Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Приказ МАП РФ от 22 ноября 2002 г. N 788 "Об утверждении Методических рекомендаций" (утратил силу)

По состоянию на 25 сентября 2006 года


В целях обеспечения единого подхода к согласованию порядков проведения открытых конкурсов в МАП России и его территориальных управлениях приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по применению территориальными управлениями МАП России положений статей 13 и 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (приложение).

2. Довести Методические рекомендации по применению территориальными управлениями МАП России положений статей 13 и 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" до территориальных управлений

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра Кашеварова А.Б.


Министр
И.А. Южанов


Приложение к приказу МАП РФ от 22 ноября 2002 г. N 788


Методические рекомендации
по применению территориальными управлениями МАП России положений статей 13 и 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"


Методические рекомендации по применению территориальными управлениями МАП России положений статей 13 и 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях единообразного применения норм антимонопольного законодательства МАП России и его территориальными управлениями.


I. Общие положения


1. В соответствии со статей 13 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон) перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем открытого конкурса.

К таким операциям, в том числе относятся следующие операции:

по обслуживанию кредитными организациями счетов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

по обслуживанию кредитными организациями счетов государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений;

по обслуживанию расчетов по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами;

по осуществлению кредитными организациями операции по предоставлению средств на возвратной основе;

по осуществлению всех видов страхования с использованием средств, предусмотренных в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, как для уплаты страховых взносов (страховой премии), так и для страховой выплаты по обязательному и добровольному страхованию (например, обязательное медицинское страхование неработающего населения или, так называемое, "льготное" добровольное страхование жилых помещений);

по обслуживанию профессиональными участниками рынка ценных бумаг эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

лизинговые операции с привлечением средств соответствующего бюджета.

Открытый конкурс должен проводиться во всех случаях вне зависимости от размера привлекаемых бюджетных средств, поскольку Закон не устанавливает такого размера.

2. Организатором открытого конкурса по определению перечня финансовых организаций, привлекаемых для осуществления операций со средствами соответствующего бюджета, выступают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которым из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета выделяются средства на проведение определенных операций.

Согласованию с антимонопольными органами подлежит порядок проведения только такого открытого конкурса, при котором:

осуществление операции со средствами соответствующего бюджета необходимо непосредственно федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления являются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской федерации.

Обязанность обеспечения согласования порядка проведения конкурса лежит на федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Если бюджетные средства выделяются во исполнение федерального закона о федеральном бюджете непосредственно юридическим лицам, не являющимся органами государственной власти и местного самоуправления, такие юридические лица самостоятельно выбирают финансовую организацию, не согласуя порядок проведения конкурса, если таковой проводится, с антимонопольными органами.

Организатор конкурса в соответствии с законодательством о конкурсах (п. 2 положения "Об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации) вправе передать на договорной основе часть своих функций по проведению конкурса специализированной организации. Специализированность организации должна подтверждаться указанием в учредительных документах на то, что организация проведения конкурсов является основным (одним из основных) видом деятельности юридического лица.

В данном случае, учитывая функциональное распределение обязанностей по организации и проведению конкурса, организаторами конкурса выступают непосредственно Организатор конкурса, осуществляющий функции по организации конкурса (в том числе обеспечение согласования порядка проведения конкурса), и специализированная организация, осуществляющая функции по проведению конкурса.

При этом требования пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" распространяются как на организатора конкурса, так и на специализированную организацию, проводящую конкурс.

3. Основы порядка проведения конкурса определяются нормами Федерального закона 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" для федеральных органов исполнительной власти и Указа Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд" для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Необходимо иметь в виду, что согласованию с федеральным антимонопольным органом подлежит порядок проведения каждого конкретного конкурса, результатом которого должно стать определение финансовой организации (финансовых организаций) для осуществления операций с бюджетными средствами. На это обращается особое внимание в связи с тем, что некоторые федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, определяющие общий порядок проведения конкурсов, предусматривающих выбор организаций для совершения операций со средствами соответствующих бюджетов. Наличие таких нормативных правовых актов не освобождает организатора конкурса от неоходимости согласования порядка проведения каждого конкретного конкурса.


II. Документы, представляемые на согласование


4. Организатор конкурса разрабатывает проект конкурсной документации, определяющей порядок проведения открытого конкурса, и содержащие следующие документы:

правила организации и проведения конкурса (далее - правила);

регламент образования и деятельности конкурсной комиссии (далее - регламент);

копия приказа об утверждении персонального состава конкурсной комиссии.

5. Правила должны содержать:

5.1. указание целей конкурса;

5.2.перечень нормативных правовых актов, являющихся основанием для проведения конкурса;

5.3. требования к финансовым организациям - участникам конкурса, перечень которых определяется организатором конкурса. В перечень могут включаться требования к финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, наличию необходимых разрешений (лицензий) на право осуществления финансовой деятельности, иные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормы о том, что участники конкурса, являющиеся аффилированными лицами, рассматриваются как один участник; число участников конкурса должно быть не менее двух. Перечень не должен содержать необоснованных требований, ограничивающих доступ финансовых организаций к конкурсу;

5.4. порядок предоставления участникам конкурса форм документов, необходимых для участия в конкурсе, а также порядок ознакомления участников конкурса с правилами конкурса;

5.5. порядок утверждения итогов открытого конкурса;

5.6. сроки и порядок опубликования информационного сообщения о проведении конкурса и о его итогах;

5.7 наименование средств массовой информации, в которых будет опубликовано информационное сообщение о проведении конкурса.

6. Регламент должен содержать:

6.1. порядок определения количественного и утверждения персонального состава конкурсной комиссии;

6.2. порядок вскрытия конвертов с конкурсными заявками;

6.3. методика и критерии оценки конкурсных заявок и представленных документов;

6.4. исчерпывающий перечень оснований для отклонения конкурсных заявок;

6.5. порядок подведения итогов конкурса и оформления его результатов;

6.6. требования, предъявляемые организатором конкурса к конкурсной заявке, и инструкцию по ее оформлению;

6.7. перечень документов, в который обязательно должен входить список аффилированных лиц финансовой организации, а также разработанные организатором конкурса формы бланков документов, подлежащих представлению участниками конкурса в конкурсную комиссию;

6.8. сроки начала и окончания приема документов для участия в конкурсе;

6.9. условия заключаемого контракта.

7. Антимонопольный орган проверяет указанные в пунктах 5 и 6 настоящих Методических рекомендаций документы для определения отсутствия в них не соответствующих законодательству Российской Федерации требований:

ограничивающих доступ финансовых организаций к конкурсу:

направленных на координацию деятельности участников конкурса, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов отдельных его участников;

создающих одному или нескольким участникам преимущественные условия участия в открытом конкурсе (доступ к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе и другие);

направленных на участие в конкурсе организатора конкурса и его сотрудников, а также финансовых организаций, являющихся аффилированными лицами по отношению к организаторам конкурса и его сотрудникам.

8. Антимонопольному органу должны быть представлены для согласования все документы, перечисленные в п. 4 настоящих Методических рекомендаций.

Правовым основанием для получения указанных документов являются статьи 14, 25 и 26 Закона.


III. Порядок оформления согласования


9. Территориальные управления рекомендуют Организатору конкурса направлять проект конкурсной документации для согласования в антимонопольный орган не менее чем за 30 дней до даты опубликования объявления о конкурсе.*

Федеральные органы исполнительной власти направляют проекты конкурсной документации на согласование в МАП России, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления - в территориальные управления МАП России по месту проведения открытого конкурса.

10. Антимонопольный орган в двадцатидневный срок согласовывает представленные проекты документов, регламентирующие проведение открытого конкурса, или мотивированно отказывает в их согласовании. Согласование антимонопольного органа оформляется письмом установленного образца (Приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям) и действует в течение одного года.

11. При согласовании проекта конкурсной документации антимонопольный орган должен учитывать информацию об общем состоянии рынка финансовой услуги, в отношении которой проводится открытый конкурс, располагать данными о количестве финансовых организаций, оказывающих конкретную финансовую услугу, об их устойчивости и платежеспособности, обороте услуг. Такую информацию антимонопольный орган должен накапливать при осуществлении контроля за экономической концентрацией, а также при проведении анализа и оценки конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Непосредственным объектом антимонопольного контроля являются требования к участию финансовых организаций в конкурсе. Указанные требования не должны быть чрезмерно завышенными, например, по размеру уставного капитала или размера собственных средств, то есть умышленно отстраняющие от участия в конкурсе те или иные финансовые организации. Условия проводимого конкурса должны быть равными для всех его участников, не допускать какой-либо дискриминации в отношении кого-либо из участников и не создавать каких-либо преимуществ. В перечень обязательных требований не должны включаться такие, как:

государственная регистрация финансовой организации в конкретном субъекте Российской Федерации;

спонсорская помощь, оказываемая ранее организатору конкурса или его сотрудникам, или обязанность оказания спонсорской помощи в дальнейшем;

обязательность вложения финансовых средств в конкретные проекты на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

оказание ранее финансовых услуг организатору конкурса и другие подобные требования.

Антимонопольные органы, изучая конкурсную документацию, оценивают степень открытости конкурса для финансовых организаций, работающих на конкретном финансовом рынке.

Одновременно оценивается система подведения итогов конкурса. Она не должна допускать дискриминацию одних финансовых организаций и предоставлять преимущества другим (например, наибольшее число баллов присуждается за показатели, которыми обладает конкретная финансовая организация или группа организаций и т.п.).

12. В ряде случаев Порядок может предусматривать подачу коллективных заявок, то есть подачу одной заявки от нескольких финансовых организаций, объединенных соглашением или, например, договором сострахования, либо входящих в пул.

В подобном случае система подведения итогов конкурса не может включать оценку совокупных показателей финансовой устойчивости финансовых организаций, поскольку участники коллективной заявки не могут обладать единым уставным капиталом, совокупными собственными средствами и т.д. Механическое суммирование показателей, характеризующих финансовую устойчивость участников конкурса, априори создает преимущество для финансовых организаций, подавших коллективную заявку. Таким образом. Порядок, предусматривающий подачу коллективных заявок, должен содержать механизм ее оценки.

При этом необходимо также учитывать, что ни один из участников коллективной заявки не может быть аффилированным лицом по отношению к организатору конкурса.

13. После получения письменного согласования антимонопольного органа Организатор конкурса утверждает Порядок проведения открытого конкурса в согласованной редакции и публикует объявление о проведении открытого конкурса.

14. Все изменения и дополнения, внесенные организатором конкурса в согласованные с антимонопольным органом проекты документов, регламентирующих проведение открытого конкурса, должны быть согласованы с антимонопольным органом до опубликования объявления о проведении конкурса. В случае установления факта утверждения организатором конкурса документов, регламентирующих проведение открытого конкурса, в иной редакции, антимонопольный орган вправе отозвать свое согласование.

15. Антимонопольные органы доводят до средств массовой информации результаты согласования каждого конкретного Порядка проведения открытого конкурса.


IV. Контроль за ходом проведения конкурсов


16. Закон не затрагивает проблемы привлечения сотрудников антимонопольных органов к работе конкурсных комиссий. Протокольным решением Правительства Российской Федерации** предусмотрено участие сотрудников антимонопольных органов при проведении конкурсов федеральными органами исполнительной власти. В остальных случаях вопрос о включении в состав конкурсных комиссий указанных лиц должен решаться в каждом конкретном случае.

17. При проведении конкурса антимонопольные органы продолжают осуществлять контроль соблюдения антимонопольного законодательства. Так, если между участниками конкурса будет достигнуто ограничительное соглашение, направленное на поддержание, снижение либо увеличение цены, то антимонопольный орган обязан принять меры, направленные на пресечение нарушения антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг в соответствии со статьей 6 Закона.

Если кто-либо из участников конкурса в отношении своего конкурента, а равно его финансовых услуг распространит сведения, не соответствующие действительности, то данные действия могут стать самостоятельным предметом рассмотрения дела по признакам нарушения статьи 15 Закона.

18. В случае если на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования работает только одна финансовая организация, осуществляющая необходимую операцию, к участию в открытом конкурсе привлекаются финансовые организации, осуществляющие аналогичную операцию в сопредельных субъектах Российской Федерации или муниципальных образованиях.

19. За прошедший год МАП России и его территориальные управления рассмотрели лишь незначительное число конкурсной документации. До настоящего времени большинство конкурсов проводится без согласования порядка их проведения с антимонопольными органами.

Между тем, отсутствие согласования порядка проведения конкурса антимонопольными органами в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона во взаимосвязи со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для признания конкурса недействительным по иску антимонопольного органа. При этом согласие антимонопольного органа выступает как условие проведения конкурса, несоблюдение которого влечет недействительность конкурса и сделок, заключенных по его результатам, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с этим, МАП России рекомендует территориальным управлениям в случае установления нарушения порядка согласования конкурса обращаться в суды с исками о признании конкурсов недействительными.

20. В случаях установления фактов нарушений положений статей 13 и 14 Закона территориальные управления должны принять предусмотренные Законом меры антимонопольного реагирования.


_____________________________

* Для согласования Проекта конкурсной документации по отбору страховщиков, привлекаемых для осуществления страхования с использованием средств соответствующего бюджета, Организатор конкурса вместе с пакетом необходимых документов представляет в антимонопольные органы заключение Минфина России (межрегиональной инспекции страхового надзора Минфина России) о соблюдении Организатором конкурса требования страхового законодательства Российской Федерации.

** Пункт 5 протокола от 07.05.97 N 9 заседания Президиума Правительства Российской Федерации "О демонополизации экономики России и развития конкуренции на товарных рынках"


Приложение к пункту 10 Методических рекомендаций


Образец письма о согласовании

 
                                                     Наименование и адрес
                                                   Организатора открытого
                                                       конкурса по отбору
                                                   финансовых организаций
 
 О согласовании
 конкурсной документации
 
     МАП России (территориальное управление МАП России) рассмотрел проект
 конкурсной документации по проведению открытого конкурса по  определению
 _______________ организации на право осуществлять ______________________
 за счет средств ______________ бюджета на 200_ г. и принял решение о его
 согласовании в представленной редакции.
 
 Руководитель
 антимонопольного органа
 
 Исполнитель
 
 телефон
 

< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки