Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


< < Главная

Письмо Президента РФ от 8 августа 2001 г. N Пр-1436 Об отклонении Федерального закона "О дополнительном образовании"

По состоянию на 25 сентября 2006 года


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О дополнительном образовании" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 12 июля 2001 г., одобренный Советом Федерации 20 июля 2001 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Основаниями для принятия такого решения послужили концептуальная недоработанность Федерального закона, наличие в нем положений, противоречащих законодательству Российской Федерации об образовании, а также положений, выходящих за пределы предмета регулирования Федерального закона.

Федеральный закон рассматривает дополнительное образование в качестве самостоятельного уровня образования, а не как дополнительные образовательные программы и услуги, реализуемые в пределах каждого уровня образования, что следует из статей 9, 12 и 26 Закона Российской Федерации "Об образовании". По смыслу законодательства Российской Федерации об образовании содержание дополнительного образования в значительной мере является предметом свободного усмотрения образовательного учреждения и потому не требует столь подробного законодательного регулирования.

В связи с этим представляется необоснованным построение самостоятельной системы дополнительного образования, включающей в себя государственные образовательные стандарты дополнительного образования, органы управления дополнительным образованием, сеть специальных образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, а также объединения этих учреждений и организаций. Излишними также являются положения Федерального закона, определяющие государственную политику в области дополнительного образования как самостоятельное направление государственной политики в сфере образования, компетенцию Российской Федерации, полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области дополнительного образования.

Искусственность создаваемой системы дополнительного образования в части, касающейся сети образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, предопределила введение не предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании критериев деления образовательных учреждений в зависимости от возраста и количественного состава обучающихся.

Что касается организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, к которым согласно Федеральному закону относятся некоммерческие организации любой организационно-правовой формы, основной уставной целью которых является реализация дополнительных образовательных программ, включение их в систему дополнительного образования также выходит за рамки законодательства Российской Федерации об образовании. По смыслу статьи 26 Закона Российской Федерации "Об образовании" дополнительные образовательные программы могут реализовываться только в образовательных учреждениях либо посредством индивидуальной педагогической деятельности. Аналогичным образом решен данный вопрос и в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно статье 4 которого дополнительное профессиональное образование осуществляется образовательными учреждениями, имеющими соответствующие лицензии.

Кроме того, положения, касающиеся названных организаций, не получили должного развития в Федеральном законе. Указание в названии целого ряда статей Федерального закона на организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, не подкрепляется соответствующими положениями в самом тексте статей (статьи 10 - 13, 19, 20, 22, 25 и другие), что не дает четкого представления об их правовом статусе.

Не согласующимися с Законом Российской Федерации "Об образовании" являются и положения статей 4, 6 и 7 Федерального закона, предусматривающие наличие государственных образовательных стандартов дополнительного образования. В соответствии со статьей 7 названного Закона государственные образовательные стандарты устанавливаются только для основных образовательных программ.

К Федеральному закону имеются и другие замечания.

Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона определяется порядок установления ставки заработной платы педагогического работника образовательного учреждения дополнительного образования детей. Однако предлагаемый порядок не соответствует минимальной ставке заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, установленной статьей 54 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Положения Федерального закона, определяющие виды дополнительных образовательных программ, типы образовательных учреждений дополнительного образования, а также содержащие требования об ознакомлении гражданина или его законных представителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности и иными документами при приеме в образовательное учреждение дополнительного образования, по существу дублируют нормы статей 9, 12 и 16 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Пункт 2 статьи 21 Федерального закона содержит положения, касающиеся аренды образовательными учреждениями дополнительного образования и организациями, осуществляющими деятельность в области дополнительного образования, зданий, помещений, сооружений, оборудования и других основных фондов. Наличие указанных положений является излишним, поскольку они уже нашли свое отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Не являются предметом регулирования Федерального закона вопросы, предусматривающие льготы по налогообложению, которые согласно Налоговому кодексу Российской Федерации могут устанавливаться только законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также порядок размещения государственных заказов на дополнительное образование, который определяется в соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (статьи 22 и 24 Федерального закона).

Аналогичное замечание относится и к статьям 3 и 25 Федерального закона, которыми регулируются вопросы повышения квалификации работника за счет средств работодателя, а также права работника при переводе его на новое место работы, ликвидации организации или сокращении штатов, поскольку они подлежат регулированию трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 28 Федерального закона содержит положения о внесении изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об образовании", что противоречит правилам законодательной техники, согласно которым внесение изменений в законодательный акт осуществляется путем принятия специального закона.


В.Путин

< < Главная



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал