Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Письмо Президента РФ от 23 июня 1999 г. N Пр-804 Об отклонении проекта федерального закона "О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве, и компенсации потерь в связи с его нарушением"

По состоянию на 25 сентября 2006 года


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 21 мая 1999 г. и одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 г. Федеральный закон "О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве, и компенсации потерь в связи с его нарушением" (далее именуется - Федеральный закон).

Федеральным законом предусматриваются расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" такие расходы не устанавливались. В связи с этим Федеральный закон не может вступить в силу в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 9 Федерального закона.

Федеральным законом закрепляются виды расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, которые не определены Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации". Вместе с тем в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее изменяющих. Изменения в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете.

В Федеральном законе употребляется множество неопределенных в правовом отношении понятий и терминов, например, "обмен на рынке результатами труда", "рентабельность сельскохозяйственной продукции" и так далее. Не оспаривая такие понятия и термины по существу, полагаю недопустимым их использование в федеральных законах.

По конкретным положениям Федерального закона имеются следующие замечания.

Пунктом 1 статьи 1 предмет регулирования Федерального закона определяется таким образом, что неясно, регулируются им имущественные, административные или какие-то иные отношения.

В статьях 3 - 5 Федерального закона затрагиваются вопросы, касающиеся мониторинга паритета цен. При этом указывается, что под мониторингом паритета цен понимается государственный контроль за уровнем и соотношением цен. Вместе с тем в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в частности со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены определяются по соглашению сторон, и лишь в случаях, предусмотренных законом, допускается применение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. В Федеральном законе говорится не об установлении и регулировании цен, а об обеспечении паритета цен посредством выплаты так называемых компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Таким образом, Федеральным законом предлагается решать вопросы, касающиеся цен, по-иному, чем предусмотрено в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона либо дублируются положения Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного комплекса", либо регулируются соответствующие отношения по-иному.

Пунктом 2 статьи 7 устанавливается необходимость формирования специальных фондов для поддержания паритета цен. Однако возможность создания таких фондов не допускается Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" и Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации". Что касается требования формирования данных фондов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, то данное требование следует признать неконституционным, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления решают указанные вопросы самостоятельно.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона предусматривается списание долгов с сельскохозяйственных товаропроизводителей и установление им льгот вопреки требованиям Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", а также Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации". Неясно, почему не выполнено требование статьи 14 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации", в частности не решен вопрос о внесении изменений в соответствующие законодательные акты Российской Федерации, в том числе касающиеся налогов и сборов и федерального бюджета. В названном пункте даны конкретные поручения Центральному банку Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и другими федеральными законами федеральные органы законодательной власти подобными полномочиями не наделены.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона регулируются некоторые вопросы, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности. При этом игнорируется то обстоятельство, что соответствующие вопросы могут быть урегулированы только в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Статьей 9 Федерального закона предусматривается вступление его в силу со дня официального опубликования. При этом в Федеральном законе прямо не говорится о том, в какой части он имеет обратную силу, хотя в нем содержатся требования о частичной компенсации финансовых потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с нарушением паритета цен в 1991 - 1998 годах.

Федеральный закон имеет и другие не менее серьезные недостатки, свидетельствующие о его неприемлемости.


Б.Ельцин


< < Главная



 
Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки