Письмо ГТК РФ и МНС РФ от 3 июня 2003 г. NN 01-06/22761, АС-6-06/623 "О порядке организации взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении контрольных мероприятий"
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Во исполнение п. 5.2 Решения совместного заседания коллегий Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26 ноября 2002 года "О мерах по усилению взаимодействия органов МНС России и ГТК России в сфере контроля за организациями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность", утвержденного приказом ГТК России и МНС России от 09.01.2003 N 15/БГ-3-06/7, ГТК России и МНС России разъясняют порядок организации взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении контрольных мероприятий.
1. Взаимодействие налоговых и таможенных органов при проведении контрольных мероприятий осуществляется посредством согласованных по объектам и срокам действий, координируемых совместно налоговыми и таможенными органами в пределах своей компетенции и в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - скоординированные проверки).
2. Организация скоординированных проверок налоговыми и таможенными органами производится в случаях, когда по результатам анализа имеющейся у них информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика - участника внешнеэкономической деятельности (далее - налогоплательщик), а также другой информации, полученной из внутренних и внешних источников, имеются достаточные основания полагать, что:
- налогоплательщиком нарушены требования законодательных и иных нормативных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные и налоговые органы;
- имеет место явное несоответствие показателей экономической деятельности налогоплательщика его налоговым обязательствам;
- осуществляется деятельность, направленная на неправомерное возмещение налога на добавленную стоимость из федерального бюджета.
3. Основаниями для назначения скоординированных проверок являются:
а) мотивированный запрос таможенного или налогового органа, оформленный и направленный в порядке, предусмотренном Соглашением МНС России и ГТК России по взаимному информационному обмену от 08.06.2000 NN БГ-15-11/1222, 01-11/15581, и в обязательном порядке содержащий:
- полное наименование налогоплательщика, его ИНН (КПП), адрес (место нахождения);
- период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подлежащий проверке;
- изложение обстоятельств, вызывающих необходимость организации скоординированных проверок с описанием предполагаемого(ых) правонарушения(ий);
- сроки проведения скоординированных проверок;
б) поручения вышестоящих государственных органов;
в) поручения вышестоящих налоговых и таможенных органов;
г) постановления (приказы) руководителей таможенных и налоговых органов, иных правоохранительных органов, проводящих расследование по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и/или нарушениях налогового законодательства и иным административным правонарушениям и уголовным делам;
д) предложения аналитических групп, образованных в соответствии с п. 12 Решения совместного заседания коллегий ГТК России и МНС России от 26.11.2002 и п. 1 приказа МНС России и ГТК России от 30.01.2003 N БГ-3-06/32/73.
4. Не позднее пяти рабочих дней со дня поступления запроса таможенный (налоговый) орган, получивший запрос, направляет налоговому (таможенному) органу, направившему запрос:
- информацию о согласии назначить скоординированные проверки в предлагаемые сроки;
- предложения об изменении сроков проведения проверок;
- мотивированный отказ от назначения проверок.
Основаниями для отказа от назначения скоординированной проверки по запросу таможенного (налогового) органа может являться:
- отсутствие в запросе обстоятельств, свидетельствующих о возможных нарушениях требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные и налоговые органы;
- невозможность назначения проверки в связи с ограничениями, предусмотренными таможенным или налоговым законодательством Российской Федерации;
5. Проведению скоординированных проверок должно предшествовать тщательное изучение и анализ должностными лицами налоговых и таможенных органов, ответственными за их проведение, всей имеющейся информации о налогоплательщике, в том числе:
а) материалов предыдущих проверок налогоплательщика;
б) информации, поступившей от налоговых и таможенных органов, других контролирующих и правоохранительных органов и иных источников;
в) электронных баз данных ГТД, оформленных за определенный период, с предварительным расчетом возможных потерь федерального бюджета (в случае достаточности данных);
г) представленных налогоплательщиком документов в налоговые и таможенные органы;
д) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действовавших в течение проверяемого периода.
6. Координация действий участников скоординированных проверок осуществляется на основании планов, согласованных и утвержденных до начала скоординированных проверок руководителями соответствующих налоговых и таможенных органов или их заместителями. В планах скоординированных проверок указывают:
- наименование проверяемого лица (организации);
- идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
- цель скоординированной проверки;
- период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подлежащей проверке;
- срок проведения проверки;
- Ф.И.О. должностных лиц налоговых и таможенных органов, ответственных за ее проведение;
- перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки для подтверждения наличия (отсутствия) правонарушений.
7. Перед началом скоординированных проверок проводится рабочее совещание с участием задействованных сотрудников налогового и таможенного органа с целью обсуждения результатов проведенных подготовительных мероприятий, выработки и согласования основных направлений проведения предстоящих проверок.
8. Вынесение решений о назначении скоординированных проверок, их проведение, оформление и реализация материалов производится налоговыми и таможенными органами самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. После окончания скоординированной проверки с целью принятия комплексных и исчерпывающих мер по устранению выявленных правонарушений, информация о результатах и принятых мерах направляется, в порядке обмена, начальнику таможенного органа и/или руководителю налогового органа.
10. Должностные лица таможенных и налоговых органов, участвующие в проведении скоординированных проверок, обязаны обеспечивать конфиденциальность полученных сведений о проверяемых лицах, их деятельности и результатах проведенных мероприятий в соответствии со статьей 16 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
11. Не допускается участие в составе проверяющих групп налоговых органов, проводящих выездные налоговые проверки, сотрудников таможенных органов, равно как не допускается участие сотрудников налоговых органов в составе проверяющих групп таможенных органов, проводящих проверки финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, не допускается принятие и вручение налогоплательщикам, в отношении которых проводятся скоординированные проверки, совместных документов, не предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доведите настоящие разъяснения до нижестоящих таможенных и налоговых органов.
Заместитель Председателя
Государственного таможенного Комитета
Российской Федерации
А.А.Каульбарс
Первый заместитель Министра
Российской Федерации по налогам и сборам
А.В.Смирнов