Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 июня 2005 г. N ГИ-6-22/513@ "О результатах работы налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства по применению контрольно-кассовой техники в 2004 г."

По состоянию на 25 сентября 2006 года


Федеральная налоговая служба проанализировала результаты контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники (далее ККТ) и сообщает, что в 2004 году налоговыми органами выполнен большой объем организационной, учетно-регистрационной, и контрольной работы, вытекающей из норм и требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон).

По состоянию на 1 января 2004 года в налоговых органах зарегистрировано 3 399 982 единицы ККТ, принадлежащих 1706 тыс. организациям и индивидуальным предпринимателям, при этом на долю индивидуальных предпринимателей приходится 54,6% контрольно-кассовой техники. В течение года взамен выбывших из эксплуатации 401,7 тыс. ККТ налоговыми органами зарегистрировано 791,3 тыс. ККТ. Абсолютный прирост количества зарегистрированной ККТ (с учетом выбытия) составил 389,7 тыс. единиц.

По состоянию на 1 апреля 2005 года зарегистрировано пользователями в налоговых органах 3 288 391 ед. ККТ, в том числе: с фискальной памятью - 3 042 444 ед. и оснащенной ЭКЛЗ - 245 947 ед. или 7,5% от их общего количества.

В 2004 году налоговыми органами было проведено 555,6 тыс. проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями, или охват проверками организаций и индивидуальных предпринимателей в целом по Российской Федерации составил 32,5 процента. В тоже время у 43 Управлений ФНС России процент охвата ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Только 5,2% пользователей ККТ проверено в Республике Хакасия, 8,4% - в Рязанской области, 12,4% - во Владимирской области, 13,3% - в Ярославской области, 13,9% - в Республике Адыгея, 15,8% - в Белгородской области, 16,1% - в Ивановской области.

Нарушения законодательства о применении ККТ выявлены в ходе 159,2 тыс. проверок, или 28,6% от общего их количества, в том числе:

- нарушения статьи 14.5 КоАП РФ "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовой техники" выявлены 134,4 тыс. проверками, или 84,4% от общего количества проверок.

- нарушения статьи 15.1 КоАП РФ "Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций" выявлены в ходе 4535 проверок, или 2,9%, в том числе у индивидуальных предпринимателей 52,8% от общего количества проверок.

При этом, 82,9% нарушений допустили индивидуальные предприниматели.

По результатам проверок, выявивших нарушения действующего законодательства о применении ККТ, предъявлены штрафные санкции на общую сумму 676,9 млн. рублей, из них 618,4 млн. рублей, или 91,4% предъявлено по статье 14.5 КоАП РФ и 57,2 млн. рублей, или 8,4% предъявлено по статье 15.1 КоАП РФ. При этом по статье 14.5 КоАП РФ 52,6% нарушений совершили индивидуальные предприниматели, а по статье 15.1 КоАП РФ 87,7% юридические лица.

Из общей суммы штрафных санкций, предъявленных налоговыми органами, взыскано 454,3 млн. рублей, или 67,1% в целом по Российской Федерации.

Наибольший процент взыскания обеспечили Управления ФНС России: по Республике Адыгея - 96,8%, Республике Северная Осетия - 96,2%, Псковской области - 91,7%, Читинской области - 89,9%, Астраханской области - 87,2%, Ленинградской области - 85,0%. На высоком уровне проводилась эта работа в Республиках Бурятия и Мордовия, Алтайском крае, Владимирской, Вологодской, Камчатской, Томской областях, г. Санкт-Петербурге и многих других.

Вместе с тем, в 43 Управлениях ФНС России процент взыскания штрафов ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Неудовлетворительно организована эта работа в Кабардино-Балкарской Республике, где процент взыскания составил 16%, в Республике Ингушетия - 21,7%, Карачаево-Черкесской Республике - 22,7%, Республике Дагестан - 33,1%, Волгоградской - 40,6%, Ямало-Ненецкому автономному округу - 42,4%, Курской области - 43,4 процента.

Контрольная работа требует постоянного изыскания новых результативных форм контроля. В центре внимания налоговых органов по-прежнему остается контроль за применением ККТ при осуществлении торговли на рынках, ярмарках и других местах массовой торговли.

Высокую результативность при осуществлении проверок применения ККТ дают мобильные группы. Такие группы созданы во многих налоговых органах. Например, городской мобильной оперативной группой при Управлении ФНС России по г. Москве в 2004 году проведены проверки 264 рынков, торговых центров, торговых комплексов и иных территорий, отведенных для массовой торговли, расположенных на территории г. Москвы. Проверено 2415 субъектов предпринимательской деятельности, из них выявлены нарушения Федерального закона, в том числе ведение наличных денежных расчетов без применения ККТ у 2216, что составляет 92% от их общего количества. В ходе данных проверок выявлены 30 субъектов предпринимательской деятельности, повторно нарушившие Федеральный закон в течение месяца. Указанная работа проводилась Управлением ФНС России по Московской области.

Одной из наиболее эффективных форм работы по контролю за выполнением законодательства о применении ККТ является создание налоговых постов.

Так, в 2004 году на территории г. Красноярска действовали 7 налоговых постов, контролирующих 21 рынок города. В отчетном периоде сотрудниками налоговых постов проведена 891 проверка, по которым выявлено 431 нарушение законодательства о применении ККТ. Сумма предъявленных административных штрафов составила 1528 тыс. рублей, из них взыскано 839 тыс. рублей.

В отдельных Управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации проводится целенаправленная работа по контролю за применением ККТ при оказании транспортных услуг. Так, в Краснодарском крае к концу 2003 года оснащенность ККТ составила: маршрутных такси - 71,6%, таксомоторов - 31,6%. В 2004 году работа налоговых органов Краснодарского края в данном направлении была поддержана прокуратурой Краснодарского края. Разъяснения прокуратуры по этому вопросу было доведено до налоговых органов края в апреле 2004 года, в результате чего удалось отменить решения местных органов власти о признании маршрутных такси автобусами малой вместимости в городах: Анапа, Армавир, Новороссийск, Славянск-на-Кубани. Так как основной объем неоснащенных ККТ такси и маршрутных такси приходится на г. Краснодар, с администрацией города была проведена работа, в результате которой в постановление главы г. Краснодар от 08.06.2004 N 1474 включено обязательное требование, о включении в приложение к заявке на участие в конкурсе на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на маршрутах городского пассажирского транспорта, представляемой в администрацию г. Краснодара, копии карточек регистрации ККТ в налоговых органах. В результате этого в 2004 году оснащенность маршрутных такси ККТ увеличились на 1100 единиц (46,2%) и составила 3482 единиц (95,6%). Аналогичная работа по применению ККТ при оказании транспортных услуг была проведена инспекциями Республики Татарстан.

В целях выявления и предотвращения несанкционированного доступа к фискальной памяти ККТ Управлением ФНС России по Санкт-Петербургу в 2004 года продолжалась работа по проведению проверок с использованием ранее накопленных чеков, которая позволила выявлять расхождения стоимости покупок, отраженных на кассовых чеках с данными, отраженными на контрольной ленте и в Z отчет. Данные факты были установлены в 69 случаях. К нарушителям были предъявлены административные штрафы на сумму 1,2 млн. рублей. Аналогичная работа проводилась Управлением ФНС России по Московской области.

Большинство инспекций для правильного исчисления налогов широко используют при проведении камеральных и выездных налоговых проверок данные о выручке, полученной с применением ККТ. Так, в инспекциях Республики Башкортостан в 2004 году показания фискальной памяти ККТ, полученные налоговыми органами в ходе проверок правильности применения ККТ использовались при 4569 проверках определения налоговой базы организаций и индивидуальных предпринимателей.

Повышению эффективности контрольной работы способствует тесное взаимодействие налоговых органов с центрами технического обслуживания (далее - ЦТО) ККТ. Так, Управлением ФНС России по Сахалинской области совместно с комитетом по промышленной торговле Сахалинской области в феврале 2004 года было проведено совещание с руководителями ЦТО ККТ, в результате которого было налажено более тесное их взаимодействие при проведении контрольной работы по соблюдению законодательства о применении ККТ. При выявлении административного правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ в необходимых случаях проводилось административное расследование, в частности, привлекались ЦТО для проведения экспертизы данных, содержащихся в фискальной памяти.

На базе республиканского ЦТО было организовано обучение сотрудников налоговых органов Республики Татарстан навыкам работы на наиболее используемых в республике моделях ККМ.

В Красноярском крае на основе взаимодействия налоговых органов с ЦТО организовано предоставление налоговым органам информации о владельцах ККТ, заключивших и расторгнувших договоры обслуживания ККТ, об установленных и удаленных средствах визуального контроля (СВК) используемых на ККТ.

Во многих Управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации налажено взаимодействие отделов оперативного контроля за применением ККТ с юридическими отделами Управлений, что позволило им повысить качество оформления материалов проверок и во многих случаях помогло избежать правовых ошибок при проведении контроля за исполнением законодательства о применении ККТ, оформлении протоколов и постановлений об административных правонарушениях.

Отдельные Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации внедряют новые подходы к решению вопросов, связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ. Так, Управлением ФНС России по Самарской области разработаны конкретные мероприятия по повышению результативности проверок, предусматривающие проведение хронометражей применения ККТ, негласных проверок кассовых чеков с целью профилактики применения устройств корректировки фискальной памяти, проведение проверки возвратов денежных средств покупателям и законность уменьшения сумм денежной наличности по возвращенным суммам, использование материалов проверок применения ККТ при проведении выездных налоговых проверок, проведение проверок полноты учета денежной наличности при снятии ККТ с регистрации.

Управлением России по Республике Башкортостан принимаются меры по минимизации трудозатрат работников территориальных налоговых органов республики при осуществлении ими контрольных функций: утверждены положение о порядке оформления, выдачи и учета удостоверений допуска к проверкам применения ККТ, новая форма акта проверки, изготовленная типографским способом (со степенями защиты), разработаны методики на обеспечение доказательства виновности субъектов предпринимательства при установлении фактов неприменения ККТ, используется принятая судами практика при которой свидетелем факта неприменения ККТ может являться любое "лицо", в т.ч. и работники налоговых органов.

В Управлении ФНС России по Приморскому краю установлен "телефон доверия", по которому налогоплательщики могут сообщить о допускаемых нарушениях. В 2004 году по "телефону доверия" поступило 103 сообщения о нарушениях законодательства о ККТ. Полученная информация направлена в адрес территориальных налоговых органов края для проведения проверок.

В 2004 году инспекциями ФНС России значительно активизирована работа со средствами массовой информации. Так, налоговыми органами Краснодарского края по вопросам применения ККТ было подготовлено и опубликовано в СМИ 211 материалов, проведено 14 выступлений по телевидению, в Республике Башкортостан опубликовано 85 заметок и статей, в эфир республиканского и местных телевизионных каналов вышли 9 передач с участием работников налоговых органов, контролирующих применение ККТ, в Приморском крае подготовлено 60 публикаций по применению ККТ, налоговыми органами Липецкой области разъяснению законодательства о применении ККТ посвящено 27 статей, организовано 12 выступлений по радио и 5 выступлений на телевидении, в Республике Татарстан на постоянной основе организовано освещение на телевидении и в местных газетно-журнальных изданиях результатов рейдов и проверок применения ККТ.

Наряду с разъяснительной работой в СМИ налоговые органы проводят целенаправленную работу по обучению работников инспекций, осуществляющих контроль за выполнением Федерального закона о применении ККТ, а также руководителей предприятий, бухгалтеров, кассиров и продавцов по правилам применения ККТ. В Республике Татарстан проведены трехдневные практические семинары-совещания с работниками налоговых органов по вопросам организации контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ и налично-денежным обращением. В ходе этих занятий отрабатывались практические вопросы по составлению актов проверок и протоколов об административных правонарушениях, приложений к ним, с целью обеспечения доказательной базы правонарушения, давались практические рекомендации по повышению результативности проверок, решались методологические вопросы их организации. В Республике Башкортостан проведено 156 учебных семинаров с руководителями и бухгалтерами организаций и 46 учебных занятий с работниками налоговых органов, в Приморском крае проведено 73 семинара с налогоплательщиками, а также в октябре месяце проведен краевой семинар с руководителями платных автостоянок, по применению ККТ или бланков строгой отчетности при осуществлении этого вида деятельности, в Краснодарском крае проведено 39, а в Липецкой области 11 семинаров, аналогичная работа проводилась и во многих других налоговых органах.

Направляя настоящий обзор о результатах контрольной работы налоговых органов в 2004 году за применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, ФНС России поручает Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации:

1. Проанализировать итоги работы по контролю за соблюдением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и принять конкретные меры по устранению имеющихся недостатков.

2. Активнее внедрять методы контрольной работы, изложенные в данном и предыдущих обзорах. Шире использовать формы контроля, которые дают наиболее высокую результативность, такие как: выставление налоговых постов, проведение перекрестных проверок, использование для контроля применения ККТ мобильные группы, осуществление хронометража применения ККТ, использование кассовых чеков в целях выявления, предотвращения и пресечения несанкционированного доступа к фискальной памяти и другие.

3. Использовать материалы проверок выручки, полученной с применением ККТ, при проведении выездных и камеральных налоговых проверок.

4. Обращать особое внимание на качество оформления результатов проверок, их доказательность, на своевременность оформления протоколов об административных правонарушениях и постановлений о привлечении к административной ответственности по материалам проверок в с строгом соответствии с нормами КоАП РФ.

5. Считать одной из важнейших задач налоговых органов полное взыскание штрафных санкций предъявленных за нарушения законодательства о применении ККТ.

6. Повысить ответственность должностных лиц налоговых органов за своевременное, качественное и достоверное представление в ФНС Российской Федерации информации по вопросам контроля за применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с населением и (или) расчетов с использованием платежных карт.


И.Ф. Голиков


< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки