Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)
Постановление СМ РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 595 "О первоочередных мерах по развитию эколого-экономической зоны "Горный Алтай" (с изм. и доп. от 24 августа, 3 октября 2002 г.) (прекратило действие)
Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года
Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об эколого-экономической зоне "Горный Алтай" (ЭЭЗ "Горный Алтай").
2. Министерству экономики РСФСР и Министерству промышленности РСФСР совместно с исполнительным органом власти Горно-Алтайской ССР разработать упрощенный порядок создания предприятий, в том числе предприятий с иностранными инвестициями.
3. Исполнительному органу власти Горно-Алтайской ССР разрешить предприятиям, объединениям и организациям (независимо от форм собственности), совместным предприятиям с участием иностранных юридических лиц и граждан, а также региональным и республиканским торговым домам осуществлять специализированную торговлю и оказание услуг на территории ЭЭЗ "Горный Алтай" на свободно конвертируемую и приравненную к ней валюту по разрешению Комитета развития ЭЭЗ "Горный Алтай" и согласованию с Советом Министров РСФСР.
4. Исполнительному органу власти Горно-Алтайской ССР с участием Банка внешней торговли РСФСР рассмотреть вопрос о создании в республике учреждения банка внешней торговли, уполномоченного вести операции по внешнеэкономическим связям.
Разрешить исполнительному органу власти Горно-Алтайской ССР:
формировать собственный залоговый фонд путем использования части (20%) добываемых на территории Горно-Алтайской ССР редкоземельных металлов, золота, серебра, других драгоценных, полудрагоценных металлов и минералов для обеспечения гарантии валютных кредитов зарубежных банков и инвестиций;
организовать добычу золота на месторождениях, не предусмотренных к освоению Российской корпорацией "Алмаззолото" в течение ближайших 5 лет, с последующим его вкладом в качестве залогового фонда в Банк внешней торговли РСФСР и его филиал в Горно-Алтайской ССР.
5. Утратил силу.
6. Министерству транспорта РСФСР, Министерству топлива и энергетики РСФСР совместно с исполнительным органом власти Горно-Алтайской ССР определить меры по строительству, реконструкции и увеличению пропускной способности аэропортов и автомобильных дорог, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения Горного Алтая.
7. Министерству РСФСР по связи, информатике и космосу рассмотреть и решить вопрос об обеспечении ЭЭЗ "Горный Алтай" современными средствами связи, включая спутниковую связь.
8. Министерству экономики РСФСР и Государственному комитету РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ предусматривать начиная с 1992 года выделение для ЭЭЗ "Горный Алтай" материально-технических ресурсов по номенклатуре централизованно регулируемой продукции (товаров).
Финансирование и материально-техническое обеспечение ЭЭЗ "Горный Алтай" в рамках общереспубликанских программ осуществляется на общих основаниях.
9. Государственному комитету РСФСР по геологии и использованию топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов обеспечить региональное изучение геолого-экологических условий территории Горного Алтая и составление карт природно-функционального зонирования с обоснованием рекомендаций по рациональному народнохозяйственному освоению территории, а также осуществить поиски и разведку подземных вод для водоснабжения населенных пунктов.
10. Министерству внешних экономических связей РСФСР оказать содействие в подключении ЭЭЗ "Горный Алтай" к государственной общесоюзной системе внешнеэкономической информации.
11. Министерству экономики РСФСР, Министерству труда РСФСР, Государственному комитету РСФСР по делам науки и высшей школы и Министерству образования РСФСР оказать исполнительному органу власти Горно-Алтайской ССР методическую и организационную помощь в подготовке и переподготовке кадров и специалистов.
12. Министерству культуры РСФСР, исполнительному органу власти Горно-Алтайской ССР разработать комплексную программу сохранения и возрождения национальной культуры, искусств и ремесел народов и этнических групп, проживающих на территории Горного Алтая.
13. Министерству иностранных дел РСФСР и Министерству внутренних дел РСФСР установить на территории ЭЭЗ "Горный Алтай" упрощенный правовой режим, порядок въезда-выезда и пребывания иностранных граждан по служебным делам.
14. Поручить Министерству финансов РСФСР совместно с исполнительным органом власти Горно-Алтайской ССР внести предложения по уточнению бюджета Горно-Алтайской ССР.
15. Министерству внешних экономических связей РСФСР по согласованию с Таможенным комитетом СССР в месячный срок определить порядок и правила таможенного контроля для декларирования товаров и иного имущества, ввозимых и вывозимых на территорию ЭЭЗ "Горный Алтай".
16. Комитету государственной безопасности РСФСР обеспечить проведение на территории ЭЭЗ "Горный Алтай" организационно-штатных мероприятий по защите государственной безопасности.
17. Мэрии г. Москвы оказать исполнительному органу власти Горно-Алтайской ССР содействие в открытии представительства ЭЭЗ "Горный Алтай" в г. Москве.
Зам. Председателя Совета Министров
РСФСР
О.Лобов
Положение
об эколого-экономической зоне "Горный Алтай"
(утв. постановлением СМ РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 595)
(с изменениями от 24 августа, 3 октября 2002 г.)
1. Настоящее Положение определяет правовые и экономические основы хозяйственной деятельности, а также регулирует отношения в области охраны и использования природных ресурсов в эколого-экономической зоне "Горный Алтай" (ЭЭЗ "Горный Алтай"), расположенной в административных границах Горно-Алтайской ССР и являющейся неотъемлемой частью территории РСФСР.
2. Целями создания ЭЭЗ "Горный Алтай" являются:
повышение благосостояния народов и этнических групп, проживающих на территории Горно-Алтайской ССР;
обеспечение экологического равновесия и гармоничного развития природно-социальной среды по модели ноосферного типа;
сохранение и возрождение нравственности, духовности, национальных культур, традиций, ремесел и промыслов народов и этнических групп Горного Алтая;
превращение Горно-Алтайской ССР в регион с активным торгово-экономическим сальдо, развитой научно-производственной и рыночной инфраструктурой.
Указанные цели достигаются путем включения в мировую систему разделения труда, обогащения мировым опытом, ввоза и освоения передовых технологий, в том числе в сфере организации труда и управления, активизации человеческого фактора, создания благоприятных условий для предпринимательства с учетом выполнения экологических стандартов.
3. В эколого-экономической зоне "Горный Алтай" создается орган оперативного управления - Комитет развития эколого-экономической зоны.
4. В полномочия Комитета развития эколого-экономической зоны входят:
разработка и реализация стратегии развития ЭЭЗ "Горный Алтай";
экспертиза предложений отечественных и иностранных инвесторов;
подготовка и представление предложений по налоговым и иным льготам для приоритетного развития отраслей экономики, социальной сферы и экологии;
подготовка законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих условия функционирования ЭЭЗ "Горный Алтай", регистрация участников внешнеэкономической деятельности;
выдача лицензий на экспорт продукции и услуг, произведенных на территории ЭЭЗ "Горный Алтай", а также на импорт.
5. Комитет развития ЭЭЗ "Горный Алтай" обязан направлять на экологическую экспертизу проекты создаваемых и действующих на территории ЭЭЗ "Горный Алтай" предприятий.
6. В эколого-экономической зоне "Горный Алтай" создается Совет ЭЭЗ, осуществляющий консультативные функции. В Совет ЭЭЗ "Горный Алтай" входят представители исполнительного органа власти Горно-Алтайской АССР, Комитета развития ЭЭЗ и других министерств и ведомств.
7. Для аналитического обеспечения экологически безопасного и эффективного социально-экономического развития ЭЭЗ "Горный Алтай" Совет и Комитет развития зоны формируют специальный научно-технический центр экологической экспертизы, сертификации, аудирования (НТЦ).
В функции НТЦ входят:
разработка концепции и проекта ЭЭЗ "Горный Алтай", технико-экономическое обоснование и экологическая экспертиза проектов;
разработка предложений по формированию экономического и юридического механизма экологически безопасного хозяйствования и производства экологически чистой продукции, включая предложения по механизму ценообразования на экологически чистую продукцию, стандарты и нормативы, статус производителя этой продукции;
экологическое аудирование и паспортизация действующих ЭЭЗ "Горный Алтай" предприятий, разработка региональных и отраслевых программ по их экологизации или перепрофилированию;
организация системы экологической экспертизы и сертификации продукции, производимой или ввозимой в ЭЭЗ "Горный Алтай".
8. Совет и Комитет ЭЭЗ "Горный Алтай" оказывают всемерную поддержку и содействие в организации эффективной работы Алтайского международного центра гуманитарных и биосферных исследований - добровольной неправительственной организации.
9. Утратил силу.
10. В соответствии с Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" на территории ЭЭЗ "Горный Алтай" иностранные инвестиции пользуются правовой защитой, их режим не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим, установленный для имущества советских юридических лиц и граждан РСФСР.
11. Всем предприятиям, организациям и предпринимателям, зарегистрированным в ЭЭЗ "Горный Алтай", гарантируется право осуществлять операции, принятые в международной коммерческой практике, включая посредническую внешнеэкономическую деятельность, товарообменные операции (бартерные сделки), не противоречащие действующему на территории Горно-Алтайской АССР законодательству.
12. Хозяйственные отношения, в которые вступают предприятия, расположенные в ЭЭЗ "Горный Алтай", строятся на договорной основе. Предприятия ЭЭЗ "Горный Алтай" самостоятельно формируют производственные программы и реализуют производимую продукцию (услуги).
13. Исполнительный орган власти Горно-Алтайской ССР формирует залоговый фонд путем использования части добываемых на территории Горно-Алтайской ССР редкоземельных металлов, золота, серебра, других драгоценных, полудрагоценных металлов и минералов для обеспечения гарантии валютных кредитов зарубежных банков.
14. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории ЭЭЗ "Горный Алтай" во все сферы хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
15. Отечественные и иностранные инвесторы, действующие в ЭЭЗ "Горный Алтай", пользуются правом субаренды имущества и имущественных прав и переуступки прав пользования по обоюдному соглашению сторон, подписавших арендное соглашение, или их правопреемников до принятия законодательства РСФСР о залоговом праве на недвижимость и имущество. Права пользования могут использоваться инвестором в качестве залога.
16. Пересмотр арендных соглашений с иностранными инвесторами на пользование землей и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, промышленными и другими предприятиями допускается только по обоюдному согласию подписавших эти соглашения сторон или их правопреемников.
17. Конкретные условия деятельности хозяйствующих субъектов предприятий, организаций, предпринимателей, находящихся за пределами ЭЭЗ, регулируются специальными соглашениями, заключенными с Комитетом развития ЭЭЗ "Горный Алтай".
18. До принятия законодательства РСФСР концессии на разработку природных ресурсов Горного Алтая или организация в тех же целях совместных и иностранных предприятий и организаций представляются на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке.
19. В ЭЭЗ "Горный Алтай" применяется налоговый режим, предусмотренный действующим в РСФСР законодательством, с дополнениями, установленными настоящим Положением.
20. Юридические и физические лица, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность в ЭЭЗ "Горный Алтай", освобождаются в течение первых пяти лет функционирования зоны от уплаты налогов на экспорт и импорт. К ним не применяется повышение налога на часть прибыли, превышающую установленный уровень рентабельности.
21. В ЭЭЗ "Горный Алтай" налогообложение доходов советских и иностранных граждан производится по единым ставкам.
22. Органы исполнительной власти Горно-Алтайской АССР вправе регулировать на территории ЭЭЗ "Горный Алтай" государственные розничные цены, оптовые цены и тарифы, тарифы на услуги для населения, устанавливаемые союзными и республиканскими органами. При снижении этих цен и тарифов предприятиям и организациям компенсируются выпадающие доходы за счет бюджета Горно-Алтайской АССР, а при их увеличении разница в ценах и тарифах зачисляется в бюджет республики.
23. Налог с оборота по группам товаров, импортируемым, произведенным и потребляемым в ЭЭЗ "Горный Алтай", полностью зачисляется в бюджет Горно-Алтайской ССР по ставкам, установленным исполнительным органом власти Горно-Алтайской ССР.
24. Исполнительный орган власти Горно-Алтайской ССР по представлению Комитета развития ЭЭЗ "Горный Алтай" имеет право в пределах своей компетенции предоставлять предприятиям без иностранных инвестиций и предприятиям с иностранными инвестициями следующие льготы:
устанавливать пониженные ставки с налога на прибыль в зависимости от достигнутого уровня экономии всех видов ресурсов;
предоставлять субсидии;
выдавать гарантии по займам и кредитам, получаемым у банков и других юридических лиц, расположенных в ЭЭЗ "Горный Алтай";
применять льготное обеспечение элементами инфраструктуры, находящимися в муниципальной и государственной собственности Горно-Алтайской ССР;
вводить нормы ускоренной амортизации по отдельным группам основных производственных фондов (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства).
25. На территории ЭЭЗ "Горный Алтай" действует особый таможенный режим, предусматривающий:
освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров и иного имущества, импортируемого на территорию ЭЭЗ "Горный Алтай", экспортируемого с этой территории, за исключением непереработанного сырья, на которое исполнительный орган власти Горно-Алтайской ССР может устанавливать пошлины и сборы;
в случае вывоза с территории ЭЭЗ "Горный Алтай" товаров и иного имущества в другие регионы РСФСР таможенная пошлина может взиматься только с той части товаров и имущества, которая имеет иностранное происхождение и устанавливается по правилу определения страны происхождения;
товары и иное имущество, ввозимые на территорию ЭЭЗ "Горный Алтай", а также вывозимые с этой территории, подлежат декларированию.
Транзит или перепродажа товаров, не подвергшихся переработке в зоне, через территорию ЭЭЗ "Горный Алтай" в другие регионы РСФСР, а также поставки товаров на экспорт из других регионов РСФСР осуществляются без каких-либо тарифно-таможенных льгот и могут облагаться зональным налогом. Товар считается произведенным в ЭЭЗ "Горный Алтай", если величина добавленной стоимости обработки составляет не менее 20 процентов.
26. Установить, что все налоги, доходы и другие платежи (за исключением целевых средств, направляемых в соответствии с действующим законодательством на формирование общесоюзных и республиканских (РСФСР) целевых фондов) в течение пяти лет поступают в распоряжение ЭЭЗ "Горный Алтай" на условиях налогового кредита с уплатой трех процентов годовых.
27. Часть прибыли, причитающаяся иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в ЭЭЗ "Горный Алтай", при переводе ее за границу подлежит обложению налогом в размере до 5% от переводимой суммы.
28. Советские и иностранные коммерческие банки, расположенные в ЭЭЗ "Горный Алтай" и имеющие лицензию Центрального банка РСФСР, освобождаются от уплаты налога на прибыль в валютной части.
29. В первые 5 лет функционирования ЭЭЗ "Горный Алтай" иностранная валюта, зарабатываемая предприятиями и организациями, остается в их полном распоряжении, за исключением 15% валютных отчислений от валютной выручки, подлежащих обязательной продаже в бюджет ЭЭЗ "Горный Алтай".
30. Ввоз и вывоз произведенных на территории ЭЭЗ "Горный Алтай" товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, ввоз и вывоз которых ограничивается законом или особыми решениями Совета Министров РСФСР и исполнительного органа власти Горно-Алтайской ССР.
31. Предприятия и организации, осуществляющие деятельность в ЭЭЗ "Горный Алтай", имеют право на счет создаваемых у них валютных фондов выплачивать советским рабочим и специалистам заработную плату в иностранной валюте, которая перечисляется на специальные счета в банках и выплачивается путем выдачи наличными средствами, именными чеками, кредитными карточками и другими платежными средствами. На территории ЭЭЗ "Горный Алтай" допускается безналичное обращение валюты. Право приобретения иностранной валюты в безналичной форме распространяется на все юридические и физические лица, имеющие расчетные счета в банках ЭЭЗ "Горный Алтай".
32. В ЭЭЗ "Горный Алтай" действуют упрощенные режимы выезда, въезда и пребывания иностранных граждан.
33. Средства в советских рублях и иностранной валюте для развития ЭЭЗ могут также пополняться за счет выпуска зональных облигаций, кредитов, добровольных взносов граждан и организаций, проведения лотерей, взимания штрафов за нарушение правил хозяйственной деятельности (кроме таможенных штрафов), оплаты услуг местных органов власти, оказываемых организациями и предприятиями, арендных платежей и других поступлений.
34. В течение 5 лет с момента введения в действие настоящего Положения сохраняется действующий порядок финансирования производственной и социальной инфраструктур за счет централизованных фондов. Таким же образом осуществляется финансирование социальной инфраструктуры для военнослужащих, размещенных на территории Горно-Алтайской ССР.
35. Трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, в том числе рабочих и специалистов, прибывших из других регионов, режима труда и отдыха, социальных гарантий и компенсаций, на предприятиях ЭЭЗ "Горный Алтай" регулируются коллективными договорами или индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). Условия и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников, в том числе и в иностранной валюте, устанавливаются предприятиями и организациями самостоятельно за счет собственных средств.
Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников этих предприятий и организаций по сравнению с условиями, предусмотренными в действующем в РСФСР законодательстве.
Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями должны решаться в индивидуальных трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Получаемая этими работниками заработная плата в иностранной валюте после уплаты налогов может беспрепятственно переводиться за границу.
36. Хозяйственные споры, в том числе споры между участниками предприятий с иностранными инвестициями, находящимися в ЭЭЗ "Горный Алтай", могут рассматриваться по договоренности сторон, в арбитраже, третейском суде, создаваемом в зоне или в любом другом международном торговом арбитраже, а при отсутствии договоренности - в Горно-Алтайском республиканском суде. Третейский суд, создаваемый в ЭЭЗ "Горный Алтай", действует на основе специального Положения.