Юридическая База РФ

 


< < Главная

Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. N 90/30-16 О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей

По состоянию на 25 сентября 2006 года


В рамках программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы с 4 по 6 декабря 2000 года проведено Всероссийское родительское собрание "Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры".

Направляем обобщенные материалы по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.

Приглашаем руководителей органов управления образованием, педагогические коллективы, родительскую общественность к обмену опытом по взаимодействию образовательного учреждения и семьи на страницах педагогических средств массовой информации. Материалы можете направлять в адрес Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.

Телефон для справок: 923 - 8450, Виноградова Л.И.


Заместитель министра
Е.Е.Чепурных


Приложение 1 к письму Минобразования РФ от 31 января 2001 г. N 90/30-16


Обобщенные материалы
по итогам Всероссийского родительского собрания "Воспитание
подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры"


4 - 6 декабря 2000 г. в Москве проходило Всероссийское родительское собрание "Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры" (далее - Собрание), ставшее одним из важнейших мероприятий Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы. Цель проведения собрания - поиск новых путей взаимодействия системы образования с различными социальными институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи, в первую очередь - с семьей.

На Собрании присутствовало 320 человек из 55 регионов Российской Федерации. Среди них: представители родительской и педагогической общественности, ведомств, государственных и муниципальных органов управления образованием, различных научных и общественных организаций. Участники заинтересованно обсуждали актуальные проблемы воспитания подрастающего поколения и пути усовершенствования взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Участники Собрания отметили, что система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются: отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения.

Старшее поколение зачастую проявляет равнодушие к судьбам тех, кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое общество.

Необходимо привлечь внимание законодательной и исполнительной власти, всех здоровых сил общества к проблемам воспитания подрастающего поколения.

Участники Собрания отмечают, что:

1. В государственной политике в области образования и в законотворческой деятельности государственных органов не в полной мере реализуются следующие основополагающие принципы:

- приоритетность интересов детей, обеспечение государством их особой защиты;

- признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих несовершеннолетних детей;

- признание права ребенка на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей, могут причинить вред их нравственному, духовному, психическому и физическому развитию.

2. В полном объеме не обеспечена реализация законодательных актов Российской Федерации, направленных на поддержку и социальную защиту семьи, материнства и детства.

3. На законодательном уровне не предусмотрены правовые гарантии и конкретные формы реализации прав родителей как участников образовательного процесса, в том числе и права на осуществление контроля за содержанием и качеством образования своих детей.

4. Недостаточно внимание органов исполнительной и законодательной власти к формированию государственной политики в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания, к необходимости защиты историко-культурного и нравственно-этического наследия нашего народа, более широкому использованию этого наследия в процессе воспитания детей, сохранения и укрепления физического и духовного здоровья нации.

5. Отсутствуют законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения. Не организована государственно-общественная экспертиза информационных продуктов, распространяемых СМИ.

Участники Собрания заявляют о целесообразности:

- создания различных объединений родительской общественности в целях реализации законных прав и интересов участников образовательного процесса, поиска новых форм их взаимодействия;

- возрождения системы родительского всеобуча, развития разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня;

- организации общественной экспертизы инновационных образовательных программ, учебно-наглядных пособий и средств обучения в целях охраны здоровья и нравственности ребенка;

- сохранения и развития системы дополнительного образования детей, обеспечения его доступности для всех желающих;

- расширения взаимодействия образовательных учреждений и органов управления образованием с традиционными для нашей страны религиозными конфессиями в деле образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- объединения усилий правоохранительных и здравоохранительных органов, родительской и педагогической общественности, представителей религиозных конфессий в борьбе с наркоманией; ужесточения мер ответственности за сбыт и распространение наркотических и других психоактивных веществ.

Участники Собрания считают необходимым:

1. Одобрить инициативу Министерства образования Российской Федерации о проведении Всероссийского родительского собрания.

2. Рекомендовать Минобразованию России организовать в 2001 году Научно-практическую конференцию по проблемам воспитания детей с участием представителей родительской общественности и общественных организаций.

3. Направить обобщенные материалы по итогам Всероссийского родительского собрания в Совет Федерации и Правительство России.


Приложение 2 к письму Минобразования РФ от 31 января 2001 г. N 90/30-16


Методические рекомендации
о взаимодействии образовательного учреждения с семьей


С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В Иванове и Москве, Саранске и Петрозаводске созданы и действуют городские советы родительской общественности; практически в каждом районном центре Ленинградской области - общественные родительские организации; в Магаданской, Саратовской и других областях - областные родительские комитеты; в Тверской области - Тверская родительская общественная организация. Разнообразная практика работы с семьей складывается в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском и Красноярском краях, Волгоградской, Воронежской, Курганской, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Пермской и Ростовской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, гг.Санкт-Петербурге и Москве, других регионах России.

Так, с 1998 г. в Нижегородской области разработана и действует межведомственная программа "Семья", объединяющая различные направления деятельности: социальная поддержка, здоровье, отдых, дополнительное образование детей, поддержка одаренных детей, профилактика безнадзорности.

Правительством Республики Саха (Якутия) в 1992 г. утверждена "Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия)". Большая роль в организации процесса воспитания отведена общественной организации "Открытая школа", которая объединяет учителей, родителей, учащихся во всех 35 улусах (районах) Республики. Основная задача этой организации - консолидация сил по воспитанию детей и молодежи. Важно подчеркнуть, что данное направление деятельности активно поддержано Президентом и Правительством Республики. Их указы и постановления обеспечивают необходимую нормативную правовую поддержку реализации названных программ, обеспечивая приоритетность воспитания в образовательной политике Республики.

В ряде регионов приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. В Республике Татарстан разработана эффективная региональная модель содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, получившая одобрение коллегии Минобразования России в декабре 2000 года. В Ставропольском крае проведен конкурс здоровьесберегающих образовательных проектов. При краевом ИПК создается лаборатория "Образование и здоровье", что позволит оперативно диагностировать состояние здоровья обучающихся в школах районов края. Повышается активность родительской общественности, создан Попечительский совет.


В г.Волжске Республики Марий-Эл большое внимание в совместной работе семьи и школы уделяется проблеме предупреждения употребления психоактивных веществ. Важными условиями успеха родители и педагоги считают "воспитание всем миром", поддержку на городском уровне задачи создания единого образовательного пространства города. Городским собранием принята целевая программа воспитания на 2001 - 2004 гг., предусмотрено ее бюджетное финансирование.

В общеобразовательной школе с.Соболенка Каменского района Пензенской области большое внимание уделено координации усилий семьи и педагогических коллективов по социальной защите детей.

В Кировской области при активном участии кабинета воспитательной работы областного ИУУ успешно исследуется проблема "Духовно-нравственное возрождение личности на традициях народной культуры". Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители и классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.


Основные направления
организации работы образовательного учреждения с семьей


Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

Организация диагностической работы по изучению семей.

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам "Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного воспитания").

Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

- традиционные встречи многодетных семей;

- благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

- встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

- семейные клубы и мастерские.

Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.


Формы взаимодействия педагогов и родителей


Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы - одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению", "Психологический климат в коллективе" и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание "Роль отца в воспитании детей" и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.


Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации


Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8 - 9 классов).

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.


Организация совместной деятельности родителей и детей


Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах - единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: "Семья-эрудит", "Семейное увлечение"; читательские конференции "Круг семейного чтения" и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки "Мир наших увлечений" и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: "Спортивная семья", "Музыкальная семья", конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс "Мужчины на поверке" (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.


Управление воспитания
и дополнительного образования детей
и молодежи Минобразования России

< < Главная



 
Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки