Юридическая База РФ

;
 

< < Главная

Письмо Минобразования РФ от 17 июня 2003 г. N 333/19-12 Об использовании справки о государственно-общественных формах управления начальным профессиональным образованием

По состоянию на 25 сентября 2006 года


Минобразование России направляет для использования в практической деятельности справку "О государственно-общественных формах управления начальным профессиональным образованием".


Министр
В.М.Филиппов


Справка
о государственно-общественных формах управления начальным профессиональным образованием


В соответствии с п.2.2 решения коллегии Минобразования России от 29.10.02 N 20 "Об итогах реализации международного проекта Европейского фонда образования "Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России" Управлением начального профессионального образования Минобразования России проведен анализ существующих государственно-общественных форм управления начальным профессиональным образованием на уровне образовательного учреждения, муниципалитета, субъекта Российской Федерации.

На уровне образовательных учреждений начального профессионального образования существуют:

советы учреждений;

педагогические советы;

методические советы;

попечительские советы;

советы по содействию трудоустройству выпускников образовательных учреждений.

На уровне муниципалитетов государственно-общественными формами управления начальным профессиональным образованием в Белгородской области являются попечительские советы сельских учреждений начального профессионального образования. Председателями попечительских советов являются главы местного самоуправления районов и городов, членами советов - заместители глав администраций, руководители предприятий - заказчиков кадров, руководители образовательных учреждений.

Попечительские советы рассматривают и разрабатывают рекомендации, предложения, принимают решения по вопросам:

- привлечения внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательных учреждений;

- организации обучения обучающихся на современной технике отечественного и иностранного производства, осуществления ремонта техники;

- разработки рекомендаций и принятия решений, касающихся объемов, форм и направлений подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе по прямым заказам предприятий и организаций с учетом потребностей хозяйств и предприятий;

- совершенствования учебных планов и программ, повышения качества содержания образовательных программ, применения современных методов и средств обучения;

- повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, организации их стажировок на предприятиях, в ведущих (в том числе зарубежных) научных центрах и фирмах;

- реализации программ модернизации и развития учебно-производственной и социальной базы образовательного учреждения, его инфраструктуры;

- совершенствования материально-технической базы образовательного учреждения, благоустройства его территории;

- организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий образовательного учреждения;

- осуществления контроля за качеством образования, целевым использованием взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц.

В Ленинградской области на муниципальном уровне действуют муниципальные Координационные комитеты, задачей которых является координация деятельности всех заинтересованных сторон в формировании заказа на подготовку кадров.

Приказом комитета общего и профессионального образования области от 29.05.2000 N 264 утверждено Положение "О генеральном директоре учреждений начального профессионального образования муниципального образования Ленинградской области". Через генеральных директоров устанавливается оперативная связь между комитетом и руководителями профессиональных училищ и лицеев. Генеральный директор учреждения начального профессионального образования муниципального образования назначается приказом комитета из числа наиболее опытных директоров профессиональных училищ и лицеев. Генеральный директор является координатором деятельности учреждений начального профессионального образования в муниципальных образованиях области по реализации основных направлений развития начального профессионального образования, решает вопросы взаимодействия с администрацией муниципального образования и социальными партнерами, обеспечивает связь с профессиональными училищами и лицеями, представляет и защищает интересы учреждений начального профессионального образования в государственных и общественных органах и организациях по представлению комитета.

В связи с утверждением приказом комитета от 29.10.02 N 644 Концепции управления образованием на основе образовательных округов на территории Ленинградской области и введением в действие Положения об образовательных округах Ленинградской области, в каждом из округов определен состав Совета образовательного округа, в который входит представитель Совета директоров учреждений начального профессионального образования.

Образовательная система округа (всего их пять) предусматривает интеграцию муниципальных систем образования, общественных организаций, учреждений начального профессионального образования. Одна из основных ее задач - координация деятельности образовательных систем разного уровня, создание в образовательном округе модели системы общественной поддержки развития сферы образования, совместный поиск рациональных способов удовлетворения потребностей рынка труда.

В Новгородской области распоряжением областной администрации часть полномочий областного комитета образования как учредителя учреждений начального профессионального образования передана администрациям четырех муниципальных органов самоуправления, в части финансирования, назначения и освобождения директоров, контроля за целевым использованием зданий, помещений и иных объектов, переданных в оперативное управление учреждениям начального профессионального образования.

Во всех муниципалитетах введены должности специалистов, курирующих трудовое обучение и профессиональную подготовку, главными функциями которых являются координация деятельности общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования по вопросам профессиональной ориентации учащихся, преемственности обучения и доступности получения начального профессионального образования.

При администрациях городов и районов действуют Консультативные советы, координирующие деятельность учреждений начального профессионального образования и работодателей на своей территории.

В рамках работы в проекте "Менеджмент в образовании" образовались зональные Консультативные советы, объединяющие представителей нескольких близлежащих муниципалитетов. Их задачей стала координация деятельности внутри зоны, где расположены несколько учреждений начального профессионального образования, для интегрирования усилий по укреплению учебно-материальной базы образовательных учреждений.

В Свердловской области в 2002 году министерством общего и профессионального образования разработано и направлено в муниципалитеты примерное положение о Координационном совете по профессиональному образованию при главе муниципального образования. Данное положение направлено на развитие государственно-общественного характера управления начальным профессиональным образованием в границах отдельных территорий области. Основными задачами Координационного совета являются формирование территориальной политики кадрового обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, разработка предложений по развитию инфраструктуры профессионального образования территории, содействие развитию механизмов социального партнерства между образовательными учреждениями и организациями и предприятиями различных форм собственности.

Отработанной практикой всех муниципальных образований стали ежегодные совместные совещания руководителей муниципальных органов управления, учреждений начального профессионального образования территории и предприятий по согласованию структуры и объемов подготовки в соответствии с потребностями выпускников школ и запросами производственной сферы.

В 2001/02 учебном году практически в 4 раза (с 800 до 2993) увеличилось количество предприятий, предоставляющих места производственной практики для обучающихся, в 2 раза - количество предприятий, с которыми подписаны соглашения и договора о взаимодействии. В проведении итоговой аттестации в качестве внешних экспертов качества образования участвовало 801 предприятие, в 5 раз возросло количество предприятий, организующих стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин. По инициативе администраций образовательных учреждений специалисты 367 предприятий участвовали в совершенствовании содержания и организации образовательного процесса, 331 предприятие предоставило образовательным учреждениям производственно-технологическую информацию. В передаче имущества на баланс образовательных учреждений участвовало 74 предприятия, целевое финансирование осуществили 38 предприятий.

В Хабаровском крае в 2002 году постановлениями глав муниципальных образований утверждены Координационные общественные советы по подготовке рабочих кадров в промышленных центрах края. В состав советов вошли руководители муниципалитетов, предприятий и организаций, служб занятости, учреждений начального профессионального образования. Целью советов является координация работы по организации производственного обучения обучающихся и закрепление их на предприятиях края, трудоустройство выпускников образовательных учреждений, профессиональная ориентация на рабочие профессии.

В рамках советов утверждено 29 отраслевых секций. Председателями отраслевых секций назначены руководители предприятий, директора профессиональных училищ и лицеев края.

Результатами работы советов и отраслевых секций являются:

- увеличение в 2002 году количества предприятий (до 314), представивших заявки на трудоустройство 5,5 тыс. выпускников учреждений начального профессионального образования (в 2000 году - 64 предприятия, в 2001 году - 138);

- заключение в 2002 году профессиональными училищами и лицеями края 1250 договоров (в том числе 112 долгосрочных) с предприятиями и организациями края по организации производственного обучения обучающихся;

- увеличение количества предприятий и организаций, решающих вопросы предоставления социальных гарантий обучающимся-практикантам в части увеличения минимального размера их труда, возмещения затрат на проезд к месту прохождения практики, предоставления обучающимся персональных стипендий и их последующего трудоустройства.

В Саратовской области при администрациях муниципальных образований ряда районов созданы Советы руководителей предприятий и организаций, Советы по профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных учреждений и незанятого населения, в состав которых входят руководители профессиональных училищ и лицеев области, координирующие подготовку рабочих кадров в районах. В целях обновления содержания начального профессионального образования, привлечения работодателей и общественных организаций к разработке и экспертизе учебно-программной документации по профессиям, активизации и систематизации работы по изучению и пропаганде опыта учреждений начального профессионального образования планируется создание научно-методического центра профессионального образования.

На уровне субъекта Российской Федерации в Брянской областной думе создана комиссия по проблемам и перспективам развития начального профессионального образования, социальной защите работников и обучающихся образовательных учреждений. Ежегодно проводятся заседания исполнительной дирекции Брянской областной ассоциации промышленных и коммерческих предприятий (работодателей) по проблемам формирования, развития и социального использования рабочих кадров. Областным координационным комитетом содействия занятости населения осуществляется разработка основных направлений развития системы профессионального образования, в том числе и начального профессионального образования.

В Республике Коми вопросы развития начального профессионального образования рассматриваются на заседаниях Правительства Республики с привлечением заинтересованных министерств, глав муниципальных образований, руководителей крупных и средних предприятий, руководителей объединений промышленников и предпринимателей, на заседаниях Государственного совета Республики. На уровне министерств и ведомств создана постоянно действующая межведомственная комиссия по координации действий в области начального профессионального образования. Кроме того, создана общественная организация "Ассоциация учреждений профессионального образования Республики Коми", основными целями которой являются укрепление единого государственного образовательного пространства Республики, интеграция различных уровней профессионального образования, поднятие престижа профессиональной подготовки в образовательных учреждениях, всесторонняя защита прав и интересов образовательных учреждений и трудовых коллективов.

В Краснодарском крае функционируют краевой Совет по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке населения, в который входят представители департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю и департамента образования и науки края, отраслевые координационные советы социальных партнеров по вопросам подготовки кадров.

В Новгородской области создан Консультативный совет при областной администрации, основной задачей которого является обеспечение координации деятельности учреждений профессионального образования, органов исполнительной власти, работодателей в планировании и организации подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда.

Для координации деятельности учреждений профессионального образования и работодателей в планировании и организации подготовки квалифицированных кадров для учреждений и предприятий конкретных отраслей экономики (агропромышленный комплекс, автотранспорт и др.) созданы областные отраслевые советы.

В Пензенской области в октябре 2001 года по инициативе областного министерства образования было заключено Соглашение о сотрудничестве между министерством образования, министерством труда и социального развития, департаментом Федеральной государственной службы занятости населения, советами руководителей образовательных учреждений и организациями Пензенской области, в рамках которого предусматривается расширение задач достижения эффективности профессионального образования, повышения качества рабочей силы.

В соответствии с постановлением губернатора Пензенской области "О подготовке квалифицированных рабочих кадров для промышленных предприятий и организаций Пензенской области и мерах по трудоустройству выпускников учреждений начального профессионального образования" при правительстве Пензенской области создан Координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров для промышленных предприятий и организаций Пензенской области.

В Ставропольском крае в 2001 году в регионе Кавказских Минеральных Вод (КМВ), в состав которого входят 6 городов, создана краевая "Ассоциация профессионального образования". Задачами Ассоциации являются проведение маркетинга рынков труда и образовательных услуг региона КМВ, организация сотрудничества с органами власти, работодателями, учреждениями среднего и высшего профессионального образования в рамках реализации принципа преемственности и непрерывности профессионального образования, решение вопросов материального и финансового обеспечения образовательного процесса учреждений начального профессионального образования.

В Свердловской области постановление областного правительства от 24.11.2000 N 959-ПП "О развитии социального партнерства в сфере начального профессионального образования Свердловской области" явилось отправной точкой целенаправленной работы по регулированию отношений между сферами профессионального образования и экономики. Вопросы социального партнерства в сфере начального профессионального образования входят в Соглашение между правительством Свердловской области, Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей, федерацией профсоюзов Свердловской области.

С целью реализации распоряжения правительства области от 24.07.02 N 571-РП "О разработке системы управления кадровым восполнением отраслей экономики Свердловской области специалистами рабочих квалификаций на период до 2007 года" создана межведомственная рабочая группа под руководством первого заместителя председателя правительства Свердловской области по экономической политике и социальному развитию, министром экономики и труда Свердловской области, в которую наряду с представителями государственных ведомств входят руководители Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей.

Начиная с 2000 года, проблемы развития начального профессионального образования неоднократно рассматривались на заседаниях правительства области, областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, экономического совета при губернаторе области. Вопросы развития социального партнерства в начальном профессиональном образовании ежегодно рассматриваются на заседаниях коллегии Минобразования области с широким представительством со стороны государственных, муниципальных и общественных структур в сфере образования и экономики.

В 2002 году сформирована постоянно действующая Комиссия по начальному профессиональному образованию при Координационном совете по проблемам образования в Свердловской области. В состав комиссии входят представители областных министерств образования, министерства экономики и труда, других отраслевых министерств, управленческих округов, департамента Федеральной государственной службы занятости населения, союза промышленников и предпринимателей, отраслевых профессиональных союзов, учреждений начального профессионального образования. Основной задачей комиссии является разработка предложений, обеспечивающих координацию деятельности субъектов системы начального профессионального образования, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций с целью эффективной реализации политики правительства области в сфере начального профессионального образования.

В рамках комиссии созданы рабочие группы по отраслям экономики, которые осуществляют разработку информационно-аналитических материалов по состоянию и тенденциям развития отраслевых рынков труда, определение возможностей и экономических механизмов стимулирования деятельности предприятий, инвестирующих в начальное профессиональное образование. Деятельность рабочих групп также направлена на развитие информационной и рекламной поддержки, способствующей повышению престижа рабочих профессий.

При ряде отраслевых министерств области созданы координационные советы по профессиональному образованию, в которые входят представители государственных структур, отраслевых ассоциаций работодателей, предприятий и учреждений профессионального образования. Апробируется практика организации отраслевыми министерствами и ассоциациями работодателей конкурсов профессионального мастерства обучающихся учреждений начального профессионального образования, конкурсов на лучшую подготовку кадров рабочих квалификаций среди образовательных учреждений, стажировки педагогов учреждений начального профессионального образования.

В Республике Хакасия в целях повышения эффективности государственной политики по воспроизводству трудовых ресурсов и формирования регионального заказа на подготовку рабочих кадров при Правительстве Республики создана Комиссия по проблемам профессионального образования и профессиональной ориентации, на которой рассматриваются вопросы управления начальным профессиональным образованием в условиях модернизации профессионального образования.

В вопросе формирования профессионального самоопределения выпускников учреждений начального профессионального образования постоянную помощь оказывает департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике. Методический совет при департаменте регулярно проводит конкурсы образовательных учреждений на право подготовки безработных граждан, где приоритет отдается учреждениям начального профессионального образования.

В Ярославской области в 2002 году создана Комиссия по согласованию объемов и профилей подготовки в учреждениях начального профессионального образования, включающая представителей департамента образования области, департамента Федеральной государственной службы занятости населения по области, некоммерческого партнерства "Экономический совет".

В феврале 2002 года создана рабочая группа по определению путей взаимодействия Союза строителей области с учреждениями профессионального образования.

В ноябре 2002 года создана консультативная комиссия при Ремесленной палате г.Ярославля по взаимодействию работодателей малого и среднего бизнеса сферы обслуживания с учреждениями начального профессионального образования.

В рамках осуществления государственно-общественного контроля качества образования в области действует Центр оценки и контроля качества образования, который при аттестации учреждений начального профессионального образования привлекает к экспертизе их деятельности представителей работодателей. Работодатели также привлекаются в качестве председателей экзаменационных комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.

На региональном уровне функционируют советы директоров учреждений начального профессионального образования субъектов Российской Федерации, являющиеся государственно-общественными органами управления начальным профессиональным образованием.

Основной задачей советов является объединение руководителей учреждений начального профессионального образования в целях содействия модернизации начального профессионального образования.

Основными направлениями деятельности советов являются:

- выявление эффективных инноваций в сфере управления начальным профессиональным образованием, поддержка и распространение положительного опыта;

- содействие в реализации учреждениями начального профессионального образования нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней;

- разработка предложений, направленных на развитие начального профессионального образования с учетом тенденций развития экономики, наличия трудовых ресурсов, требований рынка труда;

- разработка предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы в области начального профессионального образования;

- укрепление связей учреждений начального профессионального образования с работодателями, предприятиями и организациями, службами занятости населения;

- содействие профессиональному росту руководителей учреждений начального профессионального образования, овладение новыми методами управления, организация повышения квалификации;

- содействие повышению социального статуса директоров и других категорий работников учреждений начального профессионального образования;

- развитие взаимодействия учреждений начального профессионального образования с образовательными учреждениями различных типов и видов.

Эффективному функционированию системы начального профессионального образования также способствует систематическое участие в принятии стратегических управленческих решений государственно-общественных органов управления начальным профессиональным образованием:

на уровне федеральных округов:

- Учебно-методических объединений начального профессионального образования;

- Советов директоров учреждений начального профессионального образования;

на федеральном уровне:

- Совета по начальному профессиональному образованию Минобразования России;

- Всероссийской ассоциации "Роспрофтех";

- Академии профессионального образования;

- Российского клуба директоров учреждений начального профессионального образования;

- Всероссийского совета ветеранов профтехобразования.

В целях расширения участия общества в управлении начальным профессиональным образованием, без чего невозможна модернизация начального профессионального образования, определенная Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, рекомендуем органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации создать:

- системы попечительских советов в целях усиления внимания местного сообщества к нуждам начального профессионального образования, обеспечения притока в образовательные учреждения начального профессионального образования дополнительных ресурсов - финансовых, материальных, кадровых, их эффективного использования и общественного контроля за деятельностью администраций;

- фонды поддержки начального профессионального образования, аккумулирующие средства юридических и физических лиц и направляющие их на решение конкретных проблем данной сферы;

- системы поддержки профессиональных сообществ в сфере начального профессионального образования, их привлечение к решению вопросов образовательной тактики и стратегии на федеральном и региональном уровнях;

- условия, прежде всего, налоговые, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку начального профессионального образования.

Для системы начального профессионального образования крайне важна организация постоянного социального диалога между профессиональными училищами и лицеями, работодателями, общественными организациями и органами по труду и занятости.

Социальное партнерство в начальном профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Эта система призвана помочь образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда.

В современных социально-экономических условиях образовательные учреждения начального профессионального образования только в тесном контакте с работодателями - непосредственными потребителями их продукции, смогут выполнять свою главную задачу - осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по профессиям, востребованным на региональном рынке труда.

В протокольном решении заседания Правительства Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 20 по вопросу "О совершенствовании системы начального профессионального образования" поручено Минобразованию России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами предусмотреть расширение участия организаций различных форм собственности в развитии материально-технической базы учреждений начального профессионального образования, в управлении и финансировании указанных учреждений.

В соответствии с протокольным решением Министерство продолжит работу по совершенствованию механизма государственно-общественного управления начальным профессиональным образованием.


Начальник Управления начального
профессионального образования,
член коллегии Минобразования России
Е.Я.Бутко


< < Главная

 
Реклама