Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы"
По состоянию на 25 сентября 2006 года
В целях реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить отраслевую программу "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение N 1)
2. Утвердить план мероприятий по реализации программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение N 2)
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова
Министр
Ю.Л.Шевченко
Приложение N 1 к приказу Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 114
Отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг."
Паспорт Отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг."
------------------T-----------------------------------------------------¬ ¦Наименование ¦"Охрана и укрепление здоровья здоровых¦ ¦Программы ¦на 2003-2010 гг." ¦ +-----------------+-----------------------------------------------------+ ¦Основание для¦Решение Коллегии Минздрава России от 20 марта 2002 г.¦ ¦разработки ¦протокол N 6 "О ходе реализации Концепции развития¦ ¦Программы ¦здравоохранения и медицинской науки, задачах на¦ ¦ ¦2001-2005 гг. и на период до 2010 г.". Решение¦ ¦ ¦Коллегии Минздрава России от 25 июня 2002 года¦ ¦ ¦протокол N 12 "О Концепции охраны здоровья здоровых¦ ¦ ¦в Российской Федерации" ¦ +-----------------+-----------------------------------------------------+ ¦Заказчик ¦Министерство здравоохранения Российской Федерации ¦ ¦Программы ¦ ¦ +-----------------+-----------------------------------------------------+ ¦Основные ¦Минздрав России, Российская академия медицинских наук¦ ¦разработчики ¦(по согласованию), Российский научный центр¦ ¦Программы ¦восстановительной медицины и курортологии Минздрава¦ ¦ ¦РФ ¦ +-----------------+-----------------------------------------------------+ ¦Цели и задачи¦Реализация стратегии организации и развития системы¦ ¦Программы, ¦охраны и укрепления здоровья у здоровых и практически¦ ¦важнейшие целевые¦здоровых лиц; ¦ ¦показатели ¦- проведение реструктуризации профилактического звена¦ ¦ ¦системы здравоохранения, предусматривающей усиление¦ ¦ ¦существующих Центров и отделений медицинской¦ ¦ ¦профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров¦ ¦ ¦спортивной медицины и физкультурных диспансеров,¦ ¦ ¦поликлиник, медицинских подразделений в¦ ¦ ¦образовательных учреждениях и на предприятиях¦ ¦ ¦внедрением современных технологий превентивной¦ ¦ ¦медицинской помощи (оздоровления); ¦ ¦ ¦- создание сети Центров Здоровья в составе¦ ¦ ¦современных оздоровительно-реабилитационных¦ ¦ ¦комплексов, объединяющих потоки здоровых лиц и¦ ¦ ¦больных, нуждающихся в медицинской реабилитации на¦ ¦ ¦основе единой технологической базы восстановительной¦ ¦ ¦медицины и высокого качества сервисных услуг; ¦ ¦ ¦- разработка нормативно-правовой документации,¦ ¦ ¦предусматривающей создание службы охраны и укрепления¦ ¦ ¦здоровья здорового человека, включая все необходимые¦ ¦ ¦ее составляющие: структуру профильных организаций и¦ ¦ ¦подразделений, табель оснащения, стандарты¦ ¦ ¦оздоровительных услуг, ресурсное обеспечение,¦ ¦ ¦подготовку кадров, порядок финансирования и¦ ¦ ¦взаимодействия со страховыми компаниями,¦ ¦ ¦преемственность с другими службами и организациями¦ ¦ ¦системы здравоохранения; ¦ ¦ ¦- разработка перспективных, увеличение объема быстрое¦ ¦ ¦и эффективное внедрение существующих оздоровительных¦ ¦ ¦мероприятий по укреплению здоровья и профилактике¦ ¦ ¦заболеваний; ¦ ¦ ¦- укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков¦ ¦ ¦восстановления здоровья (сниженных функциональных¦ ¦ ¦резервов) путем внедрения в практику здравоохранения¦ ¦ ¦современных методов экспресс диагностики и¦ ¦ ¦комплексных оздоровительных программ с использованием¦ ¦ ¦всего арсенала немедикаментозных средств; ¦ ¦ ¦- развитие и сохранение трудового потенциала страны,¦ ¦ ¦реализация человеком своих способностей, формирование¦ ¦ ¦и сохранение профессионального здоровья,¦ ¦ ¦профессионального долголетия; ¦ ¦ ¦- увеличение продолжительности жизни населения за¦ ¦ ¦счет поддержания резервов здоровья и реализации¦ ¦ ¦здоровьесберегающих технологий, путем сокращения¦ ¦ ¦заболеваемости и травматизма, предупреждения¦ ¦ ¦преждевременной и предотвратимой смертности, в первую¦ ¦ ¦очередь, в трудоспособных и детских возрастах; ¦ ¦ ¦- определение способностей, индивидуальности,¦ ¦ ¦формирование личности человека, мотивации к труду и¦ ¦ ¦здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье¦ ¦ ¦для достижения высоких результатов; ¦ ¦ ¦- обеспечение межведомственного и многоуровневого¦ ¦ ¦подходов в вопросах повышения качества жизни,¦ ¦ ¦улучшения условий труда, быта и отдыха населения,¦ ¦ ¦формирования здорового образа жизни; ¦ ¦ ¦- развитие комплексной системы профессиональной¦ ¦ ¦подготовки и переподготовки, систематического¦ ¦ ¦повышения квалификации кадров для работы в системе¦ ¦ ¦охраны и укрепления здоровья здоровых; ¦ ¦ ¦- создание и апробация системы информационного¦ ¦ ¦обеспечения решения проблем охраны и укрепления¦ ¦ ¦здоровья здоровых; ¦ ¦ ¦- обеспечение развития специальных научных¦ ¦ ¦исследований, разработка и внедрение эффективных форм¦ ¦ ¦и методов рационального использования ресурсов¦ ¦ ¦здравоохранения и укрепления здоровья населения; ¦ ¦ ¦- формирование профессионального и социального¦ ¦ ¦статуса специалистов системы охраны и укрепления¦ ¦ ¦здоровья здоровых; ¦ ¦ ¦- обеспечение социальной защищенности специалистов¦ ¦ ¦системы охраны и укрепления здоровья здоровых; ¦ ¦ ¦- содействие развитию профессиональных ассоциаций и¦ ¦ ¦привлечение их к реформированию в области системы¦ ¦ ¦охраны и укрепления здоровья здоровых. ¦ +-----------------+-----------------------------------------------------+ ¦Сроки реализации¦2003-2010 годы ¦ ¦Программы ¦ ¦ +-----------------+-----------------------------------------------------+ ¦Перечень основных¦- нормативно-правовое обеспечение системы охраны и¦ ¦разделов ¦укрепления здоровья здоровых; ¦ ¦Программы ¦- организация управления деятельностью в системе¦ ¦ ¦охраны и укрепления здоровья здоровых; ¦ ¦ ¦- кадровое обеспечение системы охраны и укрепления¦ ¦ ¦здоровья здоровых ¦ ¦ ¦- нормативно-технологическое обеспечение¦ ¦ ¦строительства и размещения кабинетов и центров¦ ¦ ¦здоровья; ¦ ¦ ¦- информационное обеспечение и управление Программой;¦ ¦ ¦- научное обеспечение внедрения системы охраны и¦ ¦ ¦укрепления здоровья здоровых ¦ +-----------------+-----------------------------------------------------+ ¦Исполнители ¦Минздрав России, Российская академия медицинских наук¦ ¦основных ¦(по согласованию), Российская академия наук¦ ¦мероприятий ¦(по согласованию), Российский научный центр¦ ¦Программы ¦восстановительной медицины и курортологии Минздрава¦ ¦ ¦РФ, Ассоциация восстановительной медицины, ФОМС и ФСС¦ +-----------------+-----------------------------------------------------+ ¦Ожидаемые ¦- Повышение медицинской и экономической эффективности¦ ¦конечные ¦деятельности Центров и отделений медицинской¦ ¦результаты ¦профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров¦ ¦реализации ¦спортивной медицины и физкультурных диспансеров,¦ ¦Программы ¦поликлиник, медицинских подразделений в¦ ¦ ¦образовательных учреждениях и на предприятиях¦ ¦ ¦внедрением современных технологий превентивной¦ ¦ ¦медицинской помощи (оздоровления); ¦ ¦ ¦- создание основ системы охраны и укрепления здоровья¦ ¦ ¦здоровых; ¦ ¦ ¦- создание сети кабинетов и Центров здоровья¦ ¦ ¦здорового человека; ¦ ¦ ¦- рациональное использование бюджетных средств на¦ ¦ ¦профилактику болезней; ¦ ¦ ¦- создание системы формирования, активного¦ ¦ ¦сохранения, восстановления и укрепления здоровья¦ ¦ ¦людей; ¦ ¦ ¦повышение вероятности реализации человеком потенциала¦ ¦ ¦здоровья для ведения активной производственной,¦ ¦ ¦социальной и личной жизни; ¦ ¦ ¦- создание предпосылок снижения преждевременной¦ ¦ ¦смертности, заболеваемости, инвалидизации населения,¦ ¦ ¦увеличения средней продолжительности и качества¦ ¦ ¦жизни, улучшения демографической ситуации в стране; ¦ ¦ ¦- удовлетворение спроса населения на доступную и¦ ¦ ¦своевременную медико-санитарную помощь и повышение ее¦ ¦ ¦эффективности и качества (экспресс-диагностика,¦ ¦ ¦оздоровительно-реабилитационные мероприятия). ¦ +-----------------+-----------------------------------------------------+ ¦Система ¦Управление и контроль за реализацией программы¦ ¦организации ¦осуществляются Минздравом России и органами¦ ¦контроля за¦управления здравоохранением субъектов Российской¦ ¦исполнением ¦Федерации. Основные направления и положения программы¦ ¦Программы ¦ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода¦ ¦ ¦ее выполнения и эффективности использования средств. ¦ L-----------------+------------------------------------------------------
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья здоровых и практически здоровых лиц является одной из приоритетных задач отечественной системы здравоохранения. В соответствии со стратегическим планом мероприятий развития отрасли, принятым в марте 2001 г на заседании расширенной коллегии Минздрава России, получает развитие принципиально новое направление деятельности - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней.
Актуальность решения этой проблемы продолжает оставаться высокой в связи с тем, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья и состояния здравоохранения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные условия экономического и социального развития государства проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности, низких уровнях рождаемости, состояния здоровья матери и детей, качества питания, особенно незащищенных слоев населения, в углублении социальной дифференциации. Особую значимость профилактических программ определяет тот факт, что в последнее десятилетие прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). После болезней системы кровообращения вторыми в структуре причин смерти стали несчастные случаи, отравления и травмы. На протяжении многих лет общие тенденции в смертности населения страны определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов. Так, по данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения России, среди умерших в рабочих возрастах мужчины составляют около 80%. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств.
Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является увеличение потенциала здоровья здоровых лиц. И, во-вторых, возвращение здоровья больным, больным вне стадии обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины.
Наряду с вышеназванными, потребность в системном решении проблемы, связанной с усилением мер по охране и укреплению здоровья здоровых в Российской Федерации определяется также следующими основными обстоятельствами:
- необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;
- признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
- высокой экономической эффективностью профилактических программ (соотношение затрат и экономии достигает 1:8);
- необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
- необходимостью формирования культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов самооздоровления.
Под понятием "здоровье здоровых" понимается здоровье тех 5-7% от общей численности населения, как у нас, так и за рубежом, которые считаются абсолютно здоровыми. И, во-вторых, это здоровье 70-75% людей, которые имеют 1-2 хронических заболевания в стадии устойчивой ремиссии.
Охрана здоровья здорового человека в Российской Федерации включает совокупность мер политического, духовного, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей.
В качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья здоровых, в соответствии со стратегией ВОЗ, рассматривается мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния.
Для того, чтобы прогнозировать состояние функциональных резервов, необходимо применять определенную классификацию и методические подходы. В клинической медицине с этой целью изучаются этиология и патогенез заболеваний. Когда речь идет о донозологических и преморбидных состояниях используются методологические подходы теории стресса и адаптации.
Адаптационные возможности организма (способность к уравновешиванию с окружающей средой) являются одним из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме. На основе представлений об адаптации и гомеостазе предложен ряд классификаций уровней здоровья, одна из которых включает 4 градации: 1) удовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Достаточные функциональные возможности организма; 2) состояние напряжения адаптационных механизмов; 3) неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Снижение функциональных возможностей организма; 4) срыв адаптации (полом адаптационного механизма). Резкое снижение функциональных возможностей организма.
Представленная классификация функциональных состояний одновременно является и шкалой для измерения адаптационного потенциала (АП), который определяется не столько уровнем активности функциональных систем, сколько их функциональными резервами и степенью напряжения регуляторных систем. Степень напряжения при этом может быть охарактеризована показателями вегетативного гомеостаза, а также иммуно-биохимическими параметрами метаболизма и его регуляции.
При этом оценка функционального состояния не является самоцелью, а лишь обосновывает выбор адекватных способов его коррекции (оздоровления).
В этом отношении следует отметить, что Министерство здравоохранения Российской Федерации, РАМН уделяют большое внимание вопросам разработки новых технологий укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний. Существенно активизировались в последние годы созданные Центры и отделения медицинской профилактики. Однако приходится констатировать, что в силу ряда причин, и, прежде всего, из-за низкой материально-технической оснащенности, недостаточного методического уровня, отсутствия квалифицированных кадров и системы их подготовки, реальные возможности данных организаций существенно ограничены. Не создана модель оказания превентивной медицинской помощи (оздоровления) предусмотренная стратегией ВОЗ Здоровье для всех к 2000 г." Несмотря на кажущееся изобилие самых различных способов оценки функционального состояния человека и оздоровительных технологий, консенсуса ученых по унифицированным методикам донозологической диагностики и коррекции функциональных нарушений пока не достигнуто. В этом сказывается, вероятно, отсутствие единых требований к их разработке с позиций доказательной медицины, а также контрольно-разрешительного регламента Минздрава России по их внедрению в практику. Кроме того, как известно, донозологическая диагностика должна отвечать определенным медицинским, социальным и экономическим требованиям - должна быть экспрессивной, неинвазивной, фундаментально обоснованной и апробированной на достаточно широком контингенте людей.
Вместе с тем, целый ряд разработок уже отвечают этим критериям. В этом плане можно отметить созданные аппаратно-программные комплексы полипараметрической донозологической диагностики (НИИ нормальной физиологии РАМН), методы оценки профессионального здоровья человека-оператора (НИИ авиационной и космической медицины МО РФ) систему оценки физического состояния человека (ассоциация "Народный спортпарк")
Опыт отдельных регионов Татарстан, Приморский Край, Владимирская, Самарская и другие области) доказал высокую эффективность, разработанных в РНЦ восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, оздоровительных программ. В частности, было показано, что внедрение метода музыкальной гимнастики для беременных женщин ("Сонатал") позволяет в 2-3 раза снизить частоту осложненного течения беременности, в 4-5 раз повысить долю неосложненных родов и количество здоровых детей в возрасте до 1 года. Применение комплекса физиотерапевтических и других немедикаментозных методов профилактики у часто болеющих детей способствовало снижению числа респираторных заболеваний в 1,5-2 раза.
В основу концепции положена здоровьецентрическая модель системы здравоохранения, суть которой состоит в акценте на сохранении здоровья здорового человека.
Новизна концепции состоит в том, что, обобщая международный и отечественный опыт развития здравоохранения, она интегрирует современные подходы в использовании системного анализа, который дает огромные возможности в оценке функциональных резервов и донозологической диагностике в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома.
Данная концепция рассматривается как составная часть двух других, более общих концепций, разработанных ранее:
1. Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387);
2. Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 1202-р);
Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации расширяет вышеназванные, конкретизирует их в отношении поддержки и укрепления здоровья здорового человека, дает методологическую основу для внедрения в практику здравоохранения принципиально новой модели организации превентивной медицинской помощи населению.
Особенностями представляемой Концепции являются:
во-первых, внесение положения о личной ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих близких;
во-вторых, индивидуальный подход к человеку как с точки зрения индивидуально-конституциональных особенностей, так и количественной оценки резервных возможностей организма;
в-третьих, создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;
в-четвертых, преимущественное использование обширного арсенал оздоровительных технологий, реализация которых является ключевым звеном представляемой Концепции;
в-пятых, нацеленность на оценку и реализацию потенциала здоровья, с акцентом на контроль и оптимизация адаптивных (регуляторных) возможностей человека;
в-шестых, создание мотивации и использование оздоровительных технологий в течение всей жизни человека;
и, наконец, в-седьмых, духовная составляющая, направленность на формирование культуры здоровья.
Приоритетами данной программы являются:
- доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
- приоритет оздоровительных мероприятий и профилактических мер в области общественного здравоохранения;
- непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
- ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;
- реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;
- направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья;
- консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;
- многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
Достижение приоритетов Программы осуществляется:
- нормативно-правовым обеспечением системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- организацией управления деятельностью в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;
- созданием комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- информационным, материально-техническим и научно-методическим обеспечением внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
Цель и задачи Программы
Программа ставит целью - реализацию стратегии организации и развития охраны и укрепления здоровья у здоровых и практически здоровых лиц.
Достижение цели Программы предполагает решение ряда задач:
- разработка и внедрение нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- проведение плановой реструктуризации профилактического звена системы здравоохранения, предусматривающей усиление существующих Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях внедрением современных технологий превентивной медицинской помощи (оздоровления);
- создание сети кабинетов и Центров здоровья в составе современных оздоровительно-реабилитационных комплексов, объединяющих потоки здоровых лиц и больных, нуждающихся в медицинской реабилитации на основе единой технологической базы восстановительной медицины и высокого качества сервисных услуг;
- развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- создание и апробация системы информационного обеспечения внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения.
Основные направления реализации Программы
1. Нормативно-правовое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых
В ходе выполнения отраслевой программы предусматривается разработка нормативно-правовой документации, предусматривающей создание системы охраны и укрепления здоровья здорового человека, включая все необходимые ее составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, стандарты оздоровительных услуг, ресурсное обеспечение, подготовку кадров, порядок финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями системы здравоохранения.
Требуется разработать отраслевые стандарты и систему управления качеством на медико-профилактические и спортивно-оздоровительные услуги в системе охраны здоровья здоровых людей.
Планируется:
разработать и утвердить систему государственной статистики в сфере охраны здоровья здоровых; обосновать нормативно-правовую документацию и разработка лечебных программ по охране профессионального здоровья работающего населения;
разработать требования и утвердить нормы использования немедикаментозных средств и методов коррекции в целях охраны здоровья, а также отраслевых стандартов услуг в сфере охраны здоровья здоровых.
разработать штатную структуру, перечень методик, технологий и оборудования для типового Центра здоровья здорового человека;
разработать формы предоставления оздоровительных услуг на основе положений добровольного медицинского страхования;
разработать системы обязательного медицинского страхования рисков утраты здоровья и финансирования оздоровительных мероприятий из бюджета ФОМС и ФСС.
2. Организация управления деятельностью в системе охраны и укрепления здоровья здоровых
Исходя из целесообразности оптимизации использования ресурсов здравоохранения, улучшения медицинского обслуживания населения и реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации, настоящей Программой в целях оптимизации всей системы организационно-технологического обеспечения системы охраны и укрепления здоровья здорового человека и также других лечебно-профилактических учреждений страны предусматривается комплекс мероприятий, в частности:
внедрение информационных технологий и создание базы данных учреждений в сфере охраны здоровья здоровых и оказываемых ими услуг.
разработка и обоснование и нормативно-правовой документации на создание Федерального и региональных институтов здоровья.
разработка предложений по системе государственного заказа и внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий (в т.ч. телемедицины) в практику работы учреждений, задействованных в сфере охраны здоровья здоровых.
реализация мероприятий по организации кабинетов и центров здоровья в системе охраны здоровья здоровых
внедрение мониторинга здоровья и создание базы данных о резервах здоровья здорового человека
разработка базовых критериев эффективности и показателей деятельности, экономического стимулирования медицинских работников системы охраны здоровья здорового человека и медицинской профилактики
разработка положений и организация ведения "Всероссийского реестра оздоровительных технологий".
Предполагается, что выполнение программных мероприятий придаст импульс органам и учреждениям здравоохранения Российской Федерации в деятельности по формированию системы охраны и укрепления здоровья здорового человека расширению функций преобразуемых лечебно-профилактических учреждений, а также мониторингу результативности их деятельности.
3. Кадровое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых
Предусматривается комплекс мер по совершенствованию технологии подготовки специалистов в области системы охраны и укрепления здоровья здорового человека (врачей и сестринского персонала) и повышению их квалификации, расширению диапазона профессиональной деятельности и спектра предоставляемых медицинских услуг.
Планируется:
разработка и апробация системы (программы, процедуры и т.п.) аттестации, сертификации и лицензирования врачей системы охраны и укрепления здоровья здорового человека и сестринского персонала;
разработка профессиональных стандартов для всех уровней деятельности по охране здоровья здоровых.
разработка проекта государственного образовательного стандарта для специалистов, задействованных в системе охраны здоровья здоровых.
разработка образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением, в том числе для дистанционной формы обучения.
разработка методических подходов и системы подготовки преподавательского состава по охране и укреплению здоровья здорового человека;
разработка системы образовательных стандартов предмета "Здоровье здорового человека" для до- и после дипломной подготовки специалистов системы охраны и укрепления здоровья здорового человека;
совершенствование учебных и учебно-методических материалов системы охраны и укрепления здоровья здорового человека для образовательного процесса и использования в практической деятельности;
организация и проведение научно-практических конференций по проблемам охраны здоровья здоровых.
Данные мероприятия могут и должны стать ориентирами в принятии управленческих решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании кадровой политики, включая использование социальных работников в системы охраны и укрепления здоровья здорового человека, внедрение инноваций в проведении аттестации врачей системы охраны и укрепления здоровья здорового человека и т.д.
4. Нормативно-технологическое обеспечение кабинетов и центров здоровья
Для снижения затрат на внедрение системы охраны и укрепления здоровья здоровых Программой предусматривается максимальное использование имеющихся мощностей и лишь при необходимости и возможности - развертывание новых мощностей. В то же время введение системы охраны и укрепления здоровья здоровых, изменение медико-технологических процессов и расширение функций и роли существующих лечебно-профилактических учреждений потребуют развития материально-технической базы за счет дооборудования, изменения планировочной структуры, реконструкции действующих учреждений и строительства новых, в том числе офисов (кабинетов, центров здоровья) системы охраны и укрепления здоровья здоровых. В связи с этим необходима разработка нормативно-технической базы, проектно-конструкторской документации на развертывание, размещение кабинетов и Центров здоровья здорового человека в соответствии с современными требованиями.
Программой предусматривается создание новых и модернизация реконструируемых территориальных Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров спортивной медицины и врачебно-физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях, а также создание и оборудование в каждом из субъектов Российской Федерации на базе одного из санаториев региональных Центров здоровья, включающих:
- Диагностический комплекс;
- Оздоровительно-реабилитационный комплекс;
- Учебно-методический отдел.
5. Информационное обеспечение и управление Программой
Предусматривается создание системы информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам системы охраны и укрепления здоровья здоровых, ее организационно-методическим, медицинским и социальным инновациям (с использованием электронных и иных средств массовой информации).
Планируется разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
Периодическое издание каталога-справочника "Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины".
Внедрение целенаправленной пропаганды здорового образа жизни, путей формирования, активного сохранения, укрепления и восстановления здоровья человека в средствах массовой информации.
Планируется создание на одной из пилотных территорий опытно-экспериментальной модели по отработке использования на территориальном уровне современных информационных технологий и установление телекоммуникационных связей между врачом системы охраны и укрепления здоровья здоровых и клиническими центрами, другими учреждениями здравоохранения для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
6. Научное обеспечение внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых
Предусматривается формирование научно-методических основ комплексного решения проблем внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых, проведение научных исследований, в том числе:
разработка системы мониторинга за развитием системы охраны и укрепления здоровья здоровых в субъектах Российской Федерации;
апробация на базовых территориях для научного сопровождения, реализации и внедрения на территории субъектов Российской Федерации системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
разработка и апробация методологии и системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности внедрения территории субъектов Российской Федерации на систему охраны и укрепления здоровья здоровых;
создание комплексных программ по совершенствованию имеющихся и разработке новых технологий в сфере охраны здоровья здоровых;
разработка индивидуальных программ оздоровления и медицинской профилактики;
создание системы доказательной восстановительной медицины, разработка единых критериев эффективности оздоровительных услуг на основе унифицированных диагностических технологий;
разработка научно-обоснованных программ по раннему выявлению и профилактике наркотической зависимости, включая токсикоманию, табакокурение и алкоголизм.
научное обоснование и разработка оптимальной структуры детских оздоровительных организаций (школ здоровья, оздоровительных лагерей и др.).
разработка перспективных комплексных технологий оздоровления и восстановительного лечения часто болеющих детей и проживающих в районах экологического неблагополучия.
разработка методических материалов для системы охраны и укрепления здоровья здоровых по осуществлению деятельности в зависимости от типа, фаз развития и особенностей территориальных и климатических условий жизни, национальных, возрастных, профессиональных особенностей населения.
В процессе научного сопровождения реализации Программы будут продолжены изучение и тиражирование опыта внедрения научных разработок по системе охраны и укрепления здоровья здоровых в регионах путем проведения научно-практических конференций, распространения апробированных перспективных методических подходов, а также посредством освещения в тематических и других изданиях закономерностей развития системы охраны и укрепления здоровья здоровых.
Механизм реализации Программы, организация управления и контроль за исполнением Программы
Отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг." будет осуществляться в рамках Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации.
Для реализации отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг." по каждому разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Основные направления и положения отраслевой программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.
Управление и контроль за реализацией отраслевой программы осуществляется Минздравом России.
Координацию работ по реализации Отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг." осуществляет заказчик - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой программой "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.", позволит:
- повысить медицинскую и экономическую эффективность деятельности Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и организациях;
- создать основы системы охраны и укрепления здоровья здоровых;
- создать сеть кабинетов и Центров здоровья здорового человека;
- рациональное использовать бюджетные средств на оздоровление и профилактику болезней;
- создать систему формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей;
- повысить вероятность реализация человеком потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни;
- создать предпосылки снижения преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации в стране;
- удовлетворить спрос населения на доступную и своевременную медико-санитарную помощь и повышение ее эффективности и качества (экспресс-диагностика, оздоровительно-реабилитационные мероприятия).
Приложение N 2 к приказу Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 114
План мероприятий по реализации Отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг."
------T----------------------T--------------T---------------------------¬ ¦ N/N ¦ Наименование ¦ Срок ¦ Ответственные исполнители ¦ ¦ ¦ мероприятий ¦ исполнения ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦1. Нормативно-правовое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья¦ ¦ здоровых ¦ +-----T----------------------T--------------T---------------------------+ ¦ 1.1.¦Разработка ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦нормативно-правовой ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦документации, ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦предусматривающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны и укрепления¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 1.2.¦Разработка отраслевых¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦стандартов и системы¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦управления качеством¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медико-профилактичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кие и¦ ¦ ¦ ¦ ¦спортивно-оздоровите- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льные услуги в системе¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны и укрепления¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья здоровых¦ ¦ ¦ ¦ ¦людей ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 1.3.¦Разработка и¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦утверждение системы¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦статистической ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦отчетности в сфере¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны и укрепления¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 1.4.¦Обоснование ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦нормативно-правовой ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦документации и¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦разработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профилактических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программ по охране¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья работающего¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 1.5.¦Разработка требований¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦и утверждение норм¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦использования ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦немедикаментозных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств и методов¦ ¦ ¦ ¦ ¦коррекции в целях¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны здоровья, а¦ ¦ ¦ ¦ ¦также отраслевых¦ ¦ ¦ ¦ ¦стандартов услуг в¦ ¦ ¦ ¦ ¦сфере охраны здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 1.6.¦Разработать штатную¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦структуру, перечень¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦методик, технологий и¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦оборудования для¦ ¦ ¦ ¦ ¦типового кабинета и¦ ¦ ¦ ¦ ¦Центра здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здорового человека ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 1.7.¦Разработать формы¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оздоровительных услуг¦ ¦ ¦ ¦ ¦на основе положений¦ ¦ ¦ ¦ ¦добровольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицинского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦страхования ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 1.8.¦Разработать системы¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦обязательного ¦ ¦ФОМС и ФСС ¦ ¦ ¦медицинского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦страхования рисков¦ ¦ ¦ ¦ ¦утраты здоровья и¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оздоровительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятий из бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ФОМС и ФСС ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 2. Организация управления деятельностью в системе охраны и укрепления ¦ ¦ здоровья здоровых ¦ +-----T----------------------T--------------T---------------------------+ ¦ 2.1.¦Внедрение ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦информационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий и создание¦ ¦ ¦ ¦ ¦базы данных учреждений¦ ¦ ¦ ¦ ¦в сфере охраны и¦ ¦ ¦ ¦ ¦укрепления здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровых и оказываемых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ими услуг ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 2.2.¦Разработка предложений¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦по системе¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заказа и внедрению¦ ¦ ¦ ¦ ¦научно-технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продукции и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методик высоких¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий (в т.ч.¦ ¦ ¦ ¦ ¦телемедицины) в¦ ¦ ¦ ¦ ¦практику заботы¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦задействованных в¦ ¦ ¦ ¦ ¦сфере охраны и¦ ¦ ¦ ¦ ¦укрепления здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 2.3.¦Реализация мероприятий¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦по организации¦ ¦ ¦ ¦ ¦кабинетов и центров¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья в системе¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны и укрепления¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 2.4.¦Внедрение мониторинга¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦здоровья и создание¦ ¦ ¦ ¦ ¦базы данных о резервах¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья здорового¦ ¦ ¦ ¦ ¦человека ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 2.5.¦Разработка базовых¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦критериев ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эффективности и¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стимулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицинских работников¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы охраны и¦ ¦ ¦ ¦ ¦укрепления здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здорового человека и¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 2.6.¦Разработка положений и¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦организация ведения¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦"Всероссийского ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦реестра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оздоровительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий" ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 2.7.¦Проведение конкурса¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦среди отечественных и¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦зарубежных ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦производителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диагностических и¦ ¦ ¦ ¦ ¦оздоровительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 3. Кадровое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых ¦ +-----T----------------------T--------------T---------------------------+ ¦ 3.1.¦Разработка ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦профессиональных ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦стандартов для всех¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦уровней деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦по охране здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 3.2.¦Разработка проекта¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦государственного ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦образовательного ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦стандарта для¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалистов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦задействованных в¦ ¦ ¦ ¦ ¦системе охраны¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 3.3.¦Разработка ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦образовательных ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦программ с современным¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦научно-методическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечением, в том¦ ¦ ¦ ¦ ¦числе для¦ ¦ ¦ ¦ ¦дистанционной формы¦ ¦ ¦ ¦ ¦обучения ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 3.4.¦Разработка ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦методических подходов¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦и системы подготовки¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦преподавательского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦состава по охране и¦ ¦ ¦ ¦ ¦укреплению здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здорового человека ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 3.5.¦Разработка системы¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦образовательных ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦стандартов предмета¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦"Здоровье здорового¦ ¦ ¦ ¦ ¦человека" для до- и¦ ¦ ¦ ¦ ¦последипломной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалистов системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны и укрепления¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья здорового¦ ¦ ¦ ¦ ¦человека ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 3.6.¦Совершенствование ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦учебных и¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦учебно-методических ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦материалов системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны и укрепления¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья здорового¦ ¦ ¦ ¦ ¦человека для¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦процесса и¦ ¦ ¦ ¦ ¦использования в¦ ¦ ¦ ¦ ¦практической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 3.7.¦Организация и¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦проведение ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦научно-практических ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦конференций по¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблемам охраны¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦4. Нормативно-технологическое обеспечение кабинетов и Центров здоровья ¦ +-----T----------------------T--------------T---------------------------+ ¦ 4.1.¦Разработка ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦нормативно-технической¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦базы, ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦проектно-конструкторс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦кой документации для¦ ¦ ¦ ¦ ¦размещения кабинетов и¦ ¦ ¦ ¦ ¦Центров здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здорового человека в¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответствии с¦ ¦ ¦ ¦ ¦современными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦требованиями ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 5. Информационное обеспечение и управление Программой ¦ +-----T----------------------T--------------T---------------------------+ ¦ 5.1.¦Создание ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦информационно-пропага-¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦ндистской системы для¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦населения и¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицинских работников¦ ¦ ¦ ¦ ¦по проблемам охраны и¦ ¦ ¦ ¦ ¦укрепления здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровых, с¦ ¦ ¦ ¦ ¦использованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦электронных и иных¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств массовой¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации) ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 5.2.¦Разработка ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦методических подходов¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦и требований к¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦информационному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечению внедрения¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы охраны и¦ ¦ ¦ ¦ ¦укрепления здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 5.3.¦Периодическое издание¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦каталога-справочника ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦"Диагностические и¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦оздоровительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦восстановительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицины" ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 5.4.¦Внедрение ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦целенаправленной ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦пропаганды здорового¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦образа жизни, путей¦ ¦ ¦ ¦ ¦формирования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦активного сохранения,¦ ¦ ¦ ¦ ¦укрепления и¦ ¦ ¦ ¦ ¦восстановления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровья человека в¦ ¦ ¦ ¦ ¦средствах массовой¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 5.5.¦Создание на одной из¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦пилотных территорий¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦опытно-эксперименталь-¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦ной модели по¦ ¦ ¦ ¦ ¦отработке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦использования на¦ ¦ ¦ ¦ ¦территориальном уровне¦ ¦ ¦ ¦ ¦современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий. ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 6. Научное обеспечение внедрения системы охраны и укрепления здоровья ¦ ¦ здоровых ¦ +-----T----------------------T--------------T---------------------------+ ¦ 6.1.¦Организация системы¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦мониторинга охраны и¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦укрепления здоровья¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 6.2.¦Разработка и апробация¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦методологии и системы¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦оценок (по комплексу¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦показателей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медицинской и¦ ¦ ¦ ¦ ¦социально-экономичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кой эффективности¦ ¦ ¦ ¦ ¦внедрения ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 6.3.¦Создание комплексных¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦программ по¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦совершенствованию ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦новых технологий в¦ ¦ ¦ ¦ ¦сфере охраны здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровых ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 6.4.¦Разработка ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦индивидуальных ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦программ оздоровления¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦и медицинской¦ ¦ ¦ ¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 6.5.¦Создание системы¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦доказательной ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦восстановительной ¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦медицины, разработка¦ ¦ ¦ ¦ ¦единых критериев¦ ¦ ¦ ¦ ¦эффективности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оздоровительных услуг¦ ¦ ¦ ¦ ¦на основе¦ ¦ ¦ ¦ ¦унифицированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диагностических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий. ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 6.6.¦Разработка ¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦научно-обоснованных ¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦программ по раннему¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦выявлению и¦ ¦ ¦ ¦ ¦профилактике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наркотической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зависимости, включая¦ ¦ ¦ ¦ ¦токсикоманию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦табакокурение и¦ ¦ ¦ ¦ ¦алкоголизм. ¦ ¦ ¦ +-----+----------------------+--------------+---------------------------+ ¦ 6.7.¦Научное обоснование и¦2003-2010 гг. ¦Минздрав России ¦ ¦ ¦разработка оптимальной¦ ¦РАМН (по согласованию) ¦ ¦ ¦структуры детских¦ ¦РАН (по согласованию) ¦ ¦ ¦оздоровительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦ L-----+----------------------+--------------+----------------------------