Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Решение коллегии ГТК РФ от 28 сентября 2001 г. "О Концепции информационно-технической политики Государственного таможенного комитета Российской Федерации" (приложение к приказу ГТК РФ от 13 ноября 2001 г. N 1073)

Архив тесты документа с изменениями и дополнениями на 25 сентября 2006 года


Заслушав и обсудив доклад начальника Управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Л.М.Ухлинова "О Концепции информационно-технической политики Государственного таможенного комитета Российской Федерации" коллегия отмечает, что информационно-техническая политика является одним из приоритетных направлений деятельности ГТК России и служит основой для развития информационно-технической инфраструктуры и информатизации таможенных органов, создания условий повышения эффективности таможенного оформления и таможенного контроля, формирования единого информационного пространства на таможенной территории Российской Федерации.

В последние годы проделана определенная работа по внедрению новых информационных технологий в процессы таможенного оформления и таможенного контроля, их комплексной автоматизации. Проведены первоочередные мероприятия по информационно-техническому обеспечению перевода счетов таможенных органов на обслуживание в органы федерального казначейства. Завершена отработка организации обмена информацией в новой системе размещения и подчинения таможенных органов. Разработаны и реализуются Концепция информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации, Концепция построения Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК России и Программа оснащения таможенных органов Российской Федерации информационно-техническими средствами на 2001 - 2003 годы. Сформирована организационно-штатная структура подразделений информационно-технической службы таможенных органов и вертикаль управления ими. Развернута работа по созданию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.

Вместе с тем в работе по информационно-техническому обеспечению деятельности таможенных органов имеются существенные недостатки и нерешенные проблемы. Недостаточными темпами ведутся оснащение и ввод в эксплуатацию комплексных автоматизированных систем таможенного оформления в таможнях с наибольшей интенсивностью деятельности, а также работы по внедрению ведомственной электронной почты и электронного документооборота. Продолжает оставаться острой проблема полного охвата таможенных органов автоматизированной системой контроля доставки товаров. Уровень оснащения таможенных органов техническими и программными средствами еще не соответствует современным требованиям. По-прежнему происходит отток подготовленных опытных кадров из подразделений информационно-технической службы таможенных органов. Требует усиления координация в вопросах финансово-экономического обеспечения проводимых мероприятий.

Коллегия считает, что формирование и осуществление сбалансированной по задачам и привлекаемым ресурсам информационно-технической политики будет способствовать созданию и совершенствованию единой комплексной системы информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов.

Коллегия ГТК России решила:

1. Утвердить Концепцию информационно-технической политики Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - Концепция).

2. Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М.Ухлинов) и Главному научно-информационному вычислительному центру (С.Л.Гусев) совместно с таможенными органами, заинтересованными подразделениями ГТК России и Российской таможенной академией (Н.М.Блинов) разработать и до 15 декабря 2001 г. представить на утверждение план мероприятий по реализации положений Концепции в части развития информационно-технической инфраструктуры и информатизации таможенных органов.

3. Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М.Ухлинов) подготовить предложения по выполнению первоочередных проектов и задач, определенных в Концепции на 2001 - 2003 годы.

Главному финансово-экономическому управлению (А.В.Авдонин) финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществлять в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий год.

4. Главному управлению кадров (В.П.Кудрявцев) совместно с Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М.Ухлинов) разработать и в течение 2002 года осуществить практические меры по укреплению подразделений информационно-технической службы таможенных органов профессионально подготовленными специалистами.

5. Правовому управлению (С.И.Истомин) совместно с Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологии (Л.М.Ухлинов) до 25 декабря 2001 г. разработать и утвердить план мероприятий, направленных на совершенствование правового обеспечения информационно-технической политики.

6. Контроль выполнения настоящего решения осуществлять заместителю председателя ГТК России В.А.Крутских.


Председатель коллегии,
председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
M.В.Ванин


Приложение 1 к решению коллегии ГТК РФ от 28 сентября 2001 г.


Концепция
информационно-технической политики Государственного таможенного комитета Российской Федерации


I. Общие положения


1. Настоящая Концепция разработана в соответствии с пунктом 39 Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы (далее - Целевая программа) и решением коллегии ГТК России от 20.02.2001 "Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2000 году и задачах на 2001 год".

2. Концепция представляет собой совокупность взглядов на развитие информационно-технической инфраструктуры таможенной службы Российской Федерации (Единая автоматизированная информационная система ГТК России, Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть, технические средства таможенного контроля и охраны, система обеспечения информационной безопасности таможенных органов) и на применение новых информационных технологий в таможенном деле, а также на организацию всестороннего обеспечения проведения единой информационно-технической политики в таможенных органах. Она является организационно-методической основой для создания комплексной системы информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов.

3. Целью Концепции является определение основ информационно-технической политики ГТК России на 2001 - 2003 годы и дальнейшую перспективу, механизмов ее реализации, а также путей развития информационно-технической службы таможенных органов Российской Федерации.

4. Информационно-техническая политика ГТК России (далее - информационно-техническая политика) - это реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев эффективности и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением информационных технологий и применением информационно-технических средств в деятельности таможенных органов.

К информационно-техническим средствам относятся средства информатизации, средства связи, технические средства таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами, технические средства таможенных расследований, средства вычислительной техники, оргтехника, технические средства охраны, контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование и вспомогательные технические средства.

Основное содержание информационно-технической политики составляет целенаправленная деятельность ГТК России по информатизации таможенных органов и обеспечению эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры. Информатизация таможенных органов является самостоятельным и приоритетным направлением деятельности ГТК России и представляет собой процесс внедрения в таможенное дело современных информационных технологий.

5. Правовую основу информационно-технической политики составляют положения Конституции Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, касающиеся вопросов информатизации и обеспечения информационной безопасности федеральных органов исполнительной власти и таможенной службы, а также ведомственные нормативные акты по вопросам информационно-технической политики и технической защиты объектов таможенной инфраструктуры.


II. Цель и основные задачи информационно-технической политики


6. В настоящее время в соответствии с Целевой программой проводится кардинальная модернизация таможенной службы Российской Федерации, осуществляются меры по приведению ее в соответствие растущему объему и многообразию внешнеэкономической деятельности, адаптации к нормам, принятым в международной практике таможенного дела.

Одним из рациональных, экономически целесообразных путей решения этой задачи является проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование процедур таможенного оформления, повышение эффективности таможенного контроля и оперативного управления деятельностью таможенных органов за счет применения новых информационных технологий, создания перспективных и развития существующих технических средств и программного обеспечения.

7. Целью информационно-технической политики является достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов и создание информационно-технической инфраструктуры, обеспечивающих выполнение задач, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, федеральными законодательными актами и нормативными актами ГТК России, и совершенствование таможенного администрирования в соответствии с Целевой программой.

8. Основными задачами информационно-технической политики являются:

анализ, систематизация и актуализация методологической, нормативно-правовой и методической базы в области информатизации таможенных органов Российской Федерации;

внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, в первую очередь для совершенствования процедур таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля, информационной поддержки деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;

создание перспективной информационной системы таможенных органов и организация эффективного ее применения;

создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы информационно-технических средств, находящихся на оснащении таможенных органов;

развитие системы технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств;

совершенствование организации информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с внешними организациями, в том числе зарубежными, и развитие сотрудничества с ними в области информационных технологий;

создание единой системы информационной безопасности Таможенных органов Российской Федерации;

обеспечение необходимого уровня подготовки сотрудников таможенной службы и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий и технических средств.

9. Информационно-техническая политика реализуется информационно-технической службой таможенных органов Российской Федерации. Головным подразделением в вопросах формирования и проведения информационно-технической политики в таможенных органах является Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России. Другие подразделения ГТК России участвуют в формировании информационно-технической политики в соответствии с установленной компетенцией.


III. Принципы и критерии эффективности информационно-технической политики


10. Основными принципами информационно-технической политики являются:

системность и комплексность при определении (уточнении) целей, основных задач и направлений информационно-технической политики, а также мероприятий по обеспечению ее реализуемости;

соответствие информационно-технической инфраструктуры, задач информатизации и технического оснащения таможенных органов составу, структуре и задачам таможенной службы Российской Федерации;

упреждающее проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области создания информационно-технических средств и информатизации таможенных органов;

сбалансированное развитие информационных таможенных технологий и информационно-технических средств при приоритетном решении задач автоматизации технологий таможенного оформления и таможенного контроля;

поэтапное совершенствование элементов информационно-технической инфраструктуры таможенной службы Российской Федерации и повышение обеспеченности таможенных органов современными техническими и программными средствами;

информационно-техническое единство таможенных технологий, предполагающее наличие единых форм документов и процедур документооборота, единых протоколов информационно-технического обмена, единых процедур агрегации и передачи информации, совместимости баз данных;

упреждающая разработка прикладного программного обеспечения для оперативного внедрения новых таможенных технологий, оптимизация выбора комплексов технических средств с учетом характеристик программного обеспечения;

комплексирование информационно-технических средств и систем охраны при оснащении ими объектов таможенной инфраструктуры;

принцип информационной безопасности, предполагающий предотвращение или существенное затруднение несанкционированного доступа к информации, обрабатываемой в автоматизированных системах таможенных органов или циркулирующей в выделенных помещениях объектов таможенной инфраструктуры;

концентрация усилий и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях информационно-технической политики, целевое использование выделяемых финансовых средств;

централизация и преемственность руководства проведением информационно-технической политики в таможенных органах Российской Федерации.

11. При осуществлении информационно-технической политики в процессе создания единого информационного пространства Союзного Государства, единого информационного пространства таможенных служб государств - участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и единого информационного пространства таможенных служб государств - участников Содружества независимых государств реализуются следующие принципы:

информационного сопряжения, заключающегося в объединении информационных пространств таможенных служб в новую информационную среду, включающую в себя согласованные части отдельных информационных пространств и обладающую новыми качествами, отличными от качеств отдельных информационных пространств;

поэтапного и добровольного вхождения в единое информационное пространство, которое может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе по мере проявления заинтересованности и готовности к объединению;

эквивалентности состава информации, представляемой в единое информационное пространство и получаемой из него;

гармонизации технических средств и процедур таможенного контроля, применяемых таможенными службами государств, входящих в единое информационное пространство.

Мера вхождения каждой таможенной службы в единое информационное пространство определяется добровольно каждым из государств.

12. Оценка эффективности реализуемой системы организационных и технических мероприятий является важным инструментом информационно-технической политики, с помощью которого определяется текущее состояние информационно-технического обеспечения таможенных органов, производится выбор приоритетных направлений и мер по его дальнейшему развитию и совершенствованию, оценивается соответствие достигнутого (ожидаемого) результата предъявляемым требованиям.

Критериями (показателями) эффективности информационно-технической политики, отражающими степень улучшения выполнения таможенными органами своих основных функций в сопоставлении с затратами на проведение организационных и технических мероприятий, являются:

параметры оперативной деятельности таможенного органа с учетом применения информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля (пропускная способность таможенного органа, время выполнения процедур таможенного оформления и таможенного контроля и др.);

количество выявленных таможенных правонарушений с применением информационно-технических средств по отношению к общему количеству выявленных правонарушений;

объемы перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет (собираемость таможенных платежей);

степень интеграции информационных ресурсов таможенных органов с информационными системами других министерств и ведомств Российской Федерации, а также с информационными системами таможенных служб государств - участников ЕврАзЭС) и государств - участников СНГ;

защищенность таможенной информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам;

качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи (представления) информации таможенными органами, оперативность мониторинга таможенной деятельности;

обеспеченность таможенных органов современными информационно-техническими средствами и охранными системами.

Основными критериями функционирования автоматизированной информационной системы таможенных органов являются полнота, актуальность, достоверность информации, необходимость минимизации времени выполнения задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение.

При оценке эффективности учитывается многофункциональный характер таможенной деятельности, структура таможенных органов, многообразие форм и способов таможенного оформления и таможенного контроля, применяемые при этом различные технические средства и программное обеспечение.


IV. Основные направления информационно-технической политики


13. Основные направления информационно-технической политики определяются председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации, коллегией ГТК России, Научно-техническим советом ГТК России, которые осуществляют общее руководство ее проведением и определяют полномочия и задачи соответствующих организационных структур и должностных лиц по реализации информационно-технической политики.

14. Развитие методологической, нормативно-правовой и методической базы по вопросам формирования и проведения информационно-технической политики в таможенных органах Российской Федерации осуществляется на основе:

анализа отечественной и зарубежной методологической и нормативно-правовой базы по вопросам информационно-технического обеспечения таможенной деятельности с целью ее дальнейшего развития и интеграции таможенной службы Российской Федерации с аналогичными службами мирового сообщества;

проведения прогнозных исследований по перспективам развития таможенных, информационных и телекоммуникационных технологий и приоритетным направлениям развития системы информационно-технического обеспечения деятельности таможенной службы;

уточнения общей методологии формирования, функционирования и развития информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов;

разработки нормативно-правовых и методических документов для объектов информационно-технической инфраструктуры ГТК России, определяющих их статус, права, обязанности и ответственность;

разработки нормативно-правовых и методических документов, обеспечивающих согласованное функционирование объектов информационно-технической инфраструктуры ГТК России;

разработки нормативно-правовых и методических документов для планирования потребностей в информационных, программных и технических средствах, финансового обеспечения и распределения ассигнований на развитие и модернизацию информационно-технической инфраструктуры ГТК России;

совершенствования общей методологии и методов оценки эффективности применения информационно-технических средств в таможенной деятельности.

В ходе работы по указанным направлениям согласовываются и утверждаются следующие нормативные и организационно-технические документы:

Положение по информационно-технической службе таможенных органов;

Положение по организации разработки программного обеспечения ЕАИС ГТК России;

Положение по организации создания, закупки и оснащения таможенных органов информационно-техническими средствами;

Положение о Фонде программных средств ГТК России;

Положение о ведомственной электронной почте;

Положение по аттестации (сертификации) информационно-программных средств ЕАИС ГТК России;

типовые требования по оснащению пунктов пропуска оперативно-техническими средствами таможенного контроля (ОТСТК);

Положение по техническому обеспечению связи в таможенных органах;

Положение по опытной эксплуатации ОТСТК.

Предусматривается также разработка, согласование и утверждение следующих методических документов:

методического пособия по проведению технической проверки деятельности таможенных органов по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ);

методики определения трудозатрат на выполнение технического обслуживания и ремонта ТСТК, определения норм снабжения расходными материалами, горючим и смазочными материалами;

методических рекомендаций по анализу работы по пресечению незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации;

методического пособия по контролю соответствия радиоактивного содержимого в транспортных упаковочных комплектах, заявленному в грузовой таможенной декларации;

методических рекомендаций по проведению первичной идентификации обнаруженных товаров с повышенной радиоактивностью в ходе таможенного контроля;

проекта дополнения к пояснениям к ТН ВЭД СНГ в части номенклатуры товаров, относящихся к опасным отходам.

15. Развитие информационных таможенных технологий.

Важным направлением дальнейшего развития системы таможенного администрирования, совершенствования механизмов таможенного оформления и контроля, повышения прозрачности таможенных процедур является автоматизация таможенных технологий и оперативного управления таможенной деятельностью, обеспечивающая решение следующих комплексных задач:

сбора, обработки, хранения и анализа (мониторинга) оперативной информации о состоянии процессов таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной работы, других направлений деятельности таможенных органов;

планирования деятельности таможенных органов и оценки результатов (эффективности) их работы;

формирования и доведения в автоматизированном режиме до таможенных органов управляющей информации по всем направлениям их деятельности.

Автоматизация таможенных технологий должна сводить к минимуму негативное влияние "человеческого фактора" в принятии каждого конкретного решения путем применения информационно-технических средств, интегрированных в единую систему оперативного управления таможенной деятельностью.

Основными таможенными технологиями, требующими комплексной автоматизации, являются следующие технологии:

таможенного оформления и таможенного контроля в торговом и неторговом обороте;

контроля доставки товаров;

ведения таможенной статистики внешней торговли России, формирования данных для официальных публикаций и информационного обеспечения федеральных и местных органов власти данными таможенной статистики внешней торговли;

ведения региональной таможенной статистики внешней торговли России и формирования данных для публикаций;


прохождения таможенных платежей;

таможенно-банковского валютного контроля поступления валютной выручки от экспорта товаров и обоснованности платежей в иностранной валюте;

контроля соблюдения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

контроля внешнеторговых бартерных сделок;

контроля исполнения постановлений таможенных органов;

круглосуточного анализа деятельности и контроля состояния таможенных органов оперативно-дежурными службами ГТК России, региональных таможенных управлений и таможен;

таможенного контроля товаров из контролируемого списка;

информационной поддержки деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.

Кроме того, предусматривается совершенствование технологий обеспечивающего комплекса, в том числе:

контроля делопроизводства и исполнения в таможенной службе постановлений и поручений Правительства Российской Федерации, решений руководства ГТК России;

обеспечения финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов;

кадрового обеспечения деятельности таможенных органов;

приема, передачи, хранения и представления данных оперативной и нормативно-справочной информации на различных уровнях организационной структуры таможенной службы Российской Федерации;

обеспечения администрирования данных и процессов в автоматизированных системах таможенных органов;

обеспечения функционирования и администрирования Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети и ведомственной электронной почты;

обеспечения информационной безопасности таможенных органов.

В области технологий таможенного оформления и таможенного контроля приоритетными направлениями являются:

автоматизация анализа рисков и выбор форм таможенного контроля с использованием системы управления рисками;

автоматизация технологии документального контроля товаров и ввозящих их на таможенную территорию автотранспортных средств;

совершенствование системы расчетов по таможенным платежам и учета участников внешнеэкономической деятельности с применением микропроцессорных карт;

разработка и внедрение системы электронного декларирования товаров и транспортных средств;

совершенствование технологий таможенного оформления, предусматривающих возможность совмещения его этапов с использованием комплексных автоматизированных систем, в том числе на базе центров таможенного оформления;

внедрение ситуационного моделирования в процесс автоматизации процедур таможенного оформления и таможенного контроля;

обеспечение обмена информацией между таможенными органами в масштабе времени, близком к реальному, и оперативного изменения баз данных, содержащих нормативно-справочную информацию;

разработка и внедрение системы электронной цифровой подписи;

внедрение в охрану объектов таможенной инфраструктуры интегрированных систем безопасности.

16. Развитие информационно-технической инфраструктуры таможенных органов Российской Федерации.

Развитие Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ГТК России включает:

оптимизацию структуры ЕАИС ГТК России и состава ее функциональных подсистем с учетом реорганизации таможенных органов, применяемых ими таможенных технологий и особенностей деятельности;

разработку единой информационной модели таможенной службы Российской Федерации (базовых информационных моделей таможенных органов) и обоснование общих технических требований к элементам перспективной ЕАИС ГТК России;

развитие и совершенствование функциональных подсистем ЕАИС для автоматизации деятельности подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов;

разработку автоматизированных подсистем, прикладных программных средств и информационного обеспечения для реализации перспективных информационных технологий, применяемых в ЕАИС ГТК России;

техническое переоснащение функциональных подсистем ЕАИС ГТК России, переход таможенных органов на использование современных средств вычислительной техники и периферийного оборудования;

унификацию и стандартизацию комплексов средств автоматизации (автоматизированных рабочих мест) таможенных органов в части используемых операционных систем и систем управления базами данных, а также решений по обеспечению информационной безопасности;

создание и совершенствование транспортной сети ЕАИС ГТК России в соответствии с требованиями, предъявляемыми к информационному обмену, системой размещения и подчинения таможенных органов;

обеспечение информационно-технической совместимости существующих и создаваемых подсистем ЕАИС ГТК России, а также соответствующих телекоммуникационных систем;

обеспечение доступа к внешним источникам информации (Минэкономразвития, МПС, МНС, Минюст, Госкомстат, Госстандарт России, ФСНП и др.), проведение выборок и систематизация информации по определенной тематике.

Развитие Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) включает:

создание и внедрение ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети с использованием цифровых каналов связи для передачи различных видов информации (речь, данные, аудио-, видеоинформация и др.);

обеспечение строительства узлов связи, организация цифровых линий привязки, закупки и ввода в эксплуатацию перспективного телекоммуникационного оборудования в центральной зоне и региональных таможенных управлениях;

поэтапное создание сетей оперативной и транкинговой связи для правоохранительных подразделений таможенных органов с обеспечением выхода на ведомственную сеть связи;

поэтапное создание спутниковой сети связи таможенных органов, в первую очередь, в местах, труднодоступных для других видов связи;

создание системы управления ВИТС с центрами управления сетью на базе ГНИВЦ ГТК России и региональных таможенных управлений;

переход на аренду магистральных цифровых каналов общегосударственной сети;

развитие сети конфиденциальной связи таможенных органов;

организацию функционирования перспективной системы технического обслуживания и ремонта комплексов связи и телекоммуникационного оборудования.

Развитие технических средств таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами, включает:

разработку (уточнение) исходных данных по типовым объектам (наркотические вещества, драгоценные металлы и камни, валюта, предметы искусства), незаконно перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации с указанием их количественных и качественных характеристик, способов сокрытия и транспортировки;

создание в местах таможенного оформления эшелонированной системы таможенного контроля, в том числе многофункциональных досмотровых комплексов таможенного контроля, работающих на различных физико-химических принципах;

внедрение на пунктах пропуска и таможенных постах, расположенных в крупных транспортных узлах, установок радиографического контроля крупногабаритных таможенных грузов (транспортные контейнеры, автофургоны и т.п.);

оснащение пограничных пунктов пропуска автоматизированными системами обнаружения делящихся и радиоактивных материалов;

разработку и внедрение методик применения новых ТСТК с учетом существующих и перспективных технологий таможенного оформления и таможенного контроля;

организацию и проведение информационно-аналитической работы по оценке эффективности применения ТСТК в таможенных процедурах;

поэтапную интеграцию (информационно-техническое сопряжение) ТСТК с автоматизированными подсистемами таможенного оформления и таможенного контроля ЕАИС ГТК России на уровне комплексов средств автоматизации таможенных постов (пунктов пропуска и центров таможенного оформления);

организацию разработки и производства ТСТК повышенной эффективности с максимальной унификацией конструкции, узлов и элементов;

создание и развитие системы эксплуатационного и сервисного обслуживания ТСТК.

Развитие технических средств охраны включает:

разработку и внедрение единых принципов и методик организации охраны объектов таможенной инфраструктуры с применением технических средств охраны, учетом существующих и перспективных технологий охраны и оценки возможных последствий при угрозе жизни и здоровью людей, материальном ущербе;

проведение единой технической политики, направленной на комплексную интеграцию подсистем безопасности объекта (систем охранной сигнализации, пожарной безопасности, управления доступом, входного контроля, систем видеонаблюдения охраняемых объектов, инженерных средств защиты);

оптимизацию организации управления подсистемами охраны объекта при внедрении интегрированных систем безопасности;

замену морально и физически устаревшего парка технических средств охраны на современные интегрированные системы охраны и системы видеонаблюдения;

информационно-техническое сопряжение интегрированной системы безопасности с ЕАИС ГТК России;

использование цифровых каналов связи для передачи информации о состоянии охраняемого объекта и систем охраны (контроль оборудования, актуализация баз данных, видеоинформация и др.).

Разработка и реализация принципов, методов и механизмов системной интеграции объектов информационно-технической инфраструктуры предусматривает:

разработку комплекса организационно-технических документов, регламентирующих условия интеграции таможенных и информационных технологий и документов, обусловливающих требования к соответствующим программным и техническим средствам;

объединение различных информационно-технических средств (средств автоматизации, ТСТК и технических средств охраны), размещаемых на таможенном объекте, в распределенные системы (комплексы технических средств);

использование информационных, технических и программных ресурсов ЕАИС для системной интеграции объектов информационно-технической инфраструктуры ГТК России;

упорядочение информационных потоков в информационно-технической инфраструктуре ГТК России;

обеспечение унифицированного доступа подразделений ГТК России и таможенных органов к центральной базе данных (базе данных ГНИВЦ ГТК России) и региональным базам данных.

Развитие информационно-технической службы таможенных органов обеспечивается:

завершением создания в соответствии с приказом ГТК России от 29.12.2000 N 1252 "Об утверждении типовых структур и наименований региональных таможенных управлений, таможен и их подразделений" в таможенных органах подразделений информационно-технической службы, решающих комплекс задач по внедрению новых информационных технологий, организации и развитию сетей связи, организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств, обеспечению защиты информации, организации таможенного контроля ДРМ;

совершенствованием организационно-штатной структуры ГНИВЦ ГТК России, как головного учреждения в области автоматизации и информатизации таможенных органов;

разработкой организационно-методических документов по вопросам, связанным с решением основных задач, возложенных на подразделения информационно-технической службы;

укреплением подразделений информационно-технической службы таможенных органов квалифицированными кадрами;

укомплектованием ГНИВЦ ГТК России подготовленными специалистами по направлению системных исследований и созданием научно-технического совета ГНИВЦ;

организацией многоуровневой подготовки и переподготовки сотрудников подразделений информационно-технической службы, а также сотрудников других подразделений таможенных органов по вопросам применения информационных таможенных технологий на базе Российской таможенной академии, ГНИВЦ ГТК России и региональных таможенных управлений.

При этом постоянное совершенствование организационно-штатной структуры информационно-технической службы ГТК России в подразделениях всех уровней является основой успешной практической реализации информационно-технической политики на местах. Это позволит сформировать и поддерживать вертикаль управления информационно-техническим обеспечением таможенных органов и создать необходимые условия для проведения единой информационно-технической политики, рационального использования материальных и финансовых ресурсов, направляемых на ее реализацию.

В целях повышения качественного уровня научного обеспечения информационно-технической политики планируется провести обоснование создания в структуре таможенной службы Российской Федерации научно-исследовательского института проблем развития ЕАИС ГТК России и других элементов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов.

Повышение уровня оснащенности таможенных органов Российской Федерации современными информационно-техническими средствами обеспечивается:

определением потребности в оснащении таможенных органов информационно-техническими средствами, разработкой норм обеспеченности специальной техникой, средствами автоматизации таможенных технологий и предъявляемых к ним общих технических требований, основанных на фактических показателях деятельности таможенных органов;

разработкой типовых требований к оснащению таможенных органов и пунктов пропуска информационно-техническими средствами с учетом специфики перемещаемых грузов;

проведением НИОКР по созданию образцов информационно-технических средств и разработке способов их применения с учетом типовых моделей объектов правонарушения (в том числе способов сокрытия) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

осуществлением централизованных и децентрализованных закупок информационно-технических средств и поставки их в таможенные органы;

изготовлением установочных партий образцов новой перспективной техники и внедрением ее в таможенные технологии (по результатам НИОКР);

проведением работ по модернизации информационно-технических средств, в целях продления сроков службы и расширения их функциональных возможностей;

осуществлением поставок информационно-технических средств в ходе выполнения планов капитального строительства (реконструкции) объектов таможенной инфраструктуры;

совершенствованием методов стандартизации, унификации и сертификации разрабатываемых и закупаемых технических средств и программного обеспечения;

определением (уточнением) порядка приема и ввода информационно-технических средств в эксплуатацию, а также их учета, освидетельствования и категорирования, рекламационной работы и авторского надзора;

заменой физически и морально устаревших информационно-технических средств, находящихся в эксплуатации в таможенных органах, их списанием и дальнейшей реализацией (утилизацией).

Кроме того, предусматривается выполнение мероприятий по совершенствованию системы заказов НИОКР, закупок и поставок технических средств и программного обеспечения для оснащения таможенных органов, метрологического обеспечения разработки информационно-технических средств.

Развитие системы технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств обеспечивается:

формированием в структуре информационно-технической службы таможенных органов специализированных подразделений по ремонту и техническому обслуживанию информационно-технических средств;

организацией в подразделениях ГТК России и региональных таможенных органах контроля применения информационно-технических средств и взаимодействия с соответствующими подразделениями информационно-технической службы;

привлечением на договорных условиях сторонних организаций, в том числе подразделений других министерств и ведомств Российской Федерации к проведению технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств.

17. Пути достижения качественно нового уровня информатизации таможенных органов.

Качественно новый уровень автоматизации деятельности региональных таможенных органов - таможенного поста, таможни, регионального управления - достигается, прежде всего, за счет создания и развития автоматизированной информационной системы (АИС) региона.

В ходе создания АИС региона обеспечиваются:

унификация, стандартизация и формализация таможенных и информационных технологий;

совершенствование таможенных технологий;

внедрение современных информационных технологий в АИС региона;

консолидация данных, централизация их хранения и обработки;

разработка и внедрение узла обработки и хранения данных.

Автоматизированная информационная система региона должна опираться как на международные и общегосударственные стандарты, так и на отраслевые стандарты ГТК России.

Объектами унификации, стандартизации и формализации таможенных и информационных технологий являются:

документы для таможенной деятельности;

интерфейсы внутреннего и внешнего взаимодействия;

архитектура АИС региона;

описание деловых процессов таможенных органов.

Для электронного представления документов таможенной деятельности используется язык, признанный в качестве международного стандарта и основным назначением которого является описание структуры и семантики документа.

Для обмена электронными документами должен быть выбран и использован международный протокол, определяющий правила передачи сообщений между различными компонентами автоматизированной системы.

В качестве стандарта программных средств АИС региона, обеспечивающих среду функционирования распределенных компонентов, средств генерации и анализа электронных документов, должен быть выбран стандарт, определяющий интерфейс и распределенную среду объектно-ориентированного программирования для серверных компонентов.

Основой построения функциональных компонентов АИС региона является система формальных моделей процессов, описывающая виды деятельности таможенных органов и позволяющая с использованием CASE-технологии модернизировать программное обеспечение в соответствии с новыми таможенными технологиями.

В АИС региона поэтапно, по мере готовности нормативно-правовой базы, внедряются в практику работы таможенных органов технологии, основанные на электронном представлении информации. Для реализации этих технологий используются электронные документы, в том числе таможенные документы, содержащие в электронном виде всю необходимую информацию о товарах, а также информацию об участнике ВЭД. Электронные документы объединяются в архив электронных документов базы данных соответствующего таможенного органа.

Для повышения достоверности информации и оперативности ее обработки реализуется принцип однократного ввода документов. Для этого могут использоваться возможности удаленного электронного информирования (в последствии декларирования), технологии смарт-карт и других методов и средств. При этом первичными являются достоверные электронные таможенные документы, а бумажные копии должны формироваться на основе электронных документов с соответствующими средствами защиты и идентификации.

Внедрение средств автоматического приема, проверки и передачи документов на вышестоящие уровни позволит исключить необходимость вторичного форматно-логического контроля и ускорить процесс формирования центральной и региональных баз данных.

Основой развития АИС региона являются современные информационные технологии, обеспечивающие взаимодействие распределенных компонентов и их интеграцию в единую информационную систему на основе принципа консолидированного и централизованного хранения электронных документов. Работа пользователей с базами данных предусматривается в режиме "тонкого клиента" на основе защищенной WEB-технологии.

Администрирование информационно-вычислительной сети и баз данных будет производиться централизованно в рамках региона с учетом соответствующих мероприятий, проводимых в рамках всей ЕАИС.

Предусматривается переход от файл-серверной обработки и технологии "клиент-сервер" к объектно-ориентированной архитектуре на основе компонентной технологии.

Реализация новых принципов построения архитектуры АИС региона предполагает выполнение следующих работ:

разработку архитектуры и программного обеспечения унифицированного узла хранения и обработки данных;

внедрение узлов хранения и обработки данных по уровням иерархии таможенных органов региона в зависимости от пропускной способности каналов связи Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети;

создание комплекса централизованного администрирования информационно-вычислительной сети и баз данных.

Информация о товарах и участниках ВЭД хранится в базах данных в консолидированном виде. По мере развития ВИТС будет усиливаться централизация хранения таможенной информации в базах данных, обеспечивая процессы таможенного оформления и контроля.

Использование электронных таможенных разрешительных, справочных, платежных и других документов, обеспечение доступа к ним подразделений таможенных органов позволяют проводить контроль перемещения товаров и транспортных средств, обеспечивать администрирование таможенной деятельности в реальном масштабе времени.

В основу концепции развития АИС региона положены следующие архитектурные решения:

хранение и обработка данных на максимально высоком уровне иерархии таможенных органов;

использование электронного документа как основной единицы хранения информации и взаимодействия компонентов автоматизированной системы.

Повышение уровня информатизации центрального аппарата ГТК России обеспечивается:

созданием агрегированной базы данных для обеспечения деятельности структурных подразделений ГТК России;

организацией доступа заинтересованных подразделений ГТК России к информации, прежде всего, к формам статистической отчетности, формируемой другими подразделениями Комитета;

внедрением системы видеоконференций для осуществления оперативного управления деятельностью таможенных органов;

разработкой автоматизированных систем (комплексов программно-аппаратных средств) формирования и анализа таможенной статистики, контроля таможенной стоимости и анализа рисков;

модернизацией центрального вычислительного комплекса ГТК России.

18. Совершенствование системы информационного взаимодействия в таможенной сфере.

Повышение эффективности информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с внешними организациями, в том числе зарубежными, и сотрудничества с ними в области информационных технологий обеспечивается:

согласованием основных положений информационно-технической политики с базовыми положениями Доктрины информационной безопасности России, Федеральным законом об участии в международном информационном обмене, Концепции государственной информационной политики России, концепциями и программами развития информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов и других организаций;

развитием преимущественно на двусторонней основе межведомственного информационного обмена в целях реализации основных направлений таможенной политики Российской Федерации с использованием "Интранет" технологий и унифицированных средств обеспечения безопасности информации;

организацией информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и с внешними организациями посредством создаваемой Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети и информационно-технического сопряжения с телекоммуникационными сетями других министерств и ведомств Российской Федерации;

совершенствованием процедур информационного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД и информационными системами государственных и коммерческих организаций, повышением оперативности обновления информации на WEB-сервере ГТК России;

созданием Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства с поэтапным осуществлением унификации НСИ и программного обеспечения на основе методологии сквозного документального контроля и формирования интегрированной телекоммуникационной сети. Обеспечение функционирования в составе ЕАИС ТКСГ первоочередных автоматизированных подсистем таможенного оформления и контроля;

осуществлением информационного обмена с таможенными службами стран ЕврАзЭС и государств - участников СНГ, в том числе:

- обеспечением информационного взаимодействия при осуществлении своей деятельности, характеризующегося последовательным сближением нормативно-правового обеспечения, начиная с приоритетных направлений;

- разработкой единых организационно-технологических схем таможенного регулирования, характеризующихся полномасштабным информационным взаимодействием по всем направлениям таможенной деятельности;

- поэтапным формированием единого информационного пространства, предполагающего взаимодействие, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, а также возможность присоединения к такому сотрудничеству таможенной службы любого государства;

разработкой комплекса нормативных, организационно-технических документов и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие с международными таможенными организациями, таможенными службами других государств, зарубежными фирмами - участниками ВЭД и другими международными организациями на основе современных протоколов информационного обмена (Edifact и др.).

19. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов.

Обеспечение информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации основывается на положениях Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.09.2000 N 1895, законах Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации в области обеспечения информации безопасности и защиты информации, а также на Таможенном Кодексе Российской Федерации, нормативно-методических и руководящих документах Гостехкомиссии России и ФАПСИ.

Объектами обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации являются:

информационные ресурсы, вне зависимости от форм хранения, содержащие таможенную информацию, составляющую государственную тайну, и таможенную информацию конфиденциального характера;

система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи таможенной информации;

информационные системы, обеспечивающие таможенную деятельность (контроль валютных операций по экспорту и импорту, специальная таможенная статистика, таможенная статистика внешнеторгового оборота, контроль соблюдения лицензий и квот и т.д.);

информационно-вычислительные комплексы, обслуживающие информационные технологии таможенной деятельности;

ведомственная система связи, системы и центры Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети;

программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, общесистемное и прикладное программное обеспечение);

технические средства обработки информации (средства звукозаписи и звукоусиления, звукосопровождения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражирования документов и другой обработки информации);

помещения, предназначенные для ведения секретных переговоров, обработки, размножения и хранения документированной информации ограниченного доступа;

технический и обслуживающий персонал, сотрудники и работники таможенных органов.

Основными угрозами информационной безопасности таможенных органов являются:

непреднамеренные (ошибочные, случайные) действия сотрудников таможенных органов, приводящие к несанкционированному доступу к информации, ее несанкционированной модификации и нарушению конфиденциальности;

преднамеренные несанкционированные действия сотрудников таможенных органов, приводящие к подмене, удалению и модификации информации;

несанкционированный доступ внешних пользователей к информационно-вычислительным ресурсам таможенных органов;

нарушение целостности и конфиденциальности информации, при ее передаче по Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети;

заражение информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов программными вирусами;

внедрение средств негласного съема информации на объектах информатизации таможенных органов;

утечка сведений, содержащих государственную тайну, по техническим каналам.

Обеспечение информационной безопасности таможенных органов достигается за счет комплексного использования следующих средств защиты информации:

технических средств защиты информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам (системы активного зашумления, помехоподавляющие фильтры, средства экранирования и т.п.);

средств защиты информации от несанкционированного доступа для рабочих станций, серверов и сетевого телекоммуникационного оборудования;

средств криптографической защиты информации;

межсетевых экранов;

средств анализа защищенности, обнаружения атак и активного аудита;

средств антивирусной защиты информации.

Основой стратегии ГТК России по выбору сертифицированных средств защиты информации является ориентация на отечественных производителей, имеющих соответствующие лицензии Гостехкомиссии России и ФАПСИ.

Приоритетными направлениями обеспечения информационной безопасности таможенных органов являются: совершенствование соответствующей нормативно-методической базы, в том числе - уточнение Концепции информационной безопасности таможенных органов с учетом Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, разработка руководящих документов по организации администрирования разграничения доступа к информационно-вычислительным ресурсам таможенных органов и создания защищенной ведомственной электронной почты, интеграции ЕАИС ГТК России с информационными системами министерств и ведомств Российской Федерации и таможенных служб государств - участников СНГ;

создание в региональных таможенных управлениях и таможнях, а также на таможенных постах, имеющих статус юридического лица, структурных подразделений информационно-технической службы по защите информации;

организация системы повышения квалификации и обучения сотрудников таможенных органов в области обеспечения информационной безопасности;

организация специальных работ по защите информации и аттестации объектов информатизации, предназначенных для обработки сведений, содержащих государственную тайну;

разработка технических требований к типовым защищенным автоматизированным рабочим местам сотрудников таможенных органов и переход на оснащение таможенных органов средствами вычислительной техники с предустановленными сертифицированными средствами защиты информации от несанкционированного доступа;

разработка и внедрение унифицированных технологий использования при разработке специализированного программного обеспечения ЕАИС ГТК России сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация программных комплексов на соответствие требованиям по безопасности информации;

оснащение таможенных органов сертифицированными средствами защиты межсетевого взаимодействия, сертифицированными средствами криптографической защиты информации;

разработка и внедрение защищенной ведомственной системы электронной почты в качестве основной транспортной среды передачи данных и основы внедрения электронного документооборота;

защита информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов от заражения программными вирусами;

обеспечение безопасности таможенной информации при организации автоматизированного взаимодействия с министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также таможенными службами государств - участников СНГ;

обеспечение безопасности информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов при использовании глобальных сетей общего пользования типа "Интернет".

20. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников таможенных органов и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий и информационно-технических средств.

Система подготовки специалистов информационно-технической службы и сотрудников других подразделений в области информатизации таможенных органов (далее - система подготовки) является элементом единой системы кадрового обеспечения и профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Она представляет собой комплекс согласованных мероприятий, обеспечивающих поддержание необходимого уровня знаний и навыков для качественного выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей в условиях широкого применения новых информационных технологий и информационно-технических средств. Система подготовки должна обеспечивать непрерывное многоступенчатое образование кадров таможенных органов по данному направлению.

Подготовка сотрудников таможенных органов должна включать в себя:

подготовку руководящего и инспекторского состава таможенных органов различного уровня независимо от занимаемой должности (от сотрудников, занимающих первичные должности в структурных подразделениях таможенных органов, до руководителей подразделений ГТК России);

подготовку специалистов (руководящего и инспекторского состава) подразделений информационно-технической службы, обеспечивающих комплексное решение задач информатизации деятельности таможенных органов в целом, по всем ее составляющим;

подготовку специалистов по отдельным направлениям деятельности подразделений информационно-технической службы.

При этом важной задачей подготовки кадров таможенных органов является обучение пользователей автоматизированных информационных систем таможенных органов основам информатики и работе с прикладным программным обеспечением.

Подготовка специалистов информационно-технической службы должна включать в себя:

подготовку специалистов с высшим и средним образованием;

повышение квалификации руководящего и инспекторского состава информационно-технической службы;

первоначальное обучение для вновь принятых сотрудников;

профессиональное обучение сотрудников на рабочем месте с учетом потребностей служебной деятельности.

Указанные типы образования должны применяться на различных уровнях таможенной системы. Выбор того или иного в качестве базового зависит от специфики и особенностей деятельности, квалификации и образования обучаемых. Подготовка специалистов может осуществляться на базе сети учебных заведений ГТК России, на межведомственной основе и в прошедших государственную сертификацию специализированных учебных центрах. Каждый сотрудник подразделения информационно-технической службы должен повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет.

В многоступенчатой системе профессионального образования подготовка по вопросам информатизации таможенных органов должна проводиться в соответствии со следующими принципами:

опережающей подготовки в области информатики и вычислительной техники, ориентации на новые информационные технологии широкого применения, что обеспечивает профессиональную компьютерную подготовку выпускника учебного заведения или сотрудника таможенного органа для работы на любой должности;

концентрации подготовки по ступеням (уровням) образования, начиная с базовой, инвариантной по отношению к направлениям деятельности таможенных органов на первой ступени, и кончая углубленной специальной подготовкой на последней ступени;

использования в учебном процессе новых образовательных технологий - информационных банков данных и знаний, модульного обучения и дистанционного образования.

Развитие и совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в области информатизации таможенных органов и применения информационно-технических средств осуществляется по следующим основным направлениям:

анализ и учет в ходе формирования и реорганизации сети учебных заведений ГТК России потребности в специалистах информационно-технического профиля;

разработка квалификационных требований к выпускникам вузов - специалистам информационно-технической службы таможенных органов, а также дополнений в квалификационные требования к выпускникам, обучаемым по другим специальностям;

разработка учебных планов и программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов информационно-технической службы, а также сотрудников других подразделений таможенных органов по вопросам применения новых информационных технологий, программных и аппаратных средств;

упреждающее, при организации поставок технических и программных средств в таможенные органы, обучение специалистов в организациях - производителях (поставщиках) этих средств и сертифицированных учебных центрах;

проведение ежегодно научно-практических конференций ГТК России по вопросам применения информационных таможенных технологий и эксплуатации информационно-технических средств и один раз в два года учебно-методических сборов руководящего состава информационно-технической службы таможенных органов (на базе региональных таможенных управлений);

создание в вузах ГТК России и учебных подразделениях региональных таможенных управлений современной учебной базы с унифицированными компьютерными классами;

организация подготовки кадров таможенных органов по вопросам метрологического обеспечения.

Кроме того, рассматривается возможность создания в перспективе в Российской таможенной академии инженерного факультета с очной и заочной формами обучения для подготовки специалистов АСУ, связи, ТСТК, технических средств охраны и информационной безопасности, а также высших академических курсов повышения квалификации (усовершенствования) специалистов информационно-технической службы и подготовки руководящего состава таможенных органов по вопросам применения новых информационных технологий в таможенном деле.

21. Задачи и проекты по реализации информационно-технической политики.

Первоочередными задачами и проектами, направленными на развитие информационно-технической инфраструктуры и повышение уровня информатизации таможенных органов на период до 2003 года являются:

В области развития ЕАИС ГТК России и информационных таможенных технологий:

создание Единой автоматизированной информационной системы ГТК России 3-й очереди;

разработка проекта автоматизированной информационной системы региона, как подсистемы ЕАИС ГТК России, и его реализация;

внедрение в таможенных органах Российской Федерации комплексной автоматизированной системы таможенного оформления АИСТ-РТ21;

разработка и внедрение информационно-расчетной системы контроля таможенных платежей (ИРС "Доход");

разработка системы оперативного управления процессами таможенного оформления и таможенного контроля (система "Мониторинг") и ее внедрение (до уровня таможен);

разработка и внедрение автоматизированной системы документального контроля товаров и ввозящих их на таможенную территорию транспортных средств;

разработка и внедрение автоматизированной системы "Учет участников ВЭД в таможенных органах Российской Федерации";

доработка автоматизированных систем и комплексов программных средств таможенного оформления для обеспечения взимания косвенных налогов во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ по "стране назначения";

создание и внедрение системы аппаратно-программных средств и информационного обеспечения технологии пластиковых карт для таможенного оформления (система "Таможенная карта");

разработка и внедрение автоматизированной системы контроля исполнения постановлений таможенных органов;

создание автоматизированной системы контроля таможенной стоимости;

разработка и внедрение интегрированной информационной системы бухгалтерского учета и финансово-экономической деятельности таможенных органов (система "Сфинкс");

модернизация комплекса программно-аппаратных средств правоохранительного блока таможенных органов "БК-Информ".

Внедрение перечисленных комплексных автоматизированных систем и новых информационных технологий существенно повысит эффективность таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечит автоматизацию процессов принятия управленческих решений, получение полных и достоверных справочных материалов и отчетно-информационных документов на всех уровнях таможенных органов и снижение количества нарушений таможенных правил, а также значительно упростит порядок расчетов и взимания таможенных платежей с участников ВЭД.

Кроме того, предусматривается:

перевод таможенных органов на использование ведомственной электронной почты и организация полномасштабного электронного документооборота;

внедрение WEB-технологий в автоматизацию процессов таможенного оформления и контроля, повседневную деятельность таможенных органов;

завершение унификации информационного и лингвистического обеспечения ЕАИС ГТК России;

техническое переоснащение функциональных подсистем ЕАИС ГТК России и модернизация устаревшего оборудования локальных вычислительных сетей таможенных органов.

Реализация указанных проектов позволит повысить достоверность информации, используемой таможенными органами для выполнения своих функций, обеспечит необходимую оперативность информационного обмена и значительное снижение затрат на модернизацию и сопровождение информационного и программного обеспечения ЕАИС ГТК России.

В области развития Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети:

разработка системного проекта Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети и его реализация в таможнях с наивысшими показателями деятельности (до 25% таможен);

разработка системного проекта сети подвижной радиосвязи и его реализация в Центральном, Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Южном таможенных управлениях;

разработка и реализация программы развития конфиденциальной связи ГТК России;

разработка системного проекта сети спутниковой связи ГТК России.

В результате проводимой работы будет создана основа единой транспортной среды, обеспечивающей интеграцию различных подсистем связи и передачи данных на базе единых технологий, схемных решений и программно-аппаратных средств, а также предоставление максимально возможного спектра услуг по передаче разнородной информации при минимизации эксплуатационных затрат на содержание инфраструктуры сети.

В области развития технических средств таможенного контроля, в том числе делящихся и радиоактивных материалов:

создание опытного образца многофункционального досмотрового комплекса (МФДК) для обнаружения запрещенных к перемещению через таможенную границу Российской Федерации вложений, в том числе наркотических и взрывчатых веществ, в ручной клади и багаже;

проведение исследований по созданию инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) для досмотра большегрузных контейнеров и автофургонов, в том числе обладающих возможностью перебазирования в зависимости от оперативной обстановки;

создание модульного комплекса таможенного контроля на основе малогабаритного ускорителя дейтронов для обнаружения скрытых веществ путем регистрации альфа- и гамма-излучений;

модернизация наиболее сложных и дорогостоящих технических средств (досмотровой, охранной техники, технических средств ТКДРМ) в целях улучшения технических характеристик и продления сроков службы;

проведение организационно-технических мероприятий по созданию в таможенных органах региональных ремонтно-технических подразделений, способных самостоятельно осуществлять техническое обслуживание и ремонт технических средств.

Реализация указанных проектов и задач позволит повысить эффективность таможенного досмотра и контроля, в том числе пропускную способность пунктов пропуска, обеспечит поддержание парка ТСТК в работоспособном состоянии и экономию финансовых средств, запрашиваемых на техническое оснащение таможенных органов.

В области развития технических средств охраны:

переход на качественно новый уровень обеспечения безопасности сотрудников и охраны собственности ГТК России за счет внедрения интегральных средств безопасности на вновь строящихся и реконструируемых объектах таможенной инфраструктуры;

автоматизация управления и контроля доступа на объектах I категории (важных и особо важных);

модернизация имеющихся технических средств охраны и замена технических средств охраны, выработавших свой ресурс, на современные системы охраны;

оснащение подразделений оперативно-дежурной службы техническими средствами видеоконтроля прилегающей территории;

организация многорубежной охраны техническими средствами мест хранения оружия, боеприпасов и специальных средств.

Выполнение указанных задач позволит обеспечить необходимый уровень безопасности сотрудников таможенных органов и сохранности собственности ГТК России, осуществлять охрану объектов таможенной инфраструктуры минимальной численностью физической охраны, повысить эффективность работы оперативно-дежурной службы и подразделений таможенной охраны, сократить время принятия решений при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

В области интеграции информационных ресурсов:

создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства (ЕАИС ТКСГ), в том числе разработка технического проекта ЕАИС ТКСГ и формирование основных ее подсистем на основе методологии сквозного документального контроля;

создание системы обмена информацией между таможенными службами государств - участников Содружества независимых государств, в том числе разработка типовых технологических схем двустороннего информационного обмена на первом этапе формирования единого информационного пространства таможенных служб (в соответствии с утвержденной Концепцией единого информационного пространства таможенных служб государств - участников Содружества независимых государств);

развитие системы обмена информацией между таможенными службами государств - членов ЕврАзЭС о перемещении товаров и транспортных средств при взаимной торговле;

организация информационного обмена с таможенными и иными службами государств дальнего зарубежья, в том числе завершение в Северо-Западном таможенном управлении опытной эксплуатации системы информационного обмена на российско-финляндской границе в рамках проекта CustCom и перемещение центра информационного обмена в ГНИВЦ ГТК России, дальнейшее развитие информационного взаимодействия с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (по подтверждению фактического экспорта отдельных наименований товаров в Россию);

распространение положительного опыта проведенного в Дальневосточном таможенном управлении эксперимента по предварительному информированию о товарах, прибывающих морскими судами в порт Владивосток.

Реализация перечисленных мероприятий позволит за счет использования дополнительных информационных ресурсов повысить эффективность выполнения таможенными органами своих основных функций - протекционистской, экономической и правоохранительной, обеспечить сокращение времени таможенного оформления и таможенного контроля, увеличить поступления таможенных платежей в бюджет.

В области обеспечения информационной безопасности таможенных органов:

разработка унифицированной подсистемы обеспечения безопасности информации в ЕАИС ГТК России на основе комплексного использования средств криптографической защиты информации, средств защиты информации от несанкционированного доступа и средств антивирусной защиты информации;

создание в ГНИВЦ ГТК России единого центра управления ключевой информацией;

обеспечение безопасности ведомственной электронной почты на основе использования средств криптографической защиты информации и средств защиты информации от несанкционированного доступа;

завершение аттестации объектов информатизации таможенных органов, предназначенных для обработки сведений, составляющих государственную тайну;

создание штатных подразделений по защите информации по всей структуре таможенных органов.

Решение указанных задач обеспечит выполнение в таможенных органах в полном объеме требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, и минимально необходимый уровень защищенности информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов при автоматизированной обработке и передаче информации в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. В результате ожидается повышение достоверности таможенной статистики внешнеэкономической деятельности и увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.

В области повышения технической оснащенности объектов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов:

выполнение Программы оснащения таможенных органов Российской Федерации информационно-техническими средствами на 2001 - 2003 годы;

разработка и реализация Общих технических требований к комплексу средств автоматизации таможенных органов Российской Федерации;

реализация Типовых требований по оснащению пунктов пропуска и центров таможенного оформления информационно-техническими средствами при строительстве и реконструкции объектов таможенной инфраструктуры.

В результате выполнения указанных задач обеспеченность таможенных органов Российской Федерации информационно-техническими средствами составит в среднем 80% штатной потребности (из них современными - не менее 50%). Ожидаемый уровень технической оснащенности таможенных органов позволит обеспечить дальнейшее развитие ЕАИС ГТК России, Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети, информационно-технических компонентов технологий таможенного контроля и охраны объектов, а также повысить уровень защищенности и достоверности таможенной информации в автоматизированных информационных системах и региональных базах данных.

Важнейшими задачами информационно-технической политики в дальнейшей перспективе (после 2003 года) являются:

создание комплексной автоматизированной системы оперативного управления таможенной деятельностью;

разработка и внедрение перспективной комплексной автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с принципами централизации информационных ресурсов и обеспечения удаленного доступа к информационным ресурсам ЕАИС ГТК России;

полномасштабное внедрение электронного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

развитие Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети до таможенных постов и пунктов пропуска включительно;

реализация проекта сети подвижной радиосвязи во всех региональных таможенных управлениях с обеспечением выхода в ВИТС;

создание сети спутниковой связи ГТК России;

организация серийного производства МФДК и оснащение ими таможенных органов;

внедрение на наиболее крупных пунктах пропуска, расположенных в транспортных узлах, ИДК для контроля крупногабаритных грузов;

повсеместное внедрение интегрированных систем безопасности на объектах таможенной инфраструктуры;

переход от специализированных систем охраны к комбинированным системам безопасности с охватом всех задач обеспечения безопасности, решаемых силовым блоком ГТК России;

расширение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти на базе "Интранет"-технологий и внедрение унифицированных систем обеспечения безопасности информации;

унификация нормативно-справочной информации и программных продуктов в Единой автоматизированной информационной системе Таможенного комитета Союзного государства, расширение объемов информационного обмена и переход от обмена информацией к технологическому взаимодействию, ввод в действие ЕАИС ТКСГ;

реализация мероприятий по созданию единого информационного пространства таможенных служб государств - участников СНГ, переход от информационного обмена к технологическому взаимодействию;

планомерное оснащение таможенных органов сертифицированными средствами защиты информации и средствами вычислительной техники в защищенном исполнении (с установленными средствами защиты информации от несанкционированного доступа и средствами криптографической защиты информации);

аттестация перспективного специального программного обеспечения таможенного оформления и контроля на соответствие требованиям по безопасности информации.


IV. Обеспечение информационно-технической политики


22. Для достижения целей информационно-технической политики должно осуществляться организационное, правовое, научное, информационно-аналитическое и финансово-экономическое обеспечение решения вышеуказанных задач.

Информационно-техническая политика формируется и проводится под единым управлением на уровне руководства ГТК России. Для решения задач информационно-технической политики используются методы программно-целевого планирования, обеспечивающие разработку комплекса мероприятий, соответствующих стратегическим направлениям деятельности таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы и дальнейшую перспективу.

23. Правовое обеспечение информационно-технической политики возлагается на Правовое управление ГТК России и Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России и осуществляется на основе:

участия в разработке и согласовании федеральных законопроектов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы информационной политики и обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

своевременного внесения коррективов в ведомственную нормативную базу в области информационно-технической политики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организации действенного контроля соблюдения требований нормативно-правовых актов по вопросам информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов.

24. Организация научного обеспечения информационно-технической политики возлагается на Научно-технический совет ГТК России и Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России.

Научные исследования проводятся по заказу ГТК России с целью повышения эффективности таможенного контроля перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей в полном объеме, таможенного оформления, правоохранительной деятельности таможенных органов и решения других важнейших задач таможенных органов. С этой целью осуществляется разработка перспективных методик, технологий, экспериментальных образцов аппаратно-программных средств и их внедрение в практическую деятельность таможенных органов.

Научная работа проводится в рамках НИОКР в соответствии с годовыми планами ГТК России. Организация заказа НИОКР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России.

К выполнению НИОКР привлекаются Российская таможенная академия, Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК России, Главная таможенная лаборатория, научные организации Российской Академии Наук, министерств и ведомств Российской Федерации, а также учебные заведения и организации, обладающие высоким научно-техническим потенциалом.

25. Информационно-аналитическое обеспечение информационно-технической политики возлагается на Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России, Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК России, подразделения информационно-технической службы таможенных opгaнов и осуществляется на основе:

широкого применения новых информационных технологий, совершенствования организации сбора, обработки и анализа информации о состоянии информационно-технической инфраструктуры таможенных органов, тенденциях развития информационных технологий, технических средств и программного обеспечения для подготовки предложений по вопросам совершенствования информационно-технического обеспечения таможенной деятельности;

своевременного обеспечения необходимой информацией руководства ГТК России, структурных подразделений ГТК России, таможенных органов, учреждений и организаций ГТК России для принятия целесообразных управленческих решений при осуществлении информационно-технической политики;

обобщения и распространения положительного опыта работы таможенных органов и сотрудников подразделений информационно-технической службы по выполнению основных задач информационно-технической политики.

26. Материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий по реализации информационно-технической политики возлагается соответственно на Главное управление тылового обеспечения и Главное финансово-экономическое управление ГТК России. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников, выделяемых под конкретные программы и планы в соответсгвии с действующим законодательством Российской Федерации.


Заключение


Концепция информационно-технической политики ГТК России является основой для разработки и уточнения конкретных программ и планов информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов на 2001 - 2003 годы и дальнейшую перспективу. В ходе ее реализации Концепция может дополняться и уточняться с учетом возможных изменений социально-экономической и таможенной политики Российской Федерации, появления новых научно-технических достижений и таможенных технологий, существенно влияющих на процесс информатизации и развития информационно-технической инфраструктуры таможенных органов.


Приложение 2 к решению коллегии ГТК РФ от 28 сентября 2001 г.


Основные термины,
использованные в Концепции информационно-технической политики Государственного таможенного комитета Российской Федерации


Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Применительно к обработке данных на средствах вычислительной техники - произвольная последовательность символов, несущих смысловую нагрузку.*

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информационная сфера (среда, пространство) - область, в которой посредством деятельности субъектов создается, преобразуется и потребляется информация.

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Информационная технология - совокупность методов, программных и технических средств, интегрированных в целостную технологическую систему для целенаправленного сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления пользователю (потребителю) документированной информации.

Информатизация - организационный социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан на основе использования информационных ресурсов.

Информатизация таможенных органов - процесс внедрения в деятельность таможенных органов современных информационных технологий, направленный на повышение эффективности таможенного администрирования, прежде всего, таможенного оформления и таможенного контроля.

Информационная система - организационно упорядоченная система документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Информатика - научное направление или дисциплина, изучающие методы и средства сбора, обработки, хранения, поиска и распространения информации.

Информационно-техническая инфраструктура - совокупность информационно-вычислительных центров, банков данных, систем телекоммуникаций и защиты информации, обеспечивающих доступ пользователей к хранимой информации и использование информационных технологий, а также средства получения (добывания) и документирования информации. Информационно-техническая инфраструктура таможенной службы Российской Федерации включает Единую автоматизированную информационную систему ГТК России, Ведомственную интегрированную телекоммуникационную сеть, технические средства таможенного контроля и охраны, систему обеспечения информационной безопасности таможенных органов.

Информационно-технические средства - совокупность технических средств таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами, технических средств таможенных расследований, средств вычислительной техники, средств связи, оргтехники, технических средства охраны, контрольно-измерительных приборов, лабораторного оборудования и вспомогательных технических средств.

Информационно-техническое обеспечение таможенных органов - совокупность мероприятий, направленных на поддержание информационно-технической инфраструктуры таможенных органов в постоянной готовности к использованию и обеспечение ее эффективного функционирования (строительство и реконструкция (модернизация) объектов (элементов) информационно-технической инфраструктуры таможенных органов - вычислительных центров, узлов и сетей связи, локальных вычислительных сетей и т.п., оснащение таможенных органов информационно-техническими средствами и обучение сотрудников их применению, организация эксплуатации и ремонта информационно-технических средств).

Международный информационный обмен - передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу Российской Федерации посредством взаимодействия государственных и иных организаций различных государств.

Средства международного информационного обмена - информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене.

Защита информации - совокупность правовых, организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение или затруднение нанесения ущерба собственникам информации (защита информации от иностранной технической разведки, от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, от вредоносных программ (компьютерных вирусов).

Информационная безопасность таможенных органов - состояние защищенности информационной среды таможенных органов, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах таможенной службы Российской Федерации.

Электронная почта - система пересылки сообщений между пользователями вычислительных систем, в которой средства вычислительной техники выполняют все функции по хранению и пересылке сообщений.

Электронная цифровая подпись - информационная технология идентификации пользователя путем сличения его подписи.

Метрологическое обеспечение таможенных органов - совокупность мероприятий, направленных на создание, правильный выбор и применение средств измерений, разработку и выполнение метрологических правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений с целью повышения эффективности применения информационных технологий и информационно-технических средств в деятельности таможенных органов.


_____________________________

*3десь и далее приводятся определения в соответствии с федеральными законами от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 04.07.96 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", а также взятые из нормативных документов и справочников министерств и ведомств Российской Федерации.




 
Правовые новости

Российский Правовой Портал