Письмо МПР РФ от 5 мая 2003 г. N 36-46/3345 "Об итогах представления бухгалтерской отчетности за 2002 год"
По состоянию на 25 сентября 2006 года
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2002 г. N 5н "О сроках представления сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности об исполнении смет доходов и расходов учреждений, получающих финансирование из федерального бюджета в соответствии с бюджетной росписью на 2002 год" Министерством природных ресурсов Российской Федерации был представлен сводный бухгалтерский отчет за 2002 год в установленные сроки.
Департаментом бухгалтерского учета, отчетности и методологии МПР России была проведена большая работа по приемке бухгалтерских отчетов за 2002 г. от бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется по смете доходов и расходов в соответствии с бюджетной росписью. По окончании проделанной работы в Департаменте был проведен ряд совещаний, на которых были заслушаны все сотрудники с целью анализа состояния работы в подведомственных учреждениях по вопросам бухгалтерского учета, его автоматизации, выполнения приказов, распоряжений и других распорядительных документов, касающихся организации бухгалтерского учета на местах.
Валюта баланса по каждому бюджетному учреждению МПР России принята Департаментом бухгалтерского учета, отчетности и методологии и включена в консолидированный бухгалтерский отчет Министерства.
В результате проводимых Министерством мероприятий, направленных на улучшение отчетной дисциплины и качества представляемой отчетности, бухгалтерская отчетность поступает в Министерство, в основном, в установленные сроки. Также наметилась тенденция к улучшению качества представляемых отчетов. Однако по-прежнему имеет место нарушение требований Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2000 г. N 54-н "Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 сентября 2001 г. N 73-н), отдельными учреждениями продолжают нарушаться сроки представления отчетов, утвержденные приказами МПР России. С опозданием представили бухгалтерский отчет за 2002 г. следующие учреждения:
ВНИЦлесресурс (Страхов В.Д.) - на 6 дней;
ГУПР по Краснодарскому краю (Величко С.В.) - на 6 дней;
ГУПР по Московской области (Гаранькин Н.В.) - на 6 дней;
Калмыцкая спецморинспекция (Комушев В.Б.) - на 17 дней. Отчет представлен по электронной почте, оригинал отчета с подписями руководителя и главного бухгалтера представлен после неоднократных напоминаний и требований только 10 апреля 2003 г.
При составлении бухгалтерских отчетов часто допускаются ошибки по:
форме 1 "Баланс исполнения сметы доходов и расходов" допускается неправильное отражение в балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженности, показатели задолженности отражаются в балансе свернуто, что приводит к искажению бухгалтерской отчетности; не выполняется требование минимизации расчетов с подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами на конец отчетного периода;
форме 2 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам" и форме 4 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам" не заполняется или неправильно заполняется графа 2а (код строки), что затрудняет механизированную обработку и составление сводных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и внебюджетным источникам;
форме 4 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам в разделе 1 "Предпринимательская деятельность" при отражении доходов отчетного периода (стр. 020 графа 8) в объеме, превышающем расходы по выполненным и оплаченным продукции, работам и услугам (стр. 040 графа 8), не выделяется отдельно начисление налога на прибыль и других налогов (строки 160, 161, 162), также по этому разделу неправильно отражаются доходы отчетного периода (включались авансы полученные) и фактические расходы по выполненным и оплаченным продукции, работам и услугам (включались расходы на капитальное строительство и другие расходы, источником покрытия которых являются средства, формируемые из прибыли).
По этому же разделу неправильно отражаются доходы отчетного периода (включались полученные авансы) и фактические расходы по выполненным и оплаченным продукции, работам и услугам (включались расходы на капитальное строительство, приобретение оборудования и другие расходы, которые осуществляются за счет средств, образуемых из прибыли);
форме 5 "Отчет о движении основных средств" и форме 6 "Отчет о движении материальных запасов" имеют место случаи списания бюджетными организациями государственного имущества без согласования с МПР России. При приемке годовой отчетности выявлен ряд случаев такого списания. По совместному решению с Департаментом государственного имущества и работы с подведомственными МПР России унитарными предприятиями, учреждениями и организациями данное имущество восстановлено на баланс Алтайским ГПЗ (Ерофеев С.П.), ГПЗ "Азас" (Кыныраа М.М.).
В ходе приемки годовой отчетности выявлен случай передачи Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Сахалинской области (Чибисов А.С.) без согласования с главным распорядителем бюджетных средств МПР России бюджетных средств, предназначенных для финансирования лесооохранных и лесовосстановительных мероприятий, ФГУ "Сахалинский фонд геологической информации" (Горетый В.Е.) и факт нарушения в использовании средств федерального бюджета ФГУ "Управление эксплуатации Нижне-Камского водохранилища" (Ильясов P.M.)
Несмотря на улучшение в целом качества представляемой бухгалтерской отчетности, отдельные отчеты продолжают поступать с арифметическими ошибками и показатели баланса не увязаны с показателями других форм бухгалтерского отчета.
Ненадлежащего качества представлен бухгалтерский отчет по ФГУ "ВерхнеОбьрегионводхоз" (Тризно А.К.)
Отчет по Сахалинскому ТФГИ (Горетый В.Е.) представлен с ошибками, исправления были переданы главным бухгалтером по телефону, письменного подтверждения исправлений не поступило.
За нарушения установленных сроков представления бухгалтерской и представление некачественной отчетности руководители и главные бухгалтера ГУПР по Краснодарскому краю и ГУПР по Московской области были заслушаны в МПР России, по результатам заслушивания приняты соответствующие решения.
Не выполняются требования МПР России, изложенные в приказе от 30.05.2002 N 323 "О порядке и сроках представления бухгалтерской отчетности", в отношении составления пояснительной записки. Отдельные пояснительные записки не содержат информации, поясняющей вопросы финансово-хозяйственной деятельности учреждения, и расшифровок статей баланса и других форм бухгалтерской отчетности. Например, не представлены сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по бюджетным и внебюджетным источникам в разрезе кодов экономической классификации ВНИИ природы (Пешков А.С.), Александровской лесотехнической школой (Иванцов В.Н.), ГУПР по Московской области (Гаранькин Н.В.).
Северо-Кавказским лесным техникумом (Караев Н.С.), ВНИЦ лесресурс (Страхов В.Д.), ВНИИПОМ лесхоз (Главацкий Г.Д.)
пояснительные записки к годовому бухгалтерскому отчету не были представлены вообще.
Руководителям и главным бухгалтерам вышеперечисленных учреждений представить объяснения к отчету за 1 полугодие 2003 года, а также принять все меры по устранению всех перечисленных недостатков.
Бухгалтерская отчетность за 1 полугодие, 9 месяцев и годовая за 2003 год бюджетополучателями МПР России представляйся в сроки, установленные Министерством природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с Регламентом подготовки и представления сводной бухгалтерской отчетности.
Обращаем внимание, что начиная с отчета за 1 полугодие 2003 года территориальные органы МПР России кроме сводного бухгалтерского отчета представляют отдельно отчет по подведомственным организациям, отчеты которых входят в сводный бухгалтерский отчет, в те же сроки, что и основной отчет.
Бухгалтерский отчет за 2003 г. бюджетных учреждений, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, представляется в следующем объеме:
форма 1 "Баланс исполнения сметы доходов и расходов";
форма 1-1 "Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам";
форма 2 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам";
форма 4 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам";
форма 5 "Отчет о движении основных средств";
форма 6 "Отчет о движении материальных запасов";
форма 15 "Отчет о недостачах и хищениях основных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях";
справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета;
сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (для учреждений, представляющих сводную отчетность);
пояснительная записка об исполнении сметы доходов и расходов;
сведения о переоценке основных средств;
сведения об использовании грантов, полученных в 2002 г.
Данные бухгалтерской отчетности приводятся в рублях.
При оформлении форм бухгалтерской отчетности следует обеспечить полноту и взаимосвязь всех показателей баланса, при этом следует пользоваться Таблицами согласования основных показателей по формам бухгалтерского отчета организаций МПР России по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам за 2002 год.
В форме 1 "Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам" в графе 3 показываются данные на начало года по вступительному балансу, т.е. данные графы 4 баланса, представленного в МПР за 2002 год.
Перед составлением отчета необходимо сверить суммы утвержденных бюджетных ассигнований на год и полученных средств из федерального бюджета с Финансовым управлением МПР России.
Форма 2 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам" и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета, заверяются казначейством и представляются в подлиннике.
Списание затрат по объектам строительства, законченным и введенным в эксплуатацию осуществлять одновременно с постановкой объекта на баланс учреждения.
В форме N 5 "Отчет о движении основных средств" данные по строкам 200, 210 указываются только в том случае, если имеется разрешение МПР России на списание и безвозмездную передачу основных средств. Операции по безвозмездной передаче основных средств и материальных запасов по организациям, находящимся в ведении МПР России, должны быть отражены обеими сторонами (передающей и принимающей) в одном отчетном периоде.
Отразить в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2002 N 1611-р переоценку основных средств и нематериальных активов в отчете на 01.07.2003 г. в графе "на начало года".
Пояснительная записка включается в состав бухгалтерской отчетности и должна раскрывать основные факторы, оказавшие влияние на исполнение смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
В пояснительную записку в обязательном порядке должны быть включены следующие данные о деятельности учреждения:
о суммах недоиспользованных бюджетных средств, причинах их не использования;
сведения о полученных грантах и направлении их использования;
расшифровка списанных расходов по каждому объекту строительства с приложением копий актов приемки объектов в эксплуатацию;
расшифровка по установленной форме краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений;
о состоянии расчетных статей баланса с приведением расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей в разрезе источников финансирования и кодов экономической классификации (сроки образования и причины);
о причинах получения убытков от предпринимательской деятельности, а также о суммах недостач и хищений имущества и мерах по их устранению и возмещению;
расшифровка движения основных средств в течение отчетного периода, в том числе безвозмездная передача, списание пришедших в негодность, прочее выбытие основных средств с указанием основания для выбытия;
информация о переоценке основные средств и нематериальных активов в бюджетных учреждениях по состоянию на 1 января 2003 года и отражении сумм в бухгалтерском учете;
о фактах нецелевого использования средств федерального бюджета, выявленных проверками органов Федерального казначейства, о результатах проверок другими контролирующими органами и о принятых мерах;
о работе, проводимой по совершенствованию бухгалтерского учета, в частности с применением персональных компьютеров.
Руководитель Департамента
бухгалтерского учета, отчетности и методологии
В.Н.Лапушкина