Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Письмо Минобразования РФ от 16 мая 2000 г. N 718/11-13 "О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2000/2001 учебном году"

По состоянию на 25 сентября 2006 года


Историческое и обществоведческое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест.

В 1999 году приказом Министерства образования России (от 30.06.99 N 56) был утвержден обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, разработаны и изданы примерные программы по истории и обществознанию для средней (полной) общей школы (изд-во "Дрофа", 2000).

Утвержден новый Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования на 2000/2001 год (приказ Минобразования РФ от 29.12.99 N 1428). Он отличается тем, что в нем впервые предпринята попытка выстроить комплект учебников по законченным содержательным линиям с 5 по 11 класс по всем периодам отечественной и всеобщей истории, курсам обществознания.

К новому учебному году будут изданы следующие учебники по истории:

Колпаков С.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История Древнего мира, 5 кл. - М., Баласс.

Бойцов М.А., Шукуров P.M. История Средних веков, 6 кл. - М., Русское слово.

Жарова Л.Н., Мишина И.А., Загладин Н.В. Новая история, 8 кл. - М., Русское слово.

Захарова Е.Н. Новая история, 8 кл. - М., Мнемозина.

Новейшая история зарубежных стран. XX век, 11 кл./авт. кол. под рук. А.М.Родригеса - М., Владос.

Выходят несколько вариативных учебников по обществознанию:

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Введение в обществознание, 8 кл. (1-я часть комплекта для 8, 9 классов). - М., Баласс.

Обществознание, 8 - 9 кл./авт. кол. под рук. А.Ф.Никитина - М., Просвещение.

Никитин А.Ф. Обществознание, 8 кл. - М., Дрофа.

Никитин А.Ф. Обществознание, 9 кл. - М., Дрофа.

Мушинский В.О. Обществознание, 8 кл. - М., ЦГО.

Мушинский В.О. Обществознание, 9 кл. - М., ЦГО.

Кравченко А.И. Обществознание, 9 кл. - М., Русское слово.

Кравченко А.И. Обществознание, 10 - 11 кл. - М., Русское слово.

С учетом значимости правового образования как важнейшего фактора социализации личности, как условия построения правового государства в последние годы усилилось внимание к изучению вопросов права в системе обществоведческого образования. В настоящее время правовое образование существует в школьных учебных курсах в двух формах - интегративной и профильной (модульной). Это нашло отражение как в создании учебников по праву для факультативных курсов, так и в более широком включении правоведения в курсы обществознания. Правовые курсы также включаются в региональные и школьные учебные планы.

Созданы новые учебные пособия по праву:

УМК "Основы правовых знаний" для 7 - 11 классов (программы, учебники, пособия для учителя, практикум, задачник, хрестоматия, юридический словарь, серия видеофильмов), Российский фонд правовых реформ (изд-во "Вита-пресс");

учебник для факультативных занятий в старшей школе "Введение в право"), авт. А.В.Ильин, С.А.Морозова (изд-во "Специальная литература", Санкт-Петербург);

учебные пособия для старшеклассников Е.А.Певцовой: "Мир права вокруг нас" (изд-во "ЦГО") и "Основы правовых знаний" (изд-во "Владос").

После того как определилось содержание исторического и обществоведческого образования и было создано его учебно-методическое обеспечение, появилась возможность определить критерии объективной оценки результатов обучения учащихся по истории и обществознанию.

Издательство "Дрофа" выпустило сборники "Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории" и "Оценка качества выпускников основной школы по обществознанию" (М., 2000 г.). В сборники включены все необходимые для учителя истории и обществознания нормативные документы (обязательный минимум содержания, примерные программы, требования к уровню подготовки выпускников 9 класса по истории и обществознанию и образцы заданий для проверки достижений учащимися этих требований). Требования сформулированы в общей форме - по видам деятельности и умениям, а затем конкретизированы по основным разделам истории и обществознания.

В сборник по истории включены проверочные работы, позволяющие проверить знание дат, фактов, терминов, понятий, представления о причинно-следственных связях, некоторые классификационные навыки. Каждое задание имеет шифр, показывающий, какой раздел истории и какой вид знания, деятельности проверяется. Работы рассматриваются как составная часть (этап) проверки исторической подготовки школьников, предваряющая, но не заменяющая экзамены. Оценка результатов осуществляется в виде квалификационного заключения "зачет" - "незачет" или отметки "удовлетворительно" при правильных ответах на 60 - 70 % заданий. Отметки "хорошо" (4) или "отлично" (5) могут быть выставлены при комплексной аттестационной проверке, включающей все предусмотренные требованиями элементы исторической подготовки школьников. Развернутые устные и письменные ответы учащихся оцениваются на основе экспертного заключения.

Обществознание - дисциплина мировоззренческого характера. Она вооружает учащихся знаниями об обществе и стимулирует выражение собственного отношения к общественным процессам и явлениям. Тестовая проверка знаний - только один вид проверки. В проверочную работу тестового характера, предлагаемую в сборнике по обществознанию, включены 45 заданий, большинство из которых требуют выбора ответа, а некоторые из них - самостоятельной аргументированной оценки общественных ситуаций. При выставлении оценок за проверочную работу следует учитывать не только общее количество правильно выполненных заданий, но и выполнение заданий разного уровня:

"3" - за правильное выполнение не менее 50% заданий;

"4" - за правильное выполнение не менее 60% от общего числа заданий при обязательном выполнении ряда заданий на оценку общественных ситуаций;

"5" - за правильное выполнение не менее 90% заданий, в том числе всех заданий на оценку общественных ситуаций.

По примеру предложенных в сборниках "Оценка качества... " по истории и обществознанию итоговых проверочных работ учитель может составить свои проверочные работы, соответствующие определенным требованиям: они обязательно должны быть различного уровня сложности; включать в себя как задания с выбором ответа, рассчитанные на воспроизведение и применение знаний в знакомых ситуациях, так и задания со свободно конструируемым ответом на оценку учащимися исторических и общественных явлений. Практика использования этих сборников в школах показала: тестирование, мониторинг, измерители стали не только ориентиром при проверке знаний и умений, но и важным элементом целеполагания, используемого при планировании и организации учебной работы.

Обращаем еще раз ваше внимание на то, что итоговая аттестация по гуманитарным, социально-экономическим дисциплинам не может ограничиться одной итоговой проверочной работой тестового характера. Необходимо использовать и традиционные формы оценки в виде устных и письменных экзаменов, собеседований, рефератов.

К новому учебному году будут изданы сборники "Оценка качества подготовки выпускников" по истории и обществознанию для средней (полной) школы.

Как и в прошлом учебном году выпускникам 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений в аттестатах выставляются отметки по истории России, всеобщей истории, обществознанию. Экзамены проводятся по любому из выбранных учеником предметов. Являясь равноправным участником школьного учебного процесса, ученик может выбрать форму экзамена (по билетам, собеседование, защита реферата, письменная работа, тестирование), безусловно, с учетом рекомендаций учителя-предметника. Общеобразовательное учреждение имеет право внести в предложенные Министерством примерные билеты по истории и обществознанию изменения, дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающие профиль школы, а также разработать собственные билеты и вопросы.

Минобразованием России с целью обеспечения преемственности школы и вуза на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования утверждены примерные программы вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы) по всем дисциплинам, в том числе по истории России и обществознанию (письмо Минобразования РФ от 17.02.2000 N 14-51-129 ин/12 "Справочник для поступающих в высшие учебные заведения РФ в 2000 году". - М., Высшая школа, 2000). В целях обеспечения равных прав граждан при поступлении в вузы не допускается устанавливать вступительные экзамены по отдельным разделам обществознания и запрещается вводить в программы вступительных испытаний вопросы, выходящие за рамки указанных примерных программ ("Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти" утвержден приказом Минобразования РФ от 24.02.98 N 500; изменения и дополнения к нему утверждены приказом Минобразования РФ от 16.03.99 N 640).

С 16 по 22 апреля 2000 года в г.Великом Новгороде проводилась Первая Всероссийская олимпиада школьников по истории. В ней приняли участие 95 учащихся из 37 регионов страны. Олимпиада по истории привлекла внимание общества к проблемам школьного исторического образования и гражданско-патриотического воспитания, способствовала развитию у школьников интереса к историческим наукам и выявила юных талантливых историков. Олимпиада по истории будет проводиться один раз в два года. В 2001 году планируется проведение Всероссийской олимпиады по обществознанию (вместо олимпиады по правовому образованию), которая также будет проходить один раз в два года (письмо Департамента общего среднего образования от 17.01.2000 N 28/11-13).

В настоящее время разработана и обсуждается в педагогической печати концепция содержания образовательной области "Обществознание" в 12-летней школе, включающая предметные концепции по истории, обществознанию, географии. Рекомендуем эти документы обсудить и высказать свои замечания и предложения на августовских совещаниях.


Руководитель Департамента общего
среднего образования
М.Р.Леонтьева


< < Главная



 
Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки