Приказ Минобразования РФ от 31 июля 2000 г. N 2370 "Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих" (отменен)
По состоянию на 25 сентября 2006 года
С целью совершенствования дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих приказываю:
1. Утвердить прилагаемый государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих.
2. Руководителям образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку федеральных государственных служащих, привести учебные планы и программы в соответствие с требованиями настоящего стандарта, а также с квалификационными требованиями (характеристиками) по государственным должностям федеральных государственных служащих.
3. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Гуничеву В.Н.) по представлению Управления послевузовского и дополнительного профессионального образования (Безлепкина В.В.) проводить лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки федеральных государственных служащих в соответствии с перечнем направлений, указанных в приложении к настоящему стандарту.
4. Приказ Госкомвуза России от 25.12.1995 N 1700 "Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих" считать утратившим силу.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление послевузовского и дополнительного профессионального образования (Безлепкина В.В.).
Заместитель Министра
В.Д.Шадриков
Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих
(утв. приказом Минобразования РФ от 1 августа 2000 г. N 2370)
Раздел 1. Общие положения
1.1. Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных служащих (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) - образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательных учреждениях высшего, среднего или соответствующего дополнительного профессионального образования, с целью роста профессионализма и повышения квалификации федеральных государственных служащих, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.
1.2. Гражданину, претендующему на должность государственного служащего, необходимо иметь уровень профессионального образования, соответствующий квалификационным требованиям к данной должности. При этом требуется представить документы, подтверждающие его квалификацию.
1.3. Государственный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для решения профессиональных задач, соответствующих его должностным обязанностям.
1.4. Повышение квалификации (профессиональная переподготовка) государственных служащих проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
1.5. Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных служащих учитывается при прохождении ими аттестации и переводе на другие должности.
1.6. Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (далее именуется - стандарт) федеральных государственных служащих определяет основные понятия этой сферы и устанавливает: структуру дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих;
перечень направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих и требования к таким направлениям;
требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих и условиям их реализации;
требования к образовательным учреждениям, реализующим программы дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих;
общие нормативы учебной нагрузки слушателей;
государственный контроль за исполнением требований настоящего стандарта.
1.7. Положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации и реализующими программы дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих.
1.8. Положения стандарта рекомендуются для использования при профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих с учетом региональных особенностей.
Раздел 2. Нормативные ссылки
Стандарт разработан на основе:
положений Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
положений указов Президента Российской Федерации:
от 22 декабря 1993 г. N 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" (с изменениями, внесенными указами Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N 841, от11 января 1995 г. N 33, от 9 августа 1995 г. N 834);
от 30 января 1996 г. N 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы";
от 9 марта 1996 г. N 353 "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего";
от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим";
от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы";
от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих";
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. N 213; Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденных приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. N 1221; положений других нормативно-правовых актов по вопросам образования и государственной службы.
Раздел 3. Структура дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих
3.1. Структура дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих включает совокупность всех образовательных программ для высших, главных, ведущих, старших и младших государственных должностей.
3.2. Для повышения квалификации и профессиональной переподготовки федеральных государственных служащих устанавливаются образовательные программы четырех видов:
краткосрочные программы повышения квалификации объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач;
среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности;
программы профессиональной переподготовки объемом от 500 до 1000 учебных часов, осуществляемые с целью адаптации государственных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности;
программы дополнительного к высшему профессионального образования, осуществляемые в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируемые по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием, в том числе с учетом международных требований и стандартов, и утверждаемые Минобразованием России, объемом свыше 1000 учебных часов.
3.3. В целях реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих устанавливаются следующие сроки непрерывного обучения:
при повышении квалификации - от двух до шести недель с полным или частичным отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы;
при профессиональной переподготовке - от трех до шести месяцев с отрывом от государственной службы и от шести месяцев до одного года без отрыва от государственной службы..
3.4. При распределенном освоении модульных образовательных программ сроки непрерывного обучения по отдельным образовательным модулям рекомендуется устанавливать от одной недели до двух недель с отрывом от государственной службы и от двух недель до четырех недель без отрыва от государственной службы.
3.5. Допускается дистанционная технология обучения при освоении отдельных образовательных модулей соответствующих модульных образовательных программ с обязательной сдачей зачета по каждому модулю, если иное не оговаривается условиями реализации конкретной образовательной программы.
3.6. При распределенном освоении модульных образовательных программ вводится понятие равноценности дополнительного профессионального образования. Освоение нескольких образовательных модулей в рамках модульных программ краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению среднесрочной программы повышения квалификации или равноценным освоению программы профессиональной переподготовки при условии соответствия их по направлению, содержанию и форме.
3.7. Действующие на момент утверждения настоящего стандарта учебные планы и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих в течение учебного года приводятся в соответствие с настоящим стандартом.
3.8. Освоение федеральными государственными служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования завершается итоговой аттестацией, по результатам которой выдаются документы государственного образца: удостоверение о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение по краткосрочным программам);
свидетельство о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение по среднесрочным программам);
диплом о профессиональной переподготовке (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки свыше 500 учебных часов.); диплом о дополнительном к высшему профессиональном образовании (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для присвоения соответствующей дополнительной квалификации /свыше 1000 учебных часов/).
При выдаче документов государственного образца учитывается введенное понятие равноценности дополнительного профессионального образования.
3.9. Лицам, не завершившим освоение избранной программы дополнительного профессионального образования или же не прошедшим итоговую аттестацию, выдается академическая справка, в которой отражается объем и содержание освоенных тем.
Раздел 4. Требования к направлениям дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих
4.1. Направления дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих определяют общую направленность образовательных программ и используются при выборе необходимого образовательного учреждения.
4.2. Перечень направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих, реализуемых в рамках настоящего стандарта, приведен в приложении.
4.3. Конкретные направления дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих, устанавливаются образовательным учреждениям при получении ими лицензии на право ведения дополнительной профессиональной образовательной деятельности.
4.4. Конкретное направление дополнительного профессионального образования федерального государственного служащего выбирается из перечня направлений с учетом:
вида профессиональной деятельности государственного служащего (управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно- исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая);
квалификационных требований к конкретной должности;
конкретных целей обучения;
региональных и отраслевых особенностей и специфики государственного органа, направляющего федерального государственного служащего на учебу.
Раздел 5. Требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих
5.1. Образовательные программы определяют содержание дополнительного профессионального образования.
5.2. Образовательные программы дополнительного профессионального образования должны обеспечивать его преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования соответствующего направления обучения.
5.3. Образовательные программы должны быть совместимыми по видам и срокам и учитывать возможности обеспечения равноценности дополнительного профессионального образования.
5.4. Образовательные программы состоят из блоков или модулей. Образовательный модуль - относительно самостоятельная часть образовательной программы, комплексно охватывающая определенную тему и позволяющая осваивать ее автономно.
Блок - относительно самостоятельная часть образовательной программы, которая может включать несколько тем или модулей, объединенных по характеру материала (теоретический, прикладной и др.).
5.5. В зависимости от исходного уровня образования и подготовки служащего, его личностных особенностей, квалификационных требований (профессиональных стандартов), установленных для служащих, замещающих соответствующие государственные должности государственной службы, и от целей обучения образовательные программы дополнительного профессионального образования должны предусматривать (включать):
входное профориентационное тестирование, позволяющее определять исходный уровень подготовки служащего по выбранному направлению обучения, а также его личностные особенности и склонности;
блок общепрофессиональных дисциплин (образовательных модулей), позволяющий получить (дополнить) необходимые теоретические знания по выбранному направлению, которые соответствуют цели обучения;
блок специальных дисциплин (образовательных модулей), позволяющих получить необходимые знания и умения в постановке и решении профессиональных задач, которые соответствуют квалификационным требованиям (профессиональным стандартам) конкретной должности государственной службы и цели обучения;
блок вспомогательных дисциплин по выбору (образовательных модулей), позволяющих служащему выбрать дисциплины по интересам и способствующих развитию личности;
практику или стажировку, способствующие получению навыков практического использования полученных знаний.
5.6. Предлагаемый набор блоков и образовательных модулей программ должен обеспечивать возможность различной их компоновки в зависимости от конкретных целей обучения.
5.7. Соотношение различных блоков и модулей в образовательной программе, а также формы и режимы обучения устанавливаются с учетом целей и сроков обучения, интересов заказчика, образовательного учреждения и личностных особенностей служащего.
5.8. Образовательные программы дополнительного профессионального образования должны ориентироваться на современные эффективные формы, методы и средства обучения и контроля знаний, управления образовательным процессом.
5.9. Образовательные программы дополнительного профессионального образования должны обеспечивать обучение в соответствии с поставленными целями. Как правило, цель обучения должна предусматривать совершенствование умения самостоятельно ставить и решать ряд конкретных профессиональных задач, соответствующих должностным обязанностям служащего.
5.10. Качество освоения программ подтверждается введением распределенного промежуточного контроля(по модулям, темам или блокам программы) и заключительного контроля. Вид и средства контроля выбираются при разработке образовательной программы в соответствии с ее целями и сроками освоения.
5.11. Конкретное содержание образовательных программ дополнительного профессионального образования государственных служащих определяется образовательным учреждением исходя из целей и сроков обучения, а также в соответствии с квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к государственным должностям государственной службы с учетом отраслевых и региональных особенностей.
Раздел 6. Требования к образовательным учреждениям, реализующим программы дополнительного профессионального образования государственных служащих
6.1. Образовательное учреждение, проводящее профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности по направлениям обучения в соответствии с перечнем направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих (приложение).
6.2. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему государственной лицензии.
6.3. Образовательные учреждения для реализации программ дополнительного профессионального образования государственных служащих выбираются из перечня образовательных учреждений, утверждаемого постановлением Правительства Российской Федерации..
Раздел 7. Общие нормативы учебной нагрузки
7.1. Объем учебной нагрузки слушателей не должен превышать в неделю:
36 часов аудиторной учебной работы - при обучении с отрывом от государственной службы (очная форма);
14 часов аудиторной учебной работы - при обучении без отрыва от государственной службы(вечерняя форма);
не менее 16 часов аудиторной работы - при обучении с частичным отрывом от государственной службы.
7.2. Общий объем учебной нагрузки слушателей не должен быть менее 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. При расчете учебной нагрузки слушателей, обучающихся без отрыва или с частичным отрывом от государственной службы, рабочее время по месту основной работы включается в 54 часа.
Раздел 8. Государственный контроль за исполнением стандарта
8.1. Организацию государственного контроля за соблюдением требований настоящего стандарта осуществляет федеральный центральный орган управления образованием совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, направляющими федеральных государственных служащих на обучение, а также государственные органы, в ведении которых находятся образовательные учреждения, осуществляющие повышение квалификации и профессиональную переподготовку федеральных государственных служащих.
8.2. За несоблюдение требований настоящего стандарта к образовательному учреждению применяются санкции, предусмотренные статьями 38, 49 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Стандарт разработан рабочей группой, включающей представителей Минобразования России, Минтруда России, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
Приложение к Государственному образовательному стандарту дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих
Перечень направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих
1. Управленческое ("Государственное строительство и управление", "Управление государственной собственностью", "Управление персоналом", "Управление образованием, наукой", "Государственное и муниципальное управление", "Антикризисное управление", "Социология и психология" и др.).
2. Организационно-экономическое ("Государственная служба в Российской Федерации", "Экономическая и социальная политика", "Организация торгов на закупку продукции для государственных нужд", "Военно-экономическая безопасность государства", "Государственное регулирование рыночной экономики", "Мировая экономика", "Международные экономические отношения" и др.)
3. Планово-финансовое ("Финансы и кредит", "Финансовое управление", "Бюджетный учет", "Бухгалтерский учет" и др.)
4. Информационно-аналитическое ("Информационные технологии в управлении", "Документоведение" и т.п.).
5. Инновационное ("Анализ и управление инновационными проектами" и др.)
6. Правовое ("Юриспруденция", "Правовое обеспечение государственной службы", "Политология" и т.п.)
7. Экологическое ("Экология", "Экологическая безопасность" и др.).
8. Маркетинговое ("Кадровый маркетинг", "Кадровый мониторинг" и др.).
9. Языковое ("Деловой иностранный язык").