Распоряжение Правительства Москвы от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП "О создании Координационного общественного совета по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды и Центра экологического образования, просвещения и пропаганды"
По состоянию на 3 июля 2007 года
В целях повышения эффективности исполнения функций Правительства Москвы по организации и развитию системы экологического образования, просвещения и пропаганды, формированию экологической культуры населения, активизации взаимодействия государственных и общественных экологических организаций:
1. Создать Координационный общественный совет по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды.
2. Утвердить:
2.1. Положение о Координационном общественном совете по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды (приложение 1) и персональный состав Координационного общественного совета по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды (приложение 2).
2.2. Концепцию проекта "Центр экологического образования, просвещения и пропаганды" (приложение 3).
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1 к распоряжению Правительства Москвы от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
Положение
о Координационном общественном совете по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды
I. Общие положения
1.1. Координационный общественный совет по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды (далее - Совет) является консультативным органом по формированию и проведению единой городской политики по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды.
1.2. Для работы в Совете привлекаются представители органов государственной власти города Москвы, ведущие высококвалифицированные специалисты Российской Федерации и города Москвы, занимающиеся вопросами экологического образования и просвещения, управлением охраной окружающей среды и природопользования.
1.3. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Экологической доктриной Российской Федерации, законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы в области экологического просвещения и воспитания, охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.
1.4. Организационно-техническое обеспечение Совета осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
2. Задачи и функции Совета
2.1. Основной задачей Совета является консультационное содействие в развитии системы экологического образования просвещения и пропаганды, формировании экологической культуры населения, активизации взаимодействия государственных уполномоченных органов власти города Москвы в области охраны окружающей среды, образования и просвещения с общественными экологическими организациями.
2.2. Функции Совета:
- разработка рекомендаций и предложений по развитию системы экологического образования и просвещения на всех уровнях: дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, профессиональное;
- разработка рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации и города Москвы в части экологического образования, просвещения, развития общественных институтов управления природоохранной деятельностью;
- внесение предложений по установлению приоритетных направлений городской политики в области экологического образования, просвещения и пропаганды;
- консультативная и методическая помощь в подготовке целевых программ и подпрограмм по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды;
- оценка перспектив внедрения передовых отечественных и зарубежных научных и практических разработок в области экологического образования, просвещения и пропаганды;
- разработка рекомендаций и предложений для организации работ по привлечению внимания общественности к решению задач повышения экологической культуры населения;
- консультативная и научно-методическая помощь в реализации проекта по функционированию Центра экологического образования, просвещения и пропаганды, в том числе заслушивание планов работ и отчетов о направлениях и объемах расходования бюджетных средств при реализации целевых городских программ.
3. Структура и организация работы Совета
3.1. Совет формируется из числа представителей органов государственной власти города Москвы, ведущих ученых, преподавателей, специалистов-практиков, представителей общественности, занимающихся вопросами экологического образования, просвещения и пропаганды.
3.2. Права Совета:
- разрабатывать рекомендации для государственных органов исполнительной власти города Москвы, префектур административных округов, управ районов, муниципалитетов районов и участвовать в их работе в пределах компетенции Совета;
- создавать экспертные и рабочие группы с привлечением сторонних специалистов, в том числе представителей комплексов городского управления; вносить предложения и рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации и города Москвы в части экологического образования, просвещения, развития общественных институтов управления природоохранной деятельностью;
- принимать участие в подготовке целевых программ и подпрограмм по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды и вносить предложения по установлению приоритетных направлений городской политики в области экологического образования, просвещения и пропаганды;
- взаимодействовать со средствами массовой информации в целях освещения деятельности Совета;
- оказывать консультативную и научно-методическую помощь в реализации проекта по функционированию Центра экологического образования, просвещения и пропаганды, в том числе заслушивать планы работ и отчеты о направлениях и объемах расходования бюджетных средств при реализации целевых городских программ.
3.3. Совет возглавляет президиум, состоящий из 7 человек. Состав президиума избирается из числа членов Совета. Председатель президиума избирается решением членов президиума.
3.4. Решения, принимаемые президиумом и Советом, оформляются протоколами и носят рекомендательный характер.
3.5. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Приложение 2 к распоряжению Правительства Москвы от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
Состав
Координационного общественного совета по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды
Барановский - президент Российского Зеленого креста, академик Сергей Игоревич РАЕН (по согласованию)
Баришпол - председатель президиума Центрального совета Иван Федотович Всероссийского общества охраны природы (по согласованию)
Богдан - директор Института содействия общественным Людмила Георгиевна инициативам (ИСАР) (по согласованию)
Бочин - министр Правительства Москвы, руководитель Леонид Арнольдович Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Быстрицкая - народная артистка СССР (по согласованию) Элина Авраамовна
Винокуров - заместитель руководителя Департамента Владимир Арнольдович природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Владимиров - ректор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (по Альберт Ильич согласованию)
Глазачев - директор Международного центра по разработке Станислав Николаевич технологий эколого-педагогического образования (по согласованию)
Грачев - председатель Комитета по экологии Владимир Александрович Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
Данилина - директор ЭкоЦентра "Заповедники" (по Наталья Романовна согласованию)
Захлебный - руководитель Центра теории и методики Анатолий Никифорович Экологического образования РАО, д.п.н. (по согласованию)
Исаев - директор Центра по проблемам экологии и Александр Сергеевич продуктивности лесов РАН, академик РАН (по согласованию)
Карпов - президент Ассоциации "Аналитика", Юрий Александрович член-корреспондент РАН (по согласованию)
Кавтарадзе - заведующий кафедрой управления природными Дмитрий Николаевич ресурсами МГУ им. М.В. Ломоносова (по согласованию)
Кезина - руководитель Департамента образования города Любовь Петровна Москвы, академик РАО (по согласованию)
Клюкина - директор Государственного Дарвиновского музея Анна Иосифовна (по согласованию)
Кузнецов - президент РАЕН, член-корреспондент РАН (по Олег Леонидович согласованию)
Лосев - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (по Ким Семенович согласованию)
Мамедов - профессор Российской академии государственной Низами Мустафаевич службы при Президенте Российской Федерации, эксперт ООН по вопросам экологического образования (по согласованию)
Новоточинов - директор международных программ Комитета Алексей Алексеевич национальных и неолимпийских видов спорта России (по согласованию)
Степаненко - заместитель председателя Комиссии по Вера Станиславовна экологической политике Московской городской Думы (по согласованию)
Осипов - директор института геоэкологии РАН, академик Виктор Иванович РАН (по согласованию)
Петросян - ректор Открытого экологического университета Валерий Самсонович МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор (по согласованию)
Попов - заместитель председателя Комитета общественных Алексей Иванович связей города Москвы (по согласованию)
Саркисов - ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева, академик РАН Павел Джибраелович (по согласованию)
Хлопиков - директор Московского эколого-образовательного Владимир Петрович комплекса (по согласованию)
Черников - профессор Московской сельскохозяйственной Владимир Александрович академии им. К.А. Тимирязева (по согласованию)
Щербаченко - председатель Комитета по телекоммуникациям и Михаил Львович средствам массовой информации города Москвы (по согласованию)
Ягодин - президент Московской ассоциации экологического Геннадий Алексеевич образования, член-корреспондент РАН (по согласованию)
Приложение 3 к распоряжению Правительства Москвы от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
Концепция проекта
"Центр экологического образования, просвещения и пропаганды"
1. Цели, задачи и функции проекта
Главными целями проекта "Центр экологического образования, просвещения и пропаганды" (далее ЦЭОПП) являются:
1. Содействие в решении задач Экологической доктрины Российской Федерации в части экологического образования и просвещения и развития гражданского общества как условия реализации государственной политики в области экологии;
2. Содействие повышению уровня экологической культуры и экологической информированности широких слоев населения, включая:
- создание специализированной постоянно действующей демонстрационной площадки для пропаганды передовых достижений в области экологического образования, просвещения, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- создание эффективной организационной структуры и базы для повышения экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии;
- проведение экологического обучения населения и образования, включая: дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, профессиональное;
- создание условий для пропаганды экологических знаний, достижений в области экологического просвещения, создания детских и молодежных экологических центров, опыта эффективного взаимодействия общественных экологических организаций и объединений с органами государственной власти города Москвы.
Достижение поставленных целей предусматривает решение ряда задач:
- аккумулирование и распространение знаний в области организации экологического образования, просвещения и пропаганды;
- аккумулирование и распространение знаний в области реализации общественных экологических проектов и инициатив;
- аккумулирование и распространение экспертных знаний в области реализации эффективных природоохранных мероприятий и "чистых" производств;
- содействие в пропаганде на межрегиональном и международном уровнях достижений московских и российских организаций и предприятий в области экологического образования и просвещения, охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- реализация программ и проектов по повышению уровня культуры широких слоев населения и привлечению общественности к решению проблем охраны окружающей среды;
- аккумулирование и распространение экологической информации.
2. Позиционирование ЦЭОПП
В настоящее время в Москве (впрочем, как и в России в целом) нет ни одного специализированного центра по масштабной пропаганде экологических знаний. Существующие экологические центры работают, как правило, с узкими целевыми аудиториями. Отдельные периодические издания, выставочные мероприятия и конференции экологической направленности не в полной мере удовлетворяют потребности общества в получении экологической информации. Идея ЦЭОПП базируется на создании доступной самому широкому кругу москвичей и жителей других регионов постоянно действующей пропагандистской и информационной площадки, представляющей интересы как государственных, так и общественных экологических организаций.
В результате реализации проекта, ЦЭОПП будет выполнять следующие функции:
- интегратор потенциала участников проекта в части поставленных целей;
- база для развития сети экологического образования, просвещения в городе Москве и пропаганды достижений научных и образовательных центров;
- база для пропаганды достижений и результатов деятельности органов государственной власти города Москвы и Российской Федерации в области охраны окружающей среды и экологического просвещения;
- база для пропаганды результатов деятельности общественных экологических организаций и объединений;
- информационный, консультативный и выставочный центр;
- центр поддержки инновационных и инвестиционных проектов в области экологического образования, просвещения и охраны окружающей среды;
- экологический информационный центр по работе с населением.
3. Инициаторы проекта:
- Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;
- Департамент образования города Москвы;
- Э.А. Быстрицкая, народная артистка СССР;
- Всероссийское общество охраны природы.
4. Основание и обоснование создания ЦЭОПП
На основании статьи 6 и статьи 72 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации находится организация и развитие системы экологического образования и просвещения, формирование экологической культуры.
Москва солидарна с призывом Президента Российской Федерации на Госсовете 11 июня 2003 уделять экологическим проблемам должное внимание и нацелена на решение задач, определенных Экологической доктриной Российской Федерации, связанных с реализацией законных прав граждан на благоприятную окружающую среду, на получение экологической информации. Москва принимает во внимание решение ООН провести в 2004-2015 годах декаду образования для устойчивого развития. Непременным условием эффективной государственной политики является демократизация государственного управления через широкое вовлечение общественных организаций и всех слоев населения в подготовку принятия решений. Это реализуется через просветительскую работу, направленную на повышение социальной активности граждан, осознание личной ответственности, сопричастности и заинтересованности в достижении экологического благополучия города и страны.
5. Управление проектом
Для управления проектом создается автономная некоммерческая организация "Центр экологического образования, просвещения и пропаганды". Учредителями выступают:
- Всероссийское общество охраны природы;
- Московская ассоциация экологического образования;
- Государственное учреждение "Центр по выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения";
- ЗАО "Объединенный павильон "Наука и образование" ГАО ВВЦ.
Каждый из учредителей имеет большой опыт работы в области экологического образования, просвещения и пропаганды, располагает подготовленными профессиональными кадрами. Планируется привлечение к работе Центра партнерских организаций (научных, промышленных, образовательных и общественных) г. Москвы и Российской Федерации для использования их профессионального и организационно-технического потенциала. Стратегическое планирование деятельности ЦЭОПП осуществляет Координационный общественный совет по экологическому образованию, просвещению и пропаганде.
6. Исходные предпосылки для реализации проекта
Инициаторами проекта проведены консультативные рабочие встречи с потенциальными участниками проекта. Выявлен круг заинтересованных партнеров из числа профессиональных образовательных центров средней и высшей школы, учреждений дополнительного экологического образования, общественных экологических организаций, а также научных и промышленных учреждений и предприятий. Инициатива по реализации проекта ЦЭОПП поддержана также рядом международных экологических организаций. В проекте предусматривается организация доступной широкому кругу посетителей постоянно действующей демонстрационной площадки. Демонстрационная площадка ЦЭОПП (предположительно на ВВЦ) должна стать доступным источником получения экологической информации для природопользователей, общественных организаций, образовательных учреждений и населения. С этой целью подписывается соглашение о сотрудничестве между Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Государственным акционерным обществом "Всероссийский выставочный центр".
7. Основные направления деятельности ЦЭОПП:
7.1. Организация системы образования и просвещения (программы для детей, специалистов-экологов, общественных организаций, населения).
7.2. Организация Клуба неправительственных организаций экологической и гуманитарной направленности.
7.3. Организация работы по пропаганде экологической культуры и принципов устойчивого развития в средствах массовой информации.
7.4. Организация общественной приемной для населения.
7.5. Организация тематических экскурсий, выставок, ярмарок, презентаций, фестивалей.
7.6. Организация и проведение Дня эколога, экологического праздника в рамках Дня города, детских экологических и спортивных праздников.
7.7. Участие в выполнении проектов (НИР) в области охраны окружающей среды, образования и пропаганды экологических знаний и идей устойчивого развития.
7.8. Создание информационного фонда, включающего банк данных о деятельности неправительственных экологических организациях, технологиях и производителях экологической продукции и услуг, библиотеку, видео- и кинотеку по экологической тематике и проблемам устойчивого развития.
7.9. Создание информационного сайта в сети Интернет.
7.10. Консалтинговые, информационные и иные услуги для природопользователей и населения.
7.11. Распространение специальной, правовой, методической и популярной экологической литературы, кино- и видеопродукции по профилю деятельности.
7.12. Участие в российских и международных проектах (выставках, конгрессах, конференциях, конкурсах и др.).
8. Источники финансирования
В качестве основных источников финансирования деятельности ЦЭОПП рассматриваются:
- доходы от мероприятий (выставочно-ярмарочных, презентационных), проводимых на территории ГАО ВВЦ;
- доходы от информационно-консультативной деятельности;
- вклад партнеров в форме консультаций, готовых технологий, инвестиционных ресурсов, вычислительной техники, специализированных услуг, результатов исследований, организационной поддержки;
- займы и кредиты, предоставляемые на льготных условиях бюджетом города Москвы, банками и другими финансовыми институтами на реализацию проекта;
- добровольные финансовые и имущественные взносы партнеров и учредителей АНО "ЦЭОПП";
- гранты фондов и других финансовых институтов, международных организаций и программ;
- средства городского и федерального бюджета в рамках целевых экологических программ.
Финансовые средства, поступающие на реализацию мероприятий проекта, распределяются с учетом рекомендаций Координационного общественного совета по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды. Автономная некоммерческая организация "ЦЭОПП" будет ежегодно отчитываться о своей деятельности, включая направления и объемы расходования бюджетных средств, перед Координационным общественным Советом по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды.
9. Информационное обеспечение проекта
С целью информационного обеспечения проекта планируется создание собственного сайта ЦЭОПП в сети Интернет, использование ресурсов уже существующих сайтов Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Всероссийского общества охраны природы и других заинтересованных партеров.
Информационная поддержка обеспечивается со стороны Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента образования города Москвы, московских периодических изданий городского и окружного уровня, местных средств информации ГАО ВВЦ (при условии размещения демонстрационной площадки ЦЭОПП на территории ВВЦ).