Письмо Правительства РФ от 21 ноября 2002 г. N 6706п-П5 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 223541-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Н. Гвоздевой"
По состоянию на 25 сентября 2006 года
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект указанного федерального закона.
В связи с отсутствием необходимых расчетов в представленном финансово-экономическом обосновании дать заключение Правительства Российской Федерации на законопроект в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не представляется возможным.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в статьи 2, 4, 6, 7, 8 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Между законопроектом и пояснительной запиской имеются противоречия. В частности, законопроектом вносятся изменения в статью 4, регламентирующую порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, и в статью 8, дающую определение фонда поддержки малого предпринимательства, в то же время в пояснительной записке приводится необходимость исключения статей 4 и 8.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона устанавливается, что ведению Российской Федерации подлежат разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Законопроектом (пункт 1 статьи 1) предлагается из данного положения Федерального закона исключить слова "финансируемых не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации".
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 85) развитие рыночной инфраструктуры финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. С учетом этого не имеется правовых оснований для исключения из пункта 1 статьи 2 Федерального закона положения, определяющего объем финансирования из федерального бюджета федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается новая редакция статьи 4 Федерального закона, согласно которой государственная регистрация субъектов малого предпринимательства осуществляется уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".
Федеральный закон (статья 3) включает в понятие субъектов малого предпринимательства помимо юридических лиц также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Поскольку Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, положения новой редакции статьи 4 Федерального закона могут распространяться не на все субъекты малого предпринимательства, а только на те, которые являются юридическими лицами.
Следует также отметить, что отношения, связанные с государственной регистрацией субъектов малого предпринимательства, не должны являться предметом регулирования Федерального закона, поскольку порядок государственной регистрации юридических лиц и граждан в качестве индивидуальных предпринимателей уже определен статьями 23 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".
Пункт 5 статьи 1 законопроекта, устанавливающий требование о предоставлении проектов федеральных целевых программ в Государственную Думу одновременно с проектом закона о федеральном бюджете, дублирует пункт 1 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 1 законопроекта Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях поддержки и развития малого предпринимательства, путем аккумулирования доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг и др.
Данное положение законопроекта требует доработки с учетом того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях") фонд учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, а не путем аккумулирования доходов от собственной деятельности и доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, как это указано в законопроекте. Необходимо исключить право Фонда поддержки малого предпринимательства выпускать ценные бумаги и получать доход от выпуска ценных бумаг, так как пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусматривается, что к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций относится лишь приобретение и реализация ценных бумаг. Деятельность некоммерческих организаций по выпуску ценных бумаг не предусматривается.
Представляется необходимым исключить из содержания новой редакции пункта 2 статьи 8 Федерального закона ссылку на Бюджетный кодекс Российской Федерации, поскольку осуществление финансового обеспечения федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства не относится к правоотношениям, регулирование которых осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 1).
В законопроекте также сохранены противоречия Федерального закона с Налоговым кодексом Российской Федерации в части возможности установления льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации (статья 9 Федерального закона), а также в части определения критериев субъектов малого предпринимательства (статья 3 Федерального закона).
Предусмотренные проектом изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не решают полностью задачу по его приведению в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в представленной редакции.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации
А.Кудрин