Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Рекомендации Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570 по применению основных положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (прекратили действие)

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


1. В случаях несоответствия отдельных положений земельного законодательства и Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 регулирование земельных отношений при проведении земельной реформы в соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года "О правовом обеспечении экономической реформы" (N 1831-1, п. 3) осуществляется в соответствии с требованиями этого Указа. Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам по поручению местной администрации готовят материалы по юридическому оформлению изъятия, предоставления, закрепления и перераспределения земель (проект решения) и представляют его на рассмотрение и утверждение местной администрации.

2. Принципы и порядок приведения статуса колхозов и совхозов в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", их реорганизации и перерегистрации определены в Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Минсельхозом РСФСР 14 января 1992 года (приложение 1).

Список колхозов и совхозов, не подлежащих реорганизации, устанавливается местными органами Минсельхоза Российской Федерации и Госкомимущества Российской Федерации на основании утвержденного Перечня сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 (приложение 2).

3. Приватизация земли и реорганизация хозяйств проводятся соответствующими комиссиями, права, обязанности, функции и деятельность которых регулируется Положениями, утвержденными Минсельхозом Российской Федерации 22 января 1992 года (приложения 3, 4).

Контроль за реализацией права работников сельскохозяйственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств возлагается на представителей районных органов исполнительной власти и внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов (совхозов).

4. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам (п. 4 Указа), должны быть установлены в зависимости от их специализации, численности работников, качества земли и других факторов и отвечать требованиям эффективного ведения сельскохозяйственного производства. Ранее утвержденные предельные размеры, соответствующие указанным требованиям, не пересматриваются.

5. При установлении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).

В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств.

В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Решениями местной администрации при необходимости проводится зонирование территории административного района в зависимости от сложившейся инфраструктуры и природно-экономических условий и по группе хозяйств устанавливаются нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан.

Установленная среднерайонная норма бесплатной передачи земли в собственность граждан должна быть продифференцирована по каждому колхозу (совхозу), подлежащему реорганизации, в зависимости от среднего по хозяйству показателя оценки качества сельскохозяйственных угодий по материалам общей оценки земель. Одновременно по каждому реорганизуемому колхозу (совхозу) определяется площадь сельскохозяйственных угодий, подлежащих перераспределению.

6. Оставшиеся нераспределенные земли могут передаваться гражданам близлежащих населенных пунктов под садоводство, огородничество, индивидуальное жилищное строительство либо могут быть проданы при условии их использования только для сельскохозяйственных целей по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов - на аукционах гражданам и юридическим лицам.

Продажа земель (п.5 Указа) организуется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации (в настоящее время находится на рассмотрении).

7. Документы, удостоверяющие право граждан и юридических лиц на землю (государственный акт и свидетельство), должны быть выданы до 1 января 1993 года.

Юридическим документом для исчисления платежей за землю до выдачи государственного акта или свидетельства в соответствии с частью второй статьи 32 Земельного кодекса РСФСР является решение местной администрации о выделении земельных участков с указанием собственника и закрепленной за ними площади.

Форма свидетельства на право собственности на землю, которое имеет законную силу до оформления государственного акта, порядок его выдачи и регистрации установлены письмом Госкомзема РСФСР от 13.01.92 N 3-14/60 (приложение 5) и тиражируется местными органами исполнительной власти.

8. В целях сохранения сложившихся производственных связей, рационального использования общей инфраструктуры, кооперирования для совместного выполнения отдельных хозяйственных функций, экономии материальнотехнических ресурсов и затрат на обустройство территории, упрощения процедуры наделения земельными участками фермеров внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза) определяют в натуре компактные земельные массивы, подлежащие предоставлению членам колхозов и совхозов для создания крестьянских хозяйств. Эти массивы желательно выделять вблизи мест проживания большинства фермеров, приурочивать к бывшим населенным пунктам и заброшенным деревням, пунктам переработки продукции и существующей дорожной сети.

Выделение земельных массивов не должно нарушать систему севооборотов, мелиорации, внутрихозяйственного сообщения.

Выделение мелиорированных земель должно обеспечить эффективное их использование, сохранение мелиоративной сети и использование поливной техники и оборудования в проектном режиме.

9. Штрафы за задержку с выделением земель и имущественного пая, за нарушение земельного законодательства, волокиту и злоупотребление по решению вопросов земельной реформы (п.п. 8, 17 Указа) накладываются комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам в соответствии с временным порядком наложения штрафов, утвержденным Роскомземом 10 января 1991 года (приложения 6, 7), Методическими рекомендациями по проведению проверок исполнения законов о земле и земельной реформе Прокуратуры Российской Федерации (приложение 8) и Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 04.07.91 N 13/20 (приложение 9).

10. Для обеспечения эквивалентного обмена земельного пая на имущественный стоимость земельного пая определяется по нормативной цене. Обмен земельного и имущественного паев регистрируется на основании заявлений граждан внутрихозяйственными комиссиями.

Размер ссуды под залог земельного участка определяется соглашением между банком и главой крестьянского хозяйства. (Порядок залога земли находится на рассмотрении правительства.)

11. Земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства в сельской местности (п. 14 Указа), передаются в собственность граждан бесплатно на основании заявлений граждан, подаваемых в органы сельской и поселковой администрации.

Земельные участки, выделенные для коллективного садоводства, передаются в собственность граждан бесплатно на основании заявления граждан, подаваемых в правление садоводческого товарищества, которое направляет ходатайство и список членов товарищества в районную администрацию.


12. При необходимости выделения земель, занятых лесами первой группы, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства правительство республики в составе Российской Федерации, администрация края, области, автономного образования, направляет в Правительство Российской Федерации ходатайство для получения разрешения на изъятия этих земель. К ходатайству прикладывается планово-картографический материал с указанием местоположения земельных участков, подлежащих изъятию для вышеуказанных целей, согласованный с местными органами лесного хозяйства. В случае несогласия органов лесного хозяйства с изъятием этих земель правительство республики в составе Российской Федерации, администрация края, области, автономного образования имеет право войти с ходатайством в Правительство Российской Федерации с особым мнением.


Рекомендации
по реорганизации колхозов и совхозов
(утв. Минсельхозом РФ 14 января 1992 г.,
приложение 1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570)


I. Общие положения


1. Сложившаяся к настоящему времени структура государственных и кооперативных предприятий в сельском хозяйстве не приспособлена к рыночным отношениям, изначально ориентирована на государственные закупки, снабжение, цены и тому подобное. Одна из задач аграрной реформы - создать иную, более отвечающую требованиям рыночной экономики структуру, базирующуюся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия.

Основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В результате этих процессов должна быть создана система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе, а также система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечивающих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его продукции до конечного потребителя.

Приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации подлежит земля.

Реорганизация - это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования их в иную организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации совхозы также негосударственные предприятия. В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие предприятия остаются пока в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо. Перечень этих предприятий устанавливается правительством.

2. Приватизация земли в сельском хозяйстве и реорганизация колхозов и совхозов осуществляется в соответствии со следующими законодательными актами Российской Федерации:

- Земельным кодексом;

- Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

- Указом Президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР";

- постановлением правительства "О порядке реорганизации колхозов и совхозов";

- Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности", и другими.

3. Принципы реорганизации колхозов и совхозов:

- сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего сельское хозяйство профиля использования объектов в реорганизуемых объектах;

- обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продукции равнодоступности объектов производственной и социальной инфраструктуры;

- добровольность выбора организационно-правовой формы предприятия в рамках действующего законодательства;

- социальная справедливость и защищенность населения и работников реорганизуемых хозяйств;

- учет национальных и исторических особенностей.

4. Согласно Указу Президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы должны до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а оставшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.

Регистрация предприятий всех типов осуществляется районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту учреждения предприятия.

5. Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями:

- раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;

- реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;

- реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).

В ходе реорганизации там, где это экономически целесообразно, хозяйства могут быть разукрупнены, и каждая часть хозяйства реорганизуется по своей схеме.

Направление реорганизации выбирается коллективом хозяйства на добровольной основе. Принцип добровольности не распространяется на колхозы и совхозы, объявленные несостоятельными, они подлежат ликвидации и реорганизации в особом порядке в соответствии с п. 14 постановления правительства "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".

6. Независимо от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства должны быть соблюдены следующие общие процедуры:

6.1. В колхозе или совхозе создается специальная реорганизационная комиссия, в которую входят представители местных органов власти, администрации хозяйства, трудовых коллективов, районного управления сельского хозяйства, комитета по земельной реформе, основных кредиторов хозяйства. Возглавляет эту комиссию руководитель хозяйства. Состав комиссии утверждается соответствующей районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

В функции реорганизационной комиссии входит:

- разработка проекта реорганизации хозяйства;

- обеспечение процесса реорганизации хозяйства;

- организация и контроль за оценкой и разделом на паи имущества и земель хозяйства;

- организация и контроль за соблюдением законности при выделении из хозяйств работников с имущественными и земельными паями;

- обеспечение рациональной системы землеустройства на территории реорганизуемого хозяйства при выделении из него более мелких предприятий;

- определение правопреемников реорганизуемого хозяйства по ранее заключенным договорам и полученным кредитам;

- в случае необходимости выполнение функций ликвидационной комиссии;

- правовое и экономическое консультирование работников при выборе ими организационно-правовой формы предприятия;

- информирование населения о ходе и процедурах реорганизации.

В случае необходимости реорганизационная комиссия вправе привлекать экспертов для консультации.

Деятельность реорганизационный комиссии осуществляется в соответствии с Положением о комиссиях по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

6.2. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансах колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду этих объектов определяется соответствующей Инструкцией.

Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства.

Непогашенные кредиты колхоза или совхоза, полученные на приобретение или возведение передаваемых бесплатно объектов социальной сферы или инженерной инфраструктуры, также переводятся на местные органы власти.

6.3. До 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести общие собрания и принять решения о следующем:

- форме собственности на землю в своих хозяйствах: индивидуальной, коллективно-долевой или иной, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации;


- выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по районной норме;

- целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями при них, другими объектами общего пользования.


По итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли.

6.4. В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае, если избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли.

Имущественные и земельные доли могут быть объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены между владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим.

Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство собственности.

6.5. Если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то после определения индивидуальных имущественных и земельных долей каждый работник или их группа могут выйти из колхоза или совхоза для ведения индивидуального хозяйства. Они имеют право на получение надела в натуре, а также конкретного имущества в пределах суммы своей имущественной доли в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Предложения о выделении конкретных земельных участков и имущества готовит реорганизационная комиссия, решение которой затем утверждается в установленном законом порядке.

При выделении имущества и земель необходимо по мере возможности обеспечивать предоставление новым владельцам целостных производственных единиц (например, фермы, перерабатывающего цеха и так далее). Для этого выделяющимся работникам предоставляется право обмена и выкупа долей у других владельцев.

Для того, чтобы облегчить процедуру выделения выходящим работникам земель для ведения крестьянского хозяйства, по представлению реорганизационной комиссии определяются массивы сельскохозяйственных угодий, подлежащие предоставлению в первую очередь.

При передаче объектов внутрихозяйственной производственной инфраструктуры необходимо обеспечить их равнодоступность для всех сельскохозяйственных производителей на территории реорганизуемого хозяйства, а также предотвращать возможность их перепрофилирования. С этой целью целесообразно указанные объекты передавать заинтересованным производителям в коллективную собственность на паях.

6.6. Собрание работников, не заявивших о своем выходе из хозяйства, принимает решение о направлениях дальнейшей реорганизации своего колхоза или совхоза.

Возможны следующие варианты решений:

- создание нескольких самостоятельных предприятий, каждое из которых принимает свою организационно-правовую форму;

- реорганизация в акционерное общество или в производственный кооператив всего хозяйства (без выходящих работников).

7. На основе реорганизованного колхоза или совхоза в случае разделения его на несколько предприятий, крестьянских хозяйств возможно создание одной или нескольких ассоциаций.

8. В период реорганизации совхоза или колхоза администрация (правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функционирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйства - за сохранность его имущества в соответствии с действующим законодательством.


II. Определение земельной
и имущественной долей (паев)


1. Определение земельной доли


1.1. При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.

1.2. Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др.

1.3. Разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья хозяйства за исключением земельных участков:

- включенных в фонд перераспределения земель;

- переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;

- переданных данному хозяйству в аренду;

- используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

В хозяйствах, где земельная доля работников и пенсионеров превышает среднерайонную норму, передаваемую гражданам бесплатно, площади сельскохозяйственных угодий сверх этой нормы передаются в фонд перераспределения земель.

Не подлежат распределению на доли земли, занятые под дорогами общего пользования.

1.4. Индивидуальная земельная доля определяется условно в натуральном (в гектарах) или стоимостном (50-кратный налог на землю) выражении.


2. Определение имущественной доли


2.1. Для расчета индивидуальных имущественных долей первоначально оценивается стоимость всего имущества хозяйства.

Здания, сооружения, машины и оборудование оцениваются по остаточной балансовой или восстановительной стоимости или по оценочной стоимости (но не ниже остаточной). Денежные средства и прочие финансовые активы, товарно-материальные ценности принимаются к оценке по балансу хозяйства. Продуктивный и рабочий скот - по действующим ценам. Многолнтние насаждения, незавершенное производство и расходы будущих периодов оцениваются по фактическим произведенным затратам.

Стоимость имущества устанавливается на основе инвентаризации. Паевой фонд определяется следующим образом:

 
                 П = Ф - И - З - С,
 

где: П - паевой фонд на момент реорганизации;

Ф - стоимость основных, оборотных фондов и других активов;

И - износ основных фондов;

З - кредиторская задолженность, за исключением ссуд, полученных на создание объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, переданных бесплатно;

С - стоимость переданных бесплатно объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры.

2.2. Решение о перечне категорий лиц, на которых распределяются имущественные доли, принимает трудовой коллектив. В этот перечень включаются:

- лица, работающие в хозяйстве в настоящее время;

- временно отсутствующие по уважительным причинам работники хозяйства;

- пенсионеры хозяйства.

Трудовой коллектив может также принять решение о включении в этот перечень работников социальной сферы на территории хозяйства, а также лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы (имущественные доли последних могут направляться в неделимые фонды).

2.3. Имущественная доля работника или пенсионера в паевом фонде определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. При определении трудового вклада учитываются оплата труда, трудовой стаж, коэффициенты профессиональной сложности, фактически отработанное время и так далее. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства.

2.4. Возможные варианты оценки трудового вклада.

2.4.1. Определение трудового вклада по среднегодовой оплате труда работника за последние 5 лет. Среднегодовая оплата труда работника за последние 5 лет умножается на стаж его работы в данном хозяйстве (получается условный показатель - годо/рубли).

В оплату труда включаются все виды материального стимулирования, как при исчислении отпускных.


Таблица


Определение трудового вклада работников в хозяйстве
(пример расчета сделан по варианту 2.4.1. на условных данных)

 
--------T----------T----------T----------T---------T----------T---------
Наим-ние¦  Ф.И.О.  ¦ Средняя  ¦  Стаж    ¦ Труд.   ¦  Доля    ¦Индивид-й
подр-ия ¦работника ¦з.плата за¦ работы   ¦ вклад   ¦паевого   ¦пай, руб.
(службы)¦          ¦последние ¦ в данном ¦годо/руб-¦фонда,руб.¦(гр.5 *
        ¦          ¦5 лет,руб.¦хоз-ве,лет¦   ли    ¦на 1г.руб.¦ гр.6)
        ¦          ¦          ¦          ¦гр.3*гр.4¦(сум.гр.7/¦
        ¦          ¦          ¦          ¦         ¦ сум.гр.5)¦
--------+----------+----------+----------+---------+----------+---------
   1    ¦    2     ¦    3     ¦    4     ¦    5    ¦     6    ¦    7
--------+----------+----------+----------+---------+----------+---------
Отд. N 1 Петров       3900        10       39000      0,25       9750
         И.П.
         Бабарыкин    3431        18       61758      0,25      15439
         А.С.
         ...          ...         ...      ...        ...       ...
         Итого по
         отделению    ...         ...      ...        ...       ...
 
Отд. N 2 Сидоров      4300        15       64500      0,25      16125
         А.М.
         Иванов       3700        12       44400      0,25      11100
         Н.И.
         ...          ...         ...      ...        ...       ...
         Итого по
         отделению    ...         ...      ...        ...       ...
 
Пенсио-
неры     ...          ...         ...      ...        ...       ...
 
Итого по
списочн.
составу
и пенси-
онерам   ...          ...         ...      ...        ...       ...
 
Всего по
хозяйству ...         2343000     30       70290000   [0,25]    17814000
 

2.4.2. Определение трудового вклада на основе оплаты труда за весь период работы в хозяйстве.

При подсчете трудового вклада этим способом надо обеспечить сопоставимость данных, так как уровень оплаты труда значительно менялся по годам.

2.4.3. Определение трудового вклада с учетом коэффициента профессиональной сложности. При определении трудового вклада работника может учитываться коэффициент профессиональной сложности, который задается двумя способами:

- отношением тарифной ставки данного работника к тарифной ставке работника основной специальности (механизатора, доярки);

- отношением среднемесячной оплаты труда данного работника за последние 5 лет к среднемесячной оплате труда за этот период в хозяйстве в целом.

Стаж работника умножается на данный коэффициент, при этом время, отработанное в данном хозяйстве, учитывается в рабочих днях (получается условный показатель - коэффициенто-дни).

2.5. Индивидуальная имущественная доля определяется следующим образом:

- суммируются трудовые вклады всех работников и пенсионеров хозяйства (в годо/рублях, рублях или коэффициенто-днях);

- рассчитывается доля имущества хозяйства, приходящаяся на единицу трудового вклада (в рублях на 1 годо/рубль, рубль оплаты труда или коэффициенто-день);

- умножается трудовой вклад работника или пенсионера на вышеназванную долю.

(Пример расчета для варианта 2.4.1. приведен в таблице на с. 34)

2.6. Стаж работников определяется на основе трудовой книжки. Все спорные вопросы решаются в рамках действующего трудового и пенсионного законодательства.

2.7. Имущественная доля работников социальной сферы определяется на основе их заработной платы по месту работы по варианту расчета, принятого для оценки трудового вклада работников хозяйства.


3. Направления использования
имущественной и земельной долей


3.1. Имущественная и земельная доли по решению трудового коллектива могут быть объединены в единую долю, выраженную в рублях. Например, если имущественная доля равна 20 тыс.рублей, земельная доля - 50 тыс.рублей, то единая доля принимается за 70 тыс. без подразделения на имущественную и земельную часть.

Если доли не объединены в единую, то владельцы имущественных и земельных долей могут обменивать их между собой.

Для избежания потенциально возможного излишнего дробления землепользования и соблюдения принципа социальной справедливости целесообразно при выделении земельных долей некоторым категориям работников, заведомо не желающим вести индивидуальное производство на земле (например, пенсионерам, не имеющим наследников в данном хозяйстве), изначально предусматривать компенсацию земельной доли имущественной.

3.2. Владелец имущественной и земельной долей может использовать их следующими способами:

- получить земельный участок и другие средства производства в размерах своих долей (но землю - не более предельной нормы) при выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства;

- внести их в уставный капитал акционерного общества, если хозяйство или его часть в него реорганизуется;

- внести их в качестве вступительного пая в производственный кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его часть в него реорганизуется;

- продать их целиком или частично другим владельцам долей;

- передать по наследству как имущество в рамках действующего законодательства.


III. Раздел колхоза или совхоза на крестьянские
хозяйства и другие частные предприятия
и объединения их в ассоциацию предпринимателей


1. Решение о ликвидации колхоза или совхоза и разделе его на частные предприятия с дальнейшим их объединением в ассоциацию предпринимателей принимается на общем собрании владельцев имущественных и земельных долей. Комиссия по реорганизации хозяйства в этом случае наделяется функциями ликвидационной.

2. Реорганизационная комиссия готовит план раздела хозяйства. Предлагаемые в плане для выделения хозяйственные объекты должны представлять из себя самостоятельные производственные единицы (например, ферма, перерабатывающий цех, мельница, ремонтная мастерская, прудовое хозяйство и т.д.).

Сельскохозяйственные угодья для крестьянских хозяйств делятся в натуре на участки с учетом:

- предполагаемого количества владельцев долей, желающих заняться земледелием;

- предельной нормы предоставления земли на одно хозяйство;

- предполагаемой специализации крестьянских (фермерских) хозяйств (исходя из зональных особенностей и наличной в реорганизуемом хозяйстве техники);

- рационального землеустройства.

Предложенный реорганизационной комиссией план раздела хозяйства утверждается общим собранием владельцев долей.

3. Каждый объект, предложенный в утвержденном плане к выделению в самостоятельное предприятие, подлежит оценке по той же методике, по которой оценивалось имущество всего хозяйства при разделе его на индивидуальные доли. Стоимость объектов, на создание или приобретение которых брались кредиты, уменьшается на сумму непогашенного остатка этих кредитов.

4. После оценки данные объекты предлагаются для приобретения владельцам имущественных и земельных долей в обмен на эти условные доли. При наличии нескольких претендентов на один объект реорганизационной комиссией проводится конкурсный отбор, результаты которого затем утверждаются общим собранием простым большинством голосов. Преимуществом при получении объектов пользуются работники, ранее работавшие на них.

Один объект может приобретаться несколькими лицами на паевых основах, если индивидуальных долей не хватает. Допускается обмен долями и выкуп условных долей друг у друга по ценам и на условиях двусторонней договоренности.

Земля под капитальными объектами передается в собственность новому владельцу вместе с этими объектами.

Непогашенные остатки кредитов переводятся на новых владельцев объектов, к которым эти кредиты относятся. Кредиты, которые невозможно отнести к конкретным объектам, делятся между новыми владельцами пропорционально оценке стоимости их имущества и земли.

Земля и имущество, оставшиеся нераспределенными, предлагаются для выкупа в порядке, установленном законодательством, сохраняются в коллективной собственности или передаются местным органам власти.

5. Лица, получившие имущество и землю в обмен на свои доли, становятся полноправными собственниками этих объектов: распоряжаются ими по собственному усмотрению в рамках действующего законодательства, самостоятельно выбирают сферу производственной деятельности при условии невыведения сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота, независимы в осуществлении своей производственной и хозяйственной деятельности, в выборе партнеров, в объединении с другими производителями.

Они обязаны зарегистрировать свои предприятия в соответствующем Совете народных депутатов и наделяются всеми правами юридического лица.

6. Для сохранения сложившихся производственных связей, рационального использования общей инфраструктуры, совместного выполнения некоторых хозяйственных функций целесообразно объединение индивидуальных предпринимателей в одну или несколько ассоциаций или обслуживающих кооперативов.

Вхождение предпринимателей в ассоциацию строго добровольно.

Ассоциация регистрируется в соответствии с действующим законодательством и функционирует на основе своего устава.

7. Высшим руководящим органом ассоциации является общее собрание членов, которое утверждает устав, избирает правление и утверждает планы и отчеты. Для оперативного управления деятельностью ассоциации правление нанимает исполнительного директора, который формирует штат исполнительных органов.

8. Активы ассоциации формируются в соответствии с уставом за счет:

- вступительных паевых взносов членов (как денежных, так и имущественных);

- ежегодных взносов членов;

- имущества и земельных участков реорганизованного хозяйства, оставшихся нераспределенными;

- отчислений от прибыли от коммерческой деятельности ассоциации;

- других законных источников.

9. Основной целью ассоциации является создание условий для хозяйственной деятельности своих членов. Для реализации этой цели в ее рамках могут быть созданы:

- подразделения инфраструктурного обслуживания (по содержанию и строительству дорог и других коммуникаций, транспортному обслуживанию, мелиоративные и т.п.);

- подразделение коллективного кредита и ведения взаиморасчетов (финансово-расчетный центр, кредитный кооператив, коммерческий банк);

- подразделения по совместному материально-техническому снабжению и обслуживанию;

- подразделения по совместному сбыту продукции;

- подразделения по совместному ведению бухгалтерской отчетности;

- другие службы для коллективного пользования.

Членство в ассоциации не предполагает обязательного участия во всех видах совместной деятельности: каждый член ассоциации может пользоваться услугами одной или нескольких служб.

10. Деятельность служб ассоциации по совместному снабжению и сбыту целесообразно организовывать на кооперативных принципах. Снабженческая служба продает членам ассоциации материальные ресурсы и оказывает услуги по рыночным розничным ценам и тарифам. Полученную от этой деятельности годовую чистую прибыль (или ее часть) распределяют между членами пропорционально объемам сделанных за год покупок и полученных услуг. Сбытовая служба собирает у производителей продукцию по комиссионной цене, продает ее на открытом рынке, а затем годовая чистая прибыль от сбытовых операций (или ее часть) делится между членами пропорционально сданной продукции.


IV. Реорганизация колхозов и совхозов
в акционерные общества


1. Подготовительную работу по реорганизации хозяйства в акционерное общество, а также выработку проекта устава осуществляет реорганизационная комиссия. Решение о реорганизации колхоза или совхоза в акционерное общество и устав утверждаются на общем собрании владельцев имущественных и земельных паев, не заявивших о своем выходе из хозяйства. Протокол данного собрания оформляется как протокол учредительного собрания.

2. Учредителями общества могут быть все владельцы имущественных и земельных паев, оставшиеся в хозяйстве. Их вкладами в уставный капитал общества становятся имущественные паи и права пользования земельными паями. Вклады оцениваются в рублях и рассматриваются как доли учредителей в уставном капитале. Кроме того, трудовой коллектив может принять решение о дополнительном внесении средств в уставный капитал.

Также учредителями акционерного общества на базе реорганизуемого колхоза или совхоза могут быть другие граждане или юридические лица. Их вкладом в уставный капитал могут быть денежные средства, имущество, права пользования землей и другими природными ресурсами и прочие объекты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, которые оцениваются в рублях. Решение о привлечении дополнительных учредителей принимает собрание акционеров.

3. На сумму уставного капитала выпускаются акции в соответствии с законодательством Российской Федерации. На печатание акций необходимо разрешение Министерства экономики и финансов. Печатание акций осуществляют типографии, имеющие на это специальное разрешение.

При наличии более 100 учредителей акционерного общества необходимо издание проспекта эмиссии (выпуска) акций. Проспект представляется в Министерство экономики и финансов вместе с заявлением на разрешение выпуска акций.

Каждый учредитель на сумму своей доли в уставном капитале получает сертификат акций. На первое время после реорганизации (а для акционерного общества закрытого типа и на весь период функционирования) допустимо не выпускать акции, а ограничиться выдачей учредителям свидетельств о доле в уставном капитале.

Имущество и земля реорганизованного хозяйства, не распределенные на паи между учредителями, зачисляются в резерв акционерного общества.

После регистрации носителем прав собственности на все имущество становится акционерное общество. Учредители не имеют имущественных прав на отдельные объекты, в том числе и на внесенные в виде пая в уставный капитал.

4. Акционерное общество регистрируется в соответствующем местном Совете народных депутатов. Для регистрации представляются заявление учредителей, протокол учредительного собрания, устав общества и свидетельство об уплате государственной пошлины.

5. Акционерное общество в соответствии с законодательством может быть открытого и закрытого типа (товарищество с ограниченной ответственностью). Имущество общества открытого типа формируется за счет вкладов учредителей, открытой продажи акций, доходов и других законных источников и принадлежит акционерам на правах общей долевой собственности. Каждый владелец акций общества может передавать их другим собственникам без ограничений в рамках законодательства Российской Федерации.

Имущество общества закрытого типа формируется за счет вкладов учредителей, доходов и других законных источников. На переход акций от собственника к собственнику требуется согласие других акционеров, порядок этого перехода определяется уставом общества. В сельском хозяйстве акционерные общества закрытого типа обычно ограничивают число своих пайщиков учредителями и их наследниками, то есть изначальными владельцами имущественных и земельных долей.

6. Порядок создания и функционирования акционерного общества регулируется Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положением об акционерных обществах и Положением об обращении ценных бумаг.

7. Рекомендуется использовать форму акционерного общества при реорганизации сельскохозяйственного предприятия или его части в тех случаях, когда раздел в натуре на индивидуальные предприятия с законченным технологическим циклом невозможен или технологически нецелесообразен: например, для крупных птицефабрик, тепличных комбинатов, откормочных комплексов и т.п.

Прекращение членства в акционерном обществе наступает с момента продажи или передачи сертификата акций другому гражданину или юридическому лицу, возврат пая или иного имущества при этом не предусматривается. Для сельскохозяйственных акционерных обществ исключение составляет земля. Если она находится в коллективно-долевой собственности, то выходящий из акционерного общества пайщик имеет право на получение надела в пределах своей доли (если иное не предусмотрено уставом).

При выборе типа акционерного общества - открытого или закрытого - надо иметь в виду, что акционерное общество открытого типа имеет потенциальные возможности для привлечения дополнительного капитала со стороны для развития производства, в то время как в товариществах на паях (акционерных обществах закрытого типа) эта возможность ограничена.


V. Реорганизация колхозов и совхозов
в производственные кооперативы
(коллективные предприятия)


1. Подготовительную работу по реорганизации хозяйства в производственный кооператив (коллективное предприятие) и выработку проекта устава осуществляет реорганизационная комиссия. Решение о реорганизации колхоза или совхоза в производственный кооператив (коллективное предприятие) и устав утверждаются на общем собрании владельцев имущественных и земельных долей, не заявивших о своем выходе из хозяйства. Протокол собрания оформляется как протокол учредительного собрания кооператива.

2. Членами производственного кооператива (коллективного предприятия) могут быть все владельцы имущественных и земельных долей, оставшиеся в хозяйстве. Их доли становятся вступительным паем в кооператив. В дальнейшем по решению общего собрания членов эти паи могут возрастать за счет отчисления от доходов кооператива.

3. Имущество производственного кооператива складывается из вступительного и приращенного паевого капитала и неделимых фондов. Неделимые фонды являются общей совместной собственностью членов кооператива и не подлежат разделу в натуре. Паевой капитал находится в коллективно-долевой собственности; в соответствии с уставом кооператива пай (вступительный и приращенный) может выдаваться выходящему члену либо в натуре, либо в виде денежной компенсации.

4. Порядок создания и функционирования производственного кооператива регулируется Законом СССР "О кооперации" в частях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

5. Кооператив (коллективное предприятие) регистрируется в соответствующих Советах народных депутатов. Для регистрации представляются заявление учредителей, протокол учредительного собрания, устав кооператива и свидетельство об уплате государственной пошлины.

6. Рекомендуется использовать форму производственного кооператива (коллективного предприятия) или реорганизации колхозов или их части в тех случаях, когда технологически возможен и целесообразен раздел хозяйства на индивидуальные предприятия, но трудовой коллектив или его часть не приняли решения о ведении индивидуального хозяйства. При реорганизации хозяйства-банкрота применение реформы производственного кооператива недопустимо.


VI. Ликвидация и реорганизация
несостоятельных колхозов и совхозов


1. Несостоятельным (банкротом) на начало 1992 года может быть объявлен колхоз или совхоз, имеющий:

- неликвидный баланс (кредиторская задолженность превышает активы хозяйства);

- просроченную кредиторскую задолженность.

Не объявляются несостоятельными хозяйства с просроченной кредиторской задолженностью, если недостаток собственных финансовых средств вызван:

- стихийными бедствиями и другими объективными причинами;

- невыплатой хозяйству государством компенсации за удорожание средств производства за сельскохозяйственную продукцию;

- невыплатой хозяйству государством средств на социальное развитие.

В этих случаях погашение просроченной задолженности или обеспечение ее пролонгирования осуществляется за счет республиканского бюджета.

Местная администрация может не признавать хозяйство с просроченной задолженностью несостоятельным и по другим основаниям. Тогда погашение или пролонгирование долгов осуществляется за счет местного бюджета.

Несостоятельными не могут быть объявлены хозяйства, вошедшие в перечень государственных предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".

2. С инициативой о признании колхоза или совхоза несостоятельными могут выступить кредитор или собрание кредиторов, трудовой коллектив хозяйства или районное управление агропромышленным комплексом. Инициатор объявления хозяйства несостоятельным направляет в областную, краевую или окружную администрацию по месту нахождения хозяйства соответствующее ходатайство и выписку из протокола собрания (если инициатором выступает группа кредиторов или трудовой коллектив). Администрация в недельный срок должна принять решение о признании или непризнании хозяйства несостоятельным и направить соответствующее уведомление всем кредиторам, хозяйству и районной комиссии по приватизации земель и реорганизации колхозов и совхозов. Решение о признании хозяйства несостоятельным должно быть опубликовано в местной печати.

3. Для ликвидации и реорганизации колхоза или совхоза, объявленного несостоятельным, создается ликвидационная комиссия из представителей местных органов власти, администрации хозяйства, трудового коллектива, районного управления сельского хозяйства, основных кредиторов. Состав комиссии и ее руководитель утверждаются районной комиссией по приватизации земель и реорганизации колхозов и совхозов.

В функции ликвидационной комиссии входит разработка проекта ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства, организация процесса его ликвидации и погашения задолженностей, управления деятельностью предприятия в ходе ликвидации и обеспечение сохранности имущества.

4. Хозяйства, признанные несостоятельными (банкротами) на начало 1992 года должны быть ликвидированы в течение 1 квартала т.г.

5. Проект ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства должен содержать следующую последовательность мер:

5.1. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры передаются сельским (поселковым) Советам народных депутатов. При этом обязательства по кредитам, полученным на строительство указанных объектов, также передаются Советам.

5.2. Администрация (правление) хозяйства обязана в недельный срок после объявления несостоятельности представить ликвидационной комиссии развернутый баланс активов и пассивов на дату объявления, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, другую необходимую информацию о финансовом и имущественном положении хозяйства, об обеспеченности трудовыми ресурсами.

5.3. Объявляется конкурс по привлечению хозяйствующих субъектов к погашению задолженности несостоятельного хозяйства. Граждане и юридические лица, изъявившие желание участвовать в данном конкурсе, должны в месячный срок представить программы реорганизации хозяйства, позволяющие повысить эффективность использования фондов хозяйства-банкрота и расплатиться с кредиторами. Предпочтение должно как правило, отдаваться высокорентабельным сельскохозяйственным предприятиям.

Граждане и юридические лица, победившие в конкурсе и выплатившие часть кредиторской задолженности несостоятельного хозяйства, получают право на приобретение части имущества этого хозяйства в пределах выплаченной суммы, определенной ликвидационной комиссией. При этом полученные фонды должны использоваться для сельскохозяйственного производства или его обслуживания.

5.4. Если после проведения конкурса осталась непогашенная кредиторская задолженность, то оставшееся имущество выносится на аукцион.

Вначале проводится закрытый аукцион для работников хозяйства. Остаток выставленного на закрытый аукцион имущества реализуется на аукционе, открытом для всех желающих заниматься сельскохозяйственной деятельностью на территории ликвидируемого хозяйства.

Аукционы организуются ликвидационной комиссией в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Претензии к несостоятельному хозяйству погашаются в следующей последовательности:

- претензии по начисленной, но невыплаченной оплате труда;

- невыплаченные налоги и другие платежи в бюджет;

- обязательства перед кредиторами;

- прочие обязательства.

Претензии, не удовлетворенные за отсутствием имущества, считаются погашенными.


Перечень
сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов"
(приложение 2 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570)


В соответствии с п. 15 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Государственный комитет по управлению государственным имуществом устанавливают следующий перечень сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов":

1. Государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, специализированные овощеводческие совхозы с мелиоративными системами.

Сельскохозяйственные предприятия и объекты Российской Академии наук, Российской академии образования, отраслевых академий, Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, объекты государственных научных центров, опытно-показательные хозяйства и опытные сельскохозяйственные станции.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 341 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" приватизация указанных предприятий осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.

2. Крупные парниково-тепличные комбинаты (свыше 6 га), молочные и мясные крупного рогатого скота (свыше 5 тыс. голов) свиноводческие (свыше 24 тыс. свиней), овцеводческие (свыше 24 тыс. овец), птицеводческие (свыше 50 тыс. кур-несушек и более 100 тыс. бройлеров) комплексы, семеноводческие хозяйства, племенные совхозы (включая репродукторы первого и второго порядка по птицеводству) и племозаводы-колхозы; виноградорские совхозызаводы, плодопитомнические хозяйства, зверосовхозы.

Указанные предприятия с высокой долей государственных инвестиций в основном капитале могут преобразовываться как целостные производственные комплексы без права выделения из их состава земли и имущества. Конкретный размер общей долевой собственности работников в стоимости основных и оборотных средств и порядок ее передачи коллективу определяет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

3. Сельскохозяйственные товарищества, акционерные общества, созданные до выхода постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86, не реорганизуются, а приводят имущественные отношения в соответствие с новым законодательством.


Министр сельского хозяйства РФ
В. Н. Хлыстун


Председатель Государственного комитета РФ
по управлению государственным
имуществом
А. Б. Чубайс


23 января 1992 г.


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал