Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Гигиенические требования к планированию и осуществлению изменений структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) (утв. постановлением пленума Межведомственного научного совета по гигиене и охране здоровья детей и подростков РАМН и Минздрава России 7 апреля 2000 г. (протокол N 1))

Архив тесты документа с изменениями и дополнениями на 25 сентября 2006 года


Введение


Одним из побудительных мотивов реформирования школьного образования указывается забота об охране и укреплении здоровья учащихся. Однако в проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) приоритет сохранения здоровья учащихся лишь декларируется и не опирается на современную научно-практическую базу, не имеет должной личностной ориентации нового содержания образования. Крайне неудовлетворительное состояние здоровья современных школьников разработчиками концепции не воспринимается как негативная реальность, которую надлежит учитывать. Кроме того, в настоящее время лишь 27% учреждений для детей и подростков в России отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, что также должно учитываться при реформировании системы общего среднего образования.

В связи со значительным вкладом школьных факторов в формирование здоровья детей в концепции и в последующих ее развитию документах должны быть учтены следующие принципиально важные требования.


Общие медико-профилактические требования


В проекте концепции указано, что начальный возраст обучающихся - не менее 6 лет на 1 сентября, что приведет в самое ближайшее время к переходу школ на обучение шестилетних детей, возможность систематического обучения детей с 6 лет показана научными исследованиями. Однако современная школа не располагает необходимыми адекватными как педагогическими, так и санитарно-гигиеническими условиями для их нормального развития и обучения. Главной причиной несостоятельности этого решения является крайне неудовлетворительное состояние здоровья детей, поступающих в школу, среди которых лишь 8-10% могут быть отнесены к 1-й группе здоровья. К систематическому обучению в школе должны приступать дети, имеющие соответствующие показатели состояния здоровья, развитие психофизических функций и социальную адаптацию, что в современных условиях наблюдается у детей 8-го или 7-го года жизни. Поэтому в соответствии с современным санитарным законодательством (СП 2.4.2.782-99) прием детей в 1-е классы школ должен осуществляться при достижении ими к 1 сентября учебного года не менее 6 лет 6 месяцев на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Для облегчения адаптации первоклассников к учебным нагрузкам необходимо использование в первых классах "ступенчатого" режима учебных занятий для первоклассников с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре - 3 урока 35-минутной продолжительности; со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый; со второго полугодия - 4 урока продолжительностью 45 минут.

Для школьников, среди которых более половины имеют хронические заболевания, личностная ориентация образования прежде всего должна предусматривать индивидуализацию их обучения, построенную с обязательным учетом состояния здоровья детей.

Образовательные технологии, учитывающие состояние здоровья детей, становятся здоровьесберегающими. На их широкое распространение должна ориентировать концепция 12-летнего образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- ранжирование содержания учебных предметов на уровни - от минимально необходимого (стандарта обучения), на который отводится 75% учебного времени, до более высоких (среднего и высокого), на которые соответственно отводится 15 и 10% учебного времени;

- индивидуализация обучения, предусматривающая разноуровневое освоение учебного материала в зависимости от состояния здоровья, познавательных возможностей и темпа учебной работы разных школьников (примером такой организации педагогического процесса может служить "модульная технология");

- построение педагогического процесса, предусматривающее повышение двигательной активности учащихся (физкультминутки, возможность перемещения по классу, приемы самомассажа), обязательную профилактику общего и зрительного утомления, в том числе с использованием средств физической культуры;

- внедрение структуры учебного года, позволяющей более равномерно распределять учебную нагрузку (чередование в течение учебного года 5-6 недель учебной работы с каникулярным отдыхом детей продолжительностью не менее недели).

Успешность реализации индивидуализирующих педагогических технологий напрямую зависит от наполняемости классов. Наиболее эффективно можно использовать индивидуализирующие технологии при наполняемости класса не более 20 человек, а в начальной школе - 15. Это согласуется и со складывающейся демографической ситуацией в стране, при которой в ближайшее время количество обучающихся в общеобразовательных школах детей снизится с 21 до 13 млн.

Для учащихся 5-12-х классов всех видов общеобразовательных учреждений с углубленным содержанием обучения не допускается 5-дневная учебная неделя.


Физиолого-гигиенические требования к структуре
и содержанию 12-летней школы


Изменение структуры 12-летней школы должно способствовать уменьшению учебных нагрузок на детей I и III ступеней обучения, что в реальных условиях может быть достигнуто за счет исключения устаревших разделов из сложившегося объема учебного материала.

Содержание образования должно быть приведено в полное соответствие с возрастными особенностями школьников.

Обеспечение сокращения учебной нагрузки на 20%, продекларированное концепцией, должно быть достигнуто в том числе за счет строгого соблюдения гигиенических требований к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса:

 
------------------T-----------------------------------------------------¬
¦     Классы      ¦    Максимально допустимая недельная нагрузка, ч     ¦
¦                 ¦                                                     ¦
¦                 +--------------------------T--------------------------+
¦                 ¦   при 6-дневной неделе   ¦   при 5-дневной неделе   ¦
+-----------------+--------------------------+--------------------------+
¦       1-е       ¦            22            ¦            20            ¦
+-----------------+--------------------------+--------------------------+
¦      2-4-е      ¦            25            ¦            22            ¦
+-----------------+--------------------------+--------------------------+
¦       5-е       ¦            31            ¦            28            ¦
+-----------------+--------------------------+--------------------------+
¦       6-е       ¦            32            ¦            29            ¦
+-----------------+--------------------------+--------------------------+
¦       7-е       ¦            34            ¦            31            ¦
+-----------------+--------------------------+--------------------------+
¦     8-10-е      ¦            35            ¦            32            ¦
+-----------------+--------------------------+--------------------------+
¦     11-12-е     ¦            36            ¦            33            ¦
L-----------------+--------------------------+---------------------------
 

При этом часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школе должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.

Школьное образование должно строить педагогические воздействия с учетом возрастной сенситивности детского организма к основным факторам, воздействующим на рост и развитие ребенка, формирование здоровья детской популяции. Это прежде всего относится к режиму двигательной активности младших школьников (7-9 лет) - сенситивных к физическим нагрузкам. В этом возрасте рациональный двигательный режим является самым продуктивным по накапливанию детским организмом функциональных резервов, необходимых ему для устойчивости к большим учебным нагрузкам в более старшем возрасте. На этапе полового созревания (10-14 лет) растущий организм утрачивает свою сенситивность к спортивным нагрузкам, которая восстанавливается вновь лишь после завершения полового созревания.

Рациональный двигательный режим для младших школьников должен стать приоритетом начального образования. Для этого школьный компонент обучения младших школьников должен заполняться преимущественно предметами двигательно-активного характера (корригирующая осанку гимнастика, ритмика, хореография, танцы бальные и современные, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.), а не такими противоречащими задачам начального обучения и возрастным возможностям детей дисциплинами, как риторика, стилистика, пропедевтика физики, химии, астрономии, биологии. В каждой возрастной группе занятия по физвоспитанию должны быть обеспечены специально разработанными программами для девочек и мальчиков.

В возрасте 11-12 лет дети особенно чувствительны к воздействию внешнесредовых факторов, в том числе внутришкольных, что обязательно должно учитываться, в том числе и в величинах нагрузок на детей.

Для удовлетворения биологической потребности школьников в движении объем ежедневной двигательной активности должен составлять не менее двух часов. Он складывается из участия школьников в комплексе мероприятий для каждой школы: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, спортивный час в продленном дне, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой.

Целесообразно увеличение времени на занятия физической культурой до трех уроков в неделю с дифференциацией содержания обучения в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья детей.

В обеспечении оптимального двигательного режима детей должны использоваться возможности как школьного обучения, так и дополнительных его видов, в том числе с использованием платных услуг соответствующих специалистов.

Внеклассная учебная деятельность (приготовление уроков) должна планироваться исходя из возможности ее выполнения: первоклассниками (со второго полугодия) в пределах 1 часа, во 2-м классе - до 1,5 часа, в 3-4-м - до 2 часов, в 5-6-м - до 2,5 часа, в 7-8-м - до 3 часов, в 9-12-м - до 4 часов.

В процессе воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях должно осуществляться их гигиеническое воспитание и обучение. Частью инвариантного содержания образования в основной и средней школе должен стать специальный курс "Основы формирования здоровья".


Требования к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров


В программах додипломной подготовки и послевузовского профессионального образования педагогических работников обязательно должны быть представлены специальные курсы по возрастной физиологии, гигиене детей и подростков, школьной медицине, медико-социальным проблемам подростков.

При подготовке, переподготовке и повышении квалификации, а также аттестации должностных лиц образовательных учреждений обязательным является гигиеническое воспитание и обучение по специальным программам.

Необходимо предусмотреть программы социальной поддержки и укрепления здоровья школьных педагогов.


Требования к условиям осуществления изменений структуры и содержания
общего среднего образования в 12-летней школе


В соответствии с действующим законодательством* во всех образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации рационального питания, и гигиеническое обучение учащихся и работников. При организации питания в образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания для детей соответствующего возраста.

Наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам образовательной деятельности в данном учреждении должно быть обязательным условием лицензирования образовательных учреждений.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

Образовательные учреждения (их учредители) должны проводить работы по обоснованию безопасности для детей используемых образовательных технологий.

Образовательные учреждения должны осуществлять контроль за условиями воспитания и обучения детей, в том числе с использованием лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением профилактических мероприятий.

Условия обучения детей должны соответствовать санитарным правилам 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", введенным в действие с 1 января 2000 года.

 
------------------------------

* Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" oт 30.03.99 N 52-ФЗ



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал