексное природопользование (закрепляющего права на использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду, условия, при которых данная деятельность должна осуществляться, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон) между предприятием и государственным органом исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации.
3.4. Для предприятий, получивших лицензию на комплексное природопользование, в рамках лимитов, условий, требований и других ограничений, указанных в данной лицензии, сохраняется порядок получения разрешений, дающих право на пользование отдельными видами природных ресурсов и на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, установленные законодательством Российской Федерации, решениями органов власти субъектов Федерации.
3.5. В лицензии на комплексное природопользование (приложение) указываются:
данные о предприятии, получившем лицензию;
данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием;
границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием;
перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования;
перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;
уровни загрязнения компонентов природной среды до начала хозяйственной деятельности и предельные уровни загрязнения компонентов природной среды;
план природоохранных мероприятий;
особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность;
сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений;
ответственность за несоблюдение предприятием требований и условий, содержащихся в данной лицензии, в порядке, установленном законодательством.
3.6. Лицензия на комплексное природопользование действует в течение установленного в ней срока, но не более 5 лет. Решение о продлении срока лицензии принимается органами, выдавшими лицензию, на основании письменного заявления предприятия, подаваемого не позднее 1 месяца до истечения срока. Решение об отказе в выдаче лицензии (или продлении срока ее действия) должно направляться заявителю в письменной форме с указанием причины отказа.
3.7. Бланки лицензий на комплексное природопользование являются документами строгой отчетности, печатаются типографским способом, имеют серию и номер.
Лицензия на комплексное природопользование скрепляется подписью и печатью и хранится на предприятии. Копии лицензии находятся в органе, выдавшем лицензию, и в органе исполнительной власти района (города), на территории которого осуществляется природопользование.
4. Порядок выдачи лицензий для действующих предприятий
4.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1., получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой, а также прилагаемыми к ней лицензиями на право пользования природными ресурсами, на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и на размещение отходов и экологическим паспортом предприятия.
4.2. Природоохранный орган в двухнедельный срок организует рассмотренные заявки и принимает решение:
о выдаче лицензии на комплексное природопользование;
об отказе в выдаче названной лицензии;
о проведении экологической экспертизы фактических показателей деятельности предприятия, по результатам которой выдаются "Требования для уточнения и согласования условий природопользования", включая набор показателей и перечень необходимых органов управления и контроля для корректировки лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды; на основе согласованных условий природопользования природоохранный орган выдает предприятию лицензию на комплексное природопользование.
4.3. Выдача лицензий на комплексное природопользование для действующих предприятий осуществляется не позднее, чем в 2-месячный срок со дня подачи заявки.
5. Порядок выдачи лицензий для строящихся, расширяемых, реконструируемых, технически-перевооружаемых и подлежащих ликвидации предприятий
5.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1., получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой и прилагаемым к ней заключением государственной экологической экспертизы, в котором указываются намечаемое место расположения объекта, вид природопользования, потребности в природных ресурсах, возможное воздействие на окружающую среду.
5.2. Согласование условий природопользования с соответствующими органами управления и контроля для определения лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды предусмотрено порядком проведения государственной экологической экспертизы.
5.3. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы природоохранный орган в 2-недельный срок со дня получения заявки выдает лицензию на комплексное природопользование.
5.4. Требования, лимиты и другие ограничения по условиям природопользования, содержащиеся в лицензии на комплексное природопользование для названных предприятий, указываются отдельно для периода строительства и периода эксплуатации объекта.
При вводе объекта в эксплуатацию указанная лицензия является обязательной в составе документации, предъявляемой для подписания акта о приемке объекта в эксплуатацию.
6. Пересмотр и аннулирование лицензий
6.1. Лицензия на комплексное природопользование может пересматриваться в случаях:
ухудшения окружающей среды по причинам, не зависящим от предприятия;
изменения режима природопользования, профиля деятельности предприятия, смены технологии;
изменения действующих нормативов природопользования;
истечения срока действия лицензии.
6.2. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование производится природоохранным органом в случаях:
решения предприятия прекратить дальнейшее природопользование;
ликвидации предприятия;
грубых нарушений условий природопользования, указанных в лицензии, или ухудшения состояния окружающей среды по вине предприятия.
6.3. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование ведет к расторжению договора на комплексное природопользование, либо пересмотру иных документов, дающих право на пользование природными ресурсами и объектами и воздействие на окружающую среду.
6.4. Минприроды России, природоохранные органы субъектов Федерации, осуществляют контроль за выполнением субъектами хозяйственной деятельности условий и требований, установленных в лицензиях на комплексное природопользование.
К предприятию, обязанному получить лицензию на комплексное природопользование, но осуществляющему природопользование без лицензии, органы госконтроля вправе применять предусмотренные действующим законодательством санкции.
Начальник главного управления
экономики природопользования
А.В.Шевчук
Приложение к Временному положению о порядке выдачи лицензии на комплексное природопользование
________________________________ (наименование органа, ________________________________ выдавшего лицензию) Лицензия (серия, номер) на комплексное природопользование Выдана __________________________________________________________________ (наименование юридического лица с указанием реквизитов) Основной вид деятельности природопользователя ___________________________ _________________________________________________________________________ Местоположение объекта __________________________________________________ (местонахождение, площадь представляемого _________________________________________________________________________ земельного участка с приложением карты (схемы) с указанием _________________________________________________________________________ источников загрязнения, границ пользования (по видам), особо _________________________________________________________________________ охраняемых зон и объектов) Особые условия __________________________________________________________ (периодичность и форма отчетности, наименование _________________________________________________________________________ контролирующей организации) Ответственность природопользователя при несоблюдении требований условий, содержащихся в лицензии _________________________________________________ Основание для выдачи настоящей лицензии _________________________________ Приложение к лицензии ___________________________________________________ Срок действия с "____"_____________ 19___ г. по "____"__________ 19___ г. Дата выдачи "____"______________ 19___ г. Лицензию выдал МП _____________________________________________ (подпись должностного лица, выдавшего разрешение) Лицензию получил _____________________________________________ (подпись должностного лица, получившего лицензию) Срок действия лицензии продлен до "____"______________ 19___ г. Дата продления "____"______________ 19___ г. Лицензию продлил МП _____________________________________________ (подпись должностного лица)
Приложение к лицензии (разрешению) на комплексное природопользование (серия, номер, дата выдачи)
Примерный перечень
оказателей, характеризующих условия природопользования (указываются отдельно для периода строительства и для периода эксплуатации)
1. Использование земель:
а) площадь земель, изымаемых (изъятых) в постоянное и временное пользование (всего и по категориям земель - пашня, пастбища, сенокосы, леса, болота, солончаки и прочие несельскохозяйственные земли) (га);
б) ограничения по использованию земельных ресурсов (особо охраняемых земель, водоохранной зоны, СЗЗ, земель заповедного, рекреационного и историко-культурного назначения) (га);
в) объем земляных работ (выемки, карьеры, отвалы) (куб.м);
г) нарушения почвенного покрова (виды нарушений и площадь нарушенных земель) (га);
д) фоновые концентрации загрязняющих веществ в почвогрунтах до начала хозяйственной деятельности и уровни предельного загрязнения почвогрунтов (по компонентам, с указанием класса токсичности) (мг/кг);
е) условия снятия и сохранения плодородного слоя (площадь (га) и мощность (м) снимаемого слоя, условия складирования);
з) мероприятия по сохранению (восстановлению) почвенного плодородия и ликвидации последствий загрязнения (вид мероприятий и площадь) (га);
и) рекультивация земель (техническая и биологическая рекультивация, инженерная защита территории от загрязнения, подтопления, затопления по типам нарушений) (га).
2. Использование атмосферы:
а) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, г/сек);
б) лимиты выбросов загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, т/сек);
в) фоновые концентрации (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельных концентраций основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе) (мг/куб.м);
г) мероприятия по охране воздушного бассейна (в т.ч. по достижению ПДВ (ВСВ).
3. Использование водных ресурсов:
а) лимит использования водных ресурсов (забор свежей воды из поверхностных водоемов, забор подземных вод (тыс.куб.м/год; куб.м/сут.; куб.м/с);
б) сезонное водопотребление и водоотведение (тыс.куб.м);
в) возможное ограничение водопотребления в маловодные годы;
г) объемы и категория воды, отводимой в оросительные системы (с учетом использования сточных вод), в накопители и т.д. (тыс. куб.м/год; куб.м/сут.);
д) предельно-допустимый сброс (ПДС) веществ со сточными водами в водный объект (по компонентам) (г/час, т/год);
е) лимит сброса загрязняющих веществ - количество сбрасываемых сточных вод в водный объект по каждому выпуску (тыс.куб.м/год; куб.м/сут.) и их характеристика (фактическая концентрация, (мг/л);
ж) фоновые концентрации загрязняющих веществ в водных объектах (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельного загрязнения водных объектов (по компонентам) (мг/л);
з) режим эксплуатации водохранилищ, включая объем природоохранного попуска;
и) водоохранные мероприятия, в т.ч. первоочередные;
к) прочие условия водопользования, вкл. условия сплава древесины.
4. Размещение отходов:
а) перечень отходов разрешенных к размещению (наименование и класс опасности);
б) объемы (лимиты) размещаемых отходов (по годам на срок выдачи разрешения) (т/сут., т/год);
в) условия и место захоронения (обезвреживание, способ складирования и хранения, мероприятия по защите грунтовых вод от загрязнения).
5. Использование растительности:
а) лимиты пользования (площадь угодий, подвергающихся полному уничтожению, вырубкам, уничтожению отдельных групп растений, редких, эндемичных видов) (га);
б) ограничения по использованию лесных насаждений (особо ценных насаждений, молодняка, подроста, сеянцев, спелых древостоев);
в) ограничения по использованию растительных ресурсов (недревесных растений - мхов, лишайников, трав, ягодников, кустарников);
г) условия пользования растительностью в санитарно-защитной зоне (запрет на сенокошение, выпас скота, выращивание различных групп сельскохозяйственных культур);
д) мероприятия по восстановлению и сохранению растительности (площади лесовосстановительных и других лесо- и луговомелиоративных работ) (га).
6. Условия сохранения животного мира:
а) лимиты по использованию фауны;
б) ограничения по использованию биотопов (перечень мест обитания и путей миграции промысловых, редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов животных, наличие охранных территорий, для рыб - зимовальных ям, мест нереста и нагула);
в) мероприятия по сохранению и восстановлению численности отдельных видов животных;
г) мероприятия по сохранению мест обитания животных и их кормовой базы;
д) рыбозащитные мероприятия.
7. Особые экологические требования (специфичные для объекта, местности, иное).
Справка
об опыте выдачи лицензий на комплексное природопользование в регионах
В настоящее время выдача лицензий на комплексное природопользование осуществляется в целом ряде регионов.
1. В Республике Хакасия, согласно постановлению Совета Министров, все виды деятельности, связанные с использованием (изъятием) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду осуществляются на основе лицензий (разрешений), выдаваемых специально уполномоченными на то органами Республики Хакасия в области охраны окружающей природной среды в соответствии с их компетенцией. На территории республики действуют: лицензия (Генеральное соглашение); комплексное использование (изъятие) природных ресурсов (объектов); лицензии (разрешения) на использование отдельных видов природных ресурсов (объектов), выбросы, сбросы веществ, загрязняющих окружающую среду; лицензии (разрешения) на разовое использование природных ресурсов (объектов).
На Госкомитет Республики Хакасия и его органы на местах возложены обязанности по установлению лимитов использования природных ресурсов и выбросы, сбросы загрязняющих веществ; утверждение и выдача лицензий (Генеральных разрешений) на комплексное природопользование; выдача лицензий на долгосрочное пользование отдельными видами природных ресурсов; согласование лицензий на сезонное использование отдельных видов природных ресурсов; установление дифференцированных ставок платы за пользование природными ресурсами, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду. Лицензия (Генеральное разрешение) на комплексное использование природных ресурсов - документ, удостоверяющий право субъектов хозяйственной деятельности (независимо от принадлежности и форм собственности), также частных лиц на комплексное использование природных ресурсов и воздействие на окружающую природную среду. Генеральное разрешение объединяет лимиты на отдельные виды природопользования и систему экологических ограничений по территории. Генеральный природопользователь, заключивший договор с исполнительным органом власти на комплексное природопользование на основании лицензии (Генерального разрешения), имеет право выдавать в установленном порядке лицензии (разрешения) юридическим лицам и гражданам на временное (срочное или разовое) пользование соответствующими природными ресурсами и объектами с учетом установленных экологических ограничений.
2. В Омской области осуществляется выдача лицензии на природопользование, которая является юридическим и финансовым документом, удостоверяющим право природопользователя на ведение хозяйственной и иной деятельности на соответствующей территории, регламентирующим условия использования природных ресурсов, степень воздействия на природную среду и порядок оплаты за природопользование в соответствии с установленными лимитами и нормативами. Лицензия на природопользование является заключительным документом оформления всех видов разрешений на природопользование, выдается только действующим предприятиям и организациям. Лицензия оформляется природопользователем, проверяется и утверждается облгоркомприродой при наличии всех разрешительных документов. Лицензия выдается сроком от 1 года до 5 лет, расчеты платежей и объемы природопользования уточняются ежегодно, в первом квартале года, следующего за отчетным периодом. Природопользователь имеет право на льготы в целях стимулирования природоохранной деятельности, на участие в распределении и использовании средств экологических фондов. Сведения о стимулировании природоохранной деятельности предприятий из экологического фонда фиксируются в лицензии на природопользование.
3. В Ульяновской области система лицензирования природопользования осуществляется согласно положению о порядке лицензирования и применении нормативов платы за право пользования природными ресурсами, утвержденному Главой администрации области. В соответствии с этим положением лицензирование природопользования осуществляется в форме выдачи лицензии на комплексное природопользование, а также специальных разрешений (лицензий) на использование отдельных видов природных ресурсов, на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. На областной комитет по охране природы возложены функции по выдаче лицензий на комплексное природопользование, наряду с утверждением территориальных предельно допустимых нормативов (объемов, лимитов) использования природных ресурсов и выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ. Основанием для выдачи лицензии на комплексное природопользование являются заявка предприятия, заключение экологической экспертизы (для вновь строящихся объектов), ведомственные лицензии на право пользования природными ресурсами, план природоохранных мероприятий. Лицензия оформляется на определенный срок, по истечении которого по заявке предприятия срок продлевается.
Начальник ГУЭП,
член коллегии
А.В.Шевчук