Юридическая База РФ

;
 

< < Главная

Письмо Федерального центра госсанэпиднадзора Минздрава РФ от 30 мая 2003 г. N 09ФЦ/2683 "О реализации региональных, местных планов действий по гигиене окружающей среды"

По состоянию на 25 сентября 2006 года


В соответствии с принятой на Третьей конференции министров здравоохранения и окружающей среды (Лондон, 1999) Декларацией о действиях на основе партнерства, основанной на принципах, определенных на предыдущих конференциях по окружающей среде и охране здоровья (Франкфурт, 1989; Хельсинки, 1994), разработка Национальных планов действий по гигиене окружающей среды (НПДГОС) признана ВОЗ всеобъемлющей стратегией в области окружающей среды и здоровья. По состоянию на начало 2003 года из 51 стран-членов ВОЗ 42, включая Российскую Федерацию, разработали НПДГОС. Реализация сложной и многообразной проблемы гигиены окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации потребовала выработки и осуществления единой государственной политики в этой области как на федеральном, так и на региональном уровнях.

"Национальный план действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001-2003 годы", одобренный Правительственной комиссией по охране здоровья граждан, предназначен для государственных органов страны, органов здравоохранения, местных органов самоуправления, отраслей экономики, общественных и неправительственных организаций, средств массовой информации.

Правительство направило НПДГОС руководителям органов власти субъектов Российской Федерации и предложило обеспечить разработку и утвердить Региональные планы действий по гигиене окружающей среды (РПДГОС), предусмотреть в проектах своих бюджетов на 2002-2003 годы средства на их реализацию.

Решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности от 25 октября 2001 г. N 5 (г. Москва) представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано "разработать и утвердить на региональном уровне планы по гигиене окружающей среды на основе НПДГОС, определив в них приоритеты в области охраны здоровья граждан с учетом требований федерального законодательства в части ответственности государственной власти".

На парламентских слушаниях "Воздухоохранная деятельность: трансграничный, федеральный и региональный аспекты" (20 ноября 2001 г., Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано "обеспечить принятие региональных и местных планов действий по гигиене окружающей среды".

В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по охране здоровья граждан (N 4-пр от 21 сентября 2001 года координатором работы по реализации НПДГОС определен Минздрав России, который ежегодно обязан представлять информацию в Правительственную комиссию по охране здоровья граждан о ходе его выполнения.

Согласно Указанию Минздрава России от 14.01.2002 г. N 17-у "О реализации Национального плана действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации" центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте должны были до 01.07.2002 г. разработать Региональные планы действий по гигиене окружающей среды, а отчеты о результатах работы по реализации РПДГОС ежегодно направлять в Федеральный центр госсанэпиднадзора к 1 августа.

Полноценного анализа по материалам центров госсанэпиднадзора провести не удалось так как, 14 (15,7% от общего числа) центров госсанэпиднадзора не представили никакой информации (республики Алтай, Тыва, Чеченская; области: Волгоградская, Вологодская, Ленинградская, Орловская, Псковская, Саратовская, Тверская, Томская; автономные округа Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский), 27 (30,3%) прислали письма, не содержащие каких либо сведений о реализации РПДГОС: присланы либо постановления об утверждении РПДГОС, либо проекты РПДГОС без анализа реализации по схеме. 11-ю центрами госсанэпиднадзора представлены материалы по реализации РПДГОС не по требуемой схеме, что не позволило провести оценку реализации.

37 центров госсанэпиднадзора прислали информацию по требуемой схеме, но из них только 2 (Центры госсанэпиднадзора в Ростовской области и г. Санкт-Петербурге) с полным представлением сведений.

В 2 субъектах Российской Федерации РПДГОС утверждены не постановлениями правительств субъектов, а главными государственными санитарными врачами по этим территориям (Краснодарский край и Кемеровская область) соответственно без определения и согласования источников финансирования мероприятий.

По итогам мониторинга в 2002 г. в Российской Федерации было разработано 67 РПДГОС и 131 МПДГОС. 40 РПДГОС и все МПДГОС утверждены постановлениями правительств субъектов Российской Федерации и органов местной исполнительной власти с определением финансирования мероприятий.

На финансирование РПДГОС в 2002 г. было выделено 15202 млн. рублей, освоено 13883 млн. рублей, на финансирование МПДГОС соответственно 66151 млн. рублей и 50015 млн. рублей. Особенно хорошо финансировались мероприятия по реализации РПДГОС в Воронежской, Свердловской областях, Приморском крае, Республике Кабардино-Балкарии, МПДГОС - в Воронежской, Владимирской областях.

Важнейшей составной частью планов НПДГОС и РПДГОС является разработка законодательных и нормативных актов. В 2002 году разработано в субъектах Российской Федерации 55 законов, из них 16 принято.

В 2002 году в субъектах Российской Федерации в рамках РПДГОС с целью уменьшения вредного влияния загрязненной окружающей среды на здоровье населения было реализовано 200 мероприятий по улучшению качества воды, подаваемой населению (Самарская, Свердловская, Калининградская области, Республика Северная Осетия (Алания).

По уменьшению вредного воздействия на атмосферный воздух выполнено 180 мероприятий (Новгородская, Самарская, Свердловская области, Республика Кабардино-Балкария).

По уменьшению вредного воздействия на загрязнение почвы выполнено 168 мероприятий (Воронежская, Новгородская, Самарская, Новосибирская области, Республика Коми, г. Санкт-Петербург).

По снижению загрязнения продуктов питания выполнено 57 мероприятий, включающих государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, проведение мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и здоровья населения.

По гигиене и безопасности труда 78 мероприятий по снижению влияния ионизирующего излучения на население 53 мероприятия.

Реализация РПДГОС сопровождается проведением научных разработок в области гигиены окружающей среды, из которых, выполнено или находится в стадии выполнения 63 научно-исследовательские работы, финансирование которых осуществлялось как из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, так и с привлечением финансовых средств коммерческих структур. Наиболее значимыми являются:

1. Моделирование причинно-следственных связей между нозологическими формами болезней и маркерными показателями загрязнения среды обитания (Воронежская область).

2. Оценка риска канцерогенеза при потреблении питьевой воды из источников централизованного водоснабжения (Ивановская область).

3. Разработка критериев и обоснование методов комплексной оценки и ранжирование опасности для здоровья населения основных компонентов выбросов объектов теплоэнергетики (г. Москва).

4. Оценка медико-биологических последствий создания водохранилища Богучанской ГЭС (Красноярский край).

5. Разработка модельного проекта территориальной оценки риска воздействия и обоснования максимально допустимых нагрузок химических факторов окружающей среды на здоровье населения для обеспечения экологической безопасности (Пермская область).

Важное значение в Планах действий по гигиене окружающей среды уделяется вопросам подготовки кадров в этой области деятельности.

В рамках НПДГОС на базе Федерального центра госсанэпиднадзора в 2002 г. обучено более 250 человек по вопросам методологии оценки риска. В ряде субъектов Российской Федерации на базе профильных кафедр медВУЗов и НИИ созданы курсы последипломного образования специалистов Центров госсанэпиднадзора (Воронеж, Москва, Рязань, Новосибирск, Липецк).

Одной из важных задач планов действий по гигиене окружающей среды является формирование общественных отношений, совершенствование гигиенического воспитания и образования граждан. С этой целью в центрах госсанэпиднадзора созданы специальные подразделения по гигиеническому воспитанию и образованию населения, в т.ч. по формированию здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, гигиене окружающей среды и т.д. Вопросы гигиены окружающей среды и здоровья населения освещаются по телевидению, радио, в СМИ. В ряде субъектов созданы свои печатные издания (г. Москва - журнал "СЭС", Калининградская область - журнал "Здоровье населения и окружающая среда", "КОП", Новосибирская область - информационные бюллетени по экологии, Алтайский край - ежемесячный выпуск краевой газеты "Вестник госсанэпидслужбы" и др.). Почти во всех ЦГСЭН субъектов РФ созданы пресс-центры.

Для представления в Правительственную комиссию по охране здоровья граждан информации о реализации НПДГОС, РПДГОС и МПДГОС и с целью дальнейшей подготовки к четвертой международной конференции по окружающей среде и здоровью (Будапешт 2004) прошу представить материалы о реализации РПДГОС и МПДГОС в соответствии с предложенной схемой в Федеральный центр госсанэпиднадзора к 1 августа 2003 года строго по предложенной схеме, финансирование и освоение средств показать в миллионах рублей.


Главный врач Федерального Центра
госсанэпиднадзора -
Заместитель главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
Е.Н. Беляев


< < Главная

 
Реклама